Деформированная отечественная экономическая наукатакже оказалась не в состоянии не только поставить точный диагноз противоречий административной экономики, но и выработать приемлемую концепцию переходного периода. Наблюдалось тотальное увлечение рыночной терминологией, «шоковой» терапией. Выход порой усматривался в принятии весьма простых решений: приватизация и доминирование частной собственности, свобода ценообразования, конвертация национальной валют», перевод внутреннего рынка на мировые цены, ограничение функций государства лишь полномочиями «ночного сторожа».
Многие проблемы переходного периода и радикальной реформы получали более или менее адекватную теоретическую оценку лишь после того, как на практике были до предела обострены.
Цели и задачи переходного периода. В социальной сфере стратегическая цель трансформационного перехода сводится к формированию предпосылок для повышения уровня жизни населения, а в первую очередь — к снятию обострившихся до предела социальных противоречий.
В экономической сфере стратегическая цель сводится к преодолению застоя и созданию условий для стабильного и долговременного роста национального производства.
С учетом содержания, специфических условий трансформационного периода, а также стратегических целей социально-экономического развития определяются и главные задачи переходного периода. Опыт трансформации, накопленный странами Центральной и Восточной Европы за последние 12-15 лет, показывает, что в качестве таковых следует признать:
1. Преодоление кризисных явлений и обеспечение стабилизации в социально-экономической сфере.
2. Либерализацию национальной экономики, формирование новой экономической системы.
3. Обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.
Следует специально подчеркнуть, что здесь приведена так называемая триединая задача переходного периода. Первоначально считалось, что переходный период должен включать три самостоятельных во времени фазы: стабилизацию, либерализацию и экономический рост (4; 24). При поверхностном подходе даже получалось, что стабилизацию можно обеспечить без либерализации. Позже сама либерализация выступала как некая самоцель экономического движения.
Опыт Беларуси, накопленный прежде всего в 1994-2000 гг., показал, что разделение триединой задачи на исходные компоненты во многом является условным. Автономная реализация данных задач на практике невозможна и недопустима, единственно верный подход — это обеспечение синхронности решения основных задач переходного периода (см. рис. 13.3).
Следует отметить, что такая позиция последовательно отстаивалась, например, группой советников Премьер-министра Республики Беларусь, руководимой автором этих строк (1994-1999 гг.), при разработке соответствующих документов и программ. Так, идея синхронности была реализована при подготовке одного из альтернативных вариантов программы социально-экономического развития Беларуси на период
1996-2000 гг. Синхронное решение основных задач трансформационного периода являлось одним из основных тезисов, раскрываемых в выступлениях главы правительства. Например, Программа деятельности правительства <3. Лингв, принятая в Мае 1997 г., имела недвусмысленный подзаголовок «Стабилизация, либерализация и экономический рост».
Трансформационный период | |||
Задача | Этап | ||
\ | |||
1. Стабилизация | + + + | + + | + |
2. Либерализация и формирование новой экономической системы | + | + + | ++ |
3. Обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста | + | + + | + + + |
Рис. 13.3. Синхронное решение основных задач трансформационного периода
Идея синхронности, которая сегодня уже получила широкое признание, сводится к тому, что в течение всего переходного периода в комплексе непрерывно предстоит решать задачи стабилизации, либерализации и экономического роста (35; 37). На каждом этапе трансформации меняется лишь интенсивность реализации той или иной стратегической задачи.
Так, на первом этапе трансформации (см. рис. 13.3) наиболее интенсивно решается задача стабилизации (указаны три знака), а вопросы либерализации и экономического роста остаются на втором плане. Экономический рост обеспечивается, прежде всего, в так называемых «точках экономического роста» (предприятия, frpo- шедшие реконструкцию; экспортный потенциал; преодоление дефицита на потребительском рынке; импортозамещение; совместные и иностранные предприятия и т. Д.).
На втором этапе активно проводятся радикальные экономические преобразования, которые направлены на формирование новой экономической системы. Это должно обеспечивать получение устойчивого позитивного экономического результата. Не исключено, что одновременно придется погашать особые кризисные явления, в том числе и те, которые своим появлением обязаны самому переходному периоду. Речь идет о так называемых трансформационных издержках. Поэтому особое значение приобретает наличие внешних источников финансирования проводимых преобразований.
