II.Классификация подстилей официально – делового стиля речи.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Различают несколько подстилей официально-делового стиля.

Дипломатический подстиль— подстиль дипломатических документов, таких, как дипломатическая нота, заявление правительства, верительная грамота.

 

Документальный подстиль— это язык законодательных документов, связанных с деятельностью официальных органов. Ему свойственна лексика и фразеология гражданского и уголовного права, различных актов, кодексов и других документов, обслуживающих официально-документальную деятельность государственных и общественных организаций, а также граждан как официальных лиц.

 

Обиходно-деловой подстильвстречается в деловой переписке между учреждениями и организациями и в частных деловых бумагах. В этом подстиле строгость составления документов несколько ослаблена, деловые письма и иные бумаги могут быть написаны в произвольной форме.

Профессиональная деятельность младшего и среднего медицинского работника предполагает заполнение большого количества разного рода документов. Документы – это жанры официально-делового стиля речи. Чтобы работа по заполнению документов не вызывала особых затруднений, необходимо познакомиться с языковыми и содержательными особенностями официально-делового стиля речи, а также с характеристиками жанров письменной деловой речи и принципами оформления медицинской документации (см.Приложения).

 

III.Языковые средства официально-делового стиля речи:

1.В лексике: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера; слова нейтральные, книжные, с обобщенным и отвлеченным значением (заседание, постановление и пр.), канцеляризмы (заслушать, надлежащий, непринятие и др.).

2.В морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах – протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества предлогов и союзов ( в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что); существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова, студент Иванова); использование отглагольных существительных (ведение, построение), активное использование страдательных конструкций (представляется возможность, комиссией было обнаружено).

3.В синтаксисе: осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены), повествовательный характер изложения, использование односоставных безличных предложений (В целях… необходимо выделить…), конструкции с последовательным подчинением однотипных падежных форм (Назначение заместителя начальника цеха термообработки металла т. Николаева на должность главного инженера завода поддержано всем коллективом предприятия), использование номинативных предложений с перечислениями, прямой порядок слов, наличие стандарта, обязательность формы.

4.В словообразовании: отсутствие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов с абстрактными книжными суффиксами –ение, - ство, - ист, - изм,

- ировать.

5.Во фразеологии: стандартные выражения, клише (в соответствии с решением, в целях улучшения, адрес местожительстваи др.), фразеологизмы, связанные с выражением оценки, но лишенные экспрессивности (оставляет желать лучшего, узкое место, общее место, называть вещи своими именами, находиться на уровне чего-либои т.д.).

Все документы в официально-деловом стиле речи лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдем изобразительных средств языка.

IV.Жанры официально-делового стиля речи – это разного рода документы, которые подразделяются на личные и служебные. К документам личного характера относятся: автобиография, заявление, расписка, доверенность.

Общие требования, предъявляемые к деловому письму, а именно: точность, краткость, ясность излагаемого содержания юридическая обоснованность, единая внешняя форма, общепринятое, стандартное расположение частей текста или реквизитов. Реквизиты - обязательные составные части делового письма или документа.

Заявление– это письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.

Доверенность – это документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать действия, указанные в доверенности.

Расписка – это письменное подтверждение лица, получившего ценности (товары, деньги, документы и т.д.). Если ценность взята на время, то указывается срок возврата.

Составные части документа (заявления, расписки, доверенности и т.д.):

1)кому (название учреждения или должностного лица с указанием Ф.И.О.)

2)от кого (Ф.И.О. в родительном падеже, а также должность),

3)заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная или служебная записка и т.д.)

4)текст документа (просьба, объяснение, сообщение).

5)дата (слева) и подпись (справа)

6)адрес (дается или сверху после фамилии перед заголовком, или после указания числа внизу).

 

Иногда в документе подробно излагается просьба, её причина, указывается перечень прилагаемых документов (их названия, когда и зачем выданы).

Прилагаться могут справки, документ об образовании, автобиография и т.д.

План автобиографии

После заголовка автобиография в виде связного текста пишутся следующие данные:

- фамилия, имя, отчество (Я, Иванов Иван Иванович), дата и место рождения

- родители (их полное имя и отчество, чем занимаются)

- образование

- начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения)

- указать (если имеются) поощрения, награждения.

