Опорный конспект лекций по курсу «Управление организацией»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Опорный конспект лекций по курсу «Управление организацией»

Разработал доцент кафедры экономики и менеджмента МИТСО к.т.н. Личко Георгий Петрович

Введение

Данный опорный конспект лекций разработан на основе читаемых лекций в виде электронных презентаций. Автор постарался приводить ссылки на взаимствованные материалы из учебников и других источников. В каждой лекции сделаны ссылки на основные взаимствованные источники. Полный список источников приведен в списке литературы. Автор считает , что данный конспект лекций будет использован администрацией МИТСО и студентами только для учебных целей. Автор надеется , что конспект лекций не будет использован вне локальной сети МИТСО и снимает с себя ответственность за нарушение этого положения и перекладывает ее на администрацию МИТСО.

Руководство и лидерство в управлении организацией

Лекции 1, 2

Рассматриваемые вопросы

1.Роль мотивации в управлении

2.Теоретическая база и методы мотивации

3. Принципы мотивации

4.Система непрерывного обучения как фактор мотивации

5.Роль и функции руководителя организации

6. Лидерство и организационные лидеры

Использованная литература

• 1.Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой,Н.А.Соломатина .-М.:ИНФРА-М,2008,-736с/

• 2.Управление организацией : учеб. пособие /М.В.Петрович.-Мн:Акам.упр. При Президенте Респ.Беларусь,2010.-331 с/

 

1.Роль мотивации в управлении

• Личко Г.П.МИТСО

• Мотивация это деятельность , имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей , сформулированных в планах

• Опыт лидеров современного бизнеса показывает , что они добиваются успеха , если признают людей главным источником эффективного развития организации

• Стимулирование это положительная мотивация или процесс поощрения ( вознаграждения) за фактический или ожидаемый результат деятельности.

• Процесс мотивации включает :

a. Установление или оценку неудовлетворенных потребностей

b. Формулировку целей и определение действий , необходимых для удовлетворения потребностей

Основа процесса мотивации это индивидуальная человеческая потребность ( физиологическая или психологическая) при возникновении которой появляется состояние напряжения

Это порождает интересы , побуждающие к определенным действиям и поведению

Внешними побудителями к труду являются стимулы , которые предлагает организация в обмен на труд

Процесс индивидуальной мотивации состоит из следующих этапов :

• Неудовлетворенная потребность

• Состояние напряжения

• Побуждение или мотивы

• Поиск поведения

• Удовлетворенная потребность

• Снижение напряжения

• Мотив – это внутренняя или внешняя причина , которой объясняется и обосновывается поведение работника

• Потребности – социально и биологически обусловленное отношение человека к окружающей среде , обеспечивающее нормальное его функционирование как социально- биологического организма

 

2.Теоретическая база и методы мотивации

 

• Личко Г.П.МИТСО

 

Теории мотивации по потребностям :А.Маслоу ,Д.Мак -Клеланда ,Ф.Герцеберга

Теория трех потребностей Д.Мак-Клеланда: Потребности – власти , успеха и причастности

• Считается что на практике эта теория в большей степени применима к мотивации людей , занимающих ( или стремящихся занять ) высокие позиции в организации

Двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга:гигиенические (Это размер оплаты , условия труда , межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника ) и факторы мотивации (Выражают мотивы жизни и трудовой деятельности работника :получение удовлетворенности от самой работы и ее результатов , продвижение по служебной лестнице, признание заслуг и достоинств со стороны других , самовыражение , ответственность , рост возможностей )

Процессуальные теории мотивации:Общее в них то , что поведение людей в организации определяется не только их потребностями , но и восприятием и ожиданиями , связанными с конкретной ситуацией и возможными последствиями выбранного типа поведения

Процессуальные теории мотивации:теория ожиданий , теория справедливости,комплексная процессуальная теория ( модель Л.Портера –Э.Лоулера)

Теория ожиданий :Рассматривает мотивацию как функцию ожидания вознаграждения за произведенные усилия

• Мотивы , которые побуждают работника к определенному поведению , зависят от ожидания того , что это поведение приведет к результату , а также от того , как этот результат оценивается самим работником.

