Предпосылки длительного культивирования. Административно-командная система исторически ограничена и обречена на радикальное реформирование. Вместе с тем в процессе теоретического анализа государственного социализма следует выделять:
во-первых, предпосылки, которые все же позволили административному социализму утвердиться после Октябрьских событий 1917 г.;
во-вторых, факторы или исторические обстоятельства, которые способствовали весьма длительному культивированию экономически неэффективной системы (в Советском Союзе — 73 года, а в странах Восточной Европы — почти полвека).
В первом случае, если выделять предпосылки, которые позволили данным идеям утвердиться после Октябрьских событий 1917 г., то следует указать на низкий уровень производительных сил и необходимость форсировать их развитие в условиях существования внешней угрозы, на разворачивающуюся гонку вооружений.
Следует указать и на низкий уровень общей культуры населения, а также на антидемократический опыт решения проблем, приобретенный в годы гражданской войны, на наличие многих еще «невыученных уроков» капиталистического способа производства, наконец, на идеализацию методов «военного коммунизма».
Особо необходимо выделить также и концептуальные предпосылки административной экономики, изложенные в работах В. И. Ленина и его ближайших последователей, в которых воспроизводилась модель нетоварного и нерыночного способа производства.
В ходе дальнейшего анализа целесообразно обозначить и те обстоятельства, которые продлевали существование административно- командной системы:
а) функционирование административной системы пришлось на тот исторический период, когда возможности и темны экономического развития в первую очередь определялись экстенсивными факторами, ({мелась возможность осуществлять технический прогресс в «следящем режиме», что создавало для АКС особые возможности для длительного выживания;
б) огромные сырьевые и людские ресурсы; наличие возможности при минимальных затратах проводить политику колонизации неосвоенных территорий и крупнейших в мире месторождений;
в) наличие неприхотливого по потребностям населения, Сохранение низкого национального уровня зарплаты позволяло широко использовать дешевый рабочий труд;
г) создание огромного потенциала «экономики лагерей», где использовались значительные массы рабского труда заключенных;
д) снижение эффективности производства и нарастание бесхозяйственности создавали формальный повод для усиления бюрократических порядков;
е) казарменный социализм формировал и всячески расширял собственную социальную базу. Ее образуют, кроме чиновников и военных, привилегированная часть рабочего класса, беднейшие слои крестьянства, получившие определенный выигрыш за счет массового перехода в ряды городского населения, а также пенсионеры, традиционно придерживающиеся консервативных позиций. Социальную базу административного социализма всегда пополняют все те маргинальные слои, которые сумели занять выгодные социальные ниши, обслуживая функционирование АКС;
ж) наличие определенных резервов роста у административной экономики за счет способности (при необходимости) обеспечивать быструю концентрацию материальных и людских ресурсов по стратегическим направлениям, оперативность доведения до исполнителей команды, в условиях тотального контроля за социальной и политической лояльностью всех слоев населения;
з) непримиримая и воинствующая позиция Запада к подобным социально-экономическим экспериментам, что облегчало официальной пропаганде административного социализма поиск «внешнего врага». Воинствующий антикоммунизм периода «холодной войны» косвенно продлевал существование административного социализма;
и) опыт Великой Отечественной войны, якобы доказавший особые преимущества социалистической плановой системы.
Реформирование и кризис АКС. Следует отметить, что все обозначенные выше предпосылки становления и условия продления существования административно-командной системы имели ярко выраженный преходящий характер, слабо воспроизводились и постепенно исчерпывались.
Поэтому постоянно усиливалась потребность в обновлении, или в реформировании, административной экономической системы.
Заявления о необходимости реформирования, да и конкретные практические действия все чаще исходили от союзников по социалистическому блоку (Совет Экономической Взаимопомощи; Варшавский оборонительный договор). Венгерские «события» 1956 г., не менее бурные чехословацкие события 1968 г. проходили под лозунгами придания социализму «человеческого лица». При этом резкой критике подвергалась советская модель хозяйствования (75). Югославский социализм с начала 50-х годов XX в. и вовсе открыто дистанцировался от экономической модели СССР.
Конкретные предложения и программы реформирования активно выдвигались и в советской экономической науке. Они затрагивали экономические отношения разных уровней, начиная с рабочего места (аттестация рабочего места и т. п.), затем предприятие (модели хозрасчета, распределение прибыли, экономическое стимулирование), а далее — министерство и проблемы всесоюзного народнохозяйственного комплекса. На определенном этапе их даже ограниченное внедрение способствовало стабилизации экономического положения. Но при этом основная болезнь административной экономики все же не преодолевалась.
