Однако такие действия не обязывают предприятие или фирму, домашнее хозяйство принимать конкретные решения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прямые экономические методы предполагают стимулирование деловой активности, прямое воздействие на экономический интерес хозяйствующего субъекта. Например, для этого в денежно-кредитной сфере используются процентные ставки, изменяются нормативы фор­мирования обязательных резервов, порядок проведения операций на финансовом и валютном рынках и т. д. Изменение налогообложения также касается всех хозяйствующих субъектов, поэтому активно ис­пользуется как метод экономического регулирования.

Особую возможность влиять на экономическую ситуацию открывает присут­ствие государственного сектора национальной экономики. Государственный сектор предстает как материальная основа для выполнения державой всех своих функций., Его функционирование, изменение стратегии развития государственных предприя­тий оказывают прямое воздействие на изменение рыночных экономических условий.

К прямым экономическим методам регулирования национально­го воспроизводства следует отнести подсистему государственных за­купок, маневрирование бюджетными средствами, формирование раз­личных фондов, финансирование за счет государственных средств структурных сдвигов, предоставление хозяйствующим субъектам льгот, субвенций и субсидий, а также введение жестких бюджетных ограни­чений.

Прямые экономические методы максимально адекватны природе рыночных отношений. Государство выступает как активный хозяйству­ющий субъект, влияет на рыночную конъюнктуру, цены факторов про­изводства и величину спроса и предложения, перелив капитала.

Административные методы — это, прежде всего, команда, при­каз или распоряжение, направляемые по конкретному адресу.

Надо признать, что определенный перечень задач социально-эко­номического развития, направленных на стабилизацию национальной экономической системы, решаются только с использованием админи­стративных методов. Их преимущество — оперативное достижение необходимого результата.

Административные (распорядительные) методы проявляются, когда, например, правительство замораживает уровень зарплаты и цен, жестко фиксирует обменный курс национальной денежной единицы.

Такие административные методы используются при регулировании деятельности естественных монополий, введении лицензирования хо­зяйственной деятельности или квотирования, организации прямого государственного контроля за качеством товаров (сертификация, реги­страция). В основе применения административных распорядительных методов лежит сила и авторитет государства.

Несоблюдение административных распоряжений грозит многи­ми неприятностями. Хозяйствующие субъекты вынуждены выполнять решения государства, руководствоваться поступившими в их адрес административными предписаниями.

Административные (правовые) регуляторы формально не выгля­дят слишком жесткими. Например, в норму закона могут быть вклю­чены сложившиеся традиции (неформальные институты) или длитель­ное время существующие отношения. В данных случаях закон лишь создает институциональное окружение для хозяйствующей деятель­ности. В законе, в отличие от телеграммы из министерства и т. д., не упоминаются конкретные адреса и фамилии. Закон устанавливает обя­зательные нормы поведения. Однако на практике министерства и ве­домства всегда стремятся сами, на основе принятого закона, разрабо­тать и довести хозяйствующим субъектам свои нормативные докумен­ты (инструкции, рекомендации, разъяснения и т. п.).

Методы государственного регулирования всегда принимают орга­низационную или институциональную форму. Не случайно для конт­роля за выполнением законодательных актов государство создает со­ответствующие министерства, ведомства и комитеты. Чем активнее государственное регулирование и чем больше министерств (ведомств), тем дороже становится государство.

Не случайное условиях СССР насчитывалось свыше 900 министерств и ве­домств.

Следует отметить, что разграничение на экономические и адми­нистративные методы всегда имеет условный характер. Так, разработ­ке того или иного «экономического метода» воздействия всегда прея- шествует принятие в высших эшелонах государственной власти соот­ветствующего административного решения.

Очень часто к экономическим методам относят, например, инстру­менты денежно-кредитной или налоговой политики. Вместе с тем в де­нежно-кредитной сфере используются не только экономические (про­центная ставка и т. д.), но и административные методы (замораживание счета, блокировка расчетов, изменение нормы обязательных резервов).

В сфере налогов также тот или иной сбор воздействует на эконо­мический интерес. Налоги далеко не всегда имеют адресный характер, однако оказывают прямое воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов. Введение или отмена ранее существовав­шей налоговой льготы — это уже прямой экономический метод воз­действия.

В заключение данного раздела подчеркнем, что рыночное само­регулирование и государственное регулирование в экономической си­стеме современного типа составляют единый механизм. Сегодня идея единства плана и рынка уже никого особо не смущает. «Невидимая рука» рынка (А. Смит) сплошь и рядом дополняется открытым «руч­ным управлением» со стороны ассоциаций, монополий и государства.

По оценке американского экономиста П. Самуэльсона, управлять националь­ной экономикой в отсутствие того или другого — все равно, что пытаться аплодиро­вать одной рукой.

Безусловно, государство, чтобы не разрушить рыночный механизм, должно действовать осторожно, постоянно контролировать результа­ты собственного влияния на социально-экономические процессы.

Недооценка экономических функций государства, выталкивание на периферию экономической жизни особо недопустимы в период ре­формирования экономической системы.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 210.