Однако в обществе всегда определенная часть населения является нетрудоспособной — кто-то уже не может работать, а кто-то еще не может работать. Кроме того, есть люди с ограниченными физическими способностями от рождения и т. и. Не простое положение у многодетных семей.
Поэтому существует необходимость дополнять традиционные рыночные отношения распределения специальной подсистемой перераспределения, выравнивать уровни доходов, организовывать, опираясь на силу государства, так называемые трансфер-отношения.
Институциональная надежность. Наряду с теми проблемами экономического и социального развития, которые рыночный механизм решает далеко не всегда успешно, также следует выделять системные противоречия функционирования самого рыночного механизма.
Дело в том, что постоянно существует проблема сохранности или воспроизводства самих рыночных отношений. Реальная действительность показывает, что режим свободной конкуренции, установленный единожды, не воспроизводится автоматически. Наоборот, рыночный механизм склонен к самовырождению. Существует опасность сговора, усиления эгоизма частной собственности. Концентрация и централизация производства, а также самой частной собственности, появление на рынке доминирующих хозяйствующих субъектов, разорение и сокращение числа фирм — внешне все это выглядит как вполне объяснимый естественный процесс. Но этот во многом объективный процесс тем не менее удаляет национальную экономическую систему от идеала свободной конкуренции.
С развитием рыночных отношений обостряется проблема институциональной надежности сферы обмена.
В простой модели товарно-денежных отношений первоначально устанавливался персонализированный обмен.
Субъекты рыночных отношений, как правило, лично знали друг друга, а поэтому деловые контакты отроились на личном доверии. Основная масса сделок заключалась устно, максимум — при свидетелях («ударили по рукам»). Никто не готовил специальные контракты, ненужными были дорогостоящие юридические службы. Все это до минимума снижало трансакционные издержки. Обман и беспринципность были и невозможными, и невыгодными.
Однако ориентация на местный рынок и мелкие масштабы хозяйственной деятельности всегда дополняются высокими издержками производства. Распространение массового производства позволило снизить издержки именно в сфере производства. Одновременно усложнение хозяйственных связей сопровождалось развитием неперсонали- зированного обмена. Вслед за этим возросли трансакционные издержки. Обслуживание сделок становится дорогим удовольствием.
Повышение в товарообороте удельного веса сложных изделий (танкеры, атомные реакторы, системы жизнеобеспечения, спутники, самолеты и т. д.) также видоизменило прежние подходы к организации хозяйственных связей. Вслед за ростом степени коммерческого риска возникла необходимость постоянного присутствия «третьего» участника сделки, или специальных посредников — страховой компании, биржи, хозяйственной палаты, банка, государства.
Появление таких стабилизирующих институтов или институционального окружения способствовало трансформации рыночной инфраструктуры в рыночное хозяйство.
Стабилизация рыночных отношений. В современных условиях определились три основных подхода к стабилизации рыночных отношений.
Первый подход характерен для сторонников неоклассической (неолиберальной) школы экономической теории. Основные их рекомендации сводятся к тому, чтобы снять имеющиеся препятствия в функционировании рыночного механизма и до минимума свести вмешательство государства в экономические процессы.
Такие рекомендации особо сильны, когда речь идет о неразвитом или о деформированном (бюрократическими структурами) национальном рынке.
Идеи неограниченного экономического либерализма (или «ман- честер-капитализма»), с присущей для данных построений абсолютизацией свободного рыночного хозяйства и авторитета частной собственности, сегодня подвергаются сильной критике со стороны сторонников школы государственного регулирования социально-экономических процессов (неокейнсианство). С этих позиций разрабатываются методы активного государственного воздействия, обосновывается необходимость дальнейшего повышения роли государства в регулировании рыночных отношений
Рис. 11.2. Основные концептуальные подходы к стабилизации рыночных отношений |
Социально-институциональное направление, следуя известным западноевропейским традициям, обращает внимание на то, что рынок есть система организаций, совокупность форм обмена. Поэтому при возникновении серьезных сбоев в функционировании национальной экономической системы необходимо совершенствовать рыночную инфраструктуру и рыночное хозяйство, обеспечивать стабильное функционирование соответствующих учреждений. Ненужные и отжившие органы в рамках институциональных преобразований должны ликвидироваться, а их место обязаны занимать новые элементы экономического самоуправления (31, с.43).