Все больше появлялось аргументов для главного вывода о том, что командная экономика не подлежит реформированию.
На рис. 12.9 отражены основные направления реформирования, возможные в условиях АКС. Выделены два главных сценария.
Жизнь показала: любое дополнительное усиление административной жесткости системы в краткосрочной перспективе стабилизирует ситуацию. Но таким наиболее простым для административного соци-
Рис. 12.9. Стратегические последствия реформирования административно- командной системы |
Заманчивые возможности открываются за счет второго направления — демократизации экономической жизни. Это — участие трудящихся в управлении производством, прямые выборы директора предприятия и объединения, самофинансирование и самоокупаемость предприятия, развитие экономического самоуправления, внедрение моделей хозрасчета, развитие внутреннего хозрасчета, аренда, региональный хозрасчет, бригадный подряд, на селе — семейный подряд и т. п.
Однако при всех положительных сдвигах и особой ценности такого уникального опыта последний очень быстро демонстрировал ограниченность как подобных экспериментов, так и способности командной экономики к реформированию. Чтобы закрепить позитивные сдвиги, необходимо было делать очередной шаг по пути демократизации экономических отношений. Любая остановка или формализация проводимого эксперимента усиливали неуправляемость в экономической системе. При этом приходилось решать уже принципиально иные задачи. Это прямо указывало на существование необходимости скорейшего перехода к новой экономической системе.
ализма способом противоречия системы все же не разрешались. Болезнь лишь загонялась внутрь социально-экономического организма. |
Кризис АКС имел много проявлений: замедление темпов экономического развития, устойчивое снижение эффективности националь
ной экономики, нерациональное использование экономических ресурсов и национального богатства. Особым проявлением кризиса административного социализма выступило сохранение низкого уровня жизни населения.
Постоянно ощущалось, что у власти находятся временщики, не способные заглянуть в завтрашний день. Хроническое отставание от требований НТП, его прямое торможение стали непозволительной роскошью.
Неспособность обеспечить достойный уровень жизни населения, подавление в человеке творческих начал и бюрократизация общества, превращение идей социализма в своеобразное пугало размывали социальную базу АКС. Растущая неконкурентная способность на внешних рынках, превращение державы в дешевый сырьевой придаток для высокоразвитых стран подрывали внешние источники валютных поступлений, усиливали социальные противоречия внутри административной экономики. Высшего предела достигла девальвация идей социализма.
Экономика устала от всех вариантов «административного роста». В обществе постепенно усиливалось осознание неизбежности отказа от ценностей административно-командной экономики.
К середине 80-х годов XX в. кризис советской хозяйственной модели приобрел тотальный характер.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ СТАБИЛИЗАЦИИ
13.1. Содержание, основные задачи и цели переходного периода
13.2. Преодоление кризисных явлений в переходный период: спад производства, безработица и инфляция
13.3. Антикризисные программы стабилизации национальной экономики
Преодоление в переходный период кризисных явлений и обеспечение макроэкономической стабилизации в совокупности создают вроз- можность для проведения в дальнейшем последовательной экономической реформы.
Тем самым как бы расчищается экономическое пространство для формирования новой экономической системы и предпосылок для выхода национальной экономики на траекторию устойчивого экономического роста.
Кроме того, успешное решение данной стратегической задачи переходного периода непосредственно подтверждает обоснованность избранного курса экономического развития.
При определении темпов и масштабов преобразований административной экономики крайне важно учитывать реальные условия социально-экономического развития. Идея синхронности таких преобразований сводится к тому, что в течение всего переходного периода предстоит синхронно решать задачи стабилизации, либерализации и жономического роста.
Определились два основных варианта трансформации администра- I ивной экономики: эволюционный и так называемый шоковый вариант. Критерием эффективности проводимых преобразований выступают ми-
нимизация трансакционных издержек, преодоление кризисных явлений и обеспечение устойчивого социально-экономического разбития,
Общим проявлением кризисного состояния национальной экономической системы выступает резкое снижение жизненного уровня. Снижение управляемости и дисциплины свидетельствует о так называемом институциональном кризисе. Системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, доминирование монополизма.
Ни одной стране переходного периода не удалось избежать значительного снижения объемов национального производства. Современная теория цикличности исходит из того, что Длительная продолжительность нарастающего кризиса влечет более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса. Поэтому на практике важно не допустить перехода кризиса в состояние затяжной депрессии.
Общество не должно пускать на самотек решение проблем занятости населения. В переходный период необходимо формировать специальную инфраструктуру рынка труда, способствующую сокращению безработицы.
