Синтаксические особенности научного стиля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшей синтаксической особенностью является тенденция к сложным построениям, к структурной полноте. Предложения отличаются строгостью регулярного оформления синтаксических единиц. Смысловое содержание предложения может оказаться непонятным для неспециалиста в данной области из-за незнания значений терминов, но грамматическое оформление связей слов должно быть понятно каждому – это закон стиля.

Преобладают сложные предложения и простые осложнённые структуры (с деепричастными, причастными оборотами, с однородными членами, вводными и вставными конструкциями).

Среди сложных предложений ведущая роль принадлежит сложноподчинённым (СПП). Среди СПП большая часть имеет в своём составе определительные придаточные с союзным словом «который», так как именно придаточные этого типа наиболее ясно и логично выражают признаковую связь понятий. Часто встречаются сложноподчинённые предложения с причинно — следственным и условным значением.

Для простых предложений в научном стиле характерны двусоставность и прямой порядок слов.

Логическая структура научного текста предполагает тесную взаимосвязь различных элементов текста.Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).; средством связи частей научного произведения нередко служат вводные слова (во-первых, следовательно, таким образом и др.).

Восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение «Я» и глаголы в первом лице единственного числа, здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что…), безличные (известно, что…), определенно-личные (рассмотрим проблему…).

В результате изучения Блока информации студенты должны составить таблицу Языковые средства научного стиля речи

Практика

Текст 1

В тексте укажите лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Выделите лексику терминологического характера. Определите подстиль текста, тип речи. Аргументируйте свое мнение.

Кто они: анестезиолог и реаниматолог?

Моя специальность – анестезиология и реаниматология. Средний обыватель, обычно, плохо представляет, чем вообще занимается врач анестезиолог–реаниматолог. Вот хирурги лечат людей при помощи оперативных вмешательств, терапевты при помощи таблеток и инъекций, а АиРы? А между тем – это нечто среднее, переходное звено между хирургией и терапией, что–то вроде жутко интенсивного терапевта, который умеет и не боится выполнять всякие сложные и иногда объёмные вмешательства над пациентом. А почему вообще название двойное? Ведь на первый взгляд, что общего между анестезией и реанимацией? Если отбросить всё словоблудие, то общим у этих специальностей является поддержание, протезирование и управление жизненно–важными функциями человеческого организма в критический для него (организма) период. Анестезиолог–реаниматолог умеет управлять сознанием, дыханием, сердечной и сосудистой деятельностью, функцией почек и печени, лишать чувствительности отдельные части тела, устранять боль, а кроме того оживлять мертвецов. Лично я тоже немного умею делать всё это, хоть я ещё совсем маленький, практически личинка анестезиолога–реаниматолога.
Проще говоря, анестезиолог – это именно тот медик, который вам прижал маску к лицу перед операцией, и тут же начал тормошить со словами: «Просыпайся, операция по пересадке мозга окончена», и ты вдруг обнаруживаешь себя совсем в другом месте, гораздо позже и обмотанного бинтами. А реаниматолог – это именно тот садист, который привязывал тебя к кровати, вставлял трубки во все места, не разрешал встать и уйти, делал ещё что–то больное и безжалостное со спокойным лицом, в то время, пока ты выздоравливал после случайного употребления внутрь уксусной эссенции вместо спрайта. Реаниматолога люди стремятся забыть как страшный сон, потому что общаются с ним обычно тогда, когда им очень плохо, хуже некуда. И почти никогда не благодарят.

 

Текст 2

В тексте укажите лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Выделите лексику терминологического характера. Определите подстиль текста, тип речи. Аргументируйте свое мнение.

Анестезиология и реаниматология — самостоятельный раздел медицины, разрабатывающий вопросы теории и практики защиты организма от чрезвычайных воздействий (агрессии). Для этой цели используют методы временного искусственного замещения или управления жизненно важными функциями и системами организма.

В процессе жизнедеятельности организм находится в сложном взаимодействии с окружающей его средой — физической, биологической и социальной. Различные патологические воздействия вызывают ответную защитную реакцию — местную и общую. Благодаря этим саногенным реакциям (саногенез — механизмы выздоровления) организм ликвидирует первичные и вторичные последствия патологических воздействий. Основная задача врача— способствовать саногенным реакциям: «Medicus curat, natura sanat» (врач лечит, природа излечивает). В случае агрессии— чрезмерных по силе и продолжительности воздействий — защитные силы организма быстро истощаются. Нередки и ситуации, при которых организм не успевает мобилизовать свои защитные силы: внезапное прекращение функций дыхания и кровообращения. Наступает клиническая смерть, а через небольшой промежуток времени — биологическая.

В обеих ситуациях обычные лечебные мероприятия оказываются бессильными. Так, при синусовой остановке сердца атропин мог бы восстановить деятельность синоаурикулярного узла (водитель ритма), но для этого надо, чтобы препарат попал к клеткам. Однако вследствие отсутствия кровотока этого не происходит. Только проводя массаж сердца, т. е. искусственно замещая систолическое сжатие сердца, можно восстановить кровоток по коронарным сосудам, доставить препарат к синоаурикулярному узлу. Можно привести много примеров, когда патогенетическая ‘герания эффективна только на фоне временного искусственного замещения функций дыхания и кровообращения. Так, при крупе у детей значительно повышается сопротивление дыхательных путей и резко увеличивается работа дыхания. Если своевременно не восстановить свободную проходимость дыхательных путей с помощью трахеостомии или интубации трахеи, происходит срыв компенсации и ребенок умирает, прежде чем успевает подействовать этиопатогенетическая терапия—аптибиогики, ингаляции, антигистаминные и противовоспалительные препараты. В случае отравления барбитуратами пострадавший может погибнуть от вторичных осложнений — нарушений микроциркуляции, пневмонии— раньше, чем организм сможет инактивировать и вывести этот яд. Применение искусственного форсированного диуреза с помощью осмотических диуретиков или искусственной почки позволяет значительно быстрее вывести яд из организма и добиться скорейшего выздоровления больного.

Таким образом, основным принципом анестезиологии и реаниматологии является сочетание методов этиопатогенетической терапии с методами временного искусственного замещения и управления функциями жизненно важных органов и систем организма.

 

Контрольные вопросы к §21


Дата: 2016-10-02, просмотров: 178.