На третьем этапе потенциал новой экономической системы реализуется через обеспечение устойчивого экономического роста. Его долговременность зависит от
18 Зак 1780
качества стабилизации и либерализации национальной экономики, проведенных на предыдущих этапах.
При этом с повестки дня не должны сниматься вопросы дальнейшего совершенствования новой экономической системы (см. главу 14).
Проблема выбора модели (курса) развития. Опыт большой группы стран переходного периода показывает; что первоначально, если оставить в стороне общие декларации, имеет место не выбор модели, а лишь формирование курса социально-экономического развития.
В таком режиме определяются очередность планируемых преобразований, их темпы, выявляется потенциал внутренних и внешних источников финансирования мероприятий реформы, объемы и масштабы структурных сдвигов в национальной экономике. Так же вырабатываются приоритеты предстоящих преобразований.
Сегодня можно утверждать, что на практике определились два основных варианта трансформации административной экономики: эволюционный и так называемый шоковый вариант («шоковая терапия»).
Ставку на эволюционный вариант трансформации обусловливают стабильность политического режима, устойчивость финансовой системы страны, низкий удельный вес в национальной экономике военно-промышленного комплекса, доминирование тяжелой промышленности и сельского хозяйства и др.
Классическим примером здесь признается Китай, а также Венгрия (где рыночные преобразования были начаты еще в начале 80-х годов XX в.).
Считается, что провал в Советском Союзе экономических экспериментов (перестройка, ускорение, самофинансирование, самоуправление и т. п.) в 1987-1989 гг., а также крах коммунистического режима (запрет деятельности компартии и т. п.) на начало 90-х годов XX в. до минимума свели возможности эволюционного варианта развития.
Для шокового варианта характерны быстрая либерализация ценообразования. Ранее созданный инфляционный потенциал ликвидируется за счет обесценения денежных сбережений населения. Резко сокращаются объемы государственных расходов и государственных заказов. Сокращается финансирование социальных программ. Вводятся единые и обязательные для всех принципы налогообложения. Создаются предпосылки для привлечения иностранного капитала. Государственные предприятия ускоренно переводятся на полный коммерческий расчет (самоокупаемость, самофинансирование, формирование портфеля заказов на основе прямых договоров). Крупные предприятия разбиваются на более мелкие и самостоятельные хозяйствующие субъекты. При этом убыточные производства консервируются. Обеспечивается стабильность обменного курса национальной денежной единицы.
При выборе курса социально-экономических преобразований приходится учитывать реально существующие финансовые и экономические возможности страны, доминирующие в обществе нравственные ценности, уровень политической стабильности.
Стремление выработать собственную национальную модель развития обязывает выделять и учитывать комплекс специфических ус3 ловий — и внутренние (эндогенные), и внешние (экзогенные).
Так, принято считать, что применительно к Республике Беларусь в качестве позитивных экзогенных факторов экономического роста могут выступить: особо выгодное геополитическое положение; высокая степень интегрированности белорусской экономики в емкий российский рынок; пока еще достаточно высокое качество «человеческого капитала» и т. д.
В качестве внешних факторов торможения могут выступить: отсутствие прямого выхода к морю; ограниченность внешних источников финансирования трансформационных преобразований; низкий рейтинг страны и белорусских предприятий (банков) у внешних кредиторов; проблемы в отношениях в первую очередь с Европейским Сообществом; существующая на ближайший период достаточно высокая вероятность торможения социально-экономических преобразований в соседней России; радиационная загрязненность значительной части территории страны.
Нельзя не заметить, что на текущий момент фактически все страны трансформационного периода уже достаточно четко определились в выборе соответствующего курса преобразований.
Так, одни открыто симпатизируют идеям либерального предпринимательства и свободной конкуренции, быстро проводят приватизацию и делают ставку на шоковую терапию.
Другие развивают по сути дела олигархический капитализм, когда крупная государственная собственность переходит в распоряжение бывшей партийно-хозяйственной элиты административного социализма. Таким способом бывшая политическая власть трансформируется в частную Собственность, в национальной экономике четко обозначаются сферы влияния. Появляется много признаков того, что подобная приватизация распространяется и на само государство.
