Например:
Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов(В этом предложении причастный оборот - состоящая из множества хребтов -стоит после слова запад, которое не является определяемым словом).
Правильно:
горная цепь, состоящая из множества хребтов,тянется с востока на запад.
Или:
Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
IV.Ошибки в построении сложного предложения:
1.С придаточным определительным:
Например:
Книганаучила меня уважать друзей, которую я прочитал в детстве.
Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением с союзным словомкоторый.Придаточное определительное должно находиться непосредственно после слова, к которому относится.
Правильно:
Книга, которую я прочитал в детстве, научила меня уважать друзей.
2.Придаточная часть начинается с союзного слова кто:
Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе,
Например:
Кто не опоздает, будет участвовать в конкурсе.
Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот.
Неправильно:
Те, ктонапишут ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.
Правильно:
Те, ктонапишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.
V.Смешение прямой и косвенной речи
Он сказал, что я не согласен с его мнением.
Правильно:
Он сказал, что не согласен с его мнением.
Практика
Упражнение 27
Найдите ошибки в построении предложений с причастным оборотом; в сложном предложении. Запишите в исправленном виде.
1.Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки.
2.Поступающие письма в редакцию внимательно изучают и комментируют.
3.Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
4.Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
5.Гарибальди стал во главе людей, сражающейся за независимость Италии.
6.Учебник по сестринскому делу, прочитанный мною, который мне очень понравился.
7.Иванов сказал, что не засну, но выучу до утра все билеты.
8.Те, кто пришли последними, остались без мест и стояли в проходах зала.
9.Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен.
10.Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.
Проверь себя
Самостоятельная работа
Найдите нарушение синтаксических норм, исправьте ошибки.
1.Мы любим и гордимся своей Родиной.
2.Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.
3.И.С.Тургенев исследовал в своих романах ряд проблем общественной жизни, волнующие многих его современников.
4.Жители нашего дома очень беспокоились за судьбу заболевшего малыша.
5.Те, кто пришел на матч, остался доволен игрой нашей футбольной команды.
6.Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка.
7.На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.
8.Совершив прыжок с парашютом, самолет улетел на базу.
9.Я познакомился и подружился с соседом по парте.
10.Направляемым студентам на практику необходимо выдать программу ее прохождения и инструкцию.
11.Наблюдая за этими детьми, у вас может возникнуть впечатление, что все они вундеркинды.
12.Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
13.Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Италии и Кипре.
14.Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.
Контрольные вопросы к § 19
Дайте определение понятию «Синтаксические нормы».
2.Перечислите основные типы синтаксических норм-ошибок.
3.Расскажите о согласовании сказуемого с подлежащим.
4.Приведите примеры редактирования предложений с однородными членами.
5.Расскажите о типичных ошибках в употреблении причастных и деепричастных оборотов. Приведите примеры редактирования предложений с ними.
Домашнее задание:
1.§19 – Блок информации
2.Контрольные вопросы к §19
Словарная работа к занятию № 9
Упражнение 29
Самостоятельная работа «Проверь себя»
6.Индивидуально – аналитическое задание:
Напишите статью об изобретении какого-либо нового медицинского препарата в области стоматологии. Определите стиль и тип речи статьи.
Итоговый контроль
Самостоятельная работа № 11
Синтаксические нормы
Тест-контроль № 6
Синтаксические нормы
Лингвистика текста. Практическая стилистика.
Занятие № 10
Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля.
Блок информации
Литературный язык обслуживает разные стороны жизни людей.
Варианты литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями речи.
Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный (книжный) язык.
Разговорный язык (разговорный стиль речи) используется обычно в устной форме.
В зависимости от сферы употребления литературного языка различают научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи.
Наиболее важные признаки каждого из стилей определены с учетом следующего:
а) с какой целью говорим;
б) в какой обстановке говорим;
в) речевые жанры;
г) языковые средства выражения;
д) стилевые черты речи.
1.Разговорный стиль речи используется:
а) для непосредственного повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам;
б) в дружеской беседе, в неофициальной обстановке.
В нем часто используется разговорная и просторечная лексика. Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. Непринужденная обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений. Шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, хихикать и т.д.), просторечные (классно, клево, железно и т.д.).
2.Научный стиль– это стиль научных сведений, сообщений.
Его жанры – научная статья, учебная литература, научный доклад, диссертация. Широко используется терминологическая и профессиональная лексика. Главное назначение научного текста – изучать явления, предметы, называть и объяснять их. Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол; широкое использование абстрактной (отвлеченной) лексики и терминов. Для научного стиля свойственны строгая логичность, объективность текста, смысловая точность.
Пример научного стиля речи
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, одно из самых тяжелых заболеваний нервной системы. По данным статистики, острые нарушения мозгового кровообращения среди причин смертности занимают 3 место после болезней сердца и онкологических заболеваний и случаются ежегодно у 25 из каждой 1000 человек. Инсульты условно можно разделить на кровоизлияния в мозг и инфаркт мозга. В первом случае причиной служит разрыв сосуда, во втором – закупорка сосуда тромбом или эмболом, либо спазм сосудистой стенки.
Чаще всего инсульты возникают у пожилых людей на фоне повышенных цифр артериального давления, распространенного атеросклероза, сахарного диабета. Однако в последнее время наметилась тенденция к омоложению данной патологии, что связывают с неблагоприятной экологической обстановкой, стрессами, злоупотреблением алкоголем, курением.
