Чем совершеннее национальная денежная система страны, тем проще обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Демонетизация золота. Процесс вытеснения золота из денежно­го обращения и утраты золотом роли резервного средства получил на­звание демонетизации золота.

Действительно, в наше время золото отошло на второй план и со­храняется, в лучшем случае, как ограниченное резервное средство или страховой фонд денежной системы. При этом такие резервные запасы золота уже не считаются первосортными, или высоколиквидными.

В международных расчетах золото выступает прежде всего как ' товар. Для того чтобы расплатиться, владельцу золота сначала необхо­димо продать его как денежный товар, получить соответствующую денежную выручку (доллары США и т. п.) и только ее, а не само золо­то, использовать в международных расчетах как платежное средство

Сегодня хранение золота на металлических счетах в иностран­ных банках не обеспечивает получение приемлемого дохода в виде депозитного процента. Это обстоятельство значительно сдерживает интерес к накоплению золота на металлических счетах. Доход с золота полностью отсутствует, когда такие запасы представлены как государ­ственные резервы в центральном банке страны.

Вытеснение золота на второй и даже на третий план в современ­ных условиях не является случайным. Этот процесс объективно обус­ловлен действием всеобщего закона экономии времени. С точки зрения товарного обращения деньги есть лишь посредник. Они призваны не более как обслуживать смену товарной формы стоимости. Поэтому затраты на создание и приобретение самих средств обращения с пози­ций всей национальной экономики откровенно нерациональны.

На определенном этапе золото как деньги стало тормозом для экономического прогресса и развития мировой торговли.

Отход or золотого стандарта позволяет экономить колоссальные экономические ресурсы, которые иначе потребовались бы для посто­янного наращивания добычи золота.

В свое время русский политический деятель В. И. Ленин предвидел, что в ком­мунистическом обществе золото якобы будут использовать исключительно для стро­ительства общественных туалетов. Но до строительства коммунизма не только с по­добными, но и просто цивилизованными туалетами дело так и не дошло.

Все это, безусловно, не мешает использовать сегодня 5олото как денежный товар в индивидуальных и национальных сокровищах.

Бумажные деньги. Появление и закрепление бумажных денег вместо золотых монет происходит под давлением экономической целесообразности.

Современные бумажные деньги — это декретные деньги, т. е. деньги, искусственно наделенные силой со стороны государства. С точки зрения товарного обращения важно, чтобы используемые день­ги стабильно представляли определенную стоимость или ценность, но сами при этом совсем не обязательно должны обладать товарной стоимостью.

Вместе с тем процесс рационализации денежного обращения зат­ронул и бумажные деньги.

По некоторым оценкам общая масса бумажных денег, находящихся в обраще­нии в основных странах, составляет примерно 10-12 млн. тонн.

Безусловно, изготовление бумажных денег в типографии и направление их в обращение (эмиссия) приносит государству солидный доход (сеньораж).

Но денежная купюра служит максимум 2-3 года, а купюра мелкого достоинства— и Того меньше, не более года. Изготовление бумажных денег — для государства это чистые издержки, т. е. абсолютно бессмысленные. Замена одного экземпляра бумаж­ных денег на другой — это дополнительные расходы центрального банка страны.

Бумажные деньги не снимают проблему безопасности и сохран­ности. Возникает трудности и при обеспечении расчетов, например на расстоянии, с использованием бумажных денег.

В современных денежных системах бумажные деньги вытесняются:

во-первых, кредитными деньгами (векселя, чеки и т. д.), которые можно выписывать на значительные суммы;

во-вторых, подсистемой безналичных денег;

в-третьих, электронными деньгами.

Электронные деньги. С момента своего возникновения банки как расчетные центры отражали проводимые операции на бумажных носителях. Вручную велись специальные банковские книги. Расход бумага еще больше возрос с появлением механических и других печа­тающих устройств.

С появлением электронной вычислительной техники или компь­ютеров были сформированы внутрибанковские и межбанковские ин­формационные системы.

