Кто работает неэффективно, тот не ест.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Однако в обществе всегда определенная часть населения являет­ся нетрудоспособной — кто-то уже не может работать, а кто-то еще не может работать. Кроме того, есть люди с ограниченными физически­ми способностями от рождения и т. и. Не простое положение у много­детных семей.

Поэтому существует необходимость дополнять традиционные рыночные отношения распределения специальной подсистемой пере­распределения, выравнивать уровни доходов, организовывать, опира­ясь на силу государства, так называемые трансфер-отношения.

Институциональная надежность. Наряду с теми проблемами экономического и социального развития, которые рыночный механизм решает далеко не всегда успешно, также следует выделять системные противоречия функционирования самого рыночного механизма.

Дело в том, что постоянно существует проблема сохранности или воспроизводства самих рыночных отношений. Реальная дей­ствительность показывает, что режим свободной конкуренции, ус­тановленный единожды, не воспроизводится автоматически. На­оборот, рыночный механизм склонен к самовырождению. Существу­ет опасность сговора, усиления эгоизма частной собственности. Концентрация и централизация производства, а также самой част­ной собственности, появление на рынке доминирующих хозяйству­ющих субъектов, разорение и сокращение числа фирм — внешне все это выглядит как вполне объяснимый естественный процесс. Но этот во многом объективный процесс тем не менее удаляет национальную экономическую систему от идеала свободной кон­куренции.

С развитием рыночных отношений обостряется проблема инсти­туциональной надежности сферы обмена.

В простой модели товарно-денежных отношений первоначально устанавливался персонализированный обмен.

Субъекты рыночных отношений, как правило, лично знали друг друга, а поэто­му деловые контакты отроились на личном доверии. Основная масса сделок заклю­чалась устно, максимум — при свидетелях («ударили по рукам»). Никто не готовил специальные контракты, ненужными были дорогостоящие юридические службы. Все это до минимума снижало трансакционные издержки. Обман и беспринципность были и невозможными, и невыгодными.

Однако ориентация на местный рынок и мелкие масштабы хозяй­ственной деятельности всегда дополняются высокими издержками производства. Распространение массового производства позволило снизить издержки именно в сфере производства. Одновременно услож­нение хозяйственных связей сопровождалось развитием неперсонали- зированного обмена. Вслед за этим возросли трансакционные издерж­ки. Обслуживание сделок становится дорогим удовольствием.

Повышение в товарообороте удельного веса сложных изделий (танкеры, атомные реакторы, системы жизнеобеспечения, спутники, самолеты и т. д.) также видоизменило прежние подходы к организации хозяйственных связей. Вслед за ростом степени коммерческого риска возникла необходимость постоянного присутствия «третьего» участ­ника сделки, или специальных посредников — страховой компании, биржи, хозяйственной палаты, банка, государства.

Появление таких стабилизирующих институтов или институцио­нального окружения способствовало трансформации рыночной инф­раструктуры в рыночное хозяйство.

Стабилизация рыночных отношений. В современных услови­ях определились три основных подхода к стабилизации рыночных от­ношений.

Первый подход характерен для сторонников неоклассической (нео­либеральной) школы экономической теории. Основные их рекоменда­ции сводятся к тому, чтобы снять имеющиеся препятствия в функцио­нировании рыночного механизма и до минимума свести вмешатель­ство государства в экономические процессы.

Такие рекомендации особо сильны, когда речь идет о неразвитом или о деформированном (бюрократическими структурами) националь­ном рынке.

Идеи неограниченного экономического либерализма (или «ман- честер-капитализма»), с присущей для данных построений абсолюти­зацией свободного рыночного хозяйства и авторитета частной собствен­ности, сегодня подвергаются сильной критике со стороны сторонни­ков школы государственного регулирования социально-экономических процессов (неокейнсианство). С этих позиций разрабатываются мето­ды активного государственного воздействия, обосновывается необхо­димость дальнейшего повышения роли государства в регулировании рыночных отношений

Рис. 11.2. Основные концептуальные подходы к стабилизации рыночных отно­шений

 

Социально-институциональное направление, следуя известным западноевропейским традициям, обращает внимание на то, что рынок есть система организаций, совокупность форм обмена. Поэтому при возникновении серьезных сбоев в функционировании национальной экономической системы необходимо совершенствовать рыночную ин­фраструктуру и рыночное хозяйство, обеспечивать стабильное функ­ционирование соответствующих учреждений. Ненужные и отжившие органы в рамках институциональных преобразований должны ликви­дироваться, а их место обязаны занимать новые элементы экономичес­кого самоуправления (31, с.43).