Такие тенденции сильно напоминают государственно-монополистический капитализм 30-40-х годов XX в. В тех случаях, когда государство самоустраняется, теряет контроль над ситуацией — ускоряется криминализация общества, получает развитие «теневая экономика» (13).
Приватизация целиком всего государства имеет место и в тех случаях, когда воспроизводится азиатский способ производства, основанный на авторитете государства и личной власти верховного правителя. Государственная собственность консервируется, устанавливается жесткий контроль денежных и товарных потоков. Продажа сырьевых ресурсов на мировых рынках и присвоение естественной ренты становятся основной разновидностью государственного бизнеса. Валютные поступления и сохранение низкого национального уровня заработной платы для неприхотливого населения создают некоторую возможность для стабилизации подобного строя.
В отдельных случаях ограниченность ресурсов и идей, стремление избежать социальных потрясений, отсутствие полноценных внешних источников финансирования, абсолютизация некоторых ценностей административной экономической системы плюс мощное сопротивление со стороны национальной бюрократии, в конечном счете, оборачиваются застоем и постепенной реставрацией государственного социализма. Последний не совместим с приватизацией и разгосударствлением, с либерализацией национальной экономики.
Однако низкий уровень жизни населения, нарастание технологической отсталости, дефицит внутренних источников развития, снижение конкурентной способности государственных предприятий на внешних рынках, исчерпание потенциала инфляционной модели развития, разворовывание государственного капитала, социальная пассивность на фоне нарастающих проблем, подавление созидательного политического процесса, низкие профессиональные качества производственного аппарата и менеджмента в целом делают этот вариант развития исторически бесперспективным.
Основные направления проводимых социально-экономических преобразований необходимо непрерывно сверять с желаемой моделью развития. Любые подобные отклонения должны заставлять вносить оперативные уточнения за счет продуманных и сбалансированных решений.
Как уже отмечалось, в переходный период не избежать дополнительных трансформационных издержек, обострения некоторых противоречий. Однако избранная концепция развития должна способствовать сокращению таких потерь. Потери времени, как особого вида ресурса, необходимо относить к невосполнимому виду издержек.
Критерием эффективности проводимых преобразований выступают преодоление кризисных явлений и обеспечение устойчивого социально-экономического развития, повышение эффективности и обновление производства, рост благосостояния народа и совершенствование общественного сознания.
Переход к социально ориентированной экономике рыночного типа предполагает:
а) обеспечение единства социальной и экономической эффективности;
б) достижение современных характеристик качества жизни населения и среды его обитания;
в) развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, повышение качественных характеристик «человеческого капитала»;
г) формирование нового технологического способа производства; переход к надежной системе социального партнерства работодателей, работополучателей и государства;
д) высокую степень включенности национальной экономики в современные интеграционные процессы.
Республика Беларусь нуждается в экономической системе, которая будет высокоэффективной, социально справедливой и юонкурент- носпособной, обеспечивающей стабильность развития, а также высокий Престиж страны в мире.
Поэтому предстоит учиться жить по правилам, которые учитывают мировые экономические тенденции, использовать стандарты цивилизованной экономики и прогрессивного общества.
Современная экономическая система на Западе — это не только частная собственность, либерализация и открытость к внешнему миру. Это еще и материализованные результаты управленческой, структурной и информационной революции* а также демократизация частной собственности и развитие «народного капитализма», закрепление экономического самоуправления в виде корпоративного регулирования и т. д.
Поэтому выработку курса национальных экономических преобразований необходимо проводить с учетом не устарелых теоретических представлений, а новейших достижений компаративного анализа современных экономических систем.
13.2. Преодоление кризисных явлений в переходный период: спад производства, безработица и инфляция
Формы кризисных явлений. Для переходного периода от административно-командной к экономической системе рыночного типа характерно наличие разнообразных кризисных явлений. В качестве их основных форм выделяются: спад объемов национального производства и обострение ситуации на внутреннем рынке;
рост безработицы и обострение проблемы занятости; , обострение инфляционных процессов, стремительный рост цен. Общим проявлением кризисного состояния национальной экономической системы выступает резкое снижение жизненного уровня, особенно той части населения, которая недостаточно быстро адаптируется к изменившимся экономическим условиям.
