Научная концепция социально- экономического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 


Смешанная экономика
Собственность
Частная Государственная Смешанная
     
Частный Государственный Муниципальный, кооперативный, и т. д.
Сектора национальной экономики
         

Рис. 11.7. Основные черты национальной экономики смешанного типа

 

Координирующий механизм смешанной экономики включает не толь­ко рыночное спонтанное регулирование, но и подсистемы государствен­ного и общественного регулирования. При этом такие подсистемы регу­лирования взаимно дополняются и реализуются через разные формы.

Так, государственное регулирование в отдельных случаях пред­полагает налаживание индикативного планирования.

Гражданские институты активно развивают потенциал экономи­ческого самоуправления.

Безусловно, среди экономических показателей эффективности доминируют доход и прибыль. Но смешанная экономика отличается тем, что обеспечивает единство экономической и социальной эффек­тивности.

В целях развития конкуренции и преодоления ограниченности емкости внутреннего рынка национальная экономика стремится демон­стрировать максимум открытости по отношению к внешнему миру. Данный процесс получает отражение через развитие экономической интеграции и использование преимуществ международного разделе­ния труда.

Правовое поле смешанной экономики характеризуется стабиль­ностью, отсутствием явных противоречий. Обеспечивается постоян­ный контроль за соблюдением законодательной базы.

Политическая сфера, обслуживающая экономическую систему смешанного типа, характеризуется развитием политической конку­ренции между соответствующими политическими командами или партиями.

Обеспечивается непрерывная смена и преемственность полити­ческой власти. Партия, которая среди населения обладает меньшим кредитом доверия, вынуждена уступить место другой команде, перей­ти в оппозицию и уже оттуда контролировать ход событий.

При этом обеспечивается открытое обсуждение всех актуальных и менее акту­альных проблем социально-экономического развития. Постоянное стремление к со­циальному компромиссу, необходимость наличия научной аргументации занимаемой позиции и т. д. привели к тому, что на современном этапе общественного развития борьба мнений затрагивает, как правило, не стратегию, а лишь тактику развития. Стремление сохранить гражданский мир и национальное согласие превратило конст­руктивный диалог между политическими секторами общества в единственно воз­можную модель публичной дискуссии.

В экономическом сознании в качестве ценностных ориентиров закрепляется готовность и способность личности к высокопродук­тивному труду, стремление реализовать себя через обеспечение мак­симального прироста «человеческого капитала», получение макси­мального денежного дохода. Только достигнутое экономическое бла­гополучие, а не наследуемые титулы и т. п. выполняет своеобразную функцию интеллектуального статуса. Получается, что тот, кто счи­тает себя умным, обязан стать богатым и на деле доказать свои соци­альные притязания.

В конечном счете, смешанная экономика—это теоретическое обоб­щение опыта функционирования национальных экономик наиболее раз­витых стран мира за последние 20-30 лет. На ее основе формируются и совершенствуются конкретные модели рыночной экономики.

Модели рыночной экономики.Два типа.Модель экономичес­кой системы выступает как теоретическое описание (отпечаток, сле­пок) или желаемого состояния, или реально существующих экономи­ческих отношений и взаимосвязей хозяйственной жизни.

При таком моделировании активно используется потенциал науч­ного абстрагирования, приемы системно-структурного и компаратив­ного анализа.

Особое значение экономического моделирования состоит в том, что имеет место концентрация уже накопленного опыта экономичес­кого развития. Моделирование позволяет четко обозначить вектора и динамику социально-экономического развития, его основные проти­воречия. Прочтение составленной экономической модели открывает возможность для заимствования передовых форм хозяйствования.

Множественность опыта, а также наличие разных теоретических подходов в свою очередь обусловливает появление множественности моделей рыночной экономики. Их специфика зависит от историчес­ких особенностей развития той или страны, достигнутого уровня раз­вития национальной экономики, сложившегося соотношения функций государственных, коммерческих и общественных структур, а также от выбора приоритетов социально-экономического развития.

В современной экономической теории принято выделять два ос­новных типа рыночной экономики: либеральную и социально ориен­тированную модель.

Для либеральной модели (США, Англия) характерны прежде все­го господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства предельно ограничены и реализуются исключительно на макроуров­не, т. е. на уровне всей национальной экономики. Среди методов регу­лирования широко используются инструменты денежно-кредитной политики.

При этом не следует забывать, что национальная экономика, на­пример, США является высоко монополизированной. Крупные компа­нии США, как правило; выступают в роли международных монопо­лий или транснациональных корпораций.

