Рнс. 13.2. Оценка специфических условий трансформации административного социализма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деформированная отечественная экономическая наукатакже оказалась не в состоянии не только поставить точный диагноз противоречий административной экономики, но и выработать приемлемую концепцию переходного периода. Наблю­далось тотальное увлечение рыночной терминологией, «шоковой» терапией. Выход порой усматривался в принятии весьма простых решений: приватизация и домини­рование частной собственности, свобода ценообразования, конвертация националь­ной валют», перевод внутреннего рынка на мировые цены, ограничение функций государства лишь полномочиями «ночного сторожа».

Многие проблемы переходного периода и радикальной реформы получали бо­лее или менее адекватную теоретическую оценку лишь после того, как на практике были до предела обострены.

Цели и задачи переходного периода. В социальной сфере стра­тегическая цель трансформационного перехода сводится к формиро­ванию предпосылок для повышения уровня жизни населения, а в пер­вую очередь — к снятию обострившихся до предела социальных про­тиворечий.

В экономической сфере стратегическая цель сводится к преодоле­нию застоя и созданию условий для стабильного и долговременного роста национального производства.

С учетом содержания, специфических условий трансформацион­ного периода, а также стратегических целей социально-экономическо­го развития определяются и главные задачи переходного периода. Опыт трансформации, накопленный странами Центральной и Восточной Европы за последние 12-15 лет, показывает, что в качестве таковых следует признать:

1. Преодоление кризисных явлений и обеспечение стабилизации в социально-экономической сфере.

2. Либерализацию национальной экономики, формирование новой экономической системы.

3. Обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.

Следует специально подчеркнуть, что здесь приведена так назы­ваемая триединая задача переходного периода. Первоначально счита­лось, что переходный период должен включать три самостоятельных во времени фазы: стабилизацию, либерализацию и экономический рост (4; 24). При поверхностном подходе даже получалось, что стабилиза­цию можно обеспечить без либерализации. Позже сама либерализация выступала как некая самоцель экономического движения.

Опыт Беларуси, накопленный прежде всего в 1994-2000 гг., пока­зал, что разделение триединой задачи на исходные компоненты во многом является условным. Автономная реализация данных задач на практике невозможна и недопустима, единственно верный подход — это обеспечение синхронности решения основных задач переходного периода (см. рис. 13.3).


Следует отметить, что такая позиция последовательно отстаивалась, например, группой советников Премьер-министра Республики Беларусь, руководимой автором этих строк (1994-1999 гг.), при разработке соответствующих документов и программ. Так, идея синхронности была реализована при подготовке одного из альтернативных вариантов программы социально-экономического развития Беларуси на период
1996-2000 гг. Синхронное решение основных задач трансформационного периода являлось одним из основных тезисов, раскрываемых в выступлениях главы прави­тельства. Например, Программа деятельности правительства <3. Лингв, принятая в Мае 1997 г., имела недвусмысленный подзаголовок «Стабилизация, либерализация и экономический рост».

Трансформационный период
Задача Этап
\
1. Стабилизация + + + + + +
2. Либерализация и формирование новой экономической системы + + + ++
3. Обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста + + + + + +

 

Рис. 13.3. Синхронное решение основных задач трансформационного периода

Идея синхронности, которая сегодня уже получила широкое при­знание, сводится к тому, что в течение всего переходного периода в комплексе непрерывно предстоит решать задачи стабилизации, либе­рализации и экономического роста (35; 37). На каждом этапе транс­формации меняется лишь интенсивность реализации той или иной стра­тегической задачи.

Так, на первом этапе трансформации (см. рис. 13.3) наиболее интенсивно ре­шается задача стабилизации (указаны три знака), а вопросы либерализации и эконо­мического роста остаются на втором плане. Экономический рост обеспечивается, прежде всего, в так называемых «точках экономического роста» (предприятия, frpo- шедшие реконструкцию; экспортный потенциал; преодоление дефицита на потреби­тельском рынке; импортозамещение; совместные и иностранные предприятия и т. Д.).

