Правила контроля, обеспечивающие его наивысшую эффективность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Установленные стандарты , нормы и нормативы должны быть реальными , то есть достижимыми

2. Эффективный контроль предполагает развитые коммуникации, чтобы в случае сложностей можно было их решить в короткие сроки

3. Контроль не должен быть чрезмерным и мелочным. Его объектом являются основные стадии процесса и результат

4. В организации должны быть жесткие , но достижимые стандарты. Если стандарт воспринимается как нереальный или несправедливо высокий , мотивация работников становится минимальной

5. Мотивация должна быть основным инструментом достижения установленных стандартов

Свойства контроля

1. Контроль должен иметь стратегический характер

2. Любой контроль подразумевает получение результата

3. Контроль должен быть конструктивным, то есть соответствовать делу

4. Для того чтобы быть эффективным , контроль должен быть своевременным

5. Контроль должен быть достаточно гибким ,то есть, эластичным и приспосабливаться к происходящим изменениям внешней и внутренней среды

6. Важнейшим свойством контроля является его простота , то есть ,понятность и использование простых и доступных методов

7. Экономичность и эффективность контроля предполагает рациональное соотношение затрат результата для достижения целей организации

Стратегическое управление . Общая концепция

Лекции 5,6

Рассматриваемые вопросы

1.Возникновение потребности в стратегическом управлении

2.Современная организация и ее поведение на рынке

3. Приростное и предпринимательское организационное поведение

4.Сущность стратегического управления

5. Проблемы стратегического планирования и управления

Использованная литература

• 1.Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой , Н.А.Соломатина .-М.:ИНФРА-М,2008,-736с/

• 2. Стратегическое управление /Н.И.Ансофф,-М. :Экономика,1989/

 

1.Возникновение потребности в стратегическом управлении

• Личко Г.П.МИТСО

• Слово «стратегия» означает искусство развертывания войск в бою.

• За последние 30 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов , теорию и практику менеджмента как набор правил , которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.

Набор правил при стратегическом управлении /Ансофф/

• 1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром , а количественное содержание — заданием .

• 2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с её внешней средой, определяющие какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово‑рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

• 3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией .

• 4. Правила, по которым фирма ведёт свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приёмами .

Стратегия организации

• Это генеральный план действий , определяющий приоритеты стратегических задач , ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

• Главная задача стратегии состоит в том , чтобы перевести организацию из его настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

• Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так , что организация получает единое направление действий.

• Стратегическое управление делится на Корпоративную стратегию ((стратегию организации в целом) , Бизнес стратегию (стратегию отдельного стратегического подразделения организации), Функциональную стратегию (стратегию функциональной зоны хозяйствования)

• Суть стратегического управления заключается в том что , с одной стороны , существует четко организованное комплексное стратегическое планирование , а с другой - структура управления организацией отвечает « формальному» стратегическому планированию и построена так , чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения ее целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов

 

2.Современная организация и ее поведение на рынке

• Личко Г.П.МИТСО

• Концепция стратегического управления строится на системном и ситуационном подходах

• Принцип системности в стратегическом управлении предполагает рассмотрение современной организации в первую очередь как социально- экономической системы , обладающей рядом специфических , присущих только ей особенностей:

1. Целостностью, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей , стоящих перед организацией в целом

2. Сложностью, которая проявляется в большом количестве обратных связей , в том числе в процессе стратегического планирования и управления

3. Большой инерционностью , что предопределяет возможностью с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организации в будущем

4. Высокой степенью надежности функционирования , которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации , возможностью использования альтернативных технологий ,энергоносителей , материалов , способов организации производства и управления

5. Параллельным рассмотрением натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы. Это позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности организации , системы управления и реализации ее стратегии

Ситуационный подход

• Суть в том , что все внутриорганизационные построения ( культура организации , оргструктура , система планирования и т.д. ) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде

 

3. Приростное и предпринимательское организационное поведение

• Личко Г.П.МИТСО

• Различная реакция организаций на происходящие изменения предопределяет и различные стили их поведения на рынке.

• Коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют большое разнообразие поведенческих стилей. Они являются производными от двух типичных стилей – приростного ( инкременталистического ) и предпринимательского

• Приростный стиль поведения организации характеризуется постановкой целей «от достигнутого» , направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации , так и ее взаимоотношениях с окружающей средой

• Предпринимательский стиль поведения организации характеризуется стремлением к изменениям , к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей

 

4.Сущность стратегического управления

• Личко Г.П.МИТСО

• Основные продукты стратегического управления

• Стратегическое управление представляет собой процесс , определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии

• Он включает постановку целей , выработку стратегии , определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с окружающей средой , которые позволяют организации добиваться поставленных задач.

• Основными продуктами стратегического управления являются потенциал организации и внутренняя структура и организационные изменения.

• Оба продукта определяются архитектоникой организации и качеством персонала

• Потенциал организации обеспечивает достижение целей в будущем.

• Со стороны входа организации потенциал состоит из сырьевых ,финансовых и людских ресурсов , информации

• Со стороны выхода – из произведенной продукции и услуг ,из набора правил социального поведения , следование которым помогает организации добиваться своих целей.

• В потенциал организации включают только ту продукцию и услуги , которые испытаны с точки зрения потенциальной прибыльности

• Внутренняя структура и организационные изменения обеспечивают чувствительность организации к переменам во внешней среде.

Состав архитектоники организации

• Технологии , производственное оборудование , сооружения , их мощности и возможности

• Оборудование и его возможности и мощности по переработке и передаче информации

• Уровень организации производства

• Структура власти , распределение должностных функций и полномочий принимать решения

• Организационные задачи отдельных групп и лиц

• Внутренние коммуникации и процедуры

• Организационная культура , нормы и ценности , которые лежат в основе организационного поведения

Качество персонала

• Определяется :

• Отношением к изменениям

• Профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании , анализе рынка и т.п.

• Умением решать проблемы , относящиеся к стратегической деятельности

• Умением решать вопросы , относящиеся к проведению организационных изменений

• Мотивацией участия в стратегической деятельности и способностью преодолевать сопротивление

Объекты стратегического управления

1.Организации(В качестве объекта стратегического управления организация рассматривается как открытая комплексная социально- экономическая система , представляющая собой совокупность структурных подразделений ( стратегических хозяйственных подразделений) )

Стратегическое хозяйственное подразделение (СХП)(Это направление или ряд смежных направлений деятельности организации , самостоятельное рыночно- ориентированное хозяйственное подразделение , которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка , имеет свой круг поставщиков ,потребителей и конкурентов

• Оно возглавляется директором , который несет полную ответственность за стратегическое развитие и текущую деятельность СХП )

Функциональная зона организации(Это сфера деятельности , организационно представленная функциональными структурными подразделениями , которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных СХП , так и организации в целом. )

5. Проблемы стратегического планирования и управления

• Личко Г.П.МИТСО

Проблемами стратегического планирования и управления являются :

• 1.Проблемы , прямо связанные с генеральными целями организации

• 2.Проблемы и решения , связанные с каким- либо элементом организации , если этот элемент необходим для достижения целей , но в настоящий момент отсутствует или имеется в недостаточном объеме

• 3.Проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами

Направления развития стратегического управления

• Регулярное стратегическое управление (Это управление стратегическими возможностями организации ), Стратегическое управление в реальном масштабе времени

Процесс планирования стратегии

Лекции 7,8

Рассматриваемые вопросы

1.Планирование стратегии

2. Элементы стратегического выбора

3.Использование метода «сценариев будущего» в стратегическом управлении

4.Анализ внешней среды

5.Анализ сильных и слабых сторон организации

6.Оценка стратегической ситуации организации

Использованная литература

• 1.Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой,Н.А.Соломатина .-М.:ИНФРА-М,2008,-736с/

1.Планирование стратегии

• Личко Г.П.МИТСО

• Планирование стратегии организации , с одной стороны , является подсистемой стратегического управления , с другой - оно представляет сущностную основу процесса стратегического планирования , которое отличается от него лишь этапами реализации и последующей оценки стратегии. Поэтому в дальнейшем допускается отождествление понятий планирование стратегии и стратегическое планирование

• Стратегическое планирование Это процесс формирования миссии и целей организации , выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

• Процесс стратегического планирования является инструментом , помогающим в принятии управленческих решений

• Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.