Кроме того, в финансовой сфере кризисные явления обнаруживаются через нарастание дефицита госбюджета и ускорение бесконтрольной эмиссии денежных средств, а также через утечку капитала за границу, долларизацию экономики (вытеснение из каналов денежного обращения национальной денежной единицы).
Значительные сбои в инвестиционном механизме и резкое сокращение объемов капвложений, нарастание кризиса неплатежей, «вымывание» с внутреннего рынка товаров национального производства также свидетельствуют о серьезных кризисных явлениях, имеющих место в национальной экономике.
В сельском хозяйстве так называемый аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства продовольствия, но и через снижение плодородия почвы. Ухудшение технической оснащенности сельского хозяйства дополняется увеличением удельного веса неплатежеспособных колхозов и совхозов. Нарастает общая финансовая задолженности села государству, банкам, поставщикам энергоресурсов, производителям средств защиты и т. д. Аграрный кризис сопровождается обострением демографической ситуации на селе.
Слабая сохранность колхозно-совхозного имущества, нерациональное использование сезонных товарных кредитов и финансовой помощи со стороны государства, низкий уровень производительности труда и урожайности, а также деградация Сельского населения (снижение рождаемости, алкоголизация населения, повышение удельного веса нетрудоспособных и др.) превращают аграрный кризис в хронический.
Снижение управляемости и дисциплины в национальной экономике свидетельствует, прежде всего, о так называемом институциональном кризисе. В его основе лежит или неэффективность государственного управления, или бездеятельность все того же государства.
Системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда субъекты хозяйствования стремятся через очередное повышение цен переложить на партнера (или пбкупателя) возрастающие издержки производства, слабо реагируют не только на административные, но и на экономические меры воздействия.
О кризисном состоянии национальной экономики свидетельствуют также доминирование монополизма, наличие заметного разрыва между ценами внутреннего и внешнего рынка, рост внешней задолженности.
Причины кризисных явлений. Среди основных причин, или обстоятельств, которые в переходный период порождают и усиливают кризисные тенденции, следует выделить:
1) прямое наследование кризисных явлений административного периода — начиная с состояния производственного потенциала и заканчивая экономическим сознанием (см. рис. 13.4).
Важно подчеркнуть, что именно в переходный период определенная часть скрытых противоречий административной экономики становится явными. К таким проблемам следует отнести, например, скрытую безработицу на производстве, продолжительное дотирование убыточных предприятий, подавленную инфляцию, внутренний и внешний долг, отсутствие валютных резервов, технологическое отставание, необоснованно низкие цены на так называемые социально важные това- ри, установленные центром и т. д. Благодаря достигнутой гласности граждане страны узнают об истинных размерах коррупции и милитаризации экономики, об уровне заболеваний, о реальных последствиях крупных аварий типа чернобыльской;
2) прямые потери, имеющие место в переходный период, т. е. так называемые трансформационные издержки. Очень часто из двух зол приходится выбирать то, которое сохраняет перспективы для дальнейшего экономического развития (закрытие вредного производства, убыточного завода, сворачивание военной программы, временный уход с внешнего рынка и т. д.);
3) отсутствие нормальных социально-экономических и политических условий для проведения неотложных преобразований по конкретному плану Сюда можно отнести состояние общественного сознания, деформированного многолетним административным экспериментом, отсутствие внутренних резервов, недостаточность внешних источников финансирования и международные санкции, череду природных катаклизмов (неурожайные годы и т. п.);
4) отсутствие должного теоретического обеспечения трансформационного процесса или отсутствие всесторонне разработанной научной концепции социально-экономического развития. Связано это с длительным нигилистским отношением к экономической науке, с невыполнением фундаментальной экономической теорией прагматической и других функций;
5) допущенные разного рода ошибки и просчеты властей.
Многочисленные ошибки были допущены практически во всех странах трансформационной группы. Сказалась недооценка специфики как самого перехода, так и конкретных условии его осуществления, которые сложились на начало 90-х годов XX в. Быстро обнаружилась и беспочвенность надежд на то, что во всех случаях «Запад нам поможет». Проявилась тенденция все экономические болезни лечить одним лекарством. На роль «экономического локомотива» зачастую выдвигались весьма сомнительные приоритеты.
