Доминирование монополий, сильное проявление негашеных тенденций монополизма во всех сферах социальной жизни дало основание основоположникам марксизма-ленинизма оценить такую империалистическую перспективу развития рыночной экономики, основанную на крупной частной собственности, как ее последнюю фазу.
Надо признать, что аргументов для таких выводов было мнОго. Так, до предела были обострены противоречия между трудом и капиталом, между ведущими странами мира за рынки сбыта и сферы влияния. Нарастание монополистических тенденций, стремление переделить внешние рынки привели к первой мировой войне, которая (вне всяких сомнений) на совести идеологов свободного предпринимательства того времени.
В этот ответственный исторический период обозначилось несколько вариантов социально-экономического развития (см. рис. 12.4).
Прежде всего, следует выделить традиционное консервативное направление, которое пыталось отстоять идеи экономического либерализма в их чистом виде. Постепенно данное течение трансформировалось в неоклассическое направление эволюции современной экономической мысли, включая экономическую школу неолиберализма ФРГ и т. д. На современном этапе данное течение мировой экономической мысли достаточно конструктивно воспринимает идеи регулирования и социального партнерства.
Но отличительной особенностью 20-30-х годов XX в. все же стало закрепление и быстрое развитие идей регулирования государством стихийных рыночных процессов. В первую очередь—благодаря работам и практическим усилиям английского экономиста Дж. М. Кейнса, который сумел обозначить новый этап в развитии мировой экономической науки (18).
Рис. 12.4. Проблема выбора типа национальной экономической системы |
Иде» регулирования, включая и социальный аспект, аггийно разрабатывалась В возникшей в тот период концепцйи «рыночного социа- лита», прежде всего западноевропейскими теоретиками социал-демократического толка. Интересно отметить, что нееколыоо позже w в 50-60 годы XX в. — идей «рыночного социализма» использовались в странах социалистического лагеря при обосновании необходимости реформирования уже советской модели хозяйствования (75).
Идея регулирования государством рыночных отношений {тотальный вариант) активно развивалась в фашистских экономических концепциях (Германия, Италия — 30-е годы XX в.). Такими методами пытались справиться с гиперинфляцией и массовой безработицей, а также с коррупцией в органах власти. Частная собственность дополнялась идеями всеобщности труда, правом работника на рабочее место, а также тотальным контролем государства за распределением экономических благ. " - '
Создавая экономику военного типа, фаншстские теоретики под особый контроль поставили проблему занятости, ценообразование и денежное обращение (25). Финал данного тупикового варианта развития рыночной экономики, к сожалению, хорошо известен.
■ Прямой реакцией на обострение противоречий рыночной эковомики выступила и разработка концепции ллаиоеой экономикив СССР. которая биет!» выродилась в йдминистративно-комавднук* систем^ полностью сяв^аирсамепусм» идеи социализма (см. раздел 12.3). , ' «
Если вновь возвращаться к идее регулирования нащюяальной экономики, то следует признать, что наиболее плодотворное развитие данная идея регулирования государством экономических процессов получила в Концепциях английского экономиста Дж. М. Кейнса, который за вклад в развитие мировой экономической науки и личное практическое участие получил почетное звание лорда. Позже его последователи —неокейнсианцы—сумели дополнить первоначальные идеи и выдвинуть весьма работоспособную модель экономи ческого роста в условиях инфляции.
Следует также признать, что все основные школы рыночной экономики сумели внести свой конструктивный вклад в разработку концепции «смешанной экономики», обеспечить так называемый неоклассический синтез.
Особую роль при этом сыграло сформированное в 60-е годы XX в. социально-институциональное направление развития мировой экономической мысли. Представители данного течения сумели доказать актуальность институционального строительства, обеспечения единства социального и экономического в развитии национального хозяйства. Идея усиления социальной ориентации смешанной экономической системы позволила выдвинуть многочисленные и весьма работоспособные национальные модели экономического развития (см. рис. 12.4).