На практике консенсус (неоклассический синтез) достигается за счет отмены устарелых и малоэффективных методов регулирования националь­ной экономики и введения новых и более прогрессивных форм воздей­ствия гражданского общества на социально-экономические процессы.

Осуждая и ограничивая деструктивное индивидуализированное поведение, западная экономическая теория активно разрабатывает мо­дели ассоциативного поведения. Механизм саморегулирования, вклю­чая прямые и обратные связи, отрабатывается с участием профсоюзов и государства, предпринимателей и политических партий. При подго­товке соответствующих рекомендаций ощущается сильное влияние социал-демократических традиций.

11.3. Цели, функции и методы государственного регулирования

Классические функции. С момента возникновения рыночных отношений государство всегда являлось их непосредственным субъек­том.

В качестве классических функций государства в социально-эконо­мической сфере выделяются:

а) законодательное обеспечение рыночных отношений;

б) производство так называемых общественных благ (обществен­ный порядок и безопасность, территориальная целостность страны, а также связь и почта);

в) организация денежного обращения;

г) таможенная система и контроль за внешней экономической де­ятельностью;

д) государственное предпринимательство, организация производ­ства особо важных видов экономических благ (оружейные заводы, ал­коголь и табак, золотодобыча и т. п.).

Присутствие классических функций отражает идею государства как специального института или комитета по управлению обществен­ными делами. Получается, что определенная экономическая роль при­суща государству уже по его природе.

Известно, что государство как институт возникло до формирова­ния рыночных отношений. На ранних этапах некоторые функции уп­равления государство перепоручало рыночному механизму. Одновре­менно рыночный механизм всегда дополнялся механизмом государ­ственного управления.

К примеру, функции государства всегда были направлены на под­держание рыночных правил ведения хозяйственной деятельности, зак­репление в общественном сознании общепринятых условий функцио­нирования рыночного механизма. Такие функции «ночного сторожа» особо важны на этапе становления новых рыночных отношений.

Своеобразным переломным моментом в трактовке функций государства выс­тупил мировой экономический кризис 1929—1932 гг., известный как Великая Депрес­сия. С этого периода начинается активное расширение экономических функций го­сударства, а в экономической теории набирает силу школа «регулируемого капита­лизма» (кейнсианство и неокейнсианство).

Возможность и необходимость госрегулирования. Успехи, дос­тигнутые за счет государственного регулирования, достижение по дан­ным актуальным вопросам социальной жизни заметного политичес­кого согласия, а также доминирующие тенденции, которые обозначи­лись в развитии фундаментальной экономической теории, более не позволяют ставить под сомнение возможность и необходимость госу­дарственного вмешательства в экономические процессы.

Ряс. 11.3. Возможность и необходимость государственного регулирования

 

Возможность такого регулирования вытекает из наличия у госу­дарства авторитета мощного хозяйствующего субъекта, соответствую­щих резервов, а также экономического потенциала в виде государствен­ного сектора. Вмешательство государства облегчается в условиях кон­центрации и централизации производства, образования крупных финансово-монополистических групп. Подобное экономическое само­управление, дополняя рыночное саморегулирование, упрощает процесс согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов.

Возможности для участия государства в регулировании националь­ного производства также расширяются при наличии должной научной концепции экономического развития, посредством закрепления в об­щественном сознании идеи поиска компромисса и достижения согла­сия, а также при наличии в стране кадров с соответствующим уровнем подготовки.

Необходимость активного государственного присутствия выте­кает из специфики современных экономических систем, сложности процессов национального воспроизводства, объясняется несоверщен- ством рыночного саморегулирования.

Рыночный механизм, как отмечалось, ранее, по своей природе нуж­дается во внешней коррекции. Ставка только на рыночную координацию, основанную на возведенном в абсолют частном предпринимательстве, неизбежно грозит деформацией национальной экономической системы.

Новые функции государства. Классические функции государ­ства определяют рамочные условия для функционирования националь­ной экономической системы рыночного типа.

Каждая новая или современная функция государства в социаль­но-экономической сфере имеет предметную, национальную, истори­ческую и политическую характеристику. Функция выступает как сег­мент деятельности государства, с конкретными задачами, целями и средствами их достижения, с выделением объекта и субъекта государ­ственного вмешательства.

Функции государственного регулирования экономики
1. Разработка общенациональной стратегии развития
2. Стабилизация и экономический рост
3. Развитие рыночного механизма
4. Формирование правовой базы
5. Социальное выравнивание
6. Охрана окружающей среды
7. Научно-технический прогресс
8. Обеспечение экономической безопасности
Рее. 11.4. Основные функции государственного регулирования национальной экономики

 

На рис. 11.4 в качестве исходной функции государственного регу­лирования выделена разработка общенациональнрй стратегии соци­ально-экономического развития. Такой разработке всегда предшеству­ет составление научной концепции социально-экономического разви­тия страны.

