После того как будет установлена средняя норма прибыли в 20% (см. табл. 10.1), стихийный перелив капитала Прекратится. 1
Средняя норма прибыли выступает как ориентир для общественной нормы эффективности национальной экономики. Формирование такой нормы — это не гарантия того, что каждый хозяйствующий субъект в каждой отрасли будет присваивать прибыль с расчетом средней нормы прибыли. Это лишь ориентир для принятия хозяйственных решений.
Свободная конкуренция. Выделяют две крайних ситуации, или два типа конкуренции, — совершенная и несовершенная конкуренция.
Совершенная (свободная) конкуренция — это такое состояние рынка, когда никто из участников не может оказать решающего воздействия на экономическую ситуацию.
В условиях совершенной конкуренции рыночная цена рассматривается как внешний, объективный и независимый фактор, т. е. выступает как своеобразный рыночный феномен. Обеспечивается свободный вход в конкретную отрасль и свободный выход из определенного вида хозяйственной деятельности. Рынок представлен большим количеством независимых фирм и покупателей. В обмене доминируют однородные или стандартные товары. Так же предполагается полная информированность всех участников рынка о состоянии рыночной конъюнктуры.
Совершенная конкуренция выступает как синоним свободной конкуренции, как атрибут и признак свободного рынка (см. рис. 10.16).
Рис. 10.16. Основные типы рыночной конкуренции |
Совершенная конкуренция рассматривается как некий идеал организации рыночных отношений.
Вместе с тем приходится признать, что свободная конкуренция всегда ограничена.
Так, для принятия решений необходимо в должном объеме располагать соответствующей экономической информацией. Однако доступ к такой информации всегда ограничен коммерческой тайной — священным правом частного собственника.
Для вложения капитала в определенный вид хозяйственной деятельности необходимо располагать определенным минимальным уровнем. Тот, кто не располагает таким минимальным объемом капитала, не имеют возможности открыть собственное производство.
Банки работают и с мелкими, и с крупными клиентами. Но крупный клиент всегда может рассчитывать на дополнительные льготы и наиболее выгодные условия обслуживания.
При введении в строй новых мощностей первоначально, на первой стадии, всегда складываются более высокие индивидуальные издержки производства. Следовательно, предпринимателю необходимо иметь специальные финансовые резервы на период освоения производственных мощностей. Наличие или отсутствие таких резервов также может выступить фактором, ограничивающим проникновение конкурентов в избранную отрасль национальной экономики.
Вход на рынок может быть формально свободным. Но смысл хозяйствования состоит в том, чтобы не просто выпустить партию продукции, а обеспечить индивидуальное воспроизводство, т. е. продолжить уже начатый процесс производства.
Напомним о функциях закона стоимости — основного экономического закона товарного производства. Дифференциация производителей, вытеснение с рынка менее эффективных предприятий сопровождается сокращением численности конкурирующих хозяйствующих субъектов.
В реальной действительности всегда существуют официальные и неофициальные входные барьеры для вступления на рынок:
а) лицензирование деятельности. В итоге определенные функции закрепляются исключительно за государством (почта, аптека, кабельное и спутниковое телевидение, изготовление и продажа оружия и боеприпасов, некоторые виды транспортных услуг). Чтобы заниматься тем или иным видом хозяйственной деятельности, следует получить в органах власти специальное письменное разрешение {лицензию}-,
б) частная или государственная собственность на редкие природные ресурсы или факторы производства (золото, алмазы, а также земля и т. д.);
в) авторские права и патенты на изобретения;
г) противодействие со стороны определенных сил (мафия, коррупция, сопротивление чиновников и т. п.).
Возможность активно внедрять научно-технические открытия, использовать более совершенную технику, рассчитанную на массовое производство, имеют прежде всего крупные предприятия.
При наличии положительного масштаба производства (чем больше объем производства, тем меньше индивидуальные издержки производства) существует возможность и необходимость неограниченного укрупнения производства. Реализуя преимущества крупного производства, такие предприниматели получают дополнительные конкурентные преимущества.
При быстром увеличении рыночного спроса существует необходимость так же оперативно наращивать объемы производства. Такими возможностями располагают только крупные предприятия.