• Планирование стратегии завершается установлением общих направлений , следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации

Сущность процесса планирования стратегии

• Это поиск ответов на вопросы :

1. Каково настоящее положение организации , какова стратегическая ситуация , в которой она находится ?

2. В каком положении руководство организации хочет видеть ее в будущем ?

3. Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели ?

4. Что и как нужно сделать , чтобы достичь целей руководства ?

Схема процесса стратегического планирования

1. Миссия и цели

2. Анализ внешней среды

3. Анализ сильных и слабых сторон

4. Анализ альтернатив и выбор стратегии

5. Управление реализацией стратегии

6. Оценка стратегии

Сложности в процессе планирования стратегии

1. Процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в организации .Новая стратегия , как правило, разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства

2. Внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением) , обеспечивающими получение прибыли и новыми

3. Организация обычно не располагает необходимой для эффективного стратегического планирования информацией ни о себе , ни о внешнем окружении

4. Отсутствие компетентных управляющих , способных заниматься выработкой и реализацией стратегии

 

2. Элементы стратегического выбора

• Личко Г.П.МИТСО

Основные элементы стратегического выбора

1. Миссия и цели

2. Стратегии

3. Стратегические задачи

4. Стратегические программы

5. Ресурсы и способы их распределения

Видение –это понятие у руководителей организации какой они ее хотят видеть в будущем . Миссия детализирует общественный статус организации и создает ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях управления В основании миссии расположены главные цели , которые разрабатываются в обеспечение миссии и в ее рамках

 

3.Использование метода «сценариев будущего» в стратегическом управлении

• Личко Г.П.МИТСО

• Сценарий. Это описание картины будущего , состоящей из согласованных, логически взаимосвязанных событий и последовательности шагов , с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию (образу организации в будущем)

• Отличие сценариев от прогнозов в их качественном описании, а прогнозы в количественном

Общие положения к разработке сценариев

Исходным пунктом разработки «сценариев будущего» всегда должна быть точная оценка настоящей стратегической ситуации организации .

Такая оценка ведет к пониманию динамики воздействующих факторов

Для воздействующих факторов с неопределенными тенденциями развития должны быть выполнены специальные прогнозы и сделаны рациональные предложения экспертов

Должно быть разработано множество альтернативных «сценариев будущего» , представляющих собой определенную логическую картину

Алгоритм разработки «сценариев будущего»

1. Установление предмета исследования и его структурирование

a. Установление предмета исследования

b. Определение показателей (индикаторов) , посредством которых можно охарактеризовать предмет исследования

c. Установление какая дополнительная информация необходима

d. Анализ фактического состояния предмета исследования

 

2. Определение существенных факторов , влияющих на предмет исследования , их структурирование

a. Отбор факторов и альтернатив (методами экспертизы ,мозговой атаки и т.д.)

b. Определение направления и силы взаимодействия факторов ( позитивное и негативное влияние)

c. Определение структуры влияющих факторов на предмет исследования

d. Графическое представление взаимосвязей

 

3. Определение тенденций развития

a. Прогноз фактического состояния предмета исследования ( выполняется на основе методов экспертизы , прогнозов динамики отдельных факторов , общедоступных экономических , научно- технических и тому подобных прогнозов )

b. Выявление факторов с явной и неявной тенденцией развития

c. Определение и обоснование альтернатив развития для областей с неявным развитием

 

4. Разработка и выбор альтернативных сценариев будущего

a. Разработка альтернативных сценариев и их проверка на комплексность , логику и непротиворечивость

b. Отбор двух – трех вариантов на необходимое разнообразие , устойчивость и высокую степень вероятности

 