Понятно, что при решении подобной задачи не обойтись без серьезной поддержки со стороны фундаментальной экономической теории и в цепом экономической науки.

Общенациональная стратегия принимает форму соответствующе­го государственного документа (решение правительства, послание, декрет или указ президента страны, принятый парламентом закон и т. п.). В таком документе устанавливаются цели, приоритеты и эта­пы социально-экономического развития на предстоящий период.

Если под стабилизацией (см. рис. 11.4) понимать поддержание соответствующего рыночного равновесия и общих условий воспроиз­водства, то содержание данной функции определяется в зависимости от того, какие параметры развития национальной экономики выделе­ны в качестве стратегических. Обычно к таковым относят:

1) экономический рост;

2) занятость;

3) ценообразование и инфляцию;

4) обменный курс национальной валюты (платежный и торговый баланс; внешнеэкономическое равновесие).

Четыре «золотых пункта» или «золотых точки» находятся в цент­ре экономической политики современного государства. Оно стремит­ся сохранить устойчивый и долговременный экономический рост, не допустить появления кризисных явлений, сгладить доступными спо­собами конъюнктурные колебания.

Решая данные задачи, государство вынуждено конкретизировать «золотые точки» магического квадрата, переходить на вторичный и третичный уровни.

Как показано на рис. 11.5, поворот данного квадрата на 45 градусов по часовой стрелке приводит к тому, что к прежним 4 точкам первого уровня экономической поли­тики государства (1,2,3,4) добавляются еще 4 новые точки второго уровня (5,6,7,8).

Следует отметить, что на практике достижение одной стратеги­ческой цели предполагает последовательную реализацию и остальных целей. Так, обеспечение устойчивого экономического роста невозможно без решения общенациональной или региональной проблемы занятос­ти, без предварительной стабилизации обменного курса националь­ной валюты и т. д.

/\ 1 / \ 2 Ч' 7 11.5. Конкретизация экономической политики стабилизации и роста на вторич­ном уровне

 

Вместе с тем экономическая наука фиксирует и многочисленные несовпадения отдельных форм экономического движения. Так, сокра­щение безработицы за счет дотаций убыточным предприятиям реаль­ного сектора экономики, упрощение контроля за формированием ин­дивидуальных издержек производства и т. п. создают предпосылки для роста инфляции. Повышение'обменного курса национальной валюты, имея конструктивные моменты, одновременно затрудняет сохранение положительного сальдо торгового баланса и т. д.

Регулируя спрос на рабочую силу, государство стимулирует со­здание новых рабочих мест, контролирует продолжительность рабоче­го дня. Чтобы избежать дефицита рабочей силы, организуется обще­национальная система ее подготовки. Государство регулирует мигра­ционный процесс, стремится не допустить «утечки мозгов». Особое значение при этом имеет обеспечение социальной поддержки тем, кто

потерял работу — в виде единовременных выплат, пособий по безра­ботице, страхования по безработице.

Ценообразование в условиях рыночной экономики является свое­образным эпицентром экономических интересов всех слоев общества. Цены определяют пропорции обмена, условия возмещения издержек производства, позволяют формировать финансовые источники разви­тия, способствуют перераспределению доходов. За ценами — после­днее и решающее слово при формировании реальных денежных дохо­дов населения.

Обобщение современной практики показывает, что государственное регулиро­вание ценообразования предполагает установление продуманной процедуры кальку­лирования (расчета) себестоимости производимой продукции.

При этом может вводиться механизм согласования изменения цены в сторону ее повышения. Государство часто перепоручает контроль за ценообразованием низо­вым общественным структурам, но при этом устанавливает пределы роста цен в те­чение года на определенную продукцию. Предусматриваются ценовые субсидии, или доплаты, на особо важные виды продукции.

Что касается общей системы формирования рыночных цен, то в ней принято выделять:

а) жесткое ценообразование, когда уровень цены на продукцию , административными методами устанавливается государством;

б) лимитируемые цены, когда для изменения цены требуется спе­циальное разрешение, при этом цена может изменяться в пределах «ко­ридора», установленного особым решением;

в) свободное ценообразование, когда рыночные цены формируются под прямым воздействием спроса и предложения.

Развитие рыночного механизма. Интересы повышения эффек­тивности национальной экономики обусловливают необходимость со­здания должных предпосылок для развития свободной конкуренции, или открытой соревновательности, хозяйствующих субъектов.

При решении данной задачи современное государство использу­ет достаточно эффективные приемы и метода воздействия.