На втором этапе активно проводятся радикальные экономические преобразова­ния, которые направлены на формирование новой экономической системы. Это долж­но обеспечивать получение устойчивого позитивного экономического результата. Не исключено, что одновременно придется погашать особые кризисные явления, в том числе и те, которые своим появлением обязаны самому переходному периоду. Речь идет о так называемых трансформационных издержках. Поэтому особое значение при­обретает наличие внешних источников финансирования проводимых преобразований.

На третьем этапе потенциал новой экономической системы реализуется через обеспечение устойчивого экономического роста. Его долговременность зависит от

18 Зак 1780
качества стабилизации и либерализации национальной экономики, проведенных на предыдущих этапах.

При этом с повестки дня не должны сниматься вопросы дальней­шего совершенствования новой экономической системы (см. главу 14).

Проблема выбора модели (курса) развития. Опыт большой группы стран переходного периода показывает; что первоначально, если оставить в стороне общие декларации, имеет место не выбор модели, а лишь формирование курса социально-экономического развития.

В таком режиме определяются очередность планируемых преоб­разований, их темпы, выявляется потенциал внутренних и внешних источников финансирования мероприятий реформы, объемы и масш­табы структурных сдвигов в национальной экономике. Так же выраба­тываются приоритеты предстоящих преобразований.

Сегодня можно утверждать, что на практике определились два основных варианта трансформации административной экономики: эволюционный и так называемый шоковый вариант («шоковая терапия»).

Ставку на эволюционный вариант трансформации обусловливают стабильность политического режима, устойчивость финансовой сис­темы страны, низкий удельный вес в национальной экономике воен­но-промышленного комплекса, доминирование тяжелой промышлен­ности и сельского хозяйства и др.

Классическим примером здесь признается Китай, а также Венгрия (где рыноч­ные преобразования были начаты еще в начале 80-х годов XX в.).

Считается, что провал в Советском Союзе экономических экспериментов (пе­рестройка, ускорение, самофинансирование, самоуправление и т. п.) в 1987-1989 гг., а также крах коммунистического режима (запрет деятельности компартии и т. п.) на начало 90-х годов XX в. до минимума свели возможности эволюционного варианта развития.

Для шокового варианта характерны быстрая либерализация цено­образования. Ранее созданный инфляционный потенциал ликвидиру­ется за счет обесценения денежных сбережений населения. Резко со­кращаются объемы государственных расходов и государственных за­казов. Сокращается финансирование социальных программ. Вводятся единые и обязательные для всех принципы налогообложения. Созда­ются предпосылки для привлечения иностранного капитала. Государ­ственные предприятия ускоренно переводятся на полный коммерчес­кий расчет (самоокупаемость, самофинансирование, формирование портфеля заказов на основе прямых договоров). Крупные предприя­тия разбиваются на более мелкие и самостоятельные хозяйствующие субъекты. При этом убыточные производства консервируются. Обес­печивается стабильность обменного курса национальной денежной единицы.

При выборе курса социально-экономических преобразований при­ходится учитывать реально существующие финансовые и экономичес­кие возможности страны, доминирующие в обществе нравственные ценности, уровень политической стабильности.

Стремление выработать собственную национальную модель раз­вития обязывает выделять и учитывать комплекс специфических ус3 ловий — и внутренние (эндогенные), и внешние (экзогенные).

Так, принято считать, что применительно к Республике Беларусь в качестве позитивных экзогенных факторов экономического роста могут выступить: особо выгодное геополитическое положение; высокая степень интегрированности белорус­ской экономики в емкий российский рынок; пока еще достаточно высокое качество «человеческого капитала» и т. д.

