Дайте общую характеристику приводимого текста. Основываясь на экстралингвистических признаках, докажите, что данный текст принадлежит к научному стилю.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инсульт

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, одно из самых тяжёлых заболеваний нервной системы. По статистике, острые нарушения мозгового кровообращения среди причин смертности занимают третье место после болезней сердца и онкологических заболеваний и случаются ежегодно у 25 из каждых 10000 человек. Инсульты условно можно разделить на кровоизлияния в мозг и инфаркт мозга. В первом случае причиной служит разрыв сосуда, а во-втором – закупорка сосуда тромбом или эмболом, либо спазм сосудистой стенки.

Чаще всего инсульты возникают у пожилых людей на фоне повышенных цифр артериального давления, распространённого атеросклероза, сахарного диабета. Однако в последнее время наметилась тенденция к омоложению данной патологии, что связывают с неблагоприятной экологической обстановкой, стрессами, злоупотреблением алкоголем, курением.

Клиническая картина заболевания достаточно многообразна и зависит от локализации и размеров очагов поражения в головном мозге. Следует отметить, что у большинства больных даже в случае своевременного оказания квалифицированной медицинской помощи сохраняются нарушения движений, расстройства координации, чувствительности, речи, интеллекта, памяти. По данным ВОЗ, более 62% больных, перенесших церебральный инсульт, испытывают различной степени выраженности функциональный дефицит.

 

Задание 2

Прочитайте текст. Отредактируйте его так, чтобы он мог быть частью научной статьи. Запишите его в исправленном виде.

Цель моей работы: мне хотелось понять особенности функционирования языка за последние 10-15 лет, в чем состоит сущность изменений. Ведь раньше язык был другой. Для этого я выписал новые, как мне показалось, слова из газет, книг, журналов. Но тут встал вопрос: эти слова новые для меня или новые в языке вообще? Я стал искать эти слова в разных словарях. Если этих слов не было в словарях, значит, они появились недавно. Бывало и так: слово в словаре я находил, но значение у него совсем другое сейчас. В конце концов я составил список слов – и довольно приличный. Потом нужно было эти слова как- то распределить. После этого я понял, что в русском языке новые слова поступают несколькими путями…

Блок информации

II.Классификация подстилей научного стиля и их жанровые разновидности

Традиционно выделяют три разновидности (подстиля) научного стиля: собственно-научный подстиль; научно-учебный подстиль; научно-популярный подстиль. На формирование этих подстилей влияет фактор адресата, т.е. для кого создается текст, а также цели и задачи. Так, адресатом собственно научного подстиля является специалист в конкретной области знаний; научно-учебного – будущий специалист или учащийся; научно-популярного – любой человек, интересующийся той или иной наукой. Цель собственно научного подстиляописаниеновых явлений в науке, выдвижение гипотез, их доказательство; научно-учебного – изложение основ науки, обучение; научно-популярного – донести до человека, не являющегося специалистом, знания из различных областей науки доступными средствами, заинтересовать его. Поэтому, оставаясь научными, тексты разных подстилей различаются (например, в собственно-научном подстиле практически не употребляются эмоциональные слова, тогда как в научно-

 

 

Научный стиль речи
Функционально-стилевая классификация Жанровая классификация
Собственно научный стиль Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
Научно-информативный Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание
Научно-справочный Словарь, справочник, каталог
Научно-учебный Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение
Научно-популярный Очерк, книга, лекция, статья

популярном таких слов значительно больше).

А также: научно-публицистический и научно-фантастический подстили.

Жанровая классификация

1.Жанры письменной научной речи:

Аннотация, реферат, рецензия, отзыв, научная статья.

Аннотация(от латинского annotatio - значение). Краткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главных вопросов) и дающая иногда их оценку. Если в реферате статья сокращается в 3-4 раза, а большие тексты, книги – в 10-20 раз, то аннотация – это текст из 3-4 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста.