Следует подчеркнуть особый вклад в развитие рыночной технологии в конце XX в. со стороны «азиатских драконов». Так, новые формы государственного управления, перспективное планирование структурных сдвигов, коллективизм в производственных отношениях* высокое качество и освоение новой технологии, дополненные идеологией верности фирме, пожизненным наймом и т. д., позволили максимально мобилизовать социальные и национальные факторы экономического роста.
Линия эволюции. Идея эволюции рыночной экономической системы в XX в. выдержала весьма суровое испытание. Отбросив тупиковые и устарелые варианты развития, была сохранена конструктивная линия эволюции экономической системы рыночного типа.
Рыночная экономика | ||
Начало XX в. | Середина XX- в. | Начало XXI в. |
Саморегулирование Доминирование капитала Частная собственность Экономическое обособление Разрушительные экономические кризисы | Либерализм Идея регулирования Социальное партнерство Экономическая интеграция Открытость Милитаризация экономики | Регулирование Социальная ориентация Экономическое самоуправление Равенство факторов производства Социальное партнерство Дифференциация частной собственности Смешанный характер национальной экономики Интеграция |
Рис. 12.5. Основная линия эволюции экономической системы рыночного типа |
При переходе от одного к другому типу рыночной экономической системы частная собственность обязательно получала новые формы реализации.
На этом фоне роль главного фактора производства перешла от вещественного (финансового) капитала к труду. Труд или рабочая сила особо удачно проявляет себя в виде «человеческого капитала» (см. рис. 12.5). Его формирование—результат консолидированных усилий домашних хозяйств, бизнеса и государства (см. главу 4).
Рыночное саморегулирование дополнилось подсистемами корпоративного (экономическое самоуправление) и государственного регулирования. Глобальная компьютерная сеть, обеспечивающая оперативный сбор, анализ и перемещение экономической информации, а также открытый доступ к ней всех заинтересованных юридических и физических лиц способствуют дальнейшему обобществлению национального производства.
Сформировался регулируемый информационный рынок;между субъектами хозяйствования стал доминировать иной тип экономических связей. Отныне производитель товара имеет возможность узнать о спросе на свою продукцию во всехрегионах мира, причем — заранее,еще до начала производства. Контракта заключаются на долговременной основе, с фиксированными ценами и в строгом соответствии с техническими требованиями заказчиков. При этом цены формируются не на осноре средневзвешенных затрат, а на прогрессивном уровне, который определяется с учетом глобализации экономических отношений.
В условиях регулируемого информационного рынка значительно снизились трансакционные издержки (маркетинг, подготовка договоров и их юридическое сопровождение, страхование). Это позволило снизить цены, повысить норму накопления за счет сокращения непроизводительных расходов.
Новые технические возможности банков, приближение банковских структур к запросам реального сектора экономики превращают кредитные организации в центры национального счетоводства. Это также способствовало переводу обобществления производства на более высокий уровень, усилило ассоциативный контроль за финансовыми и материальными потоками.
В итоге все более стала ощущаться искусственность разделения национальной экономики на макроэкономику и микроэкономику. Значительно усилилось значение мезоэкономики — крупных отраслей, межотраслевых объединений, региональных структур, финансово-промышленных групп, банковских холдингов и т. п.
Путь к европейскому единству. Особым этапом в эволюции национальных экономических систем в Западной Европе выступило развитие в данном регионе экономической интеграции.
Движение к европейскому единству первоначально было ознаменовано созданием Европейского сообщества утя и стали (1952 г.), которое вывело из зоны национальной ответственности ресурсы военного производства, а также подписанием Римского договора о создании Европейского Экономического сообщества (1957 г.), что предполагало создание таможенного союза и общего рынка. Вслед за этим были приняты и другие принципиальные решения, ускорившие процесс экономической интеграции.
Сегодня Европейский Союз включает в себя 15 стран-членов с общей численностью населения около 380 млн. человек, располагает мощным экономическим и финансовым потенциалом, располагает единой валютой — ЕВРО. Кроме того, многие государства Центральной и Восточной Европы (включая и бывшие социалистические страны) подали заявки на вступление в Европейский Союз. В качестве условий членства для страны рассматриваются институциональная стабильность, гарантия демократического порядка и наличие правового государства, соблюдение прав человека и прав защиты меньшинства, функционирующая рыночная экономика, а также способность выдерживать конкуренцию в рамках Союза.