В качестве внешних факторов торможения могут выступить: отсутствие пря­мого выхода к морю; ограниченность внешних источников финансирования транс­формационных преобразований; низкий рейтинг страны и белорусских предприятий (банков) у внешних кредиторов; проблемы в отношениях в первую очередь с Евро­пейским Сообществом; существующая на ближайший период достаточно высокая вероятность торможения социально-экономических преобразований в соседней Рос­сии; радиационная загрязненность значительной части территории страны.

Нельзя не заметить, что на текущий момент фактически все стра­ны трансформационного периода уже достаточно четко определились в выборе соответствующего курса преобразований.

Так, одни открыто симпатизируют идеям либерального предпри­нимательства и свободной конкуренции, быстро проводят приватиза­цию и делают ставку на шоковую терапию.

Другие развивают по сути дела олигархический капитализм, ког­да крупная государственная собственность переходит в распоряжение бывшей партийно-хозяйственной элиты административного социализ­ма. Таким способом бывшая политическая власть трансформируется в частную Собственность, в национальной экономике четко обозначаются сферы влияния. Появляется много признаков того, что подобная при­ватизация распространяется и на само государство.

Такие тенденции сильно напоминают государственно-монопо­листический капитализм 30-40-х годов XX в. В тех случаях, когда государство самоустраняется, теряет контроль над ситуацией — ус­коряется криминализация общества, получает развитие «теневая эко­номика» (13).

Приватизация целиком всего государства имеет место и в тех слу­чаях, когда воспроизводится азиатский способ производства, основан­ный на авторитете государства и личной власти верховного правителя. Государственная собственность консервируется, устанавливается же­сткий контроль денежных и товарных потоков. Продажа сырьевых ре­сурсов на мировых рынках и присвоение естественной ренты стано­вятся основной разновидностью государственного бизнеса. Валютные поступления и сохранение низкого национального уровня заработной платы для неприхотливого населения создают некоторую возможность для стабилизации подобного строя.

В отдельных случаях ограниченность ресурсов и идей, стремле­ние избежать социальных потрясений, отсутствие полноценных вне­шних источников финансирования, абсолютизация некоторых ценно­стей административной экономической системы плюс мощное сопро­тивление со стороны национальной бюрократии, в конечном счете, оборачиваются застоем и постепенной реставрацией государственно­го социализма. Последний не совместим с приватизацией и разгосу­дарствлением, с либерализацией национальной экономики.

Однако низкий уровень жизни населения, нарастание технологической от­сталости, дефицит внутренних источников развития, снижение конкурентной спо­собности государственных предприятий на внешних рынках, исчерпание потенци­ала инфляционной модели развития, разворовывание государственного капитала, социальная пассивность на фоне нарастающих проблем, подавление созидательно­го политического процесса, низкие профессиональные качества производственно­го аппарата и менеджмента в целом делают этот вариант развития исторически бес­перспективным.

Основные направления проводимых социально-экономических преобразований необходимо непрерывно сверять с желаемой моделью развития. Любые подобные отклонения должны заставлять вносить оперативные уточнения за счет продуманных и сбалансированных ре­шений.

Как уже отмечалось, в переходный период не избежать дополни­тельных трансформационных издержек, обострения некоторых про­тиворечий. Однако избранная концепция развития должна способство­вать сокращению таких потерь. Потери времени, как особого вида ре­сурса, необходимо относить к невосполнимому виду издержек.

Критерием эффективности проводимых преобразований высту­пают преодоление кризисных явлений и обеспечение устойчивого со­циально-экономического развития, повышение эффективности и об­новление производства, рост благосостояния народа и совершенство­вание общественного сознания.

Переход к социально ориентированной экономике рыночного типа предполагает:

а) обеспечение единства социальной и экономической эффектив­ности;

б) достижение современных характеристик качества жизни насе­ления и среды его обитания;

в) развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, по­вышение качественных характеристик «человеческого капитала»;

г) формирование нового технологического способа производства; переход к надежной системе социального партнерства работодателей, работополучателей и государства;

д) высокую степень включенности национальной экономики в современные интеграционные процессы.