• В теории используются три переменные : привлекательность , соотношение между результатами и вознаграждением и соотношение между усилиями и результатами

Теориия справедливости :Исходит из того , что работники взвешивают свои усилия с вознаграждением и сравнивают полученный результат с оценкой других работников той же или других категорий.

• Если при этом обнаруживается несоответствие , возникает напряжение , которое является фактором мотивации

Комплексная процессуальная теория :Рассматривает мотивацию как функцию потребностей ,ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения

• Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в его получении

Методы мотивации , используемые в организациях:Основное назначение методов мотивации – обеспечение максимального вовлечения людей , обладающих знаниями , в решение общих задач организации. Главные методы мотивации: принуждение (Основано на страхе подвергнуться наказанию , например, в виде увольнения , перевода на нижеоплачиваемую работу, штрафа ), вознаграждение(Основано на положениях теории потребностей о том , что цели , стремления , ценности и поведение выступают как мотивы , а действия организации как стимулы , которые в значительной степени предопределяют поведение работников ) ,солидарность (Развитие у работников ценностей и целей , совпадающих или близких к ценностям и целям организации , что достигается путем убеждения , воспитания, обучения и создания благоприятного организационного климата )

• Применение каждого из методов мотивации или их сочетания зависит от конкретных условий , в которых работает организация.

• В административных системах , основанных на приказах и распоряжениях , корректное применение методов принуждения в отношении дисциплины , порядка работы , соблюдения норм , стандартов и прочих рабочих требований необходимо.

• В творческих коллективах использование методов принуждения может нанести огромный вред , вызывая затухание энергии поиска , страх получения отрицательного результата

Стимулы , используемые организациями : материальные (Это денежные стимулы в виде заработной платы , премий ,участия в капитале и прибылях) и нематериальные (Предоставление льготных путевок на отдых и лечение , условия бытового обслуживания на предприятии , организация рабочих мест, санитарно- гигиенические условия и т.д.)

• Значение материальных стимулов возрастает при низком уровне обеспеченности работников предприятия и , наоборот, снижается при существенном превышении его средних значений

• Широкое применение в мировой практике получает премирование работников не за результаты отдельного работника , а за достижения организации в целом

3. Принципы мотивации

• Личко Г.П.МИТСО

  1. Любой руководитель может и должен найти индивидуальные , соответствующие личным интересам работника мотивы
  2. Каждый работник так или иначе откликается на соответствующее мотивирующее воздействие , потому что для него присуща определенная система потребностей и ценностей
  3. Результативная мотивация может быть достигнута действиями только заинтересованного , то есть , мотивированного руководителя
  4. Любая мотивационная система должна иметь перед собой вполне определенные цели как производственные , так и социальные
  5. Мотивационные действия современного руководителя не ограничиваются сиюминутными целями , инструментами мотивации всегда развиваются в соответствии с развитием целей
  6. Инструментом моральной мотивации в современных условиях является причастность работника к решению результативных организационных задач
  7. Важнейшим принципом руководителя является воспитание у работников умения подчиненных решать сложные задачи , что в результате формирует эффективные стимулы трудовой деятельности

• Современному руководителю важно помнить , что работа в группе ( команде) является эффективным мотивационным инструментом

4.Система непрерывного обучения как фактор мотивации

• Личко Г.П.МИТСО

• Современные подходы к мотивации учитывают два важнейших момента в работе организаций :

• 1.Решающую роль образованного и квалифицированного персонала, обладающего необходимыми знаниями и свободой выбора

• 2.мотивированность самих работников к обучению и самообучению

• По мере роста взаимозависимости и сложности среды , в которой работают организации, увеличивается значение формирования и оптимального использования потенциала каждого работника организации , и прежде всего его знаний , а также способностей организации к непрерывному обучению персонала

Обучающаяся организация

• Организация ,находящееся в процессе непрерывного обучения , носит название обучающейся

• Обучающаяся организация рассматривается как новый ресурс конкурентоспособности и как новый подход к работе

• В таких организациях работают люди ,нацеленные на развитие своего потенциала для достижения общих результатов , формируются новые системы мышления , коллективное мнение выражаться свободно , а персонал непрерывно учится тому как обучаться совместно.