Для либеральной модели рыночной экономики характерна макси­мальная реализация принципа «свободной игры рыночных сил».

По существу здесь последовательно реализуются идеи монетариз­ма Чикагской школы (М. Фридмен и др.), а также соответствующие положения концепции «экономики предложения». В либеральной мо­дели рыночной экономики активно поощряется предпринимательство. Приемлемый жизненный уровень малообеспеченных слоев населения достигается за счет устойчивого экономического роста. В целом же модель социальной политики строится на том, что каждый трудоспо­собный член общества должен сам зарабатывать на себя, на свою се­мью и на свою старость (31, с. 135).

Для социально ориентированной экономики (ФРГ, Австрия, Шве­ция) характерно наличие представительного государственного секто­ра. В обществе доминируют принципы социального партнерства, вы­текающие из концепции «демократического социализма». На уровне предприятия, в духе социал-демократических традиций, развитие по­лучает производственное соуправление. Действующее законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств и защиту добросовестной конкуренции, а также на охрану окружающей среды. Высока роль государства в решении других социальных вопросов.

Идея социальной ориентации имеет для экономической системы в ФРГ концептуальное значение, рассматривается как «третий путь», ведущий между анархичным рыночным капитализмом начала XX в. и тотальным плановым хозяйством. Концепция социальной ориентации призвана обеспечить синтез экономической свободы и идеалов соци­альной защиты и социального государства.


Рыночная экономика означает экономическую свободу. Свобода рынка ограничивается там, где она приводит к нежелательным соци­альным результатам. Так как для модели «чистой» рыночной экономи­ки изначально свойственно неравенство в распределении доходов и имущества, поэтому признается, в принципе, необходимость их пере­распределения или трансфер-отношений. Социальный аспект рыноч­ной экономики затрагивает, прежде всего, тех членов общества, кото­рые не имеют собственных доходов. Политика перераспределения осу­ществляется в ФРГ в больших масштабах посредством платежей и услуг системы социального обеспечения. Основы этой системы были зало­жены в 1883 г. О.Бисмарком путем введения страхования на случай болезни для промышленных рабочих, пенсий по старости, финанси­рование жилья и т. п. При этом реализуется принцип обеспечения не только прожиточного минимума для тех, кто не в состоянии участво­вать в конкурентной борьбе, но и принцип предоставления им доли в экономическом прогрессе. По этой причине величина пенсионных выплат связана с ростом зарплаты в экономике (принцип «динамич­ной» пенсии).

Если первоначально ордолибералы основу экономического строя видели в сохранении атомистической конкуренции, когда на долю каж­дого производителя приходится лишь небольшая часть предложения, то сегодня осознана необходимость существования крупных и мощных предприятий, т. е. массового производства. Такая форма конкуренции получила название «действенной конкуренции». Главным признается конечный результат — повышение качества продукции, ее удешевле­ние, рост объемов производства, открытие новых рабочих мест (3, с.63).

Первоначально политика регулирования национальной экономи­ки осуществлялась лишь в рамках кредитно-денежной политики. Ког­да стало ясно, что одними только такими методами невозможно обес­печить устойчивый и долговременный экономический рост, развитие получила концепция глобального регулирования, был принят специаль­ный Закон об обеспечении стабильности и роста экономики (1967 г.). Основная идея такого подхода состоит в том, что государство все же в своих действиях ограничивается мероприятиями, соответствующими рыночной системе. Особое внимание уделяется структурной политике.

Историческое значение концепции социального рыночного хозяй­ства состоит в том, что на ее основе происходит трансформация соци­алистического планового хозяйства Восточной Германии (новые зем-~ ли) в современную-экономическую систему рыночного типа. Данный процесс начался осенью 1989 г. с открытием «внутригерманской» гра­ницы между ФРГ и ГДР. ГДР приняла экономическую конституцию ФРГ — с частной собственностью, конкуренцией рыночных сил, сво­бодным ценообразованием, свободой перемещения рабочей силы, ка­питала, товаров и услуг, вошла в правовую систему ФРГ и прекратила существование.

ta

 

ПЕРЕХОД КАК ЭТАП ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. КРИЗИС АДМИНИСТРАТИВНО- КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ

12.1. Переход как этап трансформации экономической системы современного типа

12.2. Эволюция современной экономической системы рыночного типа

12.3. Возникновение административно-командной системы и причины ее кризиса

Система рыночного типа, сохранив высокий потенциал экономи­ческого развития и будучи представленной многочисленными нацио­нальными моделями, сумела достойно шагнуть в XXI в.