Денежные средства, отраженные на электронных компьютерных счетах, стали называть электронными деньгами. По сути дела в таких случаях речь идет о безналичных или невещественных деньгах, учет и движение которых отражаются в электронной памяти.

Следует отметить, что постоянно совершенствуются порядок доступа к безналичному счету клиента в банке, сама технология веде­ния безналичных расчетов.

Первоначально бумажные носители распоряжений появились в виде официальных документов или писем определенной формы (пла­тежные поручения, требования, чеки, телеграммы, а также электрон­ные распоряжения, полученные через специальные системы банковс­кой связи).

Бумажные носители доступа к счету позволяют многое экономить, но только не саму бумагу. По некоторым оценкам, для обслуживания денежного обращения в мире требуется примерно 100 млн. тонн бумаги.

Появление электронных информационных систем открыло для клиентов банка новые возможности по управлению денежными сред­ствами, находящимися на соответствующих счетах.

В современных условиях банки вводят специальную систему уп­равления расчетным счетом клиентом на расстоянии («Электронный клиент»). Для этого, в соответствии с принятым регламентом, уста­навливается связь между компьютером фирмы и банковской электрон­ной системой. С такого рабочего места есть возможность на расстоя­нии ознакомиться с состоянием расчетного счета, сделать банку пору­чения о платежах, валютно-обменных операциях, заказать наличные деньги и т. д., подкрепляя такие операции электронной подписью.

Особой разновидностью электронных денег выступают пласти­ковые карты, которые прежде всего для населения страны являются эффективным инструментом безналичных расчетов.

Первые пластиковые карты появились в США. Сегодня известны карты таких международных платежных систем, как American Express, VISA, Master Card, Europay, Diners Club и т. д. Международный стандарт определяет физические и технические характеристики пластиковой карты. Исходя из установленных стандартов, карточка должна быть размером 85,6 мм х 53,9 мм, толщиной 0,76 мм. Перед выдачей владель­цу на поверхности пластиковой карты производится тиснение идентификационных характеристик: Ф.И.О. клиента и т. п.

(4)
Рис. 9.8. Общая схема использования пластиковой карты

В упрощенном виде схему платежа с использованием пластико­вой карты можно представить следующим образом: в момент платежа покупатель в магазине предъявляет не наличные деньги, а пластико­вую карту.

С использованием специального устройства (платежный терми­нал), расположенного в магазине, деньги в размере совершаемой по­купки с помощью пластиковой карты, лщшй-связи с обслуживающи­ми банками (банк-эквайер, банк-эмитент и т. д.), платежного термина­ла списываются с текущего счета клиента и зачисляются на расчетный счет торговой организации.

При возникновении необходимости через банкоматы, с помощью пластиковой карты, можно получить наличные деньги.


С учетом способа хранения информации и других технических характеристик следует выделять например, магнитные и чиповые (мик­ропроцессорные) пластиковые карты или смарт-карты (65).

Магнитные карты в режиме реального времени позволяют обра­титься к текущему счету владельца, получить подтверждение об име­ющихся денежных остатках на специальном счете (центр авторизации) и осуществить расчеты за товары (см. рис. 9.8 б).

Ряд существенных недостатков магнитных карт (включая слож­ность и длительность процедуры списания денег, повышенные требо­вания к качеству дорогостоящих линий связи, режим реального време­ни и др.) приводит к тому, что они активно заменяются более совер­шенными смарт-картами, т. е. разумными или интеллектуальными картами со встроенной кремниевой микросхемой (см. рис. 9.8 а).

Встроенная схема обладает свойствами небольшого компьютера. Это по­зволяет использовать пластиковые карты как электронные кошельки и не обра­щаться каждый раз, при очередной, даже мелкой, покупке, в банк за подтвержде­нием платежеспособности владельца пластиковой карты, так как разрешение на платеж дает сама встроенная в карту микросхема. Это удобно при совершения частых и мелких покупок. Снижается требовательность к оперативности линий связи, используемых в платежной системе. К тому же смарт-карта имеет высо­кую степень защиты.