Республика Беларусь нуждается в экономической системе, кото­рая будет высокоэффективной, социально справедливой и юонкурент- носпособной, обеспечивающей стабильность развития, а также высо­кий Престиж страны в мире.

Поэтому предстоит учиться жить по правилам, которые учи­тывают мировые экономические тенденции, использовать стандар­ты цивилизованной экономики и прогрессивного общества.

Современная экономическая система на Западе — это не толь­ко частная собственность, либерализация и открытость к внешнему миру. Это еще и материализованные результаты управленческой, структурной и информационной революции* а также демократиза­ция частной собственности и развитие «народного капитализма», закрепление экономического самоуправления в виде корпоративно­го регулирования и т. д.

Поэтому выработку курса национальных экономических преоб­разований необходимо проводить с учетом не устарелых теоретичес­ких представлений, а новейших достижений компаративного анализа современных экономических систем.

13.2. Преодоление кризисных явлений в переходный период: спад производства, безработица и инфляция

Формы кризисных явлений. Для переходного периода от адми­нистративно-командной к экономической системе рыночного типа ха­рактерно наличие разнообразных кризисных явлений. В качестве их основных форм выделяются: спад объемов национального производства и обострение ситуа­ции на внутреннем рынке;

рост безработицы и обострение проблемы занятости; , обострение инфляционных процессов, стремительный рост цен. Общим проявлением кризисного состояния национальной эконо­мической системы выступает резкое снижение жизненного уровня, особенно той части населения, которая недостаточно быстро адапти­руется к изменившимся экономическим условиям.

Кроме того, в финансовой сфере кризисные явления обнаружива­ются через нарастание дефицита госбюджета и ускорение бесконтроль­ной эмиссии денежных средств, а также через утечку капитала за гра­ницу, долларизацию экономики (вытеснение из каналов денежного обращения национальной денежной единицы).

Значительные сбои в инвестиционном механизме и резкое сокра­щение объемов капвложений, нарастание кризиса неплатежей, «вы­мывание» с внутреннего рынка товаров национального производства также свидетельствуют о серьезных кризисных явлениях, имеющих место в национальной экономике.

В сельском хозяйстве так называемый аграрный кризис обнару­живается не только через спад объемов производства продовольствия, но и через снижение плодородия почвы. Ухудшение технической ос­нащенности сельского хозяйства дополняется увеличением удельного веса неплатежеспособных колхозов и совхозов. Нарастает общая фи­нансовая задолженности села государству, банкам, поставщикам энер­горесурсов, производителям средств защиты и т. д. Аграрный кризис сопровождается обострением демографической ситуации на селе.

Слабая сохранность колхозно-совхозного имущества, нерациональное исполь­зование сезонных товарных кредитов и финансовой помощи со стороны государства, низкий уровень производительности труда и урожайности, а также деградация Сель­ского населения (снижение рождаемости, алкоголизация населения, повышение удель­ного веса нетрудоспособных и др.) превращают аграрный кризис в хронический.

Снижение управляемости и дисциплины в национальной эконо­мике свидетельствует, прежде всего, о так называемом институцио­нальном кризисе. В его основе лежит или неэффективность государ­ственного управления, или бездеятельность все того же государства.

Системный кризис обнаруживается через ригидность националь­ной экономики, когда субъекты хозяйствования стремятся через оче­редное повышение цен переложить на партнера (или пбкупателя) воз­растающие издержки производства, слабо реагируют не только на ад­министративные, но и на экономические меры воздействия.

О кризисном состоянии национальной экономики свидетельству­ют также доминирование монополизма, наличие заметного разрыва между ценами внутреннего и внешнего рынка, рост внешней задол­женности.

Причины кризисных явлений. Среди основных причин, или обстоятельств, которые в переходный период порождают и усиливают кризисные тенденции, следует выделить:

1) прямое наследование кризисных явлений административного периода — начиная с состояния производственного потенциала и за­канчивая экономическим сознанием (см. рис. 13.4).