Опыт стран трансформационного периода свидетельствует о том, что в качестве фактора торможения может иногда выделяться негативное воздействие формирующегося и нестабильного политического рынка, из-за обострившейся борьбы за власть среди политических, региональных и прочих элит, слабой структуризации институтов гражданского общества, а также общей неразвитости политической сферы.
Кризисные явления переходного периода
Спад производства | Наследование проблем административной экономики | |
Безработица | ||
Издержки трансформационного периода | ||
Инфляция | ||
Снижение уровня жизни | Отсутствие нормальных условий для проведения преобразований | |
Кризисы: - финансовой сферы; - инвестиционный; -аграрный | ||
Отсутствие всесторонне разработанной научной концепции социально-экономического развития | ||
Институциональный кризис | ||
Допущенные ошибки |
Основные формы |
Основные причины |
Рис. 13.4. Основные формы и причины кризисных явлений в переходный период
Спад производства. Фактически ни одной стране Центральной и Восточной Европы, а также Азии, вступившей в конце 80-х — начале 90-х годов XX в. в переходный период, не удалось избежать значительного снижения объемов национального производства.
Это непосредственно подтверждает объективную детерминированность (обусловленность) данного процесса.
В большинстве стран трансформационной группы кризисный спад составил примерно 20-30% от ВВП и продолжался 2-3 года.
В Беларуси спад производства имел место в 1992-1995 гг. и составил примерно 35% от уровня более или менее благополучного 1991 г* Прирост ВВП был впервые зафиксирован в 1996 г. (3,2% к уровню предыдущего года),
Чаще всего кризисное снижение объемов национального производства объяснялось разрывом прежних союзных связей и снижением платежеспособного спроса населения.
Однако условия функционирования всей национальной экономики, отдельно взятой отрасли или конкретного предприятия значительно различаются и далеко не всегда вписываются в данную весьма упрощенную схему.
Так, например, демилитаризация промышленности, потеря отдельных внешних рынков обусловили снижение объемов производства лишь по конкретной группе производителей.
В структуре всесоюзного комплекса белорусская экономика занимала весьма прочные позиции и никогда не относилась к неблагополучным зонам. Вместе с тем обнаружившаяся убогость, например, продукции легкой и пищевой промышленности (ассортимент, качество) не позволила достойно противостоять открытому расширению импорта западноевропейского и азиатского ширпотреба. Потеря внутреннего рынка (до 60%), включая и продовольственную группу, не могла отрицательно сказаться на состоянии национального производства. Несоответствие выпускавшейся продукции структуре реальных потребностей также явилось одной из причин спада производства.
В сложной ситуации оказались и те виды национального производства, для которых был характерен низкий уровень эффективности. Резкое повышение цен на энергоносители и сырье еще более обострило ситуацию. Отсутствие в государственном секторе эффективного собственника не позволило оперативно среагировать на объективное ухудшение условий хозяйствования за счет рационализации производства и т. д. Возникла дилемма: или реконструировать производство и снижать себестоимость, или его закрывать.
Так возник трансформационный спад, обусловленный изменением условий хозяйствования.
Особо следует выделить и так называемый институциональный спад, обусловленный некомпетентностью органов управления, отсутствием высококвалифицированных специалистов в области современных рыночных технологий.
Определенную долю спада можно объяснить тем, что вслед за расширением хозяйственной самостоятельности уменьшилась потребность в фиктивной экономике, т. е. в прежних тотальных приписках и громких рапортах. К тому же часть экономического потенциала, по разным причинам, ушла в тень и пополнила неофициальную экономику, что также отразилось на состоянии экономических показателей (36).
На уровне конкретного предприятия перечень причин сокращения объемов производства может оказаться еще более обширным и многообразным.
Так, отрицательное воздействие на масштабы производства оказывают:
а) потеря значительной часта оборотных средств из-за замораживания цен на готовую продукцию, инфляции, обязательной продажи экспортерами части валютной выручки по заниженному официальному обменному курсу; доминирование бартера в расчетах, неплатежеспособность партнеров и сбои в расчетах;
б) изношенность производственных фондов и отсутствие финансовых средств на ускоренную реконструкцию, обесценение амортизационных отчислений под воздействием инфляции и девальвации национальной денежной единицы;
в) потерт рынков сбыта и снабжения (разрыв хозяйственных связей);
г) неэффективность управления предприятием, низкая адаптация тех же государственных предприятий к рыночным сигналам в силу их нереформированности;
д) низкая культура производства и снижение конкурентной способности (цена, качество, сервис, условия поставки);
е) высокая налоговая нагрузка на производство;
ж) несовершенство кредитного механизма и в целом национальной банковской системы.