Если обратиться к девяти абзацам, которые изложены выше, то курсивом в них отмечены обстоятельства, которые изначально ограничивают совершенную конкуренцию, превращая ее в несбыточный идеал.
Взамен свободной конкуренции в экономической действительности складывается несовершенная конкуренция, формируется «рыночная власть» (28, с. 111).
Несовершенная конкуренция — это такая ситуация на рынке, когда свобода ценообразования и свобода принятия экономических решений хозяйствующими субъектами заметно ограничены.
В условиях несовершенной конкуренции производитель или группа крупных покупателей имеют возможность влиять на цены и другие условия коммерческих сделок. Вход в отрасль предельно затруднен (26, с. 157).
Для начала подчеркнем главное — в условиях несовершенной конкуренции складывается такой тип рыночных отношений, когда хозяйствующий субъект, обладая экономической властью, имеет возможность навязать контрагентам (или партнерам), вопреки их интересам, выгодные для себя действия.
Такой хозяйствующий субъект в условиях несовершенной конкуренции не подчиняется рыночному спросу, или «невидимой руке», а открыто, в своих интересах, эксплуатирует рыночный спрос и получает дополнительную прибыль.
Подобный тип экономических отношений (несовершенная конкуренция) называется монополизмом. Монополизм выступает своеобразным синонимом для несовершенной конкуренции (63, с. 24).
Для монополизма характерно стремление всячески сохранить экономическую власть, реализовать данную власть через присвоение, или получение, определенных преимуществ (доход, прибыль и т. д.).
Формирование монополизма как экономического явления продиктовано двумя основными факторами:
1) доминирующим положением на рынке (появление экономической власти);
2) особым коммерческим поведением, направленным на реализацию имеющейся экономической власти (см. рис. 10.17).
Факторы | Предпосылки | |||
Доминирующее положение на рынке | Особый тип коммерческого поведения | Экономические Политические Естественные | ||
г | i | |||
Монополизм | ||||
Формы проявления |
Рис. 10.17. Факторы, предпосылки и формы проявления монополизма
В качестве основных форм проявления монополизма выступают:
а) взвинчивание цен и сокращение объемов производства;
б) инфляция издержек производства, рост непроизводительных расходов, уровня заработной платы и премий;
в) снижение рентабельности производства и рост расходов на рекламу, упрощение маркетинга; 1
г) торможение технического прогресса;
д) непрерывное манипулирование условиями поставок;
е) снижение качества продукции.
Негативное воздействие монополизма на экономические процессы вполне очевидно. Это заставляет со всей ответственностью внимательно анализировать монополистические тенденции в национальной экономике, вводить антимонопольное регулирование, развивать и соблюдать антимонопольное законодательство.
В рамках несовершенной конкуренции (см. рис. 10.16) выделяются три основных варианта:
1) чистая монополия;
2) олигополия;
3) монополистическая конкуренция.
С теоретических и практических позиций ведущее значение имеет чистая монополия, так как олигополия и монополистическая конкуренция содержат признаки монополии.
Чистая монополия. В данном случае речь идет о такой ситуации, когда рынок продавца представлен лишь одним производителем или поставщиком. Отрасль национального производства предстает в виде одного предприятия или фирмы.
Следует отметить, что первые монополии возникли еще в XVI-XVII вв., в виде крупных торговых предприятий, которые контролировали наиболее доходные сферы международной торговли (чай, пряности, хлопок и т. д.).
Промышленные монополии получили заметное распространение в последней четверти XIX в., после экономического кризиса 1873 г.
Среди факторов, способствующих образованию монополии, в первую очередь следует выделить естественные условия.
Возникновение естественных монополий обусловлено ограниченностью (уникальностью) определенных факторов, или условий, производства, в частности природных ресурсов (одно месторождение полезного ископаемого, один горный перевал, единственное в округе пригодное место для строительства гидроэлектростанции и т. д.).
Особо выделим технические условия, когда транспортная система, а также системы энерго-, водо-, газоснабжения и т. д., работающие на всю национальную экономику или на удовлетворение потребностей определенного региона, могут функционировать лишь как единое предприятие со строгой внутренней дисциплиной ( единая энергосеть, городская телефонная сеть и т. д.).