В переходный период складываются идеальные условия для разворачивания инфляционных процессов, которые имеют два основных канала - инфляцию издержек производства и инфляцию спроса. Очень часто инфляция издержек производства есть результат монополизма* бесхозяйственности и бесконтрольности. Инфляция всегда выступает как своеобразный скрытый налог, создает возможность для перераспределения доходов и денежного капитала.
Преодоление таких кризисных явлений, как спад производства, инфляция, безработица, а также аграрного и инвестиционного кризиса предполагает разработку и реализацию комплексных общенациональных и специальных программ развития.
Разрабатываемые антикризисные программы должны быть сориентированы не на механическое восстановление прежних показателей объема национального производства, а на преодоление унаследованного механизма социально-экономического застоя. Первые признаки стабилизации появляются тогда, когда удается не допустить дальнейшего углубления экономического кризиса и удержать в определенны^ границах основные макроэкономические показатели.
13.1. Содержание, основные задачи и целу переходного периода
Содержание переходного периода. Экономическая и социальная неэффективность административной экономики, ее бесперспективность в условиях НТР, исчерпание ограниченного потенциала экономического развития, застой и углубление кризиса, накапливание и обострение социальных противоречий — обусловили для большой группы стран так называемой мировой социалистической системы необходимость перехода к новой экономической системе рыночного типа.
Опыт свидетельствует о том, что в пределах самой АКС, прежде всего по идеологическим причинам, отсутствует рациональная фаза перехода к новой экономической системе, присущая рыночной экономике. Это обстоятельство определяет значительную специфику данного перехода. Речь должна идти об особом трансформационном периоде, когда осуществляется не только реформирование, но и демонтаж значительной части прежних экономических отношений.
В условиях административной экономики могли получить развитие лишь отдельные элементы новой экономической системы. При этом не исключено, что их подавляющая часть вынужденно находилась в «теневой» экономике.
Таким образом, основное содержание данного переходного периода в совокупности определяют демонтаж командной экономики и формирование новой прогрессивной экономической системы, а также необходимость осуществления структурных сдвигов в национальной экономике, выполнение соответствующих институциональных преобразований.
Безусловно, новая экономическая система должна иметь открыто выраженный рыночный тип. Поэтому частная собственность и экономическая ответственность за конечные результаты хозяйствования должны быть дополнены экономической свободой и предприимчивостью. Развитие конкуренции предполагает наличие полноценной рыночной инфраструктуры, демонополизацию национальной экономики, наконец, открытость по отношению к внешнему миру.
Не следует забывать и о сфере политики, где предполагается доминирование демократических институтов гражданского общества, создание предпосылок для открытой конкуренции социальных идей, обеспечение, в конечном счете, позитивного воздействия политики на экономические процессы.
Но рыночная экономика не существует вне конкретной национальной экономической системы, вне модели развития. Поэтому в переходный период актуальной становится не только сама задача трансформации, но и проблема выбора.
Не менее актуальными являются вопросы о темпах экономических преобразований, об их очередности, о выборе конкретных форм и методов реформирования административной экономики.
Административно - командная система | Рыночная экономическая система |
Производство ради производства | Ориентация на потребности |
Ресурсоемкое и затратное производство | Ресурсосберегающее производство |
Уравнительность в потреблении | Социальная дифференциация |
Внеэкономические методы принуждения к труду | Экономические стимулы |
Государственная собственность План и команда Однотипность Однородность развития | Частная собственность Принятие собственных решений Многовариантность развития Многообразие экономических форм |
Рис. 13.1. Основные характеристики административно-командной и рыночной экономической системы |
Сравнительный анализ качественных характеристик административной и рыночной экономической системы показывает (см. рис. 13.1), что в переходный период трансформационные преобразования неизбежно будут носить радикальный характер.
Радикальное реформирование дополняется процессами демонща- жа устарелой административно-командной системы.
Такая специфика переходного периода проявляется и в том, что на данном историческом отрезке неизбежно возникают дополнительные затраты или особые трансформационные издержки. Такой вывод полностью подтверждает опыт; накопленный в Беларуси и странах СНГ за последние 10 лет.
Спепецифика условий демонтажа. В процессе экономического моделирования, определения темпов и масштабов преобразований крайне важно учитывать реальные условия социально-экономического развития.