5. Интерпретация выбранных сценариев развития .Учет возможных противодействующих событий

a. Прогноз развития выбранных сценариев

b. Разработка детальной расширенной редакции отобранных сценариев

c. Определение результатов противодействия событий ,которые могут повлиять на ход развития

d. Разработка «сценария будущего» с учетом влияния противодействующих событий

 

6. Разработка окончательного варианта сценария и снижение степени риска возможных потерь

a. Формулировка «сценария будущего» с учетом всех вновь открывающихся факторов и событий

b. Оценка влияния отклонения от основной идеи сценария

c. Оценка возможных отклонений от первоначального образа организации

 

7. Перенос сценария на практическую основу

a. Формулировка стратегии развития организации

b. Разработка системы планов развития организации ( стратегический план , планы развития , текущие планы , программы и проекты)

4.Анализ внешней среды

• Личко Г.П.МИТСО

• Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды : отрасли , рынков , поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды , на которые организация не может оказывать непосредственное влияние

• Анализ внешней среды служит инструментом , при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности и позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей , разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств , разработать стратегию , которая позволит организации достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности

Схема анализа внешней среды

1.Постановка задачи на анализ

2.Факторы внешней среды

3.Аспекты анализа

4. Перечень внешних опасностей и возможностей

Факторы внешней среды

1. Политические

При их анализе следует следить за соглашениями по тарифам и торговле между странами , протекционистской таможенной политикой , направленной против третьих стран , нормативными актами местных органов власти и центрального правительства , уровня регулирования правовой экономики , отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству , кредитной политикой местных властей , ограничением на получение ссуд и наем рабочей силы

 

2. Экономические

При их анализе рассматривают темпы инфляции ( дефляции) , налоговую ставку, международный платежный баланс , уровень занятости населения в целом и в отрасли , платежеспособность предприятий.

 

3. Социальные

Включают изменяющиеся общественные ценности , установки ,отношения , ожидания и нравы.

В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы , представляющие большую угрозу для организации.

Чтобы эффективно справиться с этими проблемами , организация как социальная система сама должна меняться , приспосабливаться к внешней среде

 

4. Технологические

Руководство организации обязано следить за технологической внешней средой , чтобы не упустить момент появления в ней изменений , которые представляют угрозу самому существованию организации

Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства , конструкционных материалах , применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг , в управлении , изменения в технологии сбора , обработки и передачи информации , в средствах связи

 

5. Рыночные

Включают многочисленные характеристики , которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации.

Их анализ позволяет руководству организации уточнить её стратегию и укрепить ее позиции на рынке.

Здесь исследуют изменение демографических условий , уровень доходов населения и их распределение , жизненные циклы различных видов товаров и услуг , уровень конкуренции в отрасли , долю рынка , занимаемую организацией , емкость рынка или защищенность его правительством

 

6. Конкурентные

Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства организации за действиями конкурентов.

Суть анализа можно свести к поиску ответов на следующие вопросы : что движет конкурентом ? Что он делает ? Что может сделать ?

В анализе конкурентов выделяют 4 диагностические зоны : анализ будущих целей конкурентов , оценка их текущей стратегии , оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли , изучение сильных и слабых сторон конкурентов

 

7. Международные

Анализ международных факторов приобретает важное значение в случае отмены государственной монополии на внешнюю торговлю.

Руководству нужно следить за ситуацией , складывающейся на международном рынке в случае действий на этом рынке

С учетом факторов внешней среды стратегия организации должна быть направлена на поиск защиты у правительства от иностранных конкурентов , укрепление внутреннего рынка или на расширение международной активности

Итоги анализа внешней среды

Анализ внешней среды , проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов , облегчает руководству организации получение ответов на интересующие его вопросы :

1.Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации

2.Какие изменения представляют большие возможности для достижения общефирменных целей

Анализ внешней среды рекомендуется заканчивать составлением перечня внешних опасностей , так и возможностей , с которыми организация сталкивается в этой среде

Форма представления этого перечня может быть различной , но , как правило , она должна включать взвешивание факторов для их ранжирования по степени воздействия на организацию и оценку воздействия.

