Совокупный авансированный капитал
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После того как будет установлена средняя норма прибыли в 20% (см. табл. 10.1), стихийный перелив капитала Прекратится. 1

Средняя норма прибыли выступает как ориентир для общественной нормы эффективности национальной экономики. Формирование такой нормы — это не га­рантия того, что каждый хозяйствующий субъект в каждой отрасли будет присваи­вать прибыль с расчетом средней нормы прибыли. Это лишь ориентир для принятия хозяйственных решений.

Свободная конкуренция. Выделяют две крайних ситуации, или два типа конкуренции, — совершенная и несовершенная конкуренция.

Совершенная (свободная) конкуренция — это такое состояние рынка, когда никто из участников не может оказать решающего воз­действия на экономическую ситуацию.

В условиях совершенной конкуренции рыночная цена рассматри­вается как внешний, объективный и независимый фактор, т. е. высту­пает как своеобразный рыночный феномен. Обеспечивается свобод­ный вход в конкретную отрасль и свободный выход из определенного вида хозяйственной деятельности. Рынок представлен большим коли­чеством независимых фирм и покупателей. В обмене доминируют од­нородные или стандартные товары. Так же предполагается полная ин­формированность всех участников рынка о состоянии рыночной конъ­юнктуры.

Совершенная конкуренция выступает как синоним свободной кон­куренции, как атрибут и признак свободного рынка (см. рис. 10.16).

Рис. 10.16. Основные типы рыночной конкуренции

 

Совершенная конкуренция рассматривается как некий идеал организации рыночных отношений.

Вместе с тем приходится признать, что свободная конкуренция всегда ограничена.

Так, для принятия решений необходимо в должном объеме распо­лагать соответствующей экономической информацией. Однако доступ к такой информации всегда ограничен коммерческой тайной — свя­щенным правом частного собственника.

Для вложения капитала в определенный вид хозяйственной дея­тельности необходимо располагать определенным минимальным уров­нем. Тот, кто не располагает таким минимальным объемом капитала, не имеют возможности открыть собственное производство.

Банки работают и с мелкими, и с крупными клиентами. Но круп­ный клиент всегда может рассчитывать на дополнительные льготы и наиболее выгодные условия обслуживания.

При введении в строй новых мощностей первоначально, на пер­вой стадии, всегда складываются более высокие индивидуальные из­держки производства. Следовательно, предпринимателю необходимо иметь специальные финансовые резервы на период освоения произ­водственных мощностей. Наличие или отсутствие таких резервов так­же может выступить фактором, ограничивающим проникновение кон­курентов в избранную отрасль национальной экономики.

Вход на рынок может быть формально свободным. Но смысл хо­зяйствования состоит в том, чтобы не просто выпустить партию про­дукции, а обеспечить индивидуальное воспроизводство, т. е. продол­жить уже начатый процесс производства.

Напомним о функциях закона стоимости — основного экономи­ческого закона товарного производства. Дифференциация производи­телей, вытеснение с рынка менее эффективных предприятий сопро­вождается сокращением численности конкурирующих хозяйствующих субъектов.

В реальной действительности всегда существуют официальные и неофициальные входные барьеры для вступления на рынок:

а) лицензирование деятельности. В итоге определенные функции закрепляются исключительно за государством (почта, аптека, кабель­ное и спутниковое телевидение, изготовление и продажа оружия и бо­еприпасов, некоторые виды транспортных услуг). Чтобы заниматься тем или иным видом хозяйственной деятельности, следует получить в органах власти специальное письменное разрешение {лицензию}-,

б) частная или государственная собственность на редкие природ­ные ресурсы или факторы производства (золото, алмазы, а также зем­ля и т. д.);

в) авторские права и патенты на изобретения;

г) противодействие со стороны определенных сил (мафия, кор­рупция, сопротивление чиновников и т. п.).

Возможность активно внедрять научно-технические открытия, использовать более совершенную технику, рассчитанную на массовое производство, имеют прежде всего крупные предприятия.

При наличии положительного масштаба производства (чем боль­ше объем производства, тем меньше индивидуальные издержки про­изводства) существует возможность и необходимость неограниченно­го укрупнения производства. Реализуя преимущества крупного произ­водства, такие предприниматели получают дополнительные конкурентные преимущества.

При быстром увеличении рыночного спроса существует необхо­димость так же оперативно наращивать объемы производства. Такими возможностями располагают только крупные предприятия.