• Именно такой подход позволяет достигать необычайно высоких результатов

• В обучающейся организации наряду с индивидуальным осуществляется и организационное обучение , в процессе которого происходит передача и интеграция знаний отдельных групп и организации в целом.

• Само обучение не ограничивается только информацией , дающей какое то новое знание , а включает все то , что формирует человека , его восприятие мира и характера отношений с ним.

• Во время обучения менеджеры получают необходимые им знания , полезные для решения проблем организации

 

5.Роль и функции руководителя организации

 

• Личко Г.П.МИТСО

 

• Руководитель это член организации , который как правило , имеет в своем подчинении других работников организации , наделен полномочиями направлять их действиями и несет всю полноту ответственности за состояние управляемого объекта

• Главное в деятельности руководителя любого ранга – это работа не только с людьми , непосредственно подчиненными ему , но и со всеми теми , кто прямо или косвенно связан с функционированием управляемого объекта как внутри предприятия , так и за его пределами.

Способности , которые должен иметь руководитель

  1. Организация коллектива и создания в нем благоприятного морального климата для плодотворной работы и развития
  2. Подбор и расстановка кадров
  3. Распределение прав , обязанностей и ответственности между работниками
  4. Объективная оценка вклада каждого работника и стимулирование труда

• Создание условий для раскрытия и развития потенциала работников , повышения эффективности и качества труда

Дополнительные функции, необходимые для работы с другими людьми

  1. Координация общих усилий по достижению целей
  2. Переговоры с представителями заинтересованных организаций
  3. Обмен информацией

Важнейшие направления деятельности руководителя

• Принятие управленческих решений

• Организация выполнения принятых решений

• Искусство общения с людьми

Главные задачи руководителей высшего уровня

  1. Определение видения , миссии и целей развития организации
  2. Установление стратегических целей и направлений развития организации
  3. Разработка и проведение политики развития ключевых подсистем организации : маркетинга, научных исследований и нововведений, производства продукции и услуг
  4. Финансовая и инвестиционная политика
  5. Проектирование организационной структуры управления
  6. Главные вопросы управления персоналом и социальным развитием
  7. Управление системами , обеспечивающими координацию, контроль и оценку деятельности подразделений и организации в целом

6. Лидерство и организационные лидеры

• Личко Г.П.МИТСО

• Лидерство это способность активизировать людей , умение быть образцом для подражания и оказывать влияние на людей для достижения целей организации

Набор черт ,характерных для лидера

  1. Характер : энергичность , способности и упорство в достижении целей
  2. Мотивация к лидерству : ярко выраженное стремление к влиянию на других и демонстрация желания принимать на себя ответственность
  3. Честность и правдивость , открытость и прямолинейность в отношениях с другими людьми и последователями
  4. Уверенность в своих способностях , установка на большие задачи , оптимизм по поводу преодоления препятствий в их достижении
  5. Знания , связанные с работой ( компании , отрасли , техники и т.п. ) , позволяющие лидеру принимать обоснованные решения и предвидеть их последствия
  6. Эмоциональная зрелость , сохранение спокойствия и хладнокровия в стрессовых ситуациях , реальное представление собственных сильных и слабых сторон , отсутствие эгоцентризма , нормальное восприятие критики

Три типа поведения лидеров : автократический(Лидер централизует полномочия , диктует применение методов работы ,принимает единоличные решения и ограничивает участие работников),демократический(Основан на привлечении работников к принятию решений и выбору методов работы , на делегировании полномочий и на использовании обратной связи для инструктажа работников), невмешательства(Лидер предоставляет работникам полную свободу принимать решения и выбирать методы работы )