Для наглядности и облегчения работы руководителей , планирующих стратегию фирмы , все факторы можно разместить в 2 столбца

1- факторы возможностей

2-факторы угроз, расположенные по степени убывания значимости

Далее применяется PEST – анализ для оценки состояния макросреды окружения

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент , предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Политические факторы

1. Текущее законодательство на рынке

2. Будущие изменения в законодательстве

3. Европейское/международное законодательство

4. Регулирующие органы и нормы

5. Правительственная политика и ее изменение

6. Государственное регулирование конкуренции

7. Торговая политика

8. Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции

9. Выборы на всех уровнях власти

10. Финансирование, гранты и инициативы

11. Группы лоббирования/давления рынка

12. Международные группы давления

13. Экологические проблемы

14. Прочее влияние государства в отрасли

Экономические факторы

1. Экономическая ситуация и тенденции

2. Динамика ставки рефинансирования

3. Уровень инфляции

4. Инвестиционный климат в отрасли

5. Заграничные экономические системы и тенденции

6. Общие проблемы налогообложения

7. Налогообложение, определенное для продукта / услуг

8. Сезонность / влияние погоды

9. Рынок и торговые циклы

10. Платежеспособный спрос

11. Специфика производства

12. Товаропроводящие цепи и дистрибуция

13. Потребности конечного пользователя

14. Обменные курсы валют

15. Основные внешние издержки

1. Энергоносители

2. Транспорт

3. Сырье и комплектующие

4. Коммуникации

Социальные факторы

1. Демография

2. Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы

3. Структура доходов и расходов

4. Базовые ценности

5. Тенденции образа жизни

6. Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии

7. Модели поведения покупателей

8. Мода и образцы для подражания

9. Главные события и факторы влияния

10. Мнения и отношение потребителей

11. Потребительские предпочтения

12. Представления СМИ

13. Точки контакта покупателей

14. Этнические / религиозные факторы

15. Реклама и связи с общественностью

Технологические факторы

1. Развитие конкурентных технологий

2. Финансирование исследований

3. Связанные / зависимые технологии

4. Замещающие технологии/решения

5. Зрелость технологий

6. Изменение и адаптация новых технологий

7. Производственная емкость, уровень информация и коммуникации, влияние интернета

8. Потребители, покупающие технологии

9. Законодательство по технологиям

10. Потенциал инноваций

11. Доступ к технологиям, лицензирование, патенты

12. Проблемы интеллектуальной собственности

Принцип PEST – анализа

• PEST-анализ не заключается в простом перечислении факторов по каждой из четырех групп.

• Необходимо проанализировать влияние этих факторов на предприятие и определить общую ситуацию во внешней среде предприятия.

• PEST-анализ может содержать различные факторы в зависимости от предприятия, которое анализируется.

• PEST-анализ внешней среды - это профессиональная функция отдела стратегического развития.

• Для осуществления PEST-анализа каждая конкретная организация должна иметь подробный перечень ключевых факторов внешней среды, которые оказывают заметное влияние на бизнес организации, содержат потенциальные угрозы или новые возможности для развития организации.

• Самые доступные источники информации для PEST-анализа - это СМИ.

• Основной принцип PEST-анализа обусловлен динамическим характером внешней среды.

• Каждое изменение отдельного фактора может оказать определенное влияние на предприятие. PEST-анализ позволяет отследить такие изменения, чтобы предприятие смогло адекватно на них отреагировать.

Метод PEST-анализа

• PEST-анализ использует различные методы: прогнозирование тенденций, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ, экспертные методы.

• Применение этих методов оправдано, если есть надежная информационная база.

• PEST-анализ начинается с заполнения таблицы, в которую записываются подробные и развернутые прогнозы влияния основных факторов, помещенных в матрице, на деятельность организации.

• Основой PEST-анализа является сбор информации о событиях происходящих в макросреде.

• PEST изучает рынок ,а SWOT положение бизнес –единицы на рынке , концепцию продукции или идею.

 

5.Анализ сильных и слабых сторон организации

• Личко Г.П.МИТСО

Дата: 2016-10-02, просмотров: 229.