Безусловно, обнаружились и некоторые проблемы, порожденные самой интеграцией. Так, в отдельных направлениях социально-экономического развития усиливается замкнутость по отношению к остальному миру. Серьезной остается проблема полного или частичного отказа от самостоятельной национальной экономической политики, когда внутренние стандарты, нормы и правила не соответствуют общим интеграционным правилам. Это касается защиты окружающей среды, норм производственной безопасности, системы государственного управления, отраслевых структурных сдвигов, самой идеологии глобализации мирохозяйственных связей и т. д.
Вместе с тем бесспорным фактом является то, что экономическая интеграция в европейском регионе продолжает набирать силу.' Развитие западноевропейской экономической интеграции позволило реализовать преимущества все той же свободной торговли, включая экономию от масштаба производства и усиление конкуренции в границах единого рынка. Интернационализация хозяйственных связей способствует выравниванию уровней социально-экономического развития европейских стран, упрощает перелив факторов производства и ускоряет научНо-технический прогресс.
12.3. Возникновение административно-командной системы и причины ее кризиса
Теоретические основы. Социалистическая плановая экономика была задумана ее идеологами как нетоварный и нерыночный способ производства.
Ее теоретическая конструкция и практическая реализация явились прямой реакцией на выявившуюся неспособность рыночной экономики либерального типа цивилизованно разрешать те проблемы социально-экономического развития, которые в начале XX в. возникли на мировом и национальном уровне.
Основоположники пролетарской политической экономии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др.) рассматривали систему частного предпринимательства и рыночной конкуренции как строй, лишенный будущего. Возникающие в ее рамках противоречия между трудом и капиталом, работодателями (заводчиками) и работополуча- телями (наемными работниками), индивидуальным и общественным воспроизводством марксисты трактовали исключительно как антагонистические. Этим и другими способами обосновывалась неизбежность сломасоциально-экономической системы, где доминировали капитал и частный интерес.
Такие выводы определяли содержание, например, теории империализма и государственно-монополистического капитализма, выдвинутых В.И.Лениным.
Не случайно описание социалистической плановой модели осуществлялось по принципу «от противоположного». Так, альтернативой частной собственности провозглашалась государственная (общенародная) собственность. Место рыночного механизма, с его спонтанным переливом капитала и непрерывным поиском рыночного равновесия, должна была занять планомерность, обеспечиваемая государством как единым экономическим центром. Через доведение каждому предприятию конкретного производственного задания (объем выпуска, численность, уровень зарплаты, темпы роста производительности труда) предусматривалось ликвидировать противоречие между частным и общественным трудом. Считалось, что включенный в плановую систему хозяйствования каждый вид частного труда еще до реализации товара приобретал общественно-необходимую форму. Социалистическая планомерность должна была исключить нерациональность в поведении рыночных субъектов, свести на нет трансакционные издержки (см. рис. 12.6).
Основные черты | |
Рыночная экономика | Административно-командная экономика |
Частная собственность | Государственная собственность |
Рыночный механизм | Команда из центра |
Предприятие как хозяйствующий субъект | Государство |
Развитие экономического самоуправления | Огосударствление «бюрократизация экономики |
Конкуренция и перелив капитала | Планомерность |
Экономическая эффективность | Политические ценности |
Рис. 12.6. Теоретическая парадигма административно-командной системы |
Безусловно, на рис. 12.6 выделены далеко не все основные признаки рыночной и административно-командной экономики. Но их сравнительный анализ все же позволяет оттенить историческую «альтернативность» социалистической экономики.
Практическое воплощение. Оставим открытым вопрос о том, насколько практика строительства коммунизма соответствовала заветам основоположников марксизма-ленинизма. Вместе с тем следует констатировать, что на практике, первоначально в Советском Союзе, а затем в ряде стран Центральной Европы (после окончания второй мировой войны) действительно сложилась модель хозяйствования, альтернативная рыночной экономике. С позиций компаративного анализа такую модель следует оценить как административно-командную систему (АКС), или «командную экономику» (см. рис. 12.7).