Важно подчеркнуть, что именно в переходный период определен­ная часть скрытых противоречий административной экономики ста­новится явными. К таким проблемам следует отнести, например, скры­тую безработицу на производстве, продолжительное дотирование убы­точных предприятий, подавленную инфляцию, внутренний и внешний долг, отсутствие валютных резервов, технологическое отставание, нео­боснованно низкие цены на так называемые социально важные това- ри, установленные центром и т. д. Благодаря достигнутой гласности граждане страны узнают об истинных размерах коррупции и милита­ризации экономики, об уровне заболеваний, о реальных последствиях крупных аварий типа чернобыльской;

2) прямые потери, имеющие место в переходный период, т. е. так называемые трансформационные издержки. Очень часто из двух зол приходится выбирать то, которое сохраняет перспективы для дальней­шего экономического развития (закрытие вредного производства, убы­точного завода, сворачивание военной программы, временный уход с внешнего рынка и т. д.);

3) отсутствие нормальных социально-экономических и полити­ческих условий для проведения неотложных преобразований по конк­ретному плану Сюда можно отнести состояние общественного созна­ния, деформированного многолетним административным эксперимен­том, отсутствие внутренних резервов, недостаточность внешних источников финансирования и международные санкции, череду при­родных катаклизмов (неурожайные годы и т. п.);

4) отсутствие должного теоретического обеспечения трансфор­мационного процесса или отсутствие всесторонне разработанной на­учной концепции социально-экономического развития. Связано это с длительным нигилистским отношением к экономической науке, с не­выполнением фундаментальной экономической теорией прагматичес­кой и других функций;

5) допущенные разного рода ошибки и просчеты властей.

Многочисленные ошибки были допущены практически во всех странах транс­формационной группы. Сказалась недооценка специфики как самого перехода, так и конкретных условии его осуществления, которые сложились на начало 90-х годов XX в. Быстро обнаружилась и беспочвенность надежд на то, что во всех случаях «Запад нам поможет». Проявилась тенденция все экономические болезни лечить од­ним лекарством. На роль «экономического локомотива» зачастую выдвигались весь­ма сомнительные приоритеты.

Опыт стран трансформационного периода свидетельствует о том, что в качестве фактора торможения может иногда выделяться негатив­ное воздействие формирующегося и нестабильного политического рынка, из-за обострившейся борьбы за власть среди политических, региональных и прочих элит, слабой структуризации институтов граж­данского общества, а также общей неразвитости политической сферы.

Кризисные явления переходного периода

Спад производства Наследование проблем административной экономики  
Безработица  
Издержки трансформационного периода  
Инфляция  
Снижение уровня жизни Отсутствие нормальных условий для проведения преобразований  
Кризисы: - финансовой сферы; - инвестиционный; -аграрный  
Отсутствие всесторонне разработанной научной концепции социально-экономического развития  
Институциональный кризис  
Допущенные ошибки  
Основные формы

Основные причины

 

Рис. 13.4. Основные формы и причины кризисных явлений в переходный период

Спад производства. Фактически ни одной стране Центральной и Восточной Европы, а также Азии, вступившей в конце 80-х — начале 90-х годов XX в. в переходный период, не удалось избежать значитель­ного снижения объемов национального производства.

Это непосредственно подтверждает объективную детерминиро­ванность (обусловленность) данного процесса.

В большинстве стран трансформационной группы кризисный спад составил примерно 20-30% от ВВП и продолжался 2-3 года.

В Беларуси спад производства имел место в 1992-1995 гг. и составил примерно 35% от уровня более или менее благополучного 1991 г* Прирост ВВП был впервые зафиксирован в 1996 г. (3,2% к уровню предыдущего года),

Чаще всего кризисное снижение объемов национального произ­водства объяснялось разрывом прежних союзных связей и снижением платежеспособного спроса населения.