Современные пластиковые карты могут быть дебетовыми и кре­дитовыми. При использовании дебетовых карт клиент может распоря­жаться только той суммой денег, которая находится наего банковском счете. Кредитная карта позволяет осуществлять покупкив долг. Кре­дитование каждого клиента осуществляется индивидуально, сучетом принятых условий взаимоотношений банка и клиента.

9.5. Инфляция как процесс обесценения денег

Содержание инфляции. Использование только символических бумажных и безналичных денег, переход к кредитной эмиссии — важ­ные элементы современной денежной системы.

Но выдвижение на первый план денег, не обладающих внутрен­ней стоимостью, породило актуальную проблему устойчивости денег, т. е. сохранения их первоначальной покупательной способности.

14 Зак. 1780

Процесс обесценения денег, или снижения их покупательной спо­собности, в результате нарушения законов денежного обращения и других экономических законов, есть инфляция.

Инфляция — сложное экономическое явление. Ее содержание и динамика зависят дт многих обстоятельств, включая уровень эффек­тивности национального производства, состояние общественного со­знания и др.

Формы проявления инфляции могут быть разными. В первую оче­редь инфляция проявляется через рост цен на экономические блага.

Но снижение покупательной способности денег обнаруживается и в условиях острого дефицита товаров или их недоступности (на­пример, деньги есть, а товаров нет).

Снижение качества товаров при сохранении тех же цен также относится к инфляционным явлениям.

Следует различать инфляцию спроса (монетарный фактор инф­ляции) и инфляцию издержек производства.

Инфляция спроса. Если выпуск (эмиссия) кредитно-бумажных денег количественно превысит потребности товарного обращения, то это создаст предпосылки для роста денежного спроса. В итоге ред­кость денег снизится и они обесценятся. Цены на экономические бла­га, поступающие в обмен, будут расти.

Один килограмм сахара, как и раньше, может обмениваться на 7 килограммов картофеля. Но в денежном измерении и сахар, и картофель будут иметь более высо­кие рыночные цены.

Таким образом, печатный станок и внешне безобидная бухгалтер­ская запись в центральном банке страны в пассивной и в активной ча­сти его баланса, увеличивая количество денег, находящихся в обраще­нии, выступают в качестве фактора инфляции монетарного типа.

Подобный поворот событий ставит перед экономической теорией проблему тщательного расчета количества денег, необходимых для обращения.

. Алгоритм решения данной проблемы определяется основным де­нежным уравнением (уравнение обмена), предложенным неокласси­ческой теорией (А. Маршалл, И. Фишер):

MV = PQ.

Расшифровку используемых здесь обозначений опустим, так как они нам уже известны (см. раздел 9,3). Из данного денежного уравне­ния определим значение М — количество денег, необходимых для об­ращения:

V

Таким образом, денежное уравнение (уравнение обмена) позволя­ет установить в качестве основных факторов, определяющих потреб­ность национальной экономики в денежной массе (М), объем реализуе­мого совокупного общественного продукта и скорость оборота денег.

Теперь из денежного уравнения выразим значение Р (уровень рыночных цен):

М V

Р =------------ .

Q

Закон формирования товарных цен формулируется так: уровень товарных цен (Р) прямо пропорционально зависит от совокупного денежного предложения (М V) и обратно пропорционально — от фи­зического объема предлагаемых для реализации экономических благ (Q).

Таким образом, чтобы сохранять цены стабильными, в первую очередь необходимо:

а) не допускать их избытка в каналах денежного обращения;

б) стимулировать снижение скорости оборота денежной массы, повышая степень доверия к ним со стороны населения;

в) обеспечивать в достаточных объемах производство необходи­мых и качественных экономических благ.

Стремясь сохранить стабильность денежной системы, современ­ное государство активно контролирует масштаб предложения денег. Так, при планировании денежного обращения сравниваются темпы прироста ВВП и темпы прироста денежной массы. Исключается ис­пользование денежной эмиссии дЛя покрытия дефицита государствен­ного бюджета. Повышается эффективность механизма рефинансиро­вания центральным банком системы коммерческих банков.