Суть лидерства как феномена социального воздействия в ответе на следующие вопросы :

1. Кто может оказывать воздействие на людей : только должностные лица , имеющие власть и соответствующие полномочия , или все члены вне зависимости от занимаемых должностей?(Теоретически лидером может быть любой член организации , а не только те , кто ею управляют

• Лидерами могут быть и бригадиры , вдохновляющие своим примеров членов бригады на качественную и эффективную работу и рабочие.)

2. Можно ли влиять на людей преднамеренно , имея в виду достижение специфических целей группы или организации ?(Больше возможностей для проявления лидерства имеют люди , занимающие в организации руководящие позиции и ставящие определенные цели , на достижение которых направляют деятельность сотрудников

• Руководитель должен стремиться к выполнению лидерской роли , постоянно имея в виду , что успех в достижении общих целей может быть получен только за счет общего видения и общей ответственности , доверия к людям и отношений между ними , которые характеризуются как партнерские , равные ,доверительные )

3. Должно ли быть добровольным согласие тех, на кого оказывают воздействие ?(Настоящее лидерство имеет не должностную , а личностную основу власти , полномочия лидеру делегируются снизу сотрудниками , которые добровольно берут на себя обязанности последователей.

• В современных условиях все большее количество руководителей осознают важность лидерских качеств , так как только таким путем можно развивать творчество и внедрять новшества , находить лучшие пути для достижения и превышения плановых установок , для включения в эти процессы всех сотрудников)

Коммуникации в управлении

Лекция 3

Рассматриваемые вопросы

1. Информационные роли менеджеров в организации

2. Коммуникационный процесс

3. Коммуникационные сети

Межличностные коммуникации

Использованная литература

• 1.Менеджмент организаций: теория и практика: Учебное пособие. Коллектив авторов. – Донецк: ДонНУ, 2002. – 271 с.

1. Информационные роли менеджеров в организации

• Личко Г.П.МИТСО

Они пронизывают процессы межличностных контактов и отражают важность сети коммуникаций , создаваемых и поддерживаемых им

1.Приемник информации

• Характеризует менеджеров как людей , находящихся в постоянном поиске информации , необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы.

• Эта информация может быть письменной и устной , внутренней и внешней

2.Распространитель информации

• Характеризует менеджеров не только как получателей , но и как распространителей информации по тем каналам связи , которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений.

• В частности , они передают информацию своим подчиненным , если у последних нет иного способа ее получения

3.Представитель во внешней среде

• Менеджеры выступают как представители организации , передающие информацию о ее планах и политике для налаживания внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями

2. Коммуникационный процесс

• Личко Г.П.МИТСО

• Коммуникации и информация – понятия различные, но тесно связанные друг с другом.

• 1.Коммуникации включают в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается

• 2. В процессе коммуникаций информация передается от одного субъекта к другому.

• Субъектами могут выступать отдельные лица , группы лиц, организации.

• Коммуникационный процесс это обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми

Источник информации (отправитель) является и источником сообщения.

Передатчик превращает сообщение в сигнал и передает его приемнику по коммуникационному каналу.

• Канал выводит сигнал на приемник, фиксирующий получение данного сигнала и превращающий его обратно в сообщение, направляемое пользователю информации (получателю), который воспринимает послание, интерпретирует и оценивает его (так называемое раскодирование послания).Источник шума вносит искажения в сигналы сообщения.

Шум – любой дополнительный сигнал, любое вмешательство в процесс коммуникации на любом участке, искажающее или создающее ошибки в передаче. Обратная связь – реакция получателя, показывающая отправителю, понятно или непонятно посланное сообщение.

3. Коммуникационные сети

• Личко Г.П.МИТСО

• Линия коммуникации между двумя индивидами или организациями называется коммуникационным каналом.