Однако условия функционирования всей национальной экономи­ки, отдельно взятой отрасли или конкретного предприятия значитель­но различаются и далеко не всегда вписываются в данную весьма уп­рощенную схему.

Так, например, демилитаризация промышленности, потеря от­дельных внешних рынков обусловили снижение объемов производства лишь по конкретной группе производителей.

В структуре всесоюзного комплекса белорусская экономика за­нимала весьма прочные позиции и никогда не относилась к неблагопо­лучным зонам. Вместе с тем обнаружившаяся убогость, например, продукции легкой и пищевой промышленности (ассортимент, качество) не позволила достойно противостоять открытому расширению импор­та западноевропейского и азиатского ширпотреба. Потеря внутренне­го рынка (до 60%), включая и продовольственную группу, не могла отрицательно сказаться на состоянии национального производства. Несоответствие выпускавшейся продукции структуре реальных по­требностей также явилось одной из причин спада производства.

В сложной ситуации оказались и те виды национального произ­водства, для которых был характерен низкий уровень эффективности. Резкое повышение цен на энергоносители и сырье еще более обостри­ло ситуацию. Отсутствие в государственном секторе эффективного собственника не позволило оперативно среагировать на объективное ухудшение условий хозяйствования за счет рационализации производ­ства и т. д. Возникла дилемма: или реконструировать производство и снижать себестоимость, или его закрывать.

Так возник трансформационный спад, обусловленный изменени­ем условий хозяйствования.

Особо следует выделить и так называемый институциональный спад, обусловленный некомпетентностью органов управления, отсут­ствием высококвалифицированных специалистов в области современ­ных рыночных технологий.

Определенную долю спада можно объяснить тем, что вслед за расширением хозяйственной самостоятельности уменьшилась потребность в фиктивной экономи­ке, т. е. в прежних тотальных приписках и громких рапортах. К тому же часть эконо­мического потенциала, по разным причинам, ушла в тень и пополнила неофициаль­ную экономику, что также отразилось на состоянии экономических показателей (36).

На уровне конкретного предприятия перечень причин сокраще­ния объемов производства может оказаться еще более обширным и многообразным.

Так, отрицательное воздействие на масштабы производства ока­зывают:

а) потеря значительной часта оборотных средств из-за заморажи­вания цен на готовую продукцию, инфляции, обязательной продажи экспортерами части валютной выручки по заниженному официально­му обменному курсу; доминирование бартера в расчетах, неплатеже­способность партнеров и сбои в расчетах;

б) изношенность производственных фондов и отсутствие финан­совых средств на ускоренную реконструкцию, обесценение амортиза­ционных отчислений под воздействием инфляции и девальвации на­циональной денежной единицы;

в) потерт рынков сбыта и снабжения (разрыв хозяйственных связей);

г) неэффективность управления предприятием, низкая адаптация тех же государственных предприятий к рыночным сигналам в силу их нереформированности;

д) низкая культура производства и снижение конкурентной спо­собности (цена, качество, сервис, условия поставки);

е) высокая налоговая нагрузка на производство;

ж) несовершенство кредитного механизма и в целом националь­ной банковской системы.

В качестве особой формы проявления кризиса национального производства фундаментальная экономическая теория рассматривает его продолжительность во времени.

Так, в современном варианте концепции цикличности утвержда­ется, что длительная продолжительность постепенно нарастающего кризиса влечет более тяжелые последствия, нежели значительный еди­новременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса. Поэтому на практике важно не допустить перехода кризиса » состоя­ние затяжной депрессии. Такое вхождение в фазу застоя неизбежно, если своевременно не устранить те причины, которые обусловили кри­зисный спад.

Сложность нынешней ситуации состоит в том, что причины кризисного спада имеют системный характер. Именно устранение причин системного характера, а не только простое восстановление, к тому же любой ценой, прежних объемов производства зачастую на хронически неэффективных предприятиях будет означать реальное преодоление кризиса.

