Смешанная экономика
|
Рис. 11.7. Основные черты национальной экономики смешанного типа |
Координирующий механизм смешанной экономики включает не только рыночное спонтанное регулирование, но и подсистемы государственного и общественного регулирования. При этом такие подсистемы регулирования взаимно дополняются и реализуются через разные формы.
Так, государственное регулирование в отдельных случаях предполагает налаживание индикативного планирования.
Гражданские институты активно развивают потенциал экономического самоуправления.
Безусловно, среди экономических показателей эффективности доминируют доход и прибыль. Но смешанная экономика отличается тем, что обеспечивает единство экономической и социальной эффективности.
В целях развития конкуренции и преодоления ограниченности емкости внутреннего рынка национальная экономика стремится демонстрировать максимум открытости по отношению к внешнему миру. Данный процесс получает отражение через развитие экономической интеграции и использование преимуществ международного разделения труда.
Правовое поле смешанной экономики характеризуется стабильностью, отсутствием явных противоречий. Обеспечивается постоянный контроль за соблюдением законодательной базы.
Политическая сфера, обслуживающая экономическую систему смешанного типа, характеризуется развитием политической конкуренции между соответствующими политическими командами или партиями.
Обеспечивается непрерывная смена и преемственность политической власти. Партия, которая среди населения обладает меньшим кредитом доверия, вынуждена уступить место другой команде, перейти в оппозицию и уже оттуда контролировать ход событий.
При этом обеспечивается открытое обсуждение всех актуальных и менее актуальных проблем социально-экономического развития. Постоянное стремление к социальному компромиссу, необходимость наличия научной аргументации занимаемой позиции и т. д. привели к тому, что на современном этапе общественного развития борьба мнений затрагивает, как правило, не стратегию, а лишь тактику развития. Стремление сохранить гражданский мир и национальное согласие превратило конструктивный диалог между политическими секторами общества в единственно возможную модель публичной дискуссии.
В экономическом сознании в качестве ценностных ориентиров закрепляется готовность и способность личности к высокопродуктивному труду, стремление реализовать себя через обеспечение максимального прироста «человеческого капитала», получение максимального денежного дохода. Только достигнутое экономическое благополучие, а не наследуемые титулы и т. п. выполняет своеобразную функцию интеллектуального статуса. Получается, что тот, кто считает себя умным, обязан стать богатым и на деле доказать свои социальные притязания.
В конечном счете, смешанная экономика—это теоретическое обобщение опыта функционирования национальных экономик наиболее развитых стран мира за последние 20-30 лет. На ее основе формируются и совершенствуются конкретные модели рыночной экономики.
Модели рыночной экономики.Два типа.Модель экономической системы выступает как теоретическое описание (отпечаток, слепок) или желаемого состояния, или реально существующих экономических отношений и взаимосвязей хозяйственной жизни.
При таком моделировании активно используется потенциал научного абстрагирования, приемы системно-структурного и компаративного анализа.
Особое значение экономического моделирования состоит в том, что имеет место концентрация уже накопленного опыта экономического развития. Моделирование позволяет четко обозначить вектора и динамику социально-экономического развития, его основные противоречия. Прочтение составленной экономической модели открывает возможность для заимствования передовых форм хозяйствования.
Множественность опыта, а также наличие разных теоретических подходов в свою очередь обусловливает появление множественности моделей рыночной экономики. Их специфика зависит от исторических особенностей развития той или страны, достигнутого уровня развития национальной экономики, сложившегося соотношения функций государственных, коммерческих и общественных структур, а также от выбора приоритетов социально-экономического развития.
В современной экономической теории принято выделять два основных типа рыночной экономики: либеральную и социально ориентированную модель.
Для либеральной модели (США, Англия) характерны прежде всего господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства предельно ограничены и реализуются исключительно на макроуровне, т. е. на уровне всей национальной экономики. Среди методов регулирования широко используются инструменты денежно-кредитной политики.
При этом не следует забывать, что национальная экономика, например, США является высоко монополизированной. Крупные компании США, как правило; выступают в роли международных монополий или транснациональных корпораций.
Для либеральной модели рыночной экономики характерна максимальная реализация принципа «свободной игры рыночных сил».