Аннотация – это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги. Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на оборотной стороне титульного листа или в конце. Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и год издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации. Обычно аннотация состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения. Субъект действия в аннотации, как правило, не называется, потому что он ясен, известен из контекста.

 

Образец аннотации.

Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества \\ Философия и политика в современном мире. – М.: Наука, 1989. – С. 44-60.

Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются (анализируются, указаны) пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

Оценка текста – эта выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и в чём не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем – не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, надо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится. Оценку текста называют отзывом или рецензией.

Рецензия (от латинского recensio – рассмотрение, обследование) - письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время её справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги).

 

Как писать рецензию?

Приведем примерный план написания рецензии.

1)Внимательно прочитайте рецензируемый текст.

2)Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда она опубликована.

3)Укажите её тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль.

4)В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей.

5)Ваша общая оценка прочитанного.

5)Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.

 

Реферат – это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из 3 частей:

- общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы);

- описание основного содержания;

- выводы референта.

Требования к написанию реферата по специальности.

- Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста.

- Реферативное изложение должно быть сжатым.

- Цель реферирования: создать «текст о тексте». Следует избегать связок типа: в 1 абзаце, во 2 абзаце и т.д.

- Реферат – это не конспект, поэтому излишним является чрезмерное цитирование.

- Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).

Реферат наиболее самостоятельный жанр по сравнению с конспектом. Как правило, реферат пишется на основании проработки не одного, а нескольких источников. При этом сопоставляются различные точки зрения, дается пересказ текстов источников, в который включаются цитаты и доказательства, высказывается свое мнение или сказанное иллюстрируется собственными примерами. Реферат может представлять собой и самостоятельную работу. В этом случае он делится на две более-менее самостоятельные части. В первой части излагается взгляд ученых на проблему исследования, делаются выводы, необходимые для самостоятельной работы. Во второй дается описание собственного исследования. Например, в реферате «Эволюция женского портрета в русской литературе XIX века» сначала необходимо, основываясь на критической литературе, показать, какую роль играет портрет в художественном произведении вообще, привести примеры, а затем дать описание своих наблюдений над женским портретом в русской литературе XIX века.

Научная статья – это особый жанр, где освещается конкретный, частный вопрос, входящий в тему исследования.

План статьи

- актуальность темы,

- имеющиеся взгляды на проблему,

- трудности работы ученых по данному вопросу,

- описание проделанной автором работы,

- ведущая идея,

- выводы и предложения для практической реализации.

Правила подготовки статьи:

1.В правом верхнем углу располагаются инициалы и фамилия.

2.Название статьи вкратце отражает главную идею, основную мысль.

3.В начале статьи отмечается ее актуальность с позиции требований общества к человеку, затем необходимость изучения вопроса с позиции той науки, которой вы занимаетесь.

4.Перечисляются ученые, которые над этим вопросом работали, и обобщаются их позиции: в чем они видят сущность проблемы, каковы пути ее решения.

5.Соблюдайте логику в изложении материала:

- задачи вашего исследования

- программа эксперимента, творческого поиска (что и когда делали, с какой целью)

- методика получения фактических данных

- ход исследовательской работы

- конечные результаты.

6.Избегайте стиля отчета. В содержании статьи необходимо раскрыть:

- цель и программу исследования,

- полученные научные факты, т.е. какие обнаружились связи, устойчивые явления, тенденции;

- анализ фактического материала.

7.Избегайте риторических вопросов.

8.В тексте допустимо применение разных видов перечислений:

- вначале, затем, далее, потом, наконец;

- во-первых, во-вторых, в-третьих;

- на первом этапе, на втором этапе и др.

9.Цитаты в статье применяются крайне редко. Лучше высказать идею, а после нее в скобках написать фамилию автора, который впервые ее высказал.

10.Все ссылки на авторитеты даются в начале статьи, затем следует писать только свои исследования и выводы.

11.Статья должна завершаться конкретными практическими рекомендациями.

 

2.Жанры устной научной речи:

Дата: 2016-10-02, просмотров: 301.