При классификацииданной административной системы зачастую используются и такие определения, как «центрально-управляемое хозяйство», «экономика военного типа», «командно-директивная экономика» и т. п. В любом случае подчеркивается доминирование команды,а также наличие монополии бюрократического аппарата.
Экономической основой АКС, например, в СССР выступили государственная и огосударствленная колхозно-кооперативная собственность.
Государство монополизировало функции единого экономического центра. В дайной системе были гипертрофированы вертикальные связи административного типа в ущерб горизонтальным связям между предприятиями, реализовывалось централизованное планирование и снабжение производства. Жестко регламентировался процесс мобилизации и распределения материальных и финансовых ресурсов. Деньги существовали, но лишь как учетная единица, так как их сущностные функции былй парализованы. В экономике открыто циркулировал рубль с разными сферами обращения и с разной покупательной способностью.
Рис. 12.7.Классификация командной экономики (компаративный анализ) |
В качестве основной хозяйственной единицы формально выступали предприятия, которые самостоятельно вели учет затрат и результатов хозяйствования, имели отдельные балансы и соответствующие банковские счета. Но их хозяйственная самостоятельность была резко ограничена. Основная задача состояла в выполнении доведенного центром задания с использованием выделенных ресурсов и желательно досрочно. Инвестиции предприятию выделялись вне достигнутого финансового результата.
Управленческие полномочия администрации предприятия ограничивались простым воспроизводством. Вопросы расширения производства, его модернизации решались на более высоких уровнях управления.
Задания на очередной планируемый период доводились с учетом достигнутого уровня. При этом доминировали не финансовые, а объемные показатели — стоимостные (валовая продукция и т. п.) и натуральные. Жестко регламентировались системы и формы оплаты труда, использование зарплаты, а также миграция рабочей силы. По сути дела была установлена государственная собственность па рабочую силу.
Формирование АКС сопровождалось фетишизацией роли государства в регулировании экономических процессов. Обнаружившийся недостаток материальных стимулов, низкая заинтересованность в конечных результатах производства компенсировались административным принуждением к труду. 7
Государственная собственность на средства производства объявлялась общенародной, но реально имел место процесс отчуждения работника от труда, результатов труда, управления и от самой собственности. Первоначально популярные революционные лозунги типа «землю — крестьянам», «фабрики -«- рабочим» в социалистической действительности вылились в захват общенародной собственности бюрократией, превратившейся в «новый класс».
В таких условиях «казенная собственность» могла рассчитывать только на казенное отношение на всех уровнях хозяйствования. На микроуровне это выразилось в росте мелких хищений, в снижении сохранности государственного имущества и в хронически низкой производительности труда, а также в недоиспользовании производственных мощностей, незаинтересованности своевременно обеспечивать реконструкцию производства.
На макроуровне имели место распыление капитальных вложений, рост незавершенного строительства.
Увеличение запасов неходовых и залежалых товаров дополнялось их тотальным дефицитом. Вопреки всем ожиданиям формальная жесткость в управлении дополнялись бесхозяйственностью, повсеместным снижением требовательности и ответственности.
Экономические отношения постоянно отставали от потребностей развития производительных сил. Проводимые преобразования, как правило, обрывались на полпути, преподносились как локальные экономические эксперименты.
Опыт функционирования советской экономики показал, что административно-командная система по сути дела находилась в состоянии непрерывного кризиса. С периодичностью примерно в 15-20 лет катастрофически обострялся системный кризис административного
социализма (выделим особо довоенный цикл, а также 1962-1964, 1978-1979,1988-1990 гг.).
Особые причины застоя следует видеть и в состоянии надстроечных отношений. Бюрократизация политически жизни, непрерывная череда культов личностей, сосредоточение власти в руках крайне узкой и некомпетентной группы» разрыв между словом и делом, вырождающаяся однопартийная политическая система, углубление социальной несправедливости, отсутствие гласности, доминирование на всех уровнях управления рапортомании и многое другое — все это в совокупности подрывало духовный потенциал общества, раз- мывалиосознание человека труда, превращало его из труженика в просителя.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.