Урок 112. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собст- псмные имена существительные; учить подбирать примеры таких i нов самостоятельно; развивать речь, умение наблюдать.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать Ьсциальную терминологию при определении части речи; само- цоительно подбирать имена существительные в каждую группу; I ос гавлять устный рассказ-описание по картине; работать с не- I колькими источниками информации.

Ход урока

CCLXXVII. Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

- Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинако­вое имя? Как их отличить? (По фамилии.)

Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рожде- Имм, также как имя.

Найдите это словарное слово на с. 55, спишите в тетрадь, выделите непроверяемую гласную.

Представьте такую ситуацию: два человека являются тез­ками, имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? {По отчеству.)

(Учитель рассказывает о значении слова отчество.)

('лово отчество означает «имя по отцу». Человек получает от- Мство от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, Чьими сыновьями или дочерьми они являются.

Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запи­шите это слово рядом с первым, выделите непроверяемую гласную.

Орфографическая минутка

[ — Запишите фамилии и имена ребят нашего класса: вариант I пишет имена и фамилии мальчиков; вариант (I — имена девочек.

| - Подчеркните орфограммы.

I - Какую орфограмму выделили во всех словах

CCLXXVIII. Самоопределение к деятельности

— К какой группе имен существительных относятся все эш слова?

— Какие имена собственные вы записали: одушевленные или неодушевленные? Докажите.

— Определите тему урока по упражнениям из словарной и ор фографической работы.

V. Работа по теме урока

Упр. 92 (с. 54).

(Выполняется в соответствии с заданиями.) Упр. 93 (с. 54).

(Коллективное обсуждение картины, работа по заданиям упражнения. Затем учащиеся готовят связный рассказ в течение 3—5 минут. Несколько ответов заслушиваются, анализируются )

VI. Физкультминутка

Утром налесной опушке Собираются зверушки. Все приучены к порядку: Дружно делают зарядку.

VII. Закрепление пройденного материала

Упр. 96 (с. 55).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.) Упр. 94 (с. 55).

(Работа в парах. Две пары отвечают у доски. Класс оценивап их работу.)

VIII. Рефлексия

— Составьте из данных слов полные имена двух писателе II, Запишите в алфавитном порядке.

Александр, Чуковский, Сергеевич, Корней, Пушкин, Иванович.

(Фронтальная проверка, самооценка.)

XL. Подведение итогов урока

— Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?

— К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Где допустили ошибки?

Домашнее задание

III.Выполнить упр. 95 (с. 55).

IV.Узнать происхождение своей фамилии, пользуясь специ­альными справочниками или сайтами Интернета.

Урок 113. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет

Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собст- |н иные имена существительные; учить подбирать примеры таких | mm самостоятельно; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать i иоггвенные имена существительные; использовать специальную И'рминологию при определении части речи; самостоятельно подби- |М м. имена существительные в каждую группу; озаглавливать текст.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

— Запишите слово шел с разными приставками. Прочитайте слова, которые получились.

— Как написали приставки?

— Какую гласную написали в основе слова? Подчеркните ее. Запомните это слово.

V.Орфографическая минутка

— Какие слова вы написали в домашней работе с заглавной буквы?

— Кто выполнил дополнительное задание? (Заслушиваются 2—3 доклада учащихся о происхождении сво-

р|| фамилии.)

Откройте учебник на с. 56 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». (Учитель вместе с сильными учениками читает текст.)

— Какие способы возникновения фамилий вы узнали? Как образована ваша фамилия?

XLI. Самоопределение к деятельности

» - Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Я на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила, пряла. Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.

 

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто гут подскажет? (Золушка.)

 

Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно он зовется... (Чиполлино.

Лечит он больных зверей,

Лечит маленьких детей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... {Айболит).

Толстяк живет на крыше

Летает он всех выше. (Карлсон.)

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой. (Буратино.)

CCLXXIX.Как вы написали имена сказочных героев?

CCLXXX.Определите тему урока.

Работа по теме урока

Упр. 97 (с. 57).

(Коллективное выполнение. Ответы на вопросы записываю! с комментированием.) Упр. 99 (с. 58).

(Самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой.)

Физкультминутка

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, На четыре — руки вниз.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 267.