Тем более что экономический кризис, на определенном отрезке времени, мо­жет проходить и без видимого спада объемов производства.

Таким образом, выход из кризиса означает формирование нового производства, ориентированного на спрос, и обеспечение минималь­ного уровня эффективности. В национальной экономике появляются и множатся новые точки экономического роста — в виде модернизиро­ванных цехов, новых предприятий и т. д., использующих высокие тех­нологии. В роли «локомотива» должен выступать новый, расширяю­щийся и прогрессивный сектор национальной экономики, приходящий на смену отмирающим рутинным видам производства. Такой «локо­мотив» национальной экономики проявляет высокий спрос не только на инвестиции и валютные средства, но и на готовые к внедрению на­учные разработки высоких технологий.

Безработица и проблема занятости. Безработным считается тот, кто не имеет работы, может и хочет работать, а поэтому ищет работу.

Состояние занятости в национальной экономике обычно отража­ется через систему специальных показателей".

а) уровень безработицы, который определяется как отношение официально зарегистрированных безработных к общей численности трудоспособного населения (или официально занятых);

б) уровень застойной безработицы;

в) продолжительность безработицы, которая определяется как сред­няя продолжительность времени (в том числе и в разрезе профессий), в течение которого ищущий работу не получает нового рабочего места;

г) перспектива получения рабочего места, которая определяется как количество безработных, приходящихся на одно вакантное рабо­чее место;

д) профессиональные и региональные показатели безработицы.

По видам различают: естественную и вынужденную безработицу.

Естественная безработица в свою очередь состоит из:

1) фрикционной (обусловлена желанием найти лучшее место ра­боты, более высокооплачиваемое и т. д.);

2) добровольной (нет желания работать);

3) институциональной (проблема получить имеющееся свобод­ное рабочее место из-за отсутствия информации).

Вынужденная безработица состоит из технологической, структур­ной и региональной.

Если технологическая безработица связана с рационализацией производства, то структурная безработица обусловлена высвобожде­нием рабочей силы в результате происходящих изменений в отраслях национальной экономики, зачастую под прямым воздействием прово­димой экономической политики.

В ходе экономического анализа целесообразно выявлять размеры скрытой без­работицы, которая возникает каждый раз при неполной занятости в течение рабочего дня, недели, месяца или года.

Застойная безработица отражает наличие той части трудоспособного населения, которая деквалифицировалась и утратила интерес к активной трудовой деятельности.

Появление if наличие безработицы всегда болезненно восприни­мается в любом обществе. В переходный период наличие безработицы оказывает особое деструктивное воздействие на состояние индивиду­ального и общественного сознания, так как одной из идеологических ценностей уходящего с исторической сцены административного соци­ализма выступало формальное обеспечение полной занятости. Вместе с тем появление безработицы в региональном и профессиональном аспектах в период трансформации объективно обусловлено тем, что:

во-первых, прямое воздействие на уровень занятости оказывает кризисный спад производства. Закрытие убыточных предприятий и ненужных цехов, сокращение смен, рабочих дней и т. д. одновременно означает и сокращение рабочих мест.

В соответствии с законом, сформулированным американским экономистом А. Оукеном, каждые дополнительные 2 процентных пункта прироста ВВП (ВНП) обеспечивают рост занятости на 1 процентный пункт. Схожая, но уже обратная зави­симость (спад производства вызывает снижение занятости) существует и в условиях переходной экономики.

Естественно, что рост доходов населения и подъем национальной экономики всегда способствуют смягчению проблемы занятости;

во-вторых, стремление рационализировать производство и сокра­щать издержки в новых условиях хозяйствования, усиливающееся под воздействием приближения цен на сырье и энергоносители к мирово­му уровню, уменьшение дотаций из бюджета заставляют экономить в том числе и на оплате трудаГ

Первоначально под воздействием рационализации производства со­кращается традиционно завышенный спрос на рабочую силу, сформиро­ванный еще в административной экономике. Затем из производства по­степенно вытесняются излишки рабочей силы (скрытая безработица).

