Экономическая безопасность страны. На данном участке роль и значение государства трудно переоценить.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическая безопасность — это совокупность условий и фак­торов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильное и устойчивое развитие, а также способность к постоян­ному обновлению и совершенствованию.

С учетом приведенного выше определения выделяются три ис­ходных компонента экономической безопасности:

а) экономическая независимость, сохранение которой предпола­гает наличие эффективного государственного контроля за ресурсами, поддержание должной конкурентной способности отечественных про­изводителей на внутреннем и внешнем рынках; исключение во внеш­неэкономических связях диктата или неэквивалентного обмена, отсут­ствие дискриминационных решений (сговора), а также санкций со сто­роны мирового сообщества;

б) стабильность ^устойчивостьразвития национальной эконо­мики^ что предполагает исключение криминализации экономики и минимизацию теневого вывоза капитала, а также обнищания и соци­альной дифференциации населения сверх всякой меры; отсутствие деструктивных тенденций к переделу частной собственности и защи­та интересов инвестора;

в) способность национальной экономики к саморазвитию и про­грессу по всем направлениям.

Отсутствие внешних источников финансирования, «утечка мозгов», желание молодежи покинуть страну, проедание капитала, созданного предыдущими поколе­ниями, а также естественной ренты, наконец, неспособность национальной эконо­мической системы обеспечить каждого желающего высокоэффективным и высоко­оплачиваемым рабочим местом — это более чем серьезные предупреждения. Стра­на-изгой может сколько угодно гордиться своими национальными ценностями, но она обречена на длительное историческое отставание.

Экономическая безопасность должна оставаться объектом постоян­ного государственного интереса. В переходный период приходится стал­киваться с дополнительными обстоятельствами, которые актуализируют данную проблему. Опыт ряда стран трансформационной группы показы­вает, что в качестве таких особых факторов угрозы выделяются:

1) унаследованная структурная деформация национальной экономики, отста­лая технологическая база и низкая конкурентная способность национальной продук­ции на внешних рынках;

2) ухудшение состояния научно-технического потенциала, «утечка мозгов», утрата престижности интеллектуального труда;

3) высокий удельный вес неэффективных, убыточных и малорентабельных по своей природе предприятий;

4) низкая инвестиционная активность, отсутствие мотивированной ориентации на ускоренное внедрение новых технологий;

5) сопротивление процессу реформирования со стороны тех слоев общества, у которых низка мотивация к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду и высоко потребительское отношение к государству и к национальному производству;

6) люмперизация общества;

7) коррупция в области государственного управления экономикой, отсутствие критической массы эффективных частных собственников, низкая культура предпри­нимательства.

Система государственного регулирования. Всоответствии с функциями складывается система государственного регулирования национальной экономики — совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественны­ми организациями в целях стабилизации и приспособления суще­ствующей социально-экономической системы к изменяющимся ус­ловиям (53, с.207).

В современных условиях государственное регулирование — со­ставная часть процесса национального воспроизводства.

Объектом регулирования выступают условия, процессы, отноше­ния, элементы и сектора национальной экономики, а также террито­рии или регионы, функционирование которых не обеспечивается дол­жным образом на основе рыночного саморегулирования.

Перечень таких объектов государственного регулирования непре­рывно меняется и конкретизируется под воздействием реальных эко­номических процессов. Однако постоянно в центре внимания остают­ся главные индикаторы социально-экономического развития, вопро­сы денежно-кредитной сферы, валютного и финансового рынка, а также задачи, "которые вытекают из «классических» функций государства.

Рис. 11.6. Основные методы государственного регулирования национальной экономики

 

Как отмечено на рис. 11.6, в целом выделяются две основные груп­пы методов воздействия на социально-экономические процессы со сто­роны государства: экономические и административные.

Экономические методы предполагают формирование общих ус­ловий хозяйствования, а также соответствующей экономической за­интересованности хозяйствующего субъекта в осуществлении опре­деленных действий.

Право принимать те или иные решения остается за самим хозяй­ствующим субъектов.

Косвенные экономические методы формируют лишь общие пред­посылки для соответствующей хозяйственной деятельности, для вы­бора конкретного варианта решения. Они не нарушают рыночной си­туации, не носят запретительного характера.

Так, государство может развивать рыночную инфраструктуру, совершенство­вать денежное обращение, активно обустраивать пограничную инфраструктуру и т. п.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.