Если обратиться к девяти абзацам, которые изложены выше, то курсивом в них отмечены обстоятельства, которые изначально ограничивают совершенную конку­ренцию, превращая ее в несбыточный идеал.

Взамен свободной конкуренции в экономической действительно­сти складывается несовершенная конкуренция, формируется «рыноч­ная власть» (28, с. 111).

Несовершенная конкуренция — это такая ситуация на рынке, когда свобода ценообразования и свобода принятия экономических решений хозяйствующими субъектами заметно ограничены.

В условиях несовершенной конкуренции производитель или группа крупных покупателей имеют возможность влиять на цены и другие усло­вия коммерческих сделок. Вход в отрасль предельно затруднен (26, с. 157).

Для начала подчеркнем главное — в условиях несовершенной конкуренции складывается такой тип рыночных отношений, когда хо­зяйствующий субъект, обладая экономической властью, имеет возмож­ность навязать контрагентам (или партнерам), вопреки их интересам, выгодные для себя действия.

Такой хозяйствующий субъект в условиях несовершенной конку­ренции не подчиняется рыночному спросу, или «невидимой руке», а открыто, в своих интересах, эксплуатирует рыночный спрос и полу­чает дополнительную прибыль.

Подобный тип экономических отношений (несовершенная кон­куренция) называется монополизмом. Монополизм выступает своеоб­разным синонимом для несовершенной конкуренции (63, с. 24).

Для монополизма характерно стремление всячески сохранить экономическую власть, реализовать данную власть через присво­ение, или получение, определенных преимуществ (доход, прибыль и т. д.).

Формирование монополизма как экономического явления продик­товано двумя основными факторами:

1) доминирующим положением на рынке (появление экономичес­кой власти);

2) особым коммерческим поведением, направленным на реализа­цию имеющейся экономической власти (см. рис. 10.17).

Факторы   Предпосылки
Доминирующее положение на рынке Особый тип коммерческого поведения   Экономические Политические Естественные
г i  
  Монополизм    
         
Формы проявления

 

Рис. 10.17. Факторы, предпосылки и формы проявления монополизма

В качестве основных форм проявления монополизма выступают:

а) взвинчивание цен и сокращение объемов производства;

б) инфляция издержек производства, рост непроизводительных расходов, уровня заработной платы и премий;

в) снижение рентабельности производства и рост расходов на рекламу, упрощение маркетинга; 1

г) торможение технического прогресса;

д) непрерывное манипулирование условиями поставок;

е) снижение качества продукции.

Негативное воздействие монополизма на экономические процессы вполне оче­видно. Это заставляет со всей ответственностью внимательно анализировать моно­полистические тенденции в национальной экономике, вводить антимонопольное ре­гулирование, развивать и соблюдать антимонопольное законодательство.

В рамках несовершенной конкуренции (см. рис. 10.16) выделя­ются три основных варианта:

1) чистая монополия;

2) олигополия;

3) монополистическая конкуренция.

С теоретических и практических позиций ведущее значение име­ет чистая монополия, так как олигополия и монополистическая конку­ренция содержат признаки монополии.

Чистая монополия. В данном случае речь идет о такой ситуа­ции, когда рынок продавца представлен лишь одним производителем или поставщиком. Отрасль национального производства предстает в виде одного предприятия или фирмы.

Следует отметить, что первые монополии возникли еще в XVI-XVII вв., в виде крупных торговых предприятий, которые контролировали наиболее доходные сферы международной торговли (чай, пряности, хлопок и т. д.).

Промышленные монополии получили заметное распространение в последней четверти XIX в., после экономического кризиса 1873 г.

Среди факторов, способствующих образованию монополии, в первую очередь следует выделить естественные условия.

Возникновение естественных монополий обусловлено ограничен­ностью (уникальностью) определенных факторов, или условий, про­изводства, в частности природных ресурсов (одно месторождение по­лезного ископаемого, один горный перевал, единственное в округе пригодное место для строительства гидроэлектростанции и т. д.).

Особо выделим технические условия, когда транспортная систе­ма, а также системы энерго-, водо-, газоснабжения и т. д., работающие на всю национальную экономику или на удовлетворение потребнос­тей определенного региона, могут функционировать лишь как единое предприятие со строгой внутренней дисциплиной ( единая энергосеть, городская телефонная сеть и т. д.).

В данном случае возникают технические монополии, которые мож­но рассматривать как особую разновидность естественных монополий.