Коммуникационная сеть формируется, когда несколько объектов связывается вместе несколькими каналами. Бывают горизонтальная , вертикальная и диагональная коммуникационные сети

• Сеть коммуникационных связей создает реальную структуру организации.

• Задача формальной организационной структуры состоит в придании коммуникационным потокам правильного направления.

• От того, как построены коммуникационные сети, зависит эффективность деятельности группы.

• Видами коммуникационных сетей бывают колесо, круг,всеканальная

Лекция 4

Рассматриваемые вопросы

1. Понятие и содержание контроля в организации

2.Этапы процесса контроля

3.Виды контроля в организации

4.Методы контроля и оценки

5.Правила и свойства контроля

Использованная литература

• 1.Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой,Н.А.Соломатина .-М.:ИНФРА-М,2008,-736с/

• 2.Управление организацией : учеб. пособие /М.В.Петрович.-Мн:Акам.упр. При Президенте Респ.Беларусь,2010.-331 с/

 

1. Понятие и содержание контроля в организации

• Личко Г.П.МИТСО

• Контроль это управленческая деятельность , задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

• Контроль это процесс , обеспечивающий достижение целей организации , необходимый для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше , чем они станут неразрешимыми

Факторы ,определяющие необходимость контроля

• 1.Неопределенность будущей ситуации

• 2.Предупреждение возникновения кризисных ситуаций

• 3.Поддержание успеха организации

Факторы, определяющие эффективность контроля

• 1.Организационные

• 2.Масштабы контроля

• 3.Контрольная информация

• 4.Затраты на контроль

2.Этапы процесса контроля

• Личко Г.П.МИТСО

• 1.Установление стандартов ,норм, плановых заданий

• 2. Измерение показателей деятельности

• 3.Сравнение стандартов , норм ,планов с показателями

• 4. Оценка результатов и корректировка действий или стандартов

3.Виды контроля в организации

• Личко Г.П.МИТСО

• По периодам проведения контроля

• По функциональным подсистемам (В составе работ по контролю и организации выделяют функциональные области (производство, финансы, персонал и т.д.) и в качестве объекта контроля используются ключевые показатели деятельности по каждой из этих сфер )

По периодам проведения контроль бывает : стратегический (Ставит задачу оценки и регулирования деятельности организации с позиций выполнения ею долгосрочных целей и взаимоотношений с внешней средой.Его осуществляют службы стратегического контроля в крупных фирмах )

Тактический (Нацелен на анализ выполнения тактических планов организации , неразрывно связанных с ее стратегией

• Периодичность тактического контроля совпадает с длиной периода , на который составляются планы тактического развития

• Его осуществляют службы , создаваемые в составе структуры управления ). Виды тактического контроля : предварительный (Осуществляется до фактического начала работ по ключевым видам ресурсов , необходимых для нормального протекания процессов ), текущий или производственный контроль (Осуществляется по ходу выполнения всех этапов и процедур самого процесса ), заключительный (последующий) (Обеспечивает руководство необходимой информацией для планирования аналогичных процессов в будущем )

Оперативный (Выполняется ежедневно по периодам ,характерным для оперативного планирования.

• Включает контроль выполнения работ и методов , используемых для производства продукции и услуг всех видов процессов в организации)

4.Методы контроля и оценки

• Личко Г.П.МИТСО

• 1.Бенчмаркинг Benchmarking (В русскоязычной литературе –метод сравнительного анализа эффективности Это процесс , включающий установление компанией ключевых сфер совершенствования работы своей фирмы , идентификацию и изучение лучшей практики других компаний в этих сферах и внедрение новых процессов и систем , обеспечивающих рост их производительности и качества

• Исходным моментом процесса бенчмаркинга является сравнение параметров организации с достижениями других компаний

• Такое сравнение производится по наиболее слабым местам ( процессам) организации или по тем направлениям , где улучшения можно добиться быстрее ) Процесс сравнения при бенчмаркинге