По существу здесь последовательно реализуются идеи монетаризма Чикагской школы (М. Фридмен и др.), а также соответствующие положения концепции «экономики предложения». В либеральной модели рыночной экономики активно поощряется предпринимательство. Приемлемый жизненный уровень малообеспеченных слоев населения достигается за счет устойчивого экономического роста. В целом же модель социальной политики строится на том, что каждый трудоспособный член общества должен сам зарабатывать на себя, на свою семью и на свою старость (31, с. 135).
Для социально ориентированной экономики (ФРГ, Австрия, Швеция) характерно наличие представительного государственного сектора. В обществе доминируют принципы социального партнерства, вытекающие из концепции «демократического социализма». На уровне предприятия, в духе социал-демократических традиций, развитие получает производственное соуправление. Действующее законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств и защиту добросовестной конкуренции, а также на охрану окружающей среды. Высока роль государства в решении других социальных вопросов.
Идея социальной ориентации имеет для экономической системы в ФРГ концептуальное значение, рассматривается как «третий путь», ведущий между анархичным рыночным капитализмом начала XX в. и тотальным плановым хозяйством. Концепция социальной ориентации призвана обеспечить синтез экономической свободы и идеалов социальной защиты и социального государства.
Рыночная экономика означает экономическую свободу. Свобода рынка ограничивается там, где она приводит к нежелательным социальным результатам. Так как для модели «чистой» рыночной экономики изначально свойственно неравенство в распределении доходов и имущества, поэтому признается, в принципе, необходимость их перераспределения или трансфер-отношений. Социальный аспект рыночной экономики затрагивает, прежде всего, тех членов общества, которые не имеют собственных доходов. Политика перераспределения осуществляется в ФРГ в больших масштабах посредством платежей и услуг системы социального обеспечения. Основы этой системы были заложены в 1883 г. О.Бисмарком путем введения страхования на случай болезни для промышленных рабочих, пенсий по старости, финансирование жилья и т. п. При этом реализуется принцип обеспечения не только прожиточного минимума для тех, кто не в состоянии участвовать в конкурентной борьбе, но и принцип предоставления им доли в экономическом прогрессе. По этой причине величина пенсионных выплат связана с ростом зарплаты в экономике (принцип «динамичной» пенсии).
Если первоначально ордолибералы основу экономического строя видели в сохранении атомистической конкуренции, когда на долю каждого производителя приходится лишь небольшая часть предложения, то сегодня осознана необходимость существования крупных и мощных предприятий, т. е. массового производства. Такая форма конкуренции получила название «действенной конкуренции». Главным признается конечный результат — повышение качества продукции, ее удешевление, рост объемов производства, открытие новых рабочих мест (3, с.63).
Первоначально политика регулирования национальной экономики осуществлялась лишь в рамках кредитно-денежной политики. Когда стало ясно, что одними только такими методами невозможно обеспечить устойчивый и долговременный экономический рост, развитие получила концепция глобального регулирования, был принят специальный Закон об обеспечении стабильности и роста экономики (1967 г.). Основная идея такого подхода состоит в том, что государство все же в своих действиях ограничивается мероприятиями, соответствующими рыночной системе. Особое внимание уделяется структурной политике.
Историческое значение концепции социального рыночного хозяйства состоит в том, что на ее основе происходит трансформация социалистического планового хозяйства Восточной Германии (новые зем-~ ли) в современную-экономическую систему рыночного типа. Данный процесс начался осенью 1989 г. с открытием «внутригерманской» границы между ФРГ и ГДР. ГДР приняла экономическую конституцию ФРГ — с частной собственностью, конкуренцией рыночных сил, свободным ценообразованием, свободой перемещения рабочей силы, капитала, товаров и услуг, вошла в правовую систему ФРГ и прекратила существование.
ta |
ПЕРЕХОД КАК ЭТАП ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. КРИЗИС АДМИНИСТРАТИВНО- КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ
12.1. Переход как этап трансформации экономической системы современного типа
12.2. Эволюция современной экономической системы рыночного типа
12.3. Возникновение административно-командной системы и причины ее кризиса
Система рыночного типа, сохранив высокий потенциал экономического развития и будучи представленной многочисленными национальными моделями, сумела достойно шагнуть в XXI в.