Организационная монополия выступает как результат объедине­ния одинаковых по. профилю предприятий и организаций.

Основой для организационной монополии выступает централи­зация производства. Таким способом образуются, например, отрасле­вые министерства, концерны, ассоциации, корпорации. Возникает мо­нополия государственных управленческих структур (28),

Разгосударствление национальной экономики, которое особо актуально в пе­реходный период, в первую очередь направлено на ликвидацию подобных бюрокра­тических образований, выступающих в роли организационной монополии.

Экономическая монополия, или контроль над определенными ви­дами торгово-промышленной деятельности, складывается на основе концентрации и централизации производства.

Концентрация производства (единственное предприятие представ­ляет всю отрасль) является результатом реализации неограниченного положительного масштаба производства, при котором чем больше объем производства, тем меньше издержки, приходящиеся на единицу продукции.

Централизация производства выступает результатом достигнутых договоренностей (соглашения) между наиболее крупными хозяйству­ющими субъектами отрасли.

Основными формами таких соглашений выступают картель, син­дикат, трест и концерн.

Безусловно, на процесс образования экономических монополий прямое воздействие оказывают естественные условия, а также поли­тические и иные факторы.

Олигополия. В данном случае речь идет о такой ситуации, когда рынок продавца представлен не одним, а несколькими крупными хо­зяйствующими субъектами («олиго» означает «немногие», «полети» — торгуют).

По формальному признаку олигополия предполагает наличие от 2 до 24 по­ставщиков продукции.

Для «плотной» олигополии характерно наличие продавцов от 2 до 8 включи­тельно. Весьма небольшое количество продавцов всегда создает опасность заключе­ния соглашений картельного типа.

Для «разряженной» олигополии характерно наличие от 9 до 24 хозяйствующих субъектов.

Следует признать, что в современных условиях именно олигопо­лия, а не чистая монополия является преобладающей формой несовер­шенной конкуренции. Но тип экономического поведения все же оста­ется монополистическим — т.е. обнаруживается стремление реализо­вать имеющиеся преимущества на рынке через присвоение сверхприбыли.

Под олигополией, кроме типа несовершенной конкуренции, может пониматься крупная фирма или предприятие, которое входит в состав олигополистической струк­туры. Такая олигополия может образовываться в результате не только концентрации производства, но и путем слияния ряда мелких предприятий, т. е. централизации ка­питала. Понятно, что при этом сверхсовременное производство не возникает. Техни­ческой базой в таком случае выступает унаследованное мелкое и, по сути своей, ру­тинное производство.

В качестве особой формы олигополии можно рассматривать финансово-про­мышленную группу (ФПГ).

Следует отметить, что минимальная граница вложения капитала в условиях олигополии ниже, нежели при чистой монополии, а поло­жительный масштаб производства исчерпывается достаточно быстро. Образование олигополии как разновидности несовершенной конкурен­ции обусловлено действием объективных экономических законов.

Олигополия располагает многими преимуществами крупного про­изводства, активно выходит на внешний рынок, склонна реализовы- вать в ходе реконструкции производства достаточно сложные техни­ческие проекты.

Монополистическая конкуренция. Можно выделить два основ­ных варианта обеспечения доминирующего положения на рынке.

Первый вариант — это стать крупным или вообще единственным производителем экономического блага особого рода (обувь, одежда или станки и т. п.). Технической основой для такого монополизма выступа­ет крупное производство, централизация капитала и т. п.

Второй вариант более реальный — это в рамках определенного вида производства занять свою нишу, производить, например, не про­сто всю одежду или верхнюю одежду, а специализироваться на выпус­ке особых ее разновидностей или моделей.

Формально в данном случае монополия не возникает, так как ту же одежду могут производить сотни или даже тысячи мелких и сред­них предприятий. Но при более внимательном анализе на отдельных сегментах рынка все же удается обнаружить доминирующее положе­ние той или иной фирмы, вовсе и не такой уж крупной.

Основой для такого доминирования выступает дифференциация продукта, а не сам размер предприятия. Для покупателя рыночная си­туация, когда товар с определенными потребительными свойствами поставляет только один производитель — есть все та же монополия. Потому что производитель по сути дела сохраняет контроль за ценами на конкретное экономическое благо (модель, марка и т. д.).

Дифференциация продукта отражает действие закона возвыше­ния потребностей.



Дата: 2016-10-02, просмотров: 220.