Кроме того, следует учитывать существование особых взаимоотношений меж­ду массой денег и скоростью оборота денег. Поэтому при наращивании денежной массы можно прогнозировать также рост скорости движения денег, что порождает особый инфляционный эффект роста рыночных цен.

Помимо приведенного выше основного денежного уравнения целесообразно сравнивать темпы прироста денежной массы, ВВП и уровень инфляции. Предмет особого разговора всегда составляют вопросы масштаба и выбора направлений кре­дитной эмиссии центрального банка, а также монетаризации ВВП.

Для отражения состояния денежного обращения используются специальные показатели и денежные агрегаты.

В переходный период от административно-командной экономики к экономике рыночного типа вопросы денежного обращения приобрета­ют особое значение. Рост цен и общая неустойчивость денег на внут­реннем рынке, непрерывное и значительное снижение обменного курса национальной денежной единицы, стихийная «долларизация» экономи­ки и вытеснение национальной валюты на периферию денежного обра­щения, недоверие населения по отношению к национальной валюте, резкое повышение удельного веса бартера (обмен товара на товар), ма­ломощность отечественных коммерческих банков, отсутствие система­тизированного и осмысленного опыта регулирования национальной де­нежной системы, наконец, дефицит специалистов, имеющих специаль­ную макроэкономическую подготовку, — далеко не полный перечень тех проблем, с которыми приходится сталкиваться в нынешний период.

Инфляция издержек производства. В основе роста цен может лежать увеличение издержек производства, т. е. затрат на сырье, топ­ливо, энергоносители, а также на заработную плату. Сюда же можно отнести рост налогов, что также провоцирует рост цен.

Причин инфляции издержек производства довольно много. Среди них следует выделить стремление хозяйствующих субъектов включить в инди­видуальные издержки производства максимум затрат, а через цены на гото­вую продукцию обеспечить их компенсацию. Лидерами в таксе! гонке цен могут выступить крупные хозяйствующие субъекты (монополии), которые занимают доминирующее положение в национальной экономике.

Бесхозяйственность и бесконтрольность также провоцируют рост цен. В усло­виях низкой мотивации хозяйствовать рационально наиболее простое решение нахо­дят опять же в повышении цен на выпускаемую продукцию.

В качестве особого фактора инфляции издержек может выступить неконтролируемый рост прибылей, особенно крупных предприятий, когда масса прибыли увеличивается не за счет внедрения новой техни­ки, технологии и т. д., а«в результате ценового фактора. В таких случа­ях обнаруживается администрируемая инфляция. Крупные монополи­сты зачастую добиваются права включать в издержки производства специальные отчисления, которые в последующем планируется ис­пользовать как особый источник для развития производства. На прак­тике подобные льготы также провоцируют увеличение цен.

Рост издержек производства и цен инспирируется такими явления­ми, например, как рост цен на энергоносители, импортируемые сырье, материалы, комплектующие и т. д. Детонатором инфляции издержек производства выступают и налоги, которые включаются в цену товара.

В условиях инфляции снижается реальная заработная плата ра­ботников во всех сферах национальной экономики. Поэтому неизбеж­но появление требований к повышению заработной платы и восста­новления таким способом утраченного жизненного стандарта. Увели­чение расходов на содержание персонала и рост издержек производства также создает основу для дальнейшего повышения цен.

Есть смысл обратить внимание и на состояние производительно­сти труда, на уровень объема производства. Очень часто падение про­изводительности труда и снижение объемов производства выступают в качестве предвестника роста цен.

Усиление конкуренции среди производителей и исчерпание пла­тежеспособного спроса способствуют некоторому самопогашению инфляции издержек производства.

В реальной действительности в основе инфляционного роста цен всегда лежит не одна причина, а комплекс негативных факторов. Есть резон выделять объективные и субъективные факторы, провоцирую­щие обесценение денег и снижение их покупательной способности.