В XX в. сторонникам рыночной экономической системы не один раз пришлось выдерживать весьма суровые испытания. Тем не менее, западной системе ценностей удалось отбросить тупиковые варианты развития и сохранить конструктивную линию эволюции экономичес­кой системы рыночного типа, ее способность приспосабливаться к из­меняющимся историческим условиям.

Экономическая теория выявила, что базовая экономическая сис­тема рыночного типа непрерывно подвергается изменениям, трансфор­мируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Такие изменения имеют исключительно эволюционный характер, характе­ризуются низкой степенью социальной конфликтности. Ускоренный переход от одной экономической модели к другой, как правило, прохо­дил до этого в условиях мощного экономического кризиса. Опыт фун­кционирования рыночной экономики, накопленный за два последних века, свидетельствует о том, что последовательная смена одной моде­ли на другую во многом соответствует концепции длинных волн эко­номического развития, теоретические основы которой впервые выд­винул русский экономист Н. Д. Кондратьев в 20-е годы XX в.

Врожденная эволюционность развития экономической системы рыночного типа, склонность к постепенной трансформации, тем не менее, йе исключают проблему выбора модели социально-экономичес­кого развития. Особую актуальность данная проблема выбора приоб­рела в 20-е годы XX в. Все основные школы рыночной экономики су­мели внести свой конструктивный вклад в разработку концепции «сме­шанной экономики», обеспечить так называемый неоклассический синтез. Отбросив тупиковые и устарелые варианты развития, была сохранена конструктивная линия эволюции экономической системы рыночного типа.

Прямой реакцией на те серьезные сбои, которые выявились в фун­кционировании рыночной экономики либерального типа, выступило выдвижение социалистических идей. Их практическая реализация во многих странах мира привела к формированию административно-коман­дной системы, или государственного социализма, который оказался не в состоянии обеспечить реальный социально-экономический прогресс.

Экономическая и социальная неэффективность административ­ной экономики, ее бесперспективность в условиях НТР обусловили необходимость перехода к новой экономической системе рыночного типа. В трансформационный период осуществляется не только рефор­мирование, но и демонтаж отжившей административно-командной системы.

В этот ответственный исторический период особое значение при­обретает проблема выбора курса социально-экономического развития. Решение данной судьбоностной задачи во многом зависит от результа­тов научного анализа причин кризиса административной экономики, который получил мировой характер.

12.1. Переход как этап трансформации экономической системы современного типа

Слагаемые эволюции.Экономическая система современного типа выступает как совокупность принципов, правил и законодатель­но закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений.

В реальной действительности экономическая система проявляется как культи­вируемая средахозяйствования и присвоения условий и результатов экономической деятельности. Для каждого хозяйствующего субъекта таким способом устанавлива­ется экономический порядок,нормы поведения, выступающие как внешние условия функционирования.

Экономическая система, обнаруживаясь как совокупность свойств и функций, в то же время имеет материально-техническую, институци­ональную, организационную и социально-экономическую структуру.

сучетом степени развитости, внутренней непротиворечивости и полноты выполняемых функций экономическая система сама по себе выступает как системное качество национальной экономики. На по­верхности явлений, в повседневной жизни экономическая система про­является как хозяйственный механизм, имеющий адекватную законо­дательную базу, институциональное оформление, а также определен­ную структуру отношений присвоения.

В экономической теории национальная экономическая система, в том или ином варианте используемая в конкретной стране, рассматри­вается как результат эволюции экономических отношений. Если быть абсолютно точным — как звено в исторической эволюции.

С одной стороны, национальная экономическая система всегда есть отрицание предыдущей стадии развития, а с другой—выступает в качестве исторической платформы для формирования новой, более зрелой и совершенной, экономической системы.

Поэтому следует констатировать, что культивируемая нацио­нальная экономическая система, непрерывно изменяясь, последователь­но проходит свои внутренние фазы зрелости.

На рис. 12.1 последовательная эволюционная смена экономичес­ких систем обозначена позициями 1, 2, 3, 4, 5, 6 (см. верхний ряд), апереход национальной экономической системы от одной фазы внут­ренней зрелости к другой — как движение типа А-В-С.