На практике консенсус (неоклассический синтез) достигается за счет отмены устарелых и малоэффективных методов регулирования национальной экономики и введения новых и более прогрессивных форм воздействия гражданского общества на социально-экономические процессы.
Осуждая и ограничивая деструктивное индивидуализированное поведение, западная экономическая теория активно разрабатывает модели ассоциативного поведения. Механизм саморегулирования, включая прямые и обратные связи, отрабатывается с участием профсоюзов и государства, предпринимателей и политических партий. При подготовке соответствующих рекомендаций ощущается сильное влияние социал-демократических традиций.
11.3. Цели, функции и методы государственного регулирования
Классические функции. С момента возникновения рыночных отношений государство всегда являлось их непосредственным субъектом.
В качестве классических функций государства в социально-экономической сфере выделяются:
а) законодательное обеспечение рыночных отношений;
б) производство так называемых общественных благ (общественный порядок и безопасность, территориальная целостность страны, а также связь и почта);
в) организация денежного обращения;
г) таможенная система и контроль за внешней экономической деятельностью;
д) государственное предпринимательство, организация производства особо важных видов экономических благ (оружейные заводы, алкоголь и табак, золотодобыча и т. п.).
Присутствие классических функций отражает идею государства как специального института или комитета по управлению общественными делами. Получается, что определенная экономическая роль присуща государству уже по его природе.
Известно, что государство как институт возникло до формирования рыночных отношений. На ранних этапах некоторые функции управления государство перепоручало рыночному механизму. Одновременно рыночный механизм всегда дополнялся механизмом государственного управления.
К примеру, функции государства всегда были направлены на поддержание рыночных правил ведения хозяйственной деятельности, закрепление в общественном сознании общепринятых условий функционирования рыночного механизма. Такие функции «ночного сторожа» особо важны на этапе становления новых рыночных отношений.
Своеобразным переломным моментом в трактовке функций государства выступил мировой экономический кризис 1929—1932 гг., известный как Великая Депрессия. С этого периода начинается активное расширение экономических функций государства, а в экономической теории набирает силу школа «регулируемого капитализма» (кейнсианство и неокейнсианство).
Возможность и необходимость госрегулирования. Успехи, достигнутые за счет государственного регулирования, достижение по данным актуальным вопросам социальной жизни заметного политического согласия, а также доминирующие тенденции, которые обозначились в развитии фундаментальной экономической теории, более не позволяют ставить под сомнение возможность и необходимость государственного вмешательства в экономические процессы.
Ряс. 11.3. Возможность и необходимость государственного регулирования |
Возможность такого регулирования вытекает из наличия у государства авторитета мощного хозяйствующего субъекта, соответствующих резервов, а также экономического потенциала в виде государственного сектора. Вмешательство государства облегчается в условиях концентрации и централизации производства, образования крупных финансово-монополистических групп. Подобное экономическое самоуправление, дополняя рыночное саморегулирование, упрощает процесс согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Возможности для участия государства в регулировании национального производства также расширяются при наличии должной научной концепции экономического развития, посредством закрепления в общественном сознании идеи поиска компромисса и достижения согласия, а также при наличии в стране кадров с соответствующим уровнем подготовки.
Необходимость активного государственного присутствия вытекает из специфики современных экономических систем, сложности процессов национального воспроизводства, объясняется несоверщен- ством рыночного саморегулирования.
Рыночный механизм, как отмечалось, ранее, по своей природе нуждается во внешней коррекции. Ставка только на рыночную координацию, основанную на возведенном в абсолют частном предпринимательстве, неизбежно грозит деформацией национальной экономической системы.
Новые функции государства. Классические функции государства определяют рамочные условия для функционирования национальной экономической системы рыночного типа.
Каждая новая или современная функция государства в социально-экономической сфере имеет предметную, национальную, историческую и политическую характеристику. Функция выступает как сегмент деятельности государства, с конкретными задачами, целями и средствами их достижения, с выделением объекта и субъекта государственного вмешательства.
Функции государственного регулирования экономики | |
1. | Разработка общенациональной стратегии развития |
2. | Стабилизация и экономический рост |
3. | Развитие рыночного механизма |
4. | Формирование правовой базы |
5. | Социальное выравнивание |
6. | Охрана окружающей среды |
7. | Научно-технический прогресс |
8. | Обеспечение экономической безопасности |
Рее. 11.4. Основные функции государственного регулирования национальной экономики |
На рис. 11.4 в качестве исходной функции государственного регулирования выделена разработка общенациональнрй стратегии социально-экономического развития. Такой разработке всегда предшествует составление научной концепции социально-экономического развития страны.