В XX в. сторонникам рыночной экономической системы не один раз пришлось выдерживать весьма суровые испытания. Тем не менее, западной системе ценностей удалось отбросить тупиковые варианты развития и сохранить конструктивную линию эволюции экономической системы рыночного типа, ее способность приспосабливаться к изменяющимся историческим условиям.
Экономическая теория выявила, что базовая экономическая система рыночного типа непрерывно подвергается изменениям, трансформируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Такие изменения имеют исключительно эволюционный характер, характеризуются низкой степенью социальной конфликтности. Ускоренный переход от одной экономической модели к другой, как правило, проходил до этого в условиях мощного экономического кризиса. Опыт функционирования рыночной экономики, накопленный за два последних века, свидетельствует о том, что последовательная смена одной модели на другую во многом соответствует концепции длинных волн экономического развития, теоретические основы которой впервые выдвинул русский экономист Н. Д. Кондратьев в 20-е годы XX в.
Врожденная эволюционность развития экономической системы рыночного типа, склонность к постепенной трансформации, тем не менее, йе исключают проблему выбора модели социально-экономического развития. Особую актуальность данная проблема выбора приобрела в 20-е годы XX в. Все основные школы рыночной экономики сумели внести свой конструктивный вклад в разработку концепции «смешанной экономики», обеспечить так называемый неоклассический синтез. Отбросив тупиковые и устарелые варианты развития, была сохранена конструктивная линия эволюции экономической системы рыночного типа.
Прямой реакцией на те серьезные сбои, которые выявились в функционировании рыночной экономики либерального типа, выступило выдвижение социалистических идей. Их практическая реализация во многих странах мира привела к формированию административно-командной системы, или государственного социализма, который оказался не в состоянии обеспечить реальный социально-экономический прогресс.
Экономическая и социальная неэффективность административной экономики, ее бесперспективность в условиях НТР обусловили необходимость перехода к новой экономической системе рыночного типа. В трансформационный период осуществляется не только реформирование, но и демонтаж отжившей административно-командной системы.
В этот ответственный исторический период особое значение приобретает проблема выбора курса социально-экономического развития. Решение данной судьбоностной задачи во многом зависит от результатов научного анализа причин кризиса административной экономики, который получил мировой характер.
12.1. Переход как этап трансформации экономической системы современного типа
Слагаемые эволюции.Экономическая система современного типа выступает как совокупность принципов, правил и законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений.
В реальной действительности экономическая система проявляется как культивируемая средахозяйствования и присвоения условий и результатов экономической деятельности. Для каждого хозяйствующего субъекта таким способом устанавливается экономический порядок,нормы поведения, выступающие как внешние условия функционирования.
Экономическая система, обнаруживаясь как совокупность свойств и функций, в то же время имеет материально-техническую, институциональную, организационную и социально-экономическую структуру.
сучетом степени развитости, внутренней непротиворечивости и полноты выполняемых функций экономическая система сама по себе выступает как системное качество национальной экономики. На поверхности явлений, в повседневной жизни экономическая система проявляется как хозяйственный механизм, имеющий адекватную законодательную базу, институциональное оформление, а также определенную структуру отношений присвоения.
В экономической теории национальная экономическая система, в том или ином варианте используемая в конкретной стране, рассматривается как результат эволюции экономических отношений. Если быть абсолютно точным — как звено в исторической эволюции.
С одной стороны, национальная экономическая система всегда есть отрицание предыдущей стадии развития, а с другой—выступает в качестве исторической платформы для формирования новой, более зрелой и совершенной, экономической системы.
Поэтому следует констатировать, что культивируемая национальная экономическая система, непрерывно изменяясь, последовательно проходит свои внутренние фазы зрелости.
На рис. 12.1 последовательная эволюционная смена экономических систем обозначена позициями 1, 2, 3, 4, 5, 6 (см. верхний ряд), апереход национальной экономической системы от одной фазы внутренней зрелости к другой — как движение типа А-В-С.
Рис. 12.1. Эволюция экономической системы и возникновение эффекта наложения
Фаза состояния А отражает факт зарождения новых элементов в пределах прежней экономической системы (см. отрезок 1-2). Элементы новой системы (см. отрезок 2-3) первоначально не имеют доминирующего значения в национальной экономике, при тиражировании постоянно наталкиваются, например, на региональные, отраслевые или временные ограничения.