В качестве особой формы проявления кризиса национального производства фундаментальная экономическая теория рассматривает его продолжительность во времени.
Так, в современном варианте концепции цикличности утверждается, что длительная продолжительность постепенно нарастающего кризиса влечет более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса. Поэтому на практике важно не допустить перехода кризиса » состояние затяжной депрессии. Такое вхождение в фазу застоя неизбежно, если своевременно не устранить те причины, которые обусловили кризисный спад.
Сложность нынешней ситуации состоит в том, что причины кризисного спада имеют системный характер. Именно устранение причин системного характера, а не только простое восстановление, к тому же любой ценой, прежних объемов производства зачастую на хронически неэффективных предприятиях будет означать реальное преодоление кризиса.
Тем более что экономический кризис, на определенном отрезке времени, может проходить и без видимого спада объемов производства.
Таким образом, выход из кризиса означает формирование нового производства, ориентированного на спрос, и обеспечение минимального уровня эффективности. В национальной экономике появляются и множатся новые точки экономического роста — в виде модернизированных цехов, новых предприятий и т. д., использующих высокие технологии. В роли «локомотива» должен выступать новый, расширяющийся и прогрессивный сектор национальной экономики, приходящий на смену отмирающим рутинным видам производства. Такой «локомотив» национальной экономики проявляет высокий спрос не только на инвестиции и валютные средства, но и на готовые к внедрению научные разработки высоких технологий.
Безработица и проблема занятости. Безработным считается тот, кто не имеет работы, может и хочет работать, а поэтому ищет работу.
Состояние занятости в национальной экономике обычно отражается через систему специальных показателей".
а) уровень безработицы, который определяется как отношение официально зарегистрированных безработных к общей численности трудоспособного населения (или официально занятых);
б) уровень застойной безработицы;
в) продолжительность безработицы, которая определяется как средняя продолжительность времени (в том числе и в разрезе профессий), в течение которого ищущий работу не получает нового рабочего места;
г) перспектива получения рабочего места, которая определяется как количество безработных, приходящихся на одно вакантное рабочее место;
д) профессиональные и региональные показатели безработицы.
По видам различают: естественную и вынужденную безработицу.
Естественная безработица в свою очередь состоит из:
1) фрикционной (обусловлена желанием найти лучшее место работы, более высокооплачиваемое и т. д.);
2) добровольной (нет желания работать);
3) институциональной (проблема получить имеющееся свободное рабочее место из-за отсутствия информации).
Вынужденная безработица состоит из технологической, структурной и региональной.
Если технологическая безработица связана с рационализацией производства, то структурная безработица обусловлена высвобождением рабочей силы в результате происходящих изменений в отраслях национальной экономики, зачастую под прямым воздействием проводимой экономической политики.
В ходе экономического анализа целесообразно выявлять размеры скрытой безработицы, которая возникает каждый раз при неполной занятости в течение рабочего дня, недели, месяца или года.
Застойная безработица отражает наличие той части трудоспособного населения, которая деквалифицировалась и утратила интерес к активной трудовой деятельности.
Появление if наличие безработицы всегда болезненно воспринимается в любом обществе. В переходный период наличие безработицы оказывает особое деструктивное воздействие на состояние индивидуального и общественного сознания, так как одной из идеологических ценностей уходящего с исторической сцены административного социализма выступало формальное обеспечение полной занятости. Вместе с тем появление безработицы в региональном и профессиональном аспектах в период трансформации объективно обусловлено тем, что:
во-первых, прямое воздействие на уровень занятости оказывает кризисный спад производства. Закрытие убыточных предприятий и ненужных цехов, сокращение смен, рабочих дней и т. д. одновременно означает и сокращение рабочих мест.