Понятно, что при решении подобной задачи не обойтись без серьезной поддержки со стороны фундаментальной экономической теории и в цепом экономической науки.
Общенациональная стратегия принимает форму соответствующего государственного документа (решение правительства, послание, декрет или указ президента страны, принятый парламентом закон и т. п.). В таком документе устанавливаются цели, приоритеты и этапы социально-экономического развития на предстоящий период.
Если под стабилизацией (см. рис. 11.4) понимать поддержание соответствующего рыночного равновесия и общих условий воспроизводства, то содержание данной функции определяется в зависимости от того, какие параметры развития национальной экономики выделены в качестве стратегических. Обычно к таковым относят:
1) экономический рост;
2) занятость;
3) ценообразование и инфляцию;
4) обменный курс национальной валюты (платежный и торговый баланс; внешнеэкономическое равновесие).
Четыре «золотых пункта» или «золотых точки» находятся в центре экономической политики современного государства. Оно стремится сохранить устойчивый и долговременный экономический рост, не допустить появления кризисных явлений, сгладить доступными способами конъюнктурные колебания.
Решая данные задачи, государство вынуждено конкретизировать «золотые точки» магического квадрата, переходить на вторичный и третичный уровни.
Как показано на рис. 11.5, поворот данного квадрата на 45 градусов по часовой стрелке приводит к тому, что к прежним 4 точкам первого уровня экономической политики государства (1,2,3,4) добавляются еще 4 новые точки второго уровня (5,6,7,8).
Следует отметить, что на практике достижение одной стратегической цели предполагает последовательную реализацию и остальных целей. Так, обеспечение устойчивого экономического роста невозможно без решения общенациональной или региональной проблемы занятости, без предварительной стабилизации обменного курса национальной валюты и т. д.
/\ 1 / \ 2 Ч' 7 11.5. Конкретизация экономической политики стабилизации и роста на вторичном уровне |
Вместе с тем экономическая наука фиксирует и многочисленные несовпадения отдельных форм экономического движения. Так, сокращение безработицы за счет дотаций убыточным предприятиям реального сектора экономики, упрощение контроля за формированием индивидуальных издержек производства и т. п. создают предпосылки для роста инфляции. Повышение'обменного курса национальной валюты, имея конструктивные моменты, одновременно затрудняет сохранение положительного сальдо торгового баланса и т. д.
Регулируя спрос на рабочую силу, государство стимулирует создание новых рабочих мест, контролирует продолжительность рабочего дня. Чтобы избежать дефицита рабочей силы, организуется общенациональная система ее подготовки. Государство регулирует миграционный процесс, стремится не допустить «утечки мозгов». Особое значение при этом имеет обеспечение социальной поддержки тем, кто
потерял работу — в виде единовременных выплат, пособий по безработице, страхования по безработице.
Ценообразование в условиях рыночной экономики является своеобразным эпицентром экономических интересов всех слоев общества. Цены определяют пропорции обмена, условия возмещения издержек производства, позволяют формировать финансовые источники развития, способствуют перераспределению доходов. За ценами — последнее и решающее слово при формировании реальных денежных доходов населения.
Обобщение современной практики показывает, что государственное регулирование ценообразования предполагает установление продуманной процедуры калькулирования (расчета) себестоимости производимой продукции.
При этом может вводиться механизм согласования изменения цены в сторону ее повышения. Государство часто перепоручает контроль за ценообразованием низовым общественным структурам, но при этом устанавливает пределы роста цен в течение года на определенную продукцию. Предусматриваются ценовые субсидии, или доплаты, на особо важные виды продукции.
Что касается общей системы формирования рыночных цен, то в ней принято выделять:
а) жесткое ценообразование, когда уровень цены на продукцию , административными методами устанавливается государством;
б) лимитируемые цены, когда для изменения цены требуется специальное разрешение, при этом цена может изменяться в пределах «коридора», установленного особым решением;
в) свободное ценообразование, когда рыночные цены формируются под прямым воздействием спроса и предложения.
Развитие рыночного механизма. Интересы повышения эффективности национальной экономики обусловливают необходимость создания должных предпосылок для развития свободной конкуренции, или открытой соревновательности, хозяйствующих субъектов.