Последствия инфляции всегда носят негативный характер. Особо разрушительное и дестабилизирующее воздействие оказывает непрог­нозируемая инфляция. Перераспределение доходов, обесценение денеж­ного капитала, потеря ориентиров экономического развития, резкое ухуд­шение социального положения работников с фиксированными дохода­ми (учителя, врачи, военнослужащие), обесценение вкладов населения и бегство от национальной денежной единицы, снижение авторитета органов государственного управления — это и еще многое другое зас­тавляет разрабатывать и реализовывать антиинфляционные меры.

В условиях переходного периода от административной экономи­ки к экономике рыночного типа, когда значительно сильны инфляци­онные ожидания, а структура национальной экономики деформирова­на предшествующим экспериментом, управление инфляционными процессами предполагает использование как мирового опыта, так и нестандартных мер (см. главу 13).

Но для того чтобы назначить эффективное лекарство, в любом случае необходимо поставить правильный диагноз, т. е. вскрыть при­роду и механизм инфляционных процессов.

Реальный подход к оценке инфляции и выбор средств борьбы пред­полагают выделение инфляции издержек и инфляции спроса. Вместе с тем на практике данные основные каналы инфляции непрерывно вза­имодействуют, взаимно дополняются, что и определяет реальную эко­номическую ситуацию.

Так, в условиях резкого нарастания спроса и усиления инфляци­онных ожиданий хозяйствующим субъектам становится значительно проще взвинчивать цены предложения. Государство, теряя контроль над экономической ситуацией, часто подпитывает своими действия­ми обе формы инфляции: инфляцию спроса - льготным кредитовани­ем и бюджетным финансированием; инфляцию издержек производ­ства —г повышением номинальной заработной платы и других соци­альных выплат.

Ряд негативных последствий для национальной экономики имеет финансирование государством отдельных отраслей и предприятий за счет бюджета, дефицит которого покрывается за счет эмиссии. Возникает так называемое инфляционное финансирование, которое продлевает состо­яние неопределенности, провоцирует откладывание реформ, тормозит экономический рост из-за подрыва стимулов к нововведениям.


 

РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ. РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Рынок как форма функционирования товарного производства

Рыночный механизм. Спрос и предложение Структура рынка. Кругооборот продуктов, ресурсов и доходов

Инфраструктура рынка. Рыночное хозяйство Конкуренция как главный элемент рыночного механизма

Исторически развитие товарного производства и товарно-денеж­ных отношений дополнялось, с одной стороны, дальнейшим углубле­нием общественного разделения труда, с другой — усилением взаим­ной зависимости обособленных товаропроизводителей, их индивиду­альных процессов'воспроизводства.

Результатом эволюции товарно-денежных отношений явилось возникновение рынка, а затем и формирование рыночной экономики. Рынок и рыночные отношения выступают обратной стороной разви­тия товарного производства.

В реальной жизни рынок проявляется как упорядоченная сфера обмена, своеобразное информационное поле, отражающее состояние всей национальной экономики.

10.1. 10.2. 10.3. 10.4. 10.5.

Объективная необходимость становления рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают возникновение и существование товар­ного производства и денежного обращения. Вместе с тем у процесса становления рынка есть свои специфические условия, предпосылки и ориентиры. Ряд функций рынка непосредственно вытекает из функ­ций таких экономических законов, как закона стоимости, спроса и пред­ложения, редкости ресурсов, а также законов денежного обращения.

Устойчивые причинно-следственные зависимости, которые скла­дываются в сфере обмена и отражают функции рынка, в совокупности выступают как рыночный механизм. Основными элементами рыноч­ного механизма являются спрос и предложение, формирование рыноч­ных цен, выработка экономических сигналов, а также конкуренция.

Через рыночный механизм обеспечивается перераспределение между видами национального производства ограниченных экономи­ческих ресурсов, их эффективное использование с учетом платежес­пособного спроса.