По некоторым оценкам скрытая безработица на бывших социалистических пред­приятиях составляет порой 30-40% от общей численности занятых на производстве.

В условиях АКС скрытая безработица на конкретном предприятии обнаружива­лась через низкую производительность труда, слабую дисциплину и низкий уровень сред­ней зарплаты. Высокая текучесть кадров, наличие больших возможностей выделять в соответствии с доведенным заданием часть персонала для выполнения сезонных и об­щественных работ (уборка картофеля, заготовка кормов, уборка территории или улиц и т. п.) также свидетельствовали о присутствии на производстве лишних работников.

В нынешних условиях наличие излишка рабочей силы обнаружи­вается через широкое использование практики вынужденных отпус­ков работников («за свой счет»), официальное введение неполной тру­довой недели и т. п. Можно прогнозировать, что дальнейшая рациона­лизация производства, нарастание потребности в проведении технического перевооружения, реформирование национальной систе­мы оплаты труда будут способствовать трансформации скрытой без­работицы в ее открытые формы.

Для подавляющего большинства стран СНГ (в отличие от бывших социалисти­ческих стран Центральной и Восточной Европы) характерен весьма невысокий уро­вень официальной безработицы (3 - 8%). Среди официально зарегистрированных без­работных высокий удельный вес молодежи, женщин, лиц с высшим образованием. Сложился весьма низкийуровень пособия по временной безработице.


Высокую свою способность создавать так называемые альтерна­тивные рабочие места частный сектор подтвердил во всех странах трансформационной группы. Поэтому реструктуризация госпредпри­ятий и сокращение рабочих мест обязательно должны сопровождаться синхронным развитием частных предприятий, что позволит заметно снизить социальную напряженность в переходный период. Кроме того, в ближайшей перспективе следует ожидать усиления конкуренции между государственным и частным сектором экономики за высококва­лифицированную и дисциплинированную часть наемной рабочей силы.

В переходный период проблема занятости включает не только получение рабочего места, но и обеспечение достойной оплаты тру­да как фактора производства.

Не секрет, что понижение национального уровня заработной пла­ты используется сегодня как простой способ снижения издержек про­изводства и сохранения таким методом конкурентной способности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках. Приближение размера средней зарплаты к минимальному потребитель­скому бюджету, необходимость наращивать емкость внутреннего рын­ка более не позволяют камуфлировать накопившиеся проблемы эконо­мической реформы.

Многомерность и сложность экономических преобразований пе­реходного периода заставляют критически относиться к идее полной занятости. Современная теория занятости населения вполне допус­кает существование безработицы в пределах так называемого есте­ственного уровня (2 - 4%). Последний рассматривается как ближай­ший и необходимый резерв свободной рабочей силы.

Вместе с тем общество не в состоянии пустить на самотек реше­ние данных проблем. Дело в том, что наличие безработицы и ее усиле­ние сопровождаются возникновением нежелательных экономических и социальных издержек. Безработица не только снижает уровень жиз­ни человека, его материальные возможности, но и обесценивает про­фессиональные навыки, ущемляет достоинство человека, усиливает социальные конфликты.

Поэтому в переходный период необходимо создавать специаль­ную инфраструктуру рынка труда, способствующую сокращению без­работицы, разрабатывать специальные программы занятости. Напри­мер, такая программа для молодежи должна гарантировать право на получение первого рабочего места.

В условиях обеспечения достойной оплаты труда и создания атмосферы заин­тересованного накопления «человеческого капитала» поиск рабочего места не дол­жен иметь признаков принудительности. Наоборот, когда уровень оплаты труда во многих отраслях национальной экономики заметно ниже м

Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.