В отдельных случаях такие новшества в хозяйственном механизме подаются как эксперимент, проведение которого сопровождается предоставлением налоговых, таможенных и других льгот.
Появление новых и прогрессивных компонентов стабилизирует функционирование существующей экономической системы. Прежде всего, активно совершенствуется хозяйственный механизм. В общественном сознании закрепляется ощущение наличия перспектив для дальнейшего экономического роста. Постепенно изменения такого рода, достигая критической массы, способствуют формированию нового качества хозяйственных связей. При этом не исключается появление противоречий особого рода. Так, своеобразные неудобства для хозяйственной жизни связаны с присутствием старой и зарождающейся новой системы координат. Все это обусловливает необходимость ускорения перехода к новой экономической системе.
Фаза В (см. нижний ряд на рис. 12.1) отражает факт развития экономической системы уже на собственной платформе. Здесь также не исключается наличие своих внутренних «мини-переходов», или внутренних ступеней зрелости. В процессе приближения национальной экономической системы к точке максимальной зрелости идет полная выработка или использование ее потенциала развития.
Фаза С, по сути дела, есть зеркальное отражение фазы А. Надо признать, что к этому времени существующая экономическая система фактически уже исчерпала свой потенциал конструктивного развития. Переход в фазу С отражает период ее постепенного исторического схода. Отрезок 4-5 (см. рис. 12.1) знаменует наличие старых элементов, а отрезок 5-6, наоборот, развитие новых элементов в рамках действующей национальной экономической системы.
На данной фазе С обостряется проблема выбора. Поэтому в обществе неизбежно усиливаются дискуссии о возможных вариантах социально-экономического развития. Значительно возрастает скорость изменений в экономике. Актуальность таких новшеств повышается, так как в этом период имеет место снижение темпов экономического развития и эффективности национальной экономики. В условиях обострения внутренних социальных противоречий в общественном сознании происходит выработка и закрепление новой концепции (парадигмы) социально-экономического развития. Постепенно набирают силу вводимые новшества.
Исторический опыт показывает, что данный детерминированный процесс далеко не всегда протекает безоблачно. В отдельных случаях, под воздействием политического фактора, может быть реализована ложная или тупиковая траектория социально-экономического развития (Россия — 1917 г.; Германия — 1932 г. и т. д.).
Таким образом, экономические системы непрерывно подвергаются изменениям, трансформируются под воздействием внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) условий функционирования. Следует подчеркнуть, что все изменения в современных экономических системах имеют исключительно эволюционный характер, характеризуются низкой степенью социальной конфликтности.
В первую очередь здесь отражаются изменяющиеся запросы самих производительных сил. Экономической системе приходится реагировать и на появление новых элементов производительных сил, и на
I7 Зак 1780
ускорение развития производственного потенциала, наконец, и на факты торможения научно-технического прогресса.
Принято считать, что в реальной действительности экономические отношения всегда несколько отстают от развития производительных сил. Такова особенность действия всеобщего закона соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил. Однако на практике возможны и особые варианты сочетания формы и содержания способа производства. Крайне неблагополучная ситуация возникает тогда, когда устарелые экономические отношения дополняются не менее отсталыми производительными силами, что обостряет необходи- ~ мость соответствующих преобразований, придает им характер революционных изменений.
Такой сценарий характерен для кризиса административного социализма, или административно-командной системы.
Обратим внимание на то, что из трех фаз эволюции экономической системы две (А и С) приходятся на переходные периоды. Какое-то время элементы старой и новой экономической системы существуют как бы параллельно, а точнее — имеет место своеобразный эффект эволюционного наложения. Наличие такого эффекта позволяет обеспечить преемственность в экономическом развитии, саму постепенность перехода. Вместе с тем исторический опыт свидетельствует и о том, что наличие новых и старых элементов хозяйствования в условиях снижения темпов экономического развития усиливает неустойчивость и актуализирует проблему перехода.
Такой ускоренный переход от одной экономической системы к другой, как правило, происходит в условиях экономического кризиса.
Смена экономических систем рыночного типа подчиняется объективным закономерностям, которые детерминированы развитием производительных сил.