- дата (слева) и подпись (справа).

Образец оформления заявления.

Заведующей отделением «Лечебное дело»

Сытиной Н.И.

студентки 2 л\ д «А»

Ивановой М.И.

 

заявление.

Прошу освободить меня от занятий 22 февраля 2010 года в связи со свадьбой брата. Пропущенные занятия обязуюсь отработать.

 

21.02.2010 г. М. И. Иванова

 

Образец оформления доверенности.

Доверенность.

Я, Медведева Тамара Валентиновна, проживающая по адресу: Ярославль, ул.Доброхотова, д. 10, кв. 119, доверяю Суверевой Галине Васильевне, проживающей по адресу: Ярославль, ул. Панина, д. 95, кв. 29, паспорт XXY – КН № 720634, получить в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д.Ушинского диплом на мое имя.

 

25. 10.09. Т.В.Медведева

 

К служебным документам относятся: акт, докладная (записка), инструкция, представление, приказ, протокол, распоряжение, решение, деловое письмо, штатное расписание и т.д.

Докладная (записка)письменное сообщение начальнику о служебном деле.

Обязательные реквизиты:

- фамилия, имя, отчество, должность адресата;

- фамилия, имя, отчество, должность автора докладной;

- название документа;

- содержание документа;

- дата и подпись.

 

Образец докладной записки.

 

Зав. кафедрой педагогики и

психологии ЯГМА

г-ну Карпову А.Н.

ассистента кафедры

педагогики и психологии

Петровой О.В.

 

 

докладная.

Довожу до вашего сведения, что 20. 10. 09г. занятие по педагогике у студентов лечебного факультета группы 201 не состоялось в связи с отсутствием свободных аудиторий.

20.20.09г. (подпись)

Структура резюме:

1.Личные данные (ФИО, дата рождения, прописка и место проживания).

2.Цель написания резюме

3.Контактный телефон, e –mail.

4.Образование.

5.Опыт работы в подобных областях.

6.Дополнительные навыки (степень владения иностранным языком, компьютером, наличие автомобиля и умением им пользоваться).

7.Профессиональные и личные качества.

8.Достижения.

9.Наличие рекомендаций.

 

Практика

Задание 1

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в клише (устойчивых словосочетаниях) официально - делового стиля.
1)Настоящее положение входит в силу с 1 ноября 2005 года.
2)На покупку медицинского оборудования был выдан кредит.
3)Каждое подразделение дало свои предложения.
4)Просьба предоставить продукцию к 1 декабря 2005 года. Оплату обещаем.
5)Заместитель главного врача владеет правом подписи данного документа.
6)Прошу дать мне отпуск в количестве 10 дней за свой счёт.

Задание 2

Прочитайте документ и найдите ошибки в:
а) оформлении реквизитов;
б) языке документов.

 

Зав. хирургического
отделения
И.И.Семёнову
от ст.медсестры
Пановой И.Л.


докладная записка


Вчера выписавшиеся больные не могли попасть в гардероб и получить одежду, а значит вовремя уехать на вокзал, так как дежурившая гардеробщица Замятина А.А. не могла найти ключи от раздевалки.

Прошу принять какие-то меры, так как такое случается регулярно и только во время работы Замятиной.

10.X.2003года

Панова

Задание 3
Прочитайте документ и найдите ошибки в:

а) оформлении реквизитов;
б) языке документов.


Зав. хирургическим отделением
И.И. Семёнову
от лаборантки А.А. Замятиной

Объяснительная записка.

Вчера процедурная не открывалась, потому что долго искали ключи от неё. Работавшая намедни лаборантка К. Соколова опять положила их не на место, куда я обычно ложу. Поэтому мы долго искали.


С уважением,
Замятина


Задание 4

Распределите слова, словосочетания и предложения по группам:

1) имеющие официально-деловую окрашенность, канцеляризмы;

2) входящие в лексику всех книжных стилей, в том числе и официально-делового;























Дата: 2016-10-02, просмотров: 525.