• Определяются масштабы исследования , выявляются подходы и намечаются потенциальные объекты для сравнения

• Осуществляется сбор информации , проводится интервью , анализ и сопоставление данных, подготовка предварительного отчета

• Устанавливаются цели , разрабатываются план действий , результаты согласуются сл смежниками и в процессе реализации осуществляется мониторинг программ , позволяющий заново выверить позиции сравнения

• 2. Метод тотального контроля качества и тотального менеджмента качества (Total Quality Control,Total Management Quality Характеризуется тем , что он охватывает все этапы процесса организационного контроля и связывает контроль с другими управленческими функциями

• Главная цель данного методы- это массированная и скоординированная атака на все процессы организации для достижения высшего качества и непрерывного поддержания его на этом уровне

• Тотальный менеджмент качества (TQM) Это подход к руководству организацией , нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества

Основные составляющие TQM

• 1.Политика в области качества

• 2.Планирование качества

• 3.Улучшение качества

• 4.Обеспечение качества

• 5.Тотальный контроль качества )

Стандарты ИСО (international Organization for Standartization

• ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»

• ИСО 9001 «Системы качества . Модель для обеспечения качества при проектировании и ( или) разработке , производстве , монтаже и обслуживании»

• ИСО 9002 «Система качества . Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»

• ИСО 9003 «Системы качества . Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»

• ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества .Руководящие указания»

• 3. Сбалансированная система оценки (Balanced Scorecard )

• У нас называется «Сбалансированная система показателей (ССП)

• Главная идея- обеспечение комплексного подхода к оценке материальных и нематериальных активов , что чрезвычайно важно для современных организаций , стремящихся к успеху за счет роста своего интеллектуального капитала

• Четыре уровня оценок BSC

• 1. Финансовые цели ( прибыль на обыкновенную акцию , доход и т.д.)

• 2. Цели , связанные с потребителями (доля рынка , процент повторных обращений , имидж компании и т.д.)

• 3.Производственные цели ( время выполнения заказа, продолжительность цикла разработки продукта ,затраты на единицу продукции и т.д.)

• 4. Цели обучения и роста, показывающие будущие возможности компании ( процент рабочих мест ,заполняемых за счет внутренних резервов , число обучаемых работников, степень удовлетворенности работой и др.

Правила и свойства контроля

Личко Г.П.МИТСО

Свойства контроля

1. Контроль должен иметь стратегический характер

2. Любой контроль подразумевает получение результата

3. Контроль должен быть конструктивным, то есть соответствовать делу

4. Для того чтобы быть эффективным , контроль должен быть своевременным

5. Контроль должен быть достаточно гибким ,то есть, эластичным и приспосабливаться к происходящим изменениям внешней и внутренней среды

6. Важнейшим свойством контроля является его простота , то есть ,понятность и использование простых и доступных методов

7. Экономичность и эффективность контроля предполагает рациональное соотношение затрат результата для достижения целей организации

Лекции 5,6

Рассматриваемые вопросы

1.Возникновение потребности в стратегическом управлении

2.Современная организация и ее поведение на рынке

3. Приростное и предпринимательское организационное поведение

4.Сущность стратегического управления

5. Проблемы стратегического планирования и управления

Использованная литература

• 1.Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой , Н.А.Соломатина .-М.:ИНФРА-М,2008,-736с/

• 2. Стратегическое управление /Н.И.Ансофф,-М. :Экономика,1989/

 

1.Возникновение потребности в стратегическом управлении

• Личко Г.П.МИТСО

• Слово «стратегия» означает искусство развертывания войск в бою.

• За последние 30 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов , теорию и практику менеджмента как набор правил , которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.

Набор правил при стратегическом управлении /Ансофф/

• 1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром , а количественное содержание — заданием .

• 2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с её внешней средой, определяющие какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово‑рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

• 3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией .

• 4. Правила, по которым фирма ведёт свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приёмами .

