Лекция – это научное изложение одного или нескольких вопросов, отличающееся связностью и систематизированностью. Лекция дает обоснование явлений действительности, конкретных проблем, придает образованию теоретическую направленность, концептуальность, определенным образом воспитывает мышление и развивает интеллект.
Доклад – развернутое сообщение на определенную тему с целью сформировать мнение слушателей по затронутым вопросам, определить характер дальнейших практических действий.
В докладе дается анализ обстановки, сообщаются сведения, ставятся задачи, даются рекомендации и оценки, касающиеся деятельности определенного коллектива. Поскольку лекция и доклад произносятся в устной форме, то принадлежат к числу публичных выступлений, которые стилистически неоднородны и содержат черты как научного стиля речи, так и публицистического, художественного и разговорного. Прежде чем произнести лекцию или доклад, следует подготовиться. Лекция или доклад всегда имеют название. Например, «Особенности организации сестринского процесса в хирургии». Целесообразно составить предварительный план речи, который впоследствии может уточняться. Его называют рабочим планом. Затем подбирают теоретический и фактический материал. Умело подобранные факты и цифры обогащают речь, делают ее конкретной, предметной, доходчивой, убедительной.
Требования к фактам:
- они должны быть достоверными и абсолютно точными;
- их не должно быть много;
- они должны быть подчинены общей идее речи.
Источники фактов:
- наблюдения,
- изучение жизни и различных жизненных явлений,
- беседы и интервью со специалистами,
- энциклопедии, справочники, научная, научно-популярная литература, газеты, журналы, документы и т.д.
Методы работы с источниками:
1)беглый просмотр книги или журнала (Цель – узнать, что можно взять для себя из этого источника, либо освежить в памяти прочитанное ранее);
2)выборочное чтение (чтение не всего текста источника, а лишь отдельных фрагментов, относящихся к теме выступления;
3)углубленное чтение или изучение (конспектирование статей или книг, выписка цитаты).
Требования к цитатам:
- избегайте искажения цитат,
- стремитесь к их точному пониманию;
- цитаты должны быть понятными и доступными;
- цитирование должно быть умеренным;
- сила цитат не в их количестве, а в умении правильно и к месту применить их к публичному выступлению;
- цитата, особенно яркая и образная; позволяет избежать однообразия речи, снять утомление.
Ответ на занятии может быть кратким и развернутым. Краткий ответ, несмотря на то, что отвечать следует сразу на вопрос, поставленный преподавателем, все же необходимо отнести к подготовленному выступлению, т.к. студент, придя на занятие, должен быть к нему подготовлен. Краткий ответ – это ответ на конкретно поставленный вопрос (Дайте определение понятию культура речи. Какие ферменты вырабатывает поджелудочная железа?). Однако и здесь не всегда достаточно одного предложения. Чтобы ответить на вопрос, что такое культура речи, недостаточно дать определение, нужно привести аргументы, которые подтверждают определение. Развернутый ответ – это ответ на вопрос, который требует продуманности, хорошего знания фактов, значительного по объему материала, умения использовать их при ответе (Расскажите об имени существительном как части речи. Какие средства, используемые автором, доказывают, что данный текст относится к научному стилю речи?).
Фрагмент научной статьи
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
(Энциклопедический словарь)
Анализ научной статьи
Стиль: научный
Тип речи: описание
В тексте преобладают слова и словосочетания терминологического характера (атмосферное давление, электрические разряды, кучево-дождевые облака, осадки, шквал, конденсация, водяной пар, воздушные массы). Остальные слова употреблены в прямом, номинативном, значении; отсутствуют образные средства языка, эмоциональность речи. В синтаксическом отношении текст представляет собой сочетание простых предложений, характерных для жанра энциклопедической статьи.
В научных текстах используется все 3 типа речи: описание /процессов, явлений, опыта, оборудования, приборов/, повествование /описание событий, характера исследования, методики испытания описание эксперимента/, рассуждение /введение понятий, обоснование результатов, итогов / и плюс доказательства.
Блок информации
Дата: 2016-10-02, просмотров: 252.