Прямые экономические методы предполагают стимулирование деловой активности, прямое воздействие на экономический интерес хозяйствующего субъекта. Например, для этого в денежно-кредитной сфере используются процентные ставки, изменяются нормативы формирования обязательных резервов, порядок проведения операций на финансовом и валютном рынках и т. д. Изменение налогообложения также касается всех хозяйствующих субъектов, поэтому активно используется как метод экономического регулирования.
Особую возможность влиять на экономическую ситуацию открывает присутствие государственного сектора национальной экономики. Государственный сектор предстает как материальная основа для выполнения державой всех своих функций., Его функционирование, изменение стратегии развития государственных предприятий оказывают прямое воздействие на изменение рыночных экономических условий.
К прямым экономическим методам регулирования национального воспроизводства следует отнести подсистему государственных закупок, маневрирование бюджетными средствами, формирование различных фондов, финансирование за счет государственных средств структурных сдвигов, предоставление хозяйствующим субъектам льгот, субвенций и субсидий, а также введение жестких бюджетных ограничений.
Прямые экономические методы максимально адекватны природе рыночных отношений. Государство выступает как активный хозяйствующий субъект, влияет на рыночную конъюнктуру, цены факторов производства и величину спроса и предложения, перелив капитала.
Административные методы — это, прежде всего, команда, приказ или распоряжение, направляемые по конкретному адресу.
Надо признать, что определенный перечень задач социально-экономического развития, направленных на стабилизацию национальной экономической системы, решаются только с использованием административных методов. Их преимущество — оперативное достижение необходимого результата.
Административные (распорядительные) методы проявляются, когда, например, правительство замораживает уровень зарплаты и цен, жестко фиксирует обменный курс национальной денежной единицы.
Такие административные методы используются при регулировании деятельности естественных монополий, введении лицензирования хозяйственной деятельности или квотирования, организации прямого государственного контроля за качеством товаров (сертификация, регистрация). В основе применения административных распорядительных методов лежит сила и авторитет государства.
Несоблюдение административных распоряжений грозит многими неприятностями. Хозяйствующие субъекты вынуждены выполнять решения государства, руководствоваться поступившими в их адрес административными предписаниями.
Административные (правовые) регуляторы формально не выглядят слишком жесткими. Например, в норму закона могут быть включены сложившиеся традиции (неформальные институты) или длительное время существующие отношения. В данных случаях закон лишь создает институциональное окружение для хозяйствующей деятельности. В законе, в отличие от телеграммы из министерства и т. д., не упоминаются конкретные адреса и фамилии. Закон устанавливает обязательные нормы поведения. Однако на практике министерства и ведомства всегда стремятся сами, на основе принятого закона, разработать и довести хозяйствующим субъектам свои нормативные документы (инструкции, рекомендации, разъяснения и т. п.).
Методы государственного регулирования всегда принимают организационную или институциональную форму. Не случайно для контроля за выполнением законодательных актов государство создает соответствующие министерства, ведомства и комитеты. Чем активнее государственное регулирование и чем больше министерств (ведомств), тем дороже становится государство.
Не случайное условиях СССР насчитывалось свыше 900 министерств и ведомств.
Следует отметить, что разграничение на экономические и административные методы всегда имеет условный характер. Так, разработке того или иного «экономического метода» воздействия всегда прея- шествует принятие в высших эшелонах государственной власти соответствующего административного решения.
Очень часто к экономическим методам относят, например, инструменты денежно-кредитной или налоговой политики. Вместе с тем в денежно-кредитной сфере используются не только экономические (процентная ставка и т. д.), но и административные методы (замораживание счета, блокировка расчетов, изменение нормы обязательных резервов).
В сфере налогов также тот или иной сбор воздействует на экономический интерес. Налоги далеко не всегда имеют адресный характер, однако оказывают прямое воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов. Введение или отмена ранее существовавшей налоговой льготы — это уже прямой экономический метод воздействия.
В заключение данного раздела подчеркнем, что рыночное саморегулирование и государственное регулирование в экономической системе современного типа составляют единый механизм. Сегодня идея единства плана и рынка уже никого особо не смущает. «Невидимая рука» рынка (А. Смит) сплошь и рядом дополняется открытым «ручным управлением» со стороны ассоциаций, монополий и государства.
По оценке американского экономиста П. Самуэльсона, управлять национальной экономикой в отсутствие того или другого — все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.
Безусловно, государство, чтобы не разрушить рыночный механизм, должно действовать осторожно, постоянно контролировать результаты собственного влияния на социально-экономические процессы.
Недооценка экономических функций государства, выталкивание на периферию экономической жизни особо недопустимы в период реформирования экономической системы.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 210.