В условиях рыночных отношений никто не может монополизиро­вать роль продавца (производителя) или покупателя (потребителя). Для того чтобы иметь возможность купить, необходимо предварительно произвести товар и его продать. Эту идею отражает круговая модель движения товаров и денег между хозяйствующими субъектами — до­машним хозяйством, предприятиями (бизнесом) и правительством (го­сударством).

Существование рынка предполагает наличие соответствующей инфраструктуры. Взаимодействие частной и общей инфраструктуры приводит к формированию рыночного хозяйства.

Свободная конкуренция рассматривается как некий идеал орга­низации рыночных отношений. Однако в реальной действительности свободная конкуренция всегда ограничена. Существуют разного рода входные барьеры для вступления на национальный рынок.

Рыночные отношения осуществляются в условиях непрерывной конкуренции. Свободная конкуренция, склонна уступить свое место несовершенной конкуренции, своеобразным символом которой выс­тупают те или иные проявления монополизма.

В рамках несовершенной конкуренции выделяются чистая моно­полия, олигополия и монополистическая конкуренция. Для монопо­лизма характерно стремление всячески сохранить экономическую власть, реализовать ее через получение дополнительного дохода и дру­гих преимуществ. Вполне очевидно негативное воздействие монопо­лизма на экономические процессы. Это заставляет внимательно ана­лизировать монополистические тенденции в национальной экономи­ке, вводить антимонопольное регулирование.

10.1. Рынок как форма функционирования товарного производства

Возникновение рынка. С момента своего возникновения рынок непрерывно изменяется, поэтому изменяется и понимание рынка как сложного экономического явления.

Так, первоначально рынок рассматривался как место торговли или место совершения более или менее регулярных актов обмена. Поэтому очень быстро закрепилось понимание рынка как городской площади, куда должны были вести практически все главные дороги округи.

Такое понимание рынка возникло примерно 7-8 тыс. лет назад, но и сегодня очень часто рынок и базар используются как синонимы, т. е. как совпадающие по своему содержанию понятия.

Однако подобное отождествление рынка и базара, весьма рас­пространенное на бытовом уровне, является ошибочным.

Во-первых, рынок — это не само конкретное географическое мес­то совершения сделок, а прежде всего фаза обмена или обмен, т. е. сфе­ра хозяйственной деятельности. Рынок непосредственно связан с товар­ным обменом. Функционирование рынка как сферы обмена сопровож­дается развитием денежной системы, денежного обращения.

Поэтому рынок есть обмен, организованный по экономическим законам товарного производства и денежного обращения.

Натуральное хозяйство Безденежное хозяйство Полное отсутствие обмена
Продуктообмен  
Т-Д-Т Товарное производство Всеобщее товарное производство Денежное хозяйство 1.Металлическая система 2. Кредитно-бумажная система Рынок Единое рыночное пространство Рыночная, экономика Современные модели
Рис.10.1. Формирование рынка в процессе эволюции товарного производства и денежного хозяйства

 

Обратимся к рис. 10.1, где отчасти воспроизводится схема, извес­тная нам из главы 9. Здесь данная схема дополняется анализом степе­ни развития обмена и его трансформации в рыночные отношения. Она обращает внимание на то, что рынок предполагает не просто случай­ный, а регулярный обмен. Становление рынка означает, что товарно- денежные отношения постепенно приобретают всеобщий характер, товаром становятся практически все экономические блага.

Обмен товара на товар (Т - Т) выступает исходной формой разви­тия обмена (простая форма стоимости). Обмен в таких бартерных сдел­ках проявляется как сущность первого порядка.

Поэтому не случайно бартерные сделки не выступают главной характеристи­кой современного рынка.

Товарно-денежное обращение (Т - Д - Т) выступает как сущность второго порядка, отражает усложнение рыночных отношений. При этом рынок выступает как определенный способ функционирования хозяйственной жизни, конкретная форма проявления регулярного то­варно-денежного обмена. Становление рынка отражает достижение более высокой степени обобществления производства.

Таким образом, рынок выступает как особый экономический по­рядок обмена продуктами, самой деятельностью и денежными сред­ствами, а также информацией в условиях обобществленного нацио­нального производства.

