Результаты оценки стратегической ситуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

• При сравнении профиля организации с формированием развивающейся внешней среды получают влияние на организацию общества, характер законодательных ограничений и политического воздействия на деятельность организации

• На второй стадии определяются отличительные черты организации , позволяющие ей использовать благоприятные возможности и нейтрализовать угрозы или смягчить их воздействие

• Центральное место на третьей стадии является выявление и анализ стратегических разрывов

Стратегические разрывы

• Это разница между выбранным ( запланированным ) курсом развития организации и курсом развития в новой изменяющейся среде.

Анализ альтернатив и выбор стратегии

Лекция 9

Рассматриваемые вопросы

1.Стадии и факторы выбора стратегии

2.Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ)

3.Концепция базовой стратегии

4. Временной аспект стратегии

Использованная литература

• 1.Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой,Н.А.Соломатина .-М.:ИНФРА-М,2008,-736с/

1.Стадии и факторы выбора стратегии

• Личко Г.П.МИТСО

Выбор стратегии Осуществляется после анализа внешних опасностей и новых возможностей.

Он является центральным моментом стратегического управления.

Процесс выбора стратегии состоит из стадий разработки ,доводки и анализа (оценки) стратегии

Разработка стратегических альтернатив (стадия 1)

• На этой стадии создаются стратегии , позволяющие достичь поставленных целей.

• При этом важно разработать как можно большее число возможных альтернативных стратегий, позволяющих существенно расширить стратегический выбор (при условии привлечения к работе менеджеров среднего звена)

Доводка стратегии ( стадия 2 )

• Стратегии дорабатываются до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии и формируется общая стратегия.

• На этой стадии учитывается развитие ситуации во внешней среде.

Анализ ( оценка) стратегии (стадия 3)

• На этой стадии анализируются альтернативы в рамках выбранной общей стратегии организации и производится их оценка с точки зрения достижения главных целей и миссии в целом.

• Общая стратегия наполняется конкретным содержанием , по отдельным функциональным зонам организации разрабатываются частные стратегии

Факторы, определяющие выбор стратегии

• 1.Вид бизнеса и особенности отрасли , в которой работает организация

• 2. Состояние внешнего окружения

• 3.Характер целей , которые ставит перед собой организация

• 4. Уровень риска

• 5.Внутренняя структура организации , ее сильные и слабые стороны

• 6. Опыт реализации прошлых стратегий

• 7. Фактор времени

Стратегические альтернативы

• Многофакторность выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки и выбора нескольких стратегических альтернатив , из которых осуществляется окончательный выбор

• Стратегические альтернативы это набор различных частных стратегий , позволяющих достичь стратегические цели организации , во всем их многообразии , в рамках выбранной базовой стратегии и ограничений на использование имеющихся ресурсов

Стратегическая сегментация внешнего окружения

• Она является первым шагом в разработке стратегических альтернатив.

• Это эффективный методический прием , сутью которого является выделение стратегических зон хозяйствования (СЗХ)

• СЗХ это отдельный сегмент внешнего окружения , на который организация имеет или желает получить выход.

 

2.Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ)

• Личко Г.П.МИТСО

 

Для чего нужна матрица БКГ?

• Данный метод позволяет:

1. − определить возможную стратегию бизнес-единиц или товаров;

2. − оценить их потребности в финансировании;

3. − сравнить позиции бизнес-единиц, диверсифицированной компании на основе темпов роста отрасли и относительной доли рынка;

4. − используется в качестве методического подхода при определении денежных потоков внутри предприятия

Основа БКГ

• В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"проблема"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака").

Предположения , лежащие в основе матрицы БКГ

• 1.Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.

• 2.Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании

Как строится матрица БКГ ?

• По горизонтальной оси откладывается относительная доля рынка (отношение доли рынка компании к доле рынка компании-лидера). По вертикальной оси откладываются показатели темпов роста рынка, то есть рост потребительского спроса, характеризующий привлекательность рынка

Звезды(высокий рост/высокая доля) – это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.

Дойные коровы(низкий рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель – "сбор урожая".

Собаки(низкий рост/малая доля) – это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия – прекращение инвестиций и скромное существование.

• В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2–3 товара – "коровы", 1–2 – "Звезды", несколько "проблем" в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров – "собак".

• Избыток стареющих товаров ("собак") указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие.

• Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям

3.Концепция базовой стратегии

• Личко Г.П.МИТСО

Выбор стратегии – центральный момент стратегического планирования

Базовые стратегии

1. Ограниченный рост

• Эту стратегию выбирает большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией

• При ней цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия ( например, инфляцию)

• Если руководство в основном удовлетворено положением фирмы ,то , очевидно, в перспективе оно будет придерживаться той же стратегии , так как это самый простой и наименее рискованный путь действий

 

2.Рост

 

• Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией.

• Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.

• Этой стратегии придерживаются организации, стремящиеся к диверсификации с тем ,чтобы покинуть затухающие рынки или сокращающиеся отрасли.

Основные альтернативы базовой стратегии роста

1. Концентрированный рост(Основан на возможностях эффективного развития на базе концентрации и специализации производства

• Целесообразен , когда организация не исчерпала возможностей уже освоенной продукции и рынков

• Реализуется через стратегии постоянных улучшений , развития рынка и продуктовых инноваций

• Является наименее затратной и наиболее привлекательная )

2.Интегрированный рост

• Основные мотивы интеграции:

• Приобретение контроля над стратегически важными звеньями процесса производства и реализации продукции

• Ограничение уровня конкуренции

• Улучшение качества продукции и снижение себестоимости

• Усиление позиции организации в отрасли

Альтернативы интегрированного роста

1. Горизонтальная интеграция(Это объединение организаций , входящих в одну отрасль )

Вертикальная интеграция(Это приобретение или усиление контроля над структурами ,входящими в технологическую цепочку выпуска продукции до и после производства . Различают стратегию прямой (прогрессивной) и стратегию обратной (регрессивной) вертикальной интеграции )

3. Диверсификационный рост

• Эта стратегия означает проникновение организации в новые для себя отрасли.

• Причинами использования этой стратегии могут служить :

• Стремление покинуть стагнирующий рынок или сокращающуюся отрасль

• Получение дополнительного финансового результата

• Распределение рисков между различными видами бизнеса

• Получение дополнительных конкурентных преимуществ за счет эффекта синергизма различных видов деятельности

3. Сокращение , или стратегия последнего средства

• Наиболее редко выбираемая стратегия

• Характеризуется установлением целей ниже уровня , достигнутого в прошлом

• К ней прибегают тогда , когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют эту тенденцию

Альтернативы сокращения :ликвидация,отсечение лишнего,сокращение или переориентация

4. Комбинированная стратегия

• Это любое сочетание альтернатив – ограниченного роста , роста ,сокращения

• Используются крупными организациями

• Так , организация может продать или ликвидировать одно из своих производств и взамен приобрести одно или несколько других (сочетание стратегий сокращения и роста)

Временной аспект стратегии

Личко Г.П.МИТСО

• Фактор времени в стратегическом управлении принимается во внимание :

1. При определении горизонта планирования и сроков , необходимых для выработки стратегии

2. При адаптации организации к новой стратегии и реакции на ее изменения во внешней среде

3. При определении срока , когда организации целесообразно проявить свою стратегию

Путем влияния фактора времени на выбор стратегии является жизненный цикл спроса , продукта, технологии или организации в целом

Жизненный цикл продукта

• Это концепция , которая дает описание сбыта продукта ,прибыли , потребителей , конкурентов и стратегии развития с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка

Дата: 2016-10-02, просмотров: 241.