Влияние длинных волн. Опыт функционирования рыночной экономики, накопленный за два последних века, свидетельствует о том, что последовательная смена одной экономической системы рыночного типа другой во многом соответствует концепции длинных волн экономического развития (21; 76).
В соответствии с данной концепцией, теоретические основы которой впервые выдвинул русский экономист Н.Д. Кондратьев в 20-е годы XX в., развитие рыночной экономики сопровождается последо-
вательной сменой длинных циклов, или длинных волн, экономического развития. |
Каждая волна (см. рис. 12.2) во времени имеет протяженность примерно в 50-60 лет, состоит из 4 последовательно сменяющих друг друга фаз состояния национальной (а теперь и мировой) экономики:
а) фаза ускорения,-или резкого подъема, когда фиксируются высокие темпы прироста ВВП и т. д.;
б) фаза высоких темпов экономического развития;
в) фаза замедления экономического развития;
г) фаза застоя и депрессии, когда не так уж и редко экономический рост приобретает отрицательные значения.
Каждая фаза длинной волны экономического развития есть результат прямого воздействия тех условий хозяйствования', которые сформировались на предыдущей стадии. Понятно, в первую очередь сказывается состояние экономической системы. Что касается периодичности самого колебания, которое подводит к смене экономической системы, то в современной экономической теории в качестве факторов прямого воздействия выделяются: НТП; закономерности обновления основного капитала; размеры и темпы накопления денежного капитала; особенности воспроизводства фундаментальных и прикладных научных открытий.
Для национальной экономики, находящейся в фазе В и Г (см. рис. 12.2), характерны не только невысокие (снижающиеся) темпы экономического роста, но и низкий уровень средней рентабельности. Поэтому возникает необходимость критически оценить сложившийся механизм хозяйствования и определить научную концепцию по его дальнейшему реформированию.
Обратим также внимание на то, что в последнее столетие «яма» длинной волны, как правило, совпадала с экономическим кризисом, имеющим мировой характер. Получается, что в реальной действительности точкой отсчета для смены одной длинной волны экономического развития другой выступал один из мировых экономических кризисов.
В пределах каждой длинной волны есть основание в свою очередь выделять малые циклы экономического развития, т. е. так называемые периодические кризисы перепроизводства. Они — составная часть каждой длинной волны. В пределах малых волн экономического развития кризисы перепроизводства (или «малые ямы») заставляют вносить в хозяйственный механизм оперативные изменения, модернизировать производство с учетом темпов физического и морального старения активной части основного капитала (оборудование), т. е. обновлять основной капитал.
Наоборот, для выхода из «большой ямы» одних изменений в хозяйственном механизме уже недостаточно. Необходимо трансформировать экономическую систему, проводить структурную перестройку всей национальной экономики.
Таким образом, трансформация экономических систем, реформирование хозяйственного механизма носят объективный характер, отражают осознанную и продуманную смену форм экономического движения.
12.2. Эволюция современной экономической системы рыночного типа
Проблема выбора модели развития. Каждой длинной волне, в конечном счете, соответствует особый тип рыночной экономической системы (см. рис. 12.3).
Переход от одной длинной волны к другой обусловлен ускорением внедрения новейших достижений НТП. Такой переход сопровождается сменой экономической системы и закреплением новой концепции экономического развития, повышением в национальной экономике средней нормы прибыли.
В этот ответственный период происходят, как правило, значительные изменения в мирохозяйственных связях, открывается новый этап развития экономической интеграции.
С учетом проблем и противоречий переходного периода, свидетелями которых мы является, следует специально остановиться на проблеме выбора модели социально-экономического развития.
Может сложиться впечатление, что врожденная эволюционность развития, склонность к постепенной трансформации, наличие возможностей для созревания новых экономических отношений в пределах старой национальной системы вообще исключают возникновение подобной проблемы выбора.
Вместе с тем татя проблема всегда существует, так как сохраняется вероятность многовариантного социально-экономического развития.
В реальной жизни выработка и утверждение в своих правах но* вой парадигмы экономического развития непосредственно зависят of воздействия политической сферы, состояния других надстроечных отношений и, не в последнюю очередь, от характеристик общественного сознания, уровня развития национальной экономической науки.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.