В данном случае возникают технические монополии, которые можно рассматривать как особую разновидность естественных монополий.
Организационная монополия выступает как результат объединения одинаковых по. профилю предприятий и организаций.
Основой для организационной монополии выступает централизация производства. Таким способом образуются, например, отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации. Возникает монополия государственных управленческих структур (28),
Разгосударствление национальной экономики, которое особо актуально в переходный период, в первую очередь направлено на ликвидацию подобных бюрократических образований, выступающих в роли организационной монополии.
Экономическая монополия, или контроль над определенными видами торгово-промышленной деятельности, складывается на основе концентрации и централизации производства.
Концентрация производства (единственное предприятие представляет всю отрасль) является результатом реализации неограниченного положительного масштаба производства, при котором чем больше объем производства, тем меньше издержки, приходящиеся на единицу продукции.
Централизация производства выступает результатом достигнутых договоренностей (соглашения) между наиболее крупными хозяйствующими субъектами отрасли.
Основными формами таких соглашений выступают картель, синдикат, трест и концерн.
Безусловно, на процесс образования экономических монополий прямое воздействие оказывают естественные условия, а также политические и иные факторы.
Олигополия. В данном случае речь идет о такой ситуации, когда рынок продавца представлен не одним, а несколькими крупными хозяйствующими субъектами («олиго» означает «немногие», «полети» — торгуют).
По формальному признаку олигополия предполагает наличие от 2 до 24 поставщиков продукции.
Для «плотной» олигополии характерно наличие продавцов от 2 до 8 включительно. Весьма небольшое количество продавцов всегда создает опасность заключения соглашений картельного типа.
Для «разряженной» олигополии характерно наличие от 9 до 24 хозяйствующих субъектов.
Следует признать, что в современных условиях именно олигополия, а не чистая монополия является преобладающей формой несовершенной конкуренции. Но тип экономического поведения все же остается монополистическим — т.е. обнаруживается стремление реализовать имеющиеся преимущества на рынке через присвоение сверхприбыли.
Под олигополией, кроме типа несовершенной конкуренции, может пониматься крупная фирма или предприятие, которое входит в состав олигополистической структуры. Такая олигополия может образовываться в результате не только концентрации производства, но и путем слияния ряда мелких предприятий, т. е. централизации капитала. Понятно, что при этом сверхсовременное производство не возникает. Технической базой в таком случае выступает унаследованное мелкое и, по сути своей, рутинное производство.
В качестве особой формы олигополии можно рассматривать финансово-промышленную группу (ФПГ).
Следует отметить, что минимальная граница вложения капитала в условиях олигополии ниже, нежели при чистой монополии, а положительный масштаб производства исчерпывается достаточно быстро. Образование олигополии как разновидности несовершенной конкуренции обусловлено действием объективных экономических законов.
Олигополия располагает многими преимуществами крупного производства, активно выходит на внешний рынок, склонна реализовы- вать в ходе реконструкции производства достаточно сложные технические проекты.
Монополистическая конкуренция. Можно выделить два основных варианта обеспечения доминирующего положения на рынке.
Первый вариант — это стать крупным или вообще единственным производителем экономического блага особого рода (обувь, одежда или станки и т. п.). Технической основой для такого монополизма выступает крупное производство, централизация капитала и т. п.
Второй вариант более реальный — это в рамках определенного вида производства занять свою нишу, производить, например, не просто всю одежду или верхнюю одежду, а специализироваться на выпуске особых ее разновидностей или моделей.
Формально в данном случае монополия не возникает, так как ту же одежду могут производить сотни или даже тысячи мелких и средних предприятий. Но при более внимательном анализе на отдельных сегментах рынка все же удается обнаружить доминирующее положение той или иной фирмы, вовсе и не такой уж крупной.
Основой для такого доминирования выступает дифференциация продукта, а не сам размер предприятия. Для покупателя рыночная ситуация, когда товар с определенными потребительными свойствами поставляет только один производитель — есть все та же монополия. Потому что производитель по сути дела сохраняет контроль за ценами на конкретное экономическое благо (модель, марка и т. д.).
Дифференциация продукта отражает действие закона возвышения потребностей.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 220.