Рис. 12.1. Эволюция экономической системы и возникновение эффекта наложения

Фаза состояния А отражает факт зарождения новых элементов в пределах прежней экономической системы (см. отрезок 1-2). Элемен­ты новой системы (см. отрезок 2-3) первоначально не имеют домини­рующего значения в национальной экономике, при тиражировании постоянно наталкиваются, например, на региональные, отраслевые или временные ограничения.

В отдельных случаях такие новшества в хозяйственном механизме подаются как эксперимент, проведение которого сопровождается предоставлением налоговых, таможенных и других льгот.

Появление новых и прогрессивных компонентов стабилизирует функционирование существующей экономической системы. Прежде всего, активно совершенствуется хозяйственный механизм. В обще­ственном сознании закрепляется ощущение наличия перспектив для дальнейшего экономического роста. Постепенно изменения такого рода, достигая критической массы, способствуют формированию нового качества хозяйственных связей. При этом не исключается появление противоречий особого рода. Так, своеобразные неудобства для хозяй­ственной жизни связаны с присутствием старой и зарождающейся но­вой системы координат. Все это обусловливает необходимость ускоре­ния перехода к новой экономической системе.


Фаза В (см. нижний ряд на рис. 12.1) отражает факт развития эко­номической системы уже на собственной платформе. Здесь также не исключается наличие своих внутренних «мини-переходов», или внут­ренних ступеней зрелости. В процессе приближения национальной экономической системы к точке максимальной зрелости идет полная выработка или использование ее потенциала развития.

Фаза С, по сути дела, есть зеркальное отражение фазы А. Надо признать, что к этому времени существующая экономическая система фактически уже исчерпала свой потенциал конструктивного развития. Переход в фазу С отражает период ее постепенного исторического схо­да. Отрезок 4-5 (см. рис. 12.1) знаменует наличие старых элементов, а отрезок 5-6, наоборот, развитие новых элементов в рамках действую­щей национальной экономической системы.

На данной фазе С обостряется проблема выбора. Поэтому в об­ществе неизбежно усиливаются дискуссии о возможных вариантах со­циально-экономического развития. Значительно возрастает скорость изменений в экономике. Актуальность таких новшеств повышается, так как в этом период имеет место снижение темпов экономического развития и эффективности национальной экономики. В условиях обо­стрения внутренних социальных противоречий в общественном созна­нии происходит выработка и закрепление новой концепции (парадиг­мы) социально-экономического развития. Постепенно набирают силу вводимые новшества.

Исторический опыт показывает, что данный детерминированный процесс да­леко не всегда протекает безоблачно. В отдельных случаях, под воздействием поли­тического фактора, может быть реализована ложная или тупиковая траектория со­циально-экономического развития (Россия — 1917 г.; Германия — 1932 г. и т. д.).

Таким образом, экономические системы непрерывно подвергаются изменениям, трансформируются под воздействием внутренних (эндо­генных) и внешних (экзогенных) условий функционирования. Следует подчеркнуть, что все изменения в современных экономических систе­мах имеют исключительно эволюционный характер, характеризуются низкой степенью социальной конфликтности.

В первую очередь здесь отражаются изменяющиеся запросы са­мих производительных сил. Экономической системе приходится реа­гировать и на появление новых элементов производительных сил, и на

I7 Зак 1780

ускорение развития производственного потенциала, наконец, и на фак­ты торможения научно-технического прогресса.

Принято считать, что в реальной действительности экономические отношения всегда несколько отстают от развития производительных сил. Такова особенность действия всеобщего закона соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил. Однако на практике возможны и особые варианты сочетания формы и содержания способа производства. Крайне неблагопо­лучная ситуация возникает тогда, когда устарелые экономические отношения допол­няются не менее отсталыми производительными силами, что обостряет необходи- ~ мость соответствующих преобразований, придает им характер революционных из­менений.

Такой сценарий характерен для кризиса административного социализма, или административно-командной системы.

Обратим внимание на то, что из трех фаз эволюции экономичес­кой системы две (А и С) приходятся на переходные периоды. Какое-то время элементы старой и новой экономической системы существуют как бы параллельно, а точнее — имеет место своеобразный эффект эволюционного наложения. Наличие такого эффекта позволяет обес­печить преемственность в экономическом развитии, саму постепен­ность перехода. Вместе с тем исторический опыт свидетельствует и о том, что наличие новых и старых элементов хозяйствования в услови­ях снижения темпов экономического развития усиливает неустойчи­вость и актуализирует проблему перехода.

Такой ускоренный переход от одной экономической системы к другой, как правило, происходит в условиях экономического кризиса.

