Экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильное и устойчивое развитие, а также способность к постоянному обновлению и совершенствованию.
С учетом приведенного выше определения выделяются три исходных компонента экономической безопасности:
а) экономическая независимость, сохранение которой предполагает наличие эффективного государственного контроля за ресурсами, поддержание должной конкурентной способности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках; исключение во внешнеэкономических связях диктата или неэквивалентного обмена, отсутствие дискриминационных решений (сговора), а также санкций со стороны мирового сообщества;
б) стабильность ^устойчивостьразвития национальной экономики^ что предполагает исключение криминализации экономики и минимизацию теневого вывоза капитала, а также обнищания и социальной дифференциации населения сверх всякой меры; отсутствие деструктивных тенденций к переделу частной собственности и защита интересов инвестора;
в) способность национальной экономики к саморазвитию и прогрессу по всем направлениям.
Отсутствие внешних источников финансирования, «утечка мозгов», желание молодежи покинуть страну, проедание капитала, созданного предыдущими поколениями, а также естественной ренты, наконец, неспособность национальной экономической системы обеспечить каждого желающего высокоэффективным и высокооплачиваемым рабочим местом — это более чем серьезные предупреждения. Страна-изгой может сколько угодно гордиться своими национальными ценностями, но она обречена на длительное историческое отставание.
Экономическая безопасность должна оставаться объектом постоянного государственного интереса. В переходный период приходится сталкиваться с дополнительными обстоятельствами, которые актуализируют данную проблему. Опыт ряда стран трансформационной группы показывает, что в качестве таких особых факторов угрозы выделяются:
1) унаследованная структурная деформация национальной экономики, отсталая технологическая база и низкая конкурентная способность национальной продукции на внешних рынках;
2) ухудшение состояния научно-технического потенциала, «утечка мозгов», утрата престижности интеллектуального труда;
3) высокий удельный вес неэффективных, убыточных и малорентабельных по своей природе предприятий;
4) низкая инвестиционная активность, отсутствие мотивированной ориентации на ускоренное внедрение новых технологий;
5) сопротивление процессу реформирования со стороны тех слоев общества, у которых низка мотивация к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду и высоко потребительское отношение к государству и к национальному производству;
6) люмперизация общества;
7) коррупция в области государственного управления экономикой, отсутствие критической массы эффективных частных собственников, низкая культура предпринимательства.
Система государственного регулирования. Всоответствии с функциями складывается система государственного регулирования национальной экономики — совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям (53, с.207).
В современных условиях государственное регулирование — составная часть процесса национального воспроизводства.
Объектом регулирования выступают условия, процессы, отношения, элементы и сектора национальной экономики, а также территории или регионы, функционирование которых не обеспечивается должным образом на основе рыночного саморегулирования.
Перечень таких объектов государственного регулирования непрерывно меняется и конкретизируется под воздействием реальных экономических процессов. Однако постоянно в центре внимания остаются главные индикаторы социально-экономического развития, вопросы денежно-кредитной сферы, валютного и финансового рынка, а также задачи, "которые вытекают из «классических» функций государства.
Рис. 11.6. Основные методы государственного регулирования национальной экономики |
Как отмечено на рис. 11.6, в целом выделяются две основные группы методов воздействия на социально-экономические процессы со стороны государства: экономические и административные.
Экономические методы предполагают формирование общих условий хозяйствования, а также соответствующей экономической заинтересованности хозяйствующего субъекта в осуществлении определенных действий.
Право принимать те или иные решения остается за самим хозяйствующим субъектов.
Косвенные экономические методы формируют лишь общие предпосылки для соответствующей хозяйственной деятельности, для выбора конкретного варианта решения. Они не нарушают рыночной ситуации, не носят запретительного характера.
Так, государство может развивать рыночную инфраструктуру, совершенствовать денежное обращение, активно обустраивать пограничную инфраструктуру и т. п.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.