Клиническая картина заболевания достаточно многообразна и зависит от локализации и размеров очагов поражения в головном мозге. Следует отметить, что у большинства больных даже в случае своевременного оказания квалифицированной помощи сохраняются нарушения движений, расстройства координации, чувствительности, речи, интеллекта, памяти. По данным ВОЗ, более 62% больных, перенесших церебральный инсульт, испытывают различной степени выраженности функциональный дефицит.
3.Официально-деловой стиль – это стиль информации и сообщений. Он используется в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок, заявлений, актов, инструкций, резолюций, докладных, рапортов, объявлений, деловых бумаг и т.д. Для этого стиля характерны официальность, точность, не допускающая и двусмысленности (т.е. иного толкования), устойчивые, стандартизированные обороты речи.
Пример официально-делового стиля речи
Резюме
Тарасова Валентина Ивановна
Дата и место
рождения: 11.04. 1968, Воронеж
Опыт работы: 2001-2002: ЗАО «МПСК № 1»
Строительная компания
Бухгалтер
Вела счета: основные средства, нематериальные
активы, материалы, МБП, касса, расчетный счет,
расчет с поставщиками и подрядчиками, с
покупателями и заказчиками, с подотчетными
лицами, с дебиторами и кредиторами, зарплата,
книга покупок и продаж, реализация. Уверенно
работаю с компьютером (Excel, Word, 1C, Парус,
Альф, Зарплата и кадры)
1992 – 1997: АОО «МЭЛЗ», Москва
Экономист, бухгалтер
Вела счета: основные средства, нематериальные
активы, материалы, МБП, расчет с поставщиками и
подрядчиками, расчеты с дебиторами и кредиторами.
Работаю с компьютером (Word, Excel)
1997 – 1999 гг. ЗАО «Ольга-сервис» ремонт а\м,
торговля запчастями Москва
Иностранные
языки: Английский (разговор – хорошо, чтение – хорошо)
Образование: 1975 – 1981: Московский институт радиотехники,
электроники и автоматики
Факультет: полупроводниковые и микроэлектрон –
ные приборы. Специальность: инженер
электронной техники
1995: Бухгалтерские курсы.
Квалификация: бухгалтер
Семейное
положение: замужем, двое детей: дочь, сын (студенты)
Увлечения: спорт: волейбол и плавание; фото; занятие цветами.
Домашний адрес: Москва, 107589, ул. Хабаровская, 2-301
М. «Щелковская»
Контакты: Домашний - 7(095)668 06 80,
Рабочий – 7(095) 617 05 40
________________________________________________________________
4.Публицистический стиль– это стиль воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи. Этот стиль характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Логичность речи может сочетаться с образностью и эмоциональностью. Этот стиль употребляется в сфере политических, общественных и культурных отношений.
Пример публицистического стиля речи
Нужно ли говорить, что Россия богата природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, - об этом знают все. Но настоящее ее богатство – люди, их ум, знания и опыт. За пределами России давно поняли, в чем поистине неисчерпаемый источник наших богатств. По-прежнему многие молодые ученые стараются уехать на Запад. И причина этому – не всегда деньги. Часто нет нужного оборудования в лабораториях, условий для работы. Как исправить положение? Прежде всего, надо научиться правильно оценивать знания – так, как это делают во всех развитых странах.
(по В.А.Макарову)
5.Художественный стиль речи(или стиль художественной литературы) воздействует на воображение и чувства читателя, передает мысли и чувства автора, использует все богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. Его жанры – роман, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия.
Пример художественного стиля речи
Степь чем далее, тем становилась прекраснее…Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще…
Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый листок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялася другою.
(Н.Гоголь)
Анализ текста
Стиль: художественный
Тип речи: описание
В приведенном отрывке из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» изображается только степь. Сначала это описание дневной степи, затем вечерней. Детали картины – разноцветные пестрые цветы и причудливые травы, обольстительный ветерок, изголуба-темное небо…Изменяется освещение – изменяется и цветовая гамма, обозначенная глаголами прошедшего времени: вечером… переменялась, пространство… охватывалось последним ярким отблеском солнца, темнело, музыка… утихала.
Пейзаж насыщен яркими цветами: темнеющая земля входит в цветовое противопоставление с красками неба – здесь на первом месте эпитеты: небо изголуба-темное, розовое золото облаков, яркий отблеск солнца и др. Образные словесные средства – сравнения, метафоры – являются неотъемлемой частью художественного описания: волны диких растений, поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, брызнули миллионы цветов; сквозь стебли сквозили…волошки, дрок выскакивал вверх своею… верхушкою.
Цель текста – показать красоту степи и передать восхищение автора. Само описание нам доставляет эстетическое наслаждение, как и всякое искусство – музыка, живопись и др.
Функционально-стилистические границы в современном языке очень тонки и сложны. Единицы одного стиля могут употребляться в других функциональных разновидностях языка.
Практика
Задание 1
Определите, к какому из четырех стилей принадлежит слово или выражение:
Научный стиль
Официально-деловой стиль
Публицистический стиль -
Разговорный стиль
Нижеследующий (__); военщина (__); сгущенка (__); дифференциальный (__); температура кипения (__); иметь место (__); вояж (__);газировка (__); формулировать (__); подвергать анализу (__); драндулет(__); вверенный (__); стать на вахту (__); шаром покати (__); блажь (__);привлечь к ответственности (__); в истекшем году (__); вывести формулу(__);таковой(__);изотермический (__); маловат (__); самоотверженный (__); вышеназванный (__); каюк (__); чаяния (__);завалить (экзамен) (__); оказать содействие (__); зачетка (__); дисперсия(__); шумиха (__); закатить выговор (__); в случае неявки
(__); постоянная величина (__).
Задание 2
Дата: 2016-10-02, просмотров: 632.