Так, многое зависит от принятых условий регистрации новых хо­зяйствующих субъектов. Государство защищает права частной соб­ственности, формирует антимонопольное законодательство. Государ­ство призвано пресекать монопольное поведение хозяйствующих

субъектов, обеспечивать должную степень открытости националь­ной экономики перед внешним миром.

Рыночная экономика предполагает перелив капитала из одной отрасли национального производства в другую под воздействием спро­са и предложения. Поэтому государство, стремясь обеспечить долго­временный и устойчивый экономический рост, всячески стимулирует частные инвестиции. Это касается в том числе и иностранных инвес­тиций. При возникновении определенных обстоятельств перелив ка­питала обеспечивается через национализацию и принудительное ак­ционирование, а также через использование кредитного механизма.

В современных условиях государство поощряет совместное (го­сударственное и частное) финансирование сложных объектов, органи­зуя предварительные конкурсы инвестиционных проектов. Все это позволяет ускоренными темпами проводить в национальной экономи­ке структурные преобразования, осуществлять назревшие региональ­ные сдвиги в размещении производительных сил.

Что касается самой рыночной инфраструктуры, то не столь уж и редко создание общей инфраструктуры — дорогостоящей и малорен­табельной — финансировать берется именно государство (морской порт, транзитный терминал, транспортный коридор, авиаперевозки, речной транспорт и т. п.).

Безусловно, демократическое государство заинтересовано в транс­формации рыночной инфраструктуры в рыночное хозяйство, развитии компетентного и ответственного экономического самоуправления хо­зяйствующих субъектов.

Чем больше развито общественное самоуправление в сфере эко­номики, тем меньше необходимость в прямом государственном вме­шательстве. В определенный момент (в ходе разгосударствления) часть функций государства в сфере национальной экономики может быть передана институтам гражданского общества.

В свое время один из основателей американского общества президент Авраам Линкольн констатировал, что разумная цель государства состоит в том, чтобы сде­лать для людей то, что им требуется и что они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом.

Развитие законодательной базы. Следует напомнить, что эко­номическая система предстает как совокупность норм поведения, орга­низаций и институтов, своеобразных правил хозяйствования. Особое значение хозяйственного законодательства состоит в том, что таким способом юридически закрепляются рамочные правила или условия экономической деятельности.

Существующее хозяйственное законодательство должно четко определять права частной собственности, гарантировать соблюдение контрактов, регламентировать деятельность всех субъектов рыночных отношений. Государство призвано отслеживать соблюдение законода­тельства, защищающего права потребителей, активно регулировать отношения между работодателями и работополучателями.

Опыт многих стран показывает, что в качестве основных требо­ваний, предъявляемых к правовой базе, следует выделить стабильность и непротиворечивость, а также выполняемость (реализуемость) вво­димых норм хозяйственного поведения. Непрерывные изменения за­конодательных актов нельзя объяснить просто желанием их совершен­ствовать. Такая ситуация свидетельствует о несовершенстве общего процесса разработки и принятия законодательных актов, об отсутствии социальной стабильности. В любом случае изменения в законодатель­ную базу не должны вноситься «задним числом», должны быть эконо­мически эффективными и реализуемыми. Слабо подготовленные и внутренне противоречивые законы быстро устаревают под воздействи­ем реальной жизни.

Функция социального выравнивания. В условиях экономи­ческой свободы вполне можно предположить, что на старте складыва­ются более или менее равные социальные и прочие условия. Но на финише чаще всего уже возникает иная ситуация.

Чтобы сгладить социальные противоречия такого рода и удержать имущественную дифференциацию в разумных пределах, государство берет на себя задачу перераспределения доходов между членами об­щества. Для этого используются прогрессивное налогообложение и трансфер-отношения, формируются специальные фонды. Вводятся пособия по безработице и социальные выплаты, оказывается поддер­жка социально незащищенным слоям населения. Такое перераспреде­ление доходов чаще всего имеет адресный характер.


Экономическая наука тщательно рассчитывает прожиточный ми­нимум, минимальный потребительский бюджет и Другие показатели. Но никто не гарантирует, что каждому члену общества, к тому же в полном объеме, будут обеспечены такие «минимумы». Наоборот, в условиях рыночной экономики социальная дифференциация неизбежна.

Активность государства в сфере перераспределения заметно ста­билизирует экономическую систему рыночного типа. Но всегда есть опасность за счет подобного вмешательства, угнетая деловую актив­ность, заметно снизить стимулы к труду или к накоплению капитала. Поэтому на практике применение методов социального выравнивания имеет свои пределы.






Дата: 2016-10-02, просмотров: 220.