В соответствии с законом, сформулированным американским экономистом А. Оукеном, каждые дополнительные 2 процентных пункта прироста ВВП (ВНП) обеспечивают рост занятости на 1 процентный пункт. Схожая, но уже обратная зависимость (спад производства вызывает снижение занятости) существует и в условиях переходной экономики.
Естественно, что рост доходов населения и подъем национальной экономики всегда способствуют смягчению проблемы занятости;
во-вторых, стремление рационализировать производство и сокращать издержки в новых условиях хозяйствования, усиливающееся под воздействием приближения цен на сырье и энергоносители к мировому уровню, уменьшение дотаций из бюджета заставляют экономить в том числе и на оплате трудаГ
Первоначально под воздействием рационализации производства сокращается традиционно завышенный спрос на рабочую силу, сформированный еще в административной экономике. Затем из производства постепенно вытесняются излишки рабочей силы (скрытая безработица).
По некоторым оценкам скрытая безработица на бывших социалистических предприятиях составляет порой 30-40% от общей численности занятых на производстве.
В условиях АКС скрытая безработица на конкретном предприятии обнаруживалась через низкую производительность труда, слабую дисциплину и низкий уровень средней зарплаты. Высокая текучесть кадров, наличие больших возможностей выделять в соответствии с доведенным заданием часть персонала для выполнения сезонных и общественных работ (уборка картофеля, заготовка кормов, уборка территории или улиц и т. п.) также свидетельствовали о присутствии на производстве лишних работников.
В нынешних условиях наличие излишка рабочей силы обнаруживается через широкое использование практики вынужденных отпусков работников («за свой счет»), официальное введение неполной трудовой недели и т. п. Можно прогнозировать, что дальнейшая рационализация производства, нарастание потребности в проведении технического перевооружения, реформирование национальной системы оплаты труда будут способствовать трансформации скрытой безработицы в ее открытые формы.
Для подавляющего большинства стран СНГ (в отличие от бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы) характерен весьма невысокий уровень официальной безработицы (3 - 8%). Среди официально зарегистрированных безработных высокий удельный вес молодежи, женщин, лиц с высшим образованием. Сложился весьма низкийуровень пособия по временной безработице.
Высокую свою способность создавать так называемые альтернативные рабочие места частный сектор подтвердил во всех странах трансформационной группы. Поэтому реструктуризация госпредприятий и сокращение рабочих мест обязательно должны сопровождаться синхронным развитием частных предприятий, что позволит заметно снизить социальную напряженность в переходный период. Кроме того, в ближайшей перспективе следует ожидать усиления конкуренции между государственным и частным сектором экономики за высококвалифицированную и дисциплинированную часть наемной рабочей силы.
В переходный период проблема занятости включает не только получение рабочего места, но и обеспечение достойной оплаты труда как фактора производства.
Не секрет, что понижение национального уровня заработной платы используется сегодня как простой способ снижения издержек производства и сохранения таким методом конкурентной способности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках. Приближение размера средней зарплаты к минимальному потребительскому бюджету, необходимость наращивать емкость внутреннего рынка более не позволяют камуфлировать накопившиеся проблемы экономической реформы.
Многомерность и сложность экономических преобразований переходного периода заставляют критически относиться к идее полной занятости. Современная теория занятости населения вполне допускает существование безработицы в пределах так называемого естественного уровня (2 - 4%). Последний рассматривается как ближайший и необходимый резерв свободной рабочей силы.
Вместе с тем общество не в состоянии пустить на самотек решение данных проблем. Дело в том, что наличие безработицы и ее усиление сопровождаются возникновением нежелательных экономических и социальных издержек. Безработица не только снижает уровень жизни человека, его материальные возможности, но и обесценивает профессиональные навыки, ущемляет достоинство человека, усиливает социальные конфликты.
Поэтому в переходный период необходимо создавать специальную инфраструктуру рынка труда, способствующую сокращению безработицы, разрабатывать специальные программы занятости. Например, такая программа для молодежи должна гарантировать право на получение первого рабочего места.
В условиях обеспечения достойной оплаты труда и создания атмосферы заинтересованного накопления «человеческого капитала» поиск рабочего места не должен иметь признаков принудительности. Наоборот, когда уровень оплаты труда во многих отраслях национальной экономики заметно ниже м
Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.