Смена экономических систем рыночного типа подчиняется объек­тивным закономерностям, которые детерминированы развитием про­изводительных сил.

Влияние длинных волн. Опыт функционирования рыночной экономики, накопленный за два последних века, свидетельствует о том, что последовательная смена одной экономической системы рыночно­го типа другой во многом соответствует концепции длинных волн эко­номического развития (21; 76).

В соответствии с данной концепцией, теоретические основы ко­торой впервые выдвинул русский экономист Н.Д. Кондратьев в 20-е годы XX в., развитие рыночной экономики сопровождается последо-

вательной сменой длинных циклов, или длинных волн, экономического развития.

 

Каждая волна (см. рис. 12.2) во времени имеет протяженность примерно в 50-60 лет, состоит из 4 последовательно сменяющих друг друга фаз состояния национальной (а теперь и мировой) экономики:

а) фаза ускорения,-или резкого подъема, когда фиксируются высо­кие темпы прироста ВВП и т. д.;

б) фаза высоких темпов экономического развития;

в) фаза замедления экономического развития;

г) фаза застоя и депрессии, когда не так уж и редко экономичес­кий рост приобретает отрицательные значения.

Каждая фаза длинной волны экономического развития есть ре­зультат прямого воздействия тех условий хозяйствования', которые сформировались на предыдущей стадии. Понятно, в первую очередь сказывается состояние экономической системы. Что касается перио­дичности самого колебания, которое подводит к смене экономической системы, то в современной экономической теории в качестве факто­ров прямого воздействия выделяются: НТП; закономерности обновле­ния основного капитала; размеры и темпы накопления денежного ка­питала; особенности воспроизводства фундаментальных и приклад­ных научных открытий.

Для национальной экономики, находящейся в фазе В и Г (см. рис. 12.2), характерны не только невысокие (снижающиеся) темпы эко­номического роста, но и низкий уровень средней рентабельности. По­этому возникает необходимость критически оценить сложившийся механизм хозяйствования и определить научную концепцию по его дальнейшему реформированию.

Обратим также внимание на то, что в последнее столетие «яма» длинной волны, как правило, совпадала с экономическим кризисом, имеющим мировой характер. Получается, что в реальной действительности точкой отсчета для смены одной длинной волны эконо­мического развития другой выступал один из мировых экономических кризисов.

В пределах каждой длинной волны есть основание в свою очередь выделять малые циклы экономического развития, т. е. так называемые периодические кризисы перепроизводства. Они — составная часть каждой длинной волны. В пределах ма­лых волн экономического развития кризисы перепроизводства (или «малые ямы») заставляют вносить в хозяйственный механизм оперативные изменения, модернизи­ровать производство с учетом темпов физического и морального старения активной части основного капитала (оборудование), т. е. обновлять основной капитал.

Наоборот, для выхода из «большой ямы» одних изменений в хозяйственном механизме уже недостаточно. Необходимо трансформировать экономическую систе­му, проводить структурную перестройку всей национальной экономики.

Таким образом, трансформация экономических систем, реформиро­вание хозяйственного механизма носят объективный характер, отражают осознанную и продуманную смену форм экономического движения.

12.2. Эволюция современной экономической системы рыночного типа

Проблема выбора модели развития. Каждой длинной волне, в конечном счете, соответствует особый тип рыночной экономической системы (см. рис. 12.3).

Переход от одной длинной волны к другой обусловлен ускорени­ем внедрения новейших достижений НТП. Такой переход сопровож­дается сменой экономической системы и закреплением новой концеп­ции экономического развития, повышением в национальной экономи­ке средней нормы прибыли.

В этот ответственный период происходят, как правило, значитель­ные изменения в мирохозяйственных связях, открывается новый этап развития экономической интеграции.

С учетом проблем и противоречий переходного периода, свидете­лями которых мы является, следует специально остановиться на про­блеме выбора модели социально-экономического развития.

Может сложиться впечатление, что врожденная эволюционность развития, склонность к постепенной трансформации, наличие возмож­ностей для созревания новых экономических отношений в пределах старой национальной системы вообще исключают возникновение по­добной проблемы выбора.

Вместе с тем татя проблема всегда существует, так как со­храняется вероятность многовариантного социально-экономическо­го развития.

В реальной жизни выработка и утверждение в своих правах но* вой парадигмы экономического развития непосредственно зависят of воздействия политической сферы, состояния других надстроечных отношений и, не в последнюю очередь, от характеристик обществен­ного сознания, уровня развития национальной экономической науки.












Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.