Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собст- псмные имена существительные; учить подбирать примеры таких i нов самостоятельно; развивать речь, умение наблюдать.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать Ьсциальную терминологию при определении части речи; само- цоительно подбирать имена существительные в каждую группу; I ос гавлять устный рассказ-описание по картине; работать с не- I колькими источниками информации.
Ход урока
CCLXXVII. Организационный момент
Актуализация знаний
Словарная работа
- Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинаковое имя? Как их отличить? (По фамилии.)
Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рожде- Имм, также как имя.
Найдите это словарное слово на с. 55, спишите в тетрадь, выделите непроверяемую гласную.
Представьте такую ситуацию: два человека являются тезками, имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? {По отчеству.)
(Учитель рассказывает о значении слова отчество.)
('лово отчество означает «имя по отцу». Человек получает от- Мство от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, Чьими сыновьями или дочерьми они являются.
Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запишите это слово рядом с первым, выделите непроверяемую гласную.
Орфографическая минутка
[ — Запишите фамилии и имена ребят нашего класса: вариант I пишет имена и фамилии мальчиков; вариант (I — имена девочек.
| - Подчеркните орфограммы.
I - Какую орфограмму выделили во всех словах
CCLXXVIII. Самоопределение к деятельности
— К какой группе имен существительных относятся все эш слова?
— Какие имена собственные вы записали: одушевленные или неодушевленные? Докажите.
— Определите тему урока по упражнениям из словарной и ор фографической работы.
V. Работа по теме урока
Упр. 92 (с. 54).
(Выполняется в соответствии с заданиями.) Упр. 93 (с. 54).
(Коллективное обсуждение картины, работа по заданиям упражнения. Затем учащиеся готовят связный рассказ в течение 3—5 минут. Несколько ответов заслушиваются, анализируются )
VI. Физкультминутка
Утром налесной опушке Собираются зверушки. Все приучены к порядку: Дружно делают зарядку.
VII. Закрепление пройденного материала
Упр. 96 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.) Упр. 94 (с. 55).
(Работа в парах. Две пары отвечают у доски. Класс оценивап их работу.)
VIII. Рефлексия
— Составьте из данных слов полные имена двух писателе II, Запишите в алфавитном порядке.
Александр, Чуковский, Сергеевич, Корней, Пушкин, Иванович.
(Фронтальная проверка, самооценка.)
XL. Подведение итогов урока
— Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?
— К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Где допустили ошибки?
Домашнее задание
III.Выполнить упр. 95 (с. 55).
IV.Узнать происхождение своей фамилии, пользуясь специальными справочниками или сайтами Интернета.
Урок 113. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет
Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собст- |н иные имена существительные; учить подбирать примеры таких | mm самостоятельно; развивать речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать i иоггвенные имена существительные; использовать специальную И'рминологию при определении части речи; самостоятельно подби- |М м. имена существительные в каждую группу; озаглавливать текст.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Словарная работа
— Запишите слово шел с разными приставками. Прочитайте слова, которые получились.
— Как написали приставки?
— Какую гласную написали в основе слова? Подчеркните ее. Запомните это слово.
V.Орфографическая минутка
— Какие слова вы написали в домашней работе с заглавной буквы?
— Кто выполнил дополнительное задание? (Заслушиваются 2—3 доклада учащихся о происхождении сво-
р|| фамилии.)
Откройте учебник на с. 56 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». (Учитель вместе с сильными учениками читает текст.)
— Какие способы возникновения фамилий вы узнали? Как образована ваша фамилия?
XLI. Самоопределение к деятельности
» - Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Я на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила, пряла. Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто гут подскажет? (Золушка.)
Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовется... (Чиполлино.
Лечит он больных зверей,
Лечит маленьких детей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... {Айболит).
Толстяк живет на крыше
Летает он всех выше. (Карлсон.)
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой. (Буратино.)
CCLXXIX.Как вы написали имена сказочных героев?
CCLXXX.Определите тему урока.
Работа по теме урока
Упр. 97 (с. 57).
(Коллективное выполнение. Ответы на вопросы записываю! с комментированием.) Упр. 99 (с. 58).
(Самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой.)
Физкультминутка
Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, На четыре — руки вниз.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 267.