Так, к концу 80-х годов XX в. АКС выступала основой так называемой советской модели хозяйствования. Данная модель широко использовалась во всем мире. Сказывалось влияние не только идеологии, но и регулярных дотаций — в виде дешевых кредитов, бесплатных поставок инвестиционных и других ресурсов. Отказ от административной экономики автоматически вызвал распад мировой социалистической системы, Совета Экономической Взаимопомощи и других аналогичных образований.
ГДР, будучи на тот момент своеобразной «витриной» социализма, открыто присоединяется к капиталистической ФРГ и прекращает свое существование (1990 г.) Разница примерно в 30-40% между уровнями жизни в Восточной и Западной Германии оказалась решающим аргументом, чтобы отказаться от «завоеваний» немецкого социализма.
Кризис административной экономики и неспособность решить возникшие социально-экономические проблемы предопределили распад крупнейшей страны мира — СССР (1991 г.). Дезинтеграционные процессы, включая разрыв и сворачивание хозяйственных связей, дополнились парадом суверенитетов бывших советских республик. Единое экономическое пространство распалось на ближнее и дальнее зарубежье, а на его обломках стали формироваться независимые национальные экономики.
При этом следует специально подчеркнуть, что в ходе подобной дезинтеграции прекращались не только нерациональные экономические связи. Порой под политическим давлением поспешно сворачивались выгодные и естественные контакты, основанные на многовековых традициях.
Крах мировой системы социализма и распад Советского Союза выступил как деморализующий фактор для весьма значительной части населения.
Административной экономике соответствовала своя особая политическая надстройка, которая в условиях демонтажа оказалась невостребованной. Например, закрепленная в Конституции СССР руководящая роль коммунистической партии стала выглядеть неким полуфеодальным анахронизмом. Поэтому революционные изменения в экономике неизбежно должны были дополняться по насыщенности такими же изменениями и в сфере политики, заполняя образовавшийся вакуум.
Наличие зрелой политической силы (популярной партии или движения, авторитетных лидеров), а также государственной идеологии, понятной народу, в состоянии значительно ускорить движение вперед.
Наоборот, отсутствие таких предпосылок, что и стало наиболее характерным для большинства стран трансформационной группы, выступило как один из компонентов механизма торможения социального развития.
АКС сумела просуществовать весьма длительное время. За этот период своеобразного исторического эксперимента над страной и над народом административная система сформировала собственную социальную базу. В общественном сознании сложилась система соответствующих административных ценностей. По наследству из данного периода досталось потребительское отношение к государству. Приходится считаться и с господством у подавляющего большинства населения так называемой патерналистской психологии.
Поэтому применительно к трансформационному периоду определилась задача изменения экономического сознания, экономической культуры и характера межличностных отношений, деформированных в ходе административного эксперимента.
Из современной истории известно, что нынешнему переходному периоду предшествовал этап перестройки и ускорения, ставший по сути дела последней исторической попыткой реформировать командную экономику. Сегодня есть основание считать, что номенклатурный корпус «прорабов перестройки», выдвинувшийся из партийной элиты, переоценил способности административного социализма к самонастройке. По большому счету «первая волна» демократов и не намеревалась демонтировать его основы. Отсюда — не решительные шаги вперед, а лишь полумеры, постоянное запаздывание команды М Горбачева
Что касается самой концепции ускорения социально-экономического развития, выдвинутой во второй половине 80-х годов XX в., то она была сработана в традициях затратного механизма.
Известно, что в целом период перестройки оказался неудачным. Удлинились очереди, возрос дефицит и, как следствие, расширилась сфера применения потребительских карточек, талонов и т. п. Отсюда—появление фактора дополнительной деморализации общества, провоцирование желания идти не вперед, а назад. Фаза, более или менее благоприятная для начала демонтажа АКС, была упущена (см. рис. 13.2). Резкое ухудшение конъюнктуры на мировых рынках сырья и энергоносителей (снижение цен, квотирование), сокращение валютных поступлений привели к уменьшению возможностей экстренных поставок по импорту продовольствия и других товаров повседневного спроса. Катастрофически быстро возросли внешняя задолженность и расходы по ее обслуживанию.
1. Придание кризису административного социализма мирового значения
2. Крах мировой системы социализма (распад СССР) и деморализация общества
3. Необходимость демонтажа консервативной однопартийной политической надстройки
4. Доминирование в обществе патерналистских настроений
5. Обострение социальных и экономических проблем. Усиление националистических тенденций
6 Ухудшение мировой рыночной конъюнктуры
7. Отсутствие завершенных научных исследований предстоящего периода радикальных реформ
--------------------------------------------------------------------------------------------- )-------------- ■
Дата: 2016-10-02, просмотров: 278.