При решении данной задачи современное государство использует достаточно эффективные приемы и метода воздействия.
Так, многое зависит от принятых условий регистрации новых хозяйствующих субъектов. Государство защищает права частной собственности, формирует антимонопольное законодательство. Государство призвано пресекать монопольное поведение хозяйствующих
субъектов, обеспечивать должную степень открытости национальной экономики перед внешним миром.
Рыночная экономика предполагает перелив капитала из одной отрасли национального производства в другую под воздействием спроса и предложения. Поэтому государство, стремясь обеспечить долговременный и устойчивый экономический рост, всячески стимулирует частные инвестиции. Это касается в том числе и иностранных инвестиций. При возникновении определенных обстоятельств перелив капитала обеспечивается через национализацию и принудительное акционирование, а также через использование кредитного механизма.
В современных условиях государство поощряет совместное (государственное и частное) финансирование сложных объектов, организуя предварительные конкурсы инвестиционных проектов. Все это позволяет ускоренными темпами проводить в национальной экономике структурные преобразования, осуществлять назревшие региональные сдвиги в размещении производительных сил.
Что касается самой рыночной инфраструктуры, то не столь уж и редко создание общей инфраструктуры — дорогостоящей и малорентабельной — финансировать берется именно государство (морской порт, транзитный терминал, транспортный коридор, авиаперевозки, речной транспорт и т. п.).
Безусловно, демократическое государство заинтересовано в трансформации рыночной инфраструктуры в рыночное хозяйство, развитии компетентного и ответственного экономического самоуправления хозяйствующих субъектов.
Чем больше развито общественное самоуправление в сфере экономики, тем меньше необходимость в прямом государственном вмешательстве. В определенный момент (в ходе разгосударствления) часть функций государства в сфере национальной экономики может быть передана институтам гражданского общества.
В свое время один из основателей американского общества президент Авраам Линкольн констатировал, что разумная цель государства состоит в том, чтобы сделать для людей то, что им требуется и что они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом.
Развитие законодательной базы. Следует напомнить, что экономическая система предстает как совокупность норм поведения, организаций и институтов, своеобразных правил хозяйствования. Особое значение хозяйственного законодательства состоит в том, что таким способом юридически закрепляются рамочные правила или условия экономической деятельности.
Существующее хозяйственное законодательство должно четко определять права частной собственности, гарантировать соблюдение контрактов, регламентировать деятельность всех субъектов рыночных отношений. Государство призвано отслеживать соблюдение законодательства, защищающего права потребителей, активно регулировать отношения между работодателями и работополучателями.
Опыт многих стран показывает, что в качестве основных требований, предъявляемых к правовой базе, следует выделить стабильность и непротиворечивость, а также выполняемость (реализуемость) вводимых норм хозяйственного поведения. Непрерывные изменения законодательных актов нельзя объяснить просто желанием их совершенствовать. Такая ситуация свидетельствует о несовершенстве общего процесса разработки и принятия законодательных актов, об отсутствии социальной стабильности. В любом случае изменения в законодательную базу не должны вноситься «задним числом», должны быть экономически эффективными и реализуемыми. Слабо подготовленные и внутренне противоречивые законы быстро устаревают под воздействием реальной жизни.
Функция социального выравнивания. В условиях экономической свободы вполне можно предположить, что на старте складываются более или менее равные социальные и прочие условия. Но на финише чаще всего уже возникает иная ситуация.
Чтобы сгладить социальные противоречия такого рода и удержать имущественную дифференциацию в разумных пределах, государство берет на себя задачу перераспределения доходов между членами общества. Для этого используются прогрессивное налогообложение и трансфер-отношения, формируются специальные фонды. Вводятся пособия по безработице и социальные выплаты, оказывается поддержка социально незащищенным слоям населения. Такое перераспределение доходов чаще всего имеет адресный характер.
Экономическая наука тщательно рассчитывает прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет и Другие показатели. Но никто не гарантирует, что каждому члену общества, к тому же в полном объеме, будут обеспечены такие «минимумы». Наоборот, в условиях рыночной экономики социальная дифференциация неизбежна.
Активность государства в сфере перераспределения заметно стабилизирует экономическую систему рыночного типа. Но всегда есть опасность за счет подобного вмешательства, угнетая деловую активность, заметно снизить стимулы к труду или к накоплению капитала. Поэтому на практике применение методов социального выравнивания имеет свои пределы.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 220.