Стратегия организации

• Это генеральный план действий , определяющий приоритеты стратегических задач , ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

• Главная задача стратегии состоит в том , чтобы перевести организацию из его настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

• Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так , что организация получает единое направление действий.

• Стратегическое управление делится на Корпоративную стратегию ((стратегию организации в целом) , Бизнес стратегию (стратегию отдельного стратегического подразделения организации), Функциональную стратегию (стратегию функциональной зоны хозяйствования)

• Суть стратегического управления заключается в том что , с одной стороны , существует четко организованное комплексное стратегическое планирование , а с другой - структура управления организацией отвечает « формальному» стратегическому планированию и построена так , чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения ее целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов

 

2.Современная организация и ее поведение на рынке

• Личко Г.П.МИТСО

• Концепция стратегического управления строится на системном и ситуационном подходах

• Принцип системности в стратегическом управлении предполагает рассмотрение современной организации в первую очередь как социально- экономической системы , обладающей рядом специфических , присущих только ей особенностей:

1. Целостностью, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей , стоящих перед организацией в целом

2. Сложностью, которая проявляется в большом количестве обратных связей , в том числе в процессе стратегического планирования и управления

3. Большой инерционностью , что предопределяет возможностью с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организации в будущем

4. Высокой степенью надежности функционирования , которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации , возможностью использования альтернативных технологий ,энергоносителей , материалов , способов организации производства и управления

5. Параллельным рассмотрением натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы. Это позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности организации , системы управления и реализации ее стратегии

Ситуационный подход

• Суть в том , что все внутриорганизационные построения ( культура организации , оргструктура , система планирования и т.д. ) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде

 

3. Приростное и предпринимательское организационное поведение

• Личко Г.П.МИТСО

• Различная реакция организаций на происходящие изменения предопределяет и различные стили их поведения на рынке.

• Коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют большое разнообразие поведенческих стилей. Они являются производными от двух типичных стилей – приростного ( инкременталистического ) и предпринимательского

• Приростный стиль поведения организации характеризуется постановкой целей «от достигнутого» , направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации , так и ее взаимоотношениях с окружающей средой

• Предпринимательский стиль поведения организации характеризуется стремлением к изменениям , к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей

 

4.Сущность стратегического управления

• Личко Г.П.МИТСО

• Основные продукты стратегического управления

• Стратегическое управление представляет собой процесс , определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии

• Он включает постановку целей , выработку стратегии , определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с окружающей средой , которые позволяют организации добиваться поставленных задач.

• Основными продуктами стратегического управления являются потенциал организации и внутренняя структура и организационные изменения.

• Оба продукта определяются архитектоникой организации и качеством персонала

• Потенциал организации обеспечивает достижение целей в будущем.

• Со стороны входа организации потенциал состоит из сырьевых ,финансовых и людских ресурсов , информации

• Со стороны выхода – из произведенной продукции и услуг ,из набора правил социального поведения , следование которым помогает организации добиваться своих целей.

• В потенциал организации включают только ту продукцию и услуги , которые испытаны с точки зрения потенциальной прибыльности

• Внутренняя структура и организационные изменения обеспечивают чувствительность организации к переменам во внешней среде.

Состав архитектоники организации

• Технологии , производственное оборудование , сооружения , их мощности и возможности

• Оборудование и его возможности и мощности по переработке и передаче информации

• Уровень организации производства

• Структура власти , распределение должностных функций и полномочий принимать решения

• Организационные задачи отдельных групп и лиц

• Внутренние коммуникации и процедуры

• Организационная культура , нормы и ценности , которые лежат в основе организационного поведения

Качество персонала

• Определяется :

• Отношением к изменениям

• Профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании , анализе рынка и т.п.

• Умением решать проблемы , относящиеся к стратегической деятельности

• Умением решать вопросы , относящиеся к проведению организационных изменений

• Мотивацией учас

Дата: 2016-10-02, просмотров: 223.