Товарное производство предполагает, что хозяйственная деятель­ность представлена обособленными субъектами, ведущими дела на свой страх и риск.

Рынок не отрицает данное экономическое обособление. Более того, рынок основан на частной собственности. Но одновременно рынок есть объединение обособленных товаропроизводителей, формирование сво­еобразной культурной экономической сети. Такая сеть предоставляет возможность разрешать фундаментальное противоречие между част­ным разделением труда и кооперацией.

Поэтому рынок можно определить как совокупность экономичес­ких отношений между продавцами и покупателями по поводу реализа­ции экономических благ (товаров), включая их прямые и обратные связи.

С позиций единой национальной экономической системы рынок выступает как ее особая подсистема, которая придает национальному производству сущностные характеристики. Так, в условиях рынка каж- дый товаропроизводитель руководствуется в первую очередь своими интересами, он же стремится возместить все Те затраты экономичес­ких ресурсов, которые понесены в ходе индивидуального (частного) производства. Кроме того, есть объективно обусловленное стремле­ние получить прибыль — т. е. иметь источник для дальнейшего разви­тия производства. Возмещение затрат и получение прибыли означает, что частная и обособленная на этапе производства хозяйственная дея­тельность получила общественное признание.

Поэтому рынок есть механизм возмещения затрат экономичес­ких ресурсов с учетом степени удовлетворения платежеспособного спроса (потребностей).

Условия становления рынка. Выше приведены шесть исходных определений современного рынка. Все они способствуют раскрытию сущности рынка как экономического явления. Есть смысл уточнить их в процессе анализа условий становления рынка.

Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают возникновение и существование товарного произ­водства и денежного обращения. Так, например, можно ли утверждать, что общественное разделение труда и, как следствие, специализация на производстве определенного экономического блага или же эконо­мическое обособление товаропроизводителей вызывают необходимость формирования особой сферы обмена?

Ответ—положительный. Так как названные обстоятельства (обо­собление, разделение труда), обусловливая возникновение товарного производства, непосредственно влияют на процессы формирования рыночного обмена (см. рис. 10.2.)

Однако кроме косвенного воздействия данные обстоятельства ока­зывают и прямое влияние на развитие отношений обмена. Обществен­ное разделение труда и экономическое обособление, признание целе­сообразности утверждения такого экономического порядка, при кото­ром первоначально через предложение собственного продукта (экономического блага) необходимо удовлетворить чужие потребнос­ти и только после этого получить права (возможности) на удовлетво­рение своих потребностей, обусловливают историческую необходи­мость устанавливать стабильные связи обмена, их упорядочивать, оп-

Рис. 10.2. Общая схема становления рыночных отношений

 

Поэтому у процесса становления рынка есть свои специфические условия, предпосылки и ориентиры:

а) рыночный обмен должен обеспечивать минимизацию трансак- ционных издержек, т. е. быть экономически эффективным;

б) идея упорядоченного обмена, или рынка, состоит в установле­нии прямых и обратных связей между производством и потреблением, спросом и предложением, индивидуальным и общественным воспро­изводством, покупателями и продавцами. Рынок предполагает, что ни одна реакция (сигнал) с той или другой стороны не будет утрачена или проигнорирована;

в) рыночный обмен включает установление механизма экономи­ческой ответственности за результаты хозяйственной деятельности и принимаемые решения, доминирование не собственности как юри­дического титула, а функционирующей собственности;

г) рыночные отношения есть свобода для принятия экономических решений; только в условиях, когда каждое решение хозяйствующего субъекта есть решение свободное и лично принятое, можно требовать от экономического лица выполнения условий полной материальной и социальной ответственности за конечные результаты хозяйствования;

ределять процедуру возмещения затраченных экономических ресур­сов (издержек производства).

Таким образом, рынок выступает какупорядоченная сфера обмена.

Являясь подсистемой единой национальной экономической сис­темы, рынок не может развиваться вне исторических, национальных, культурных, религиозных и других традиций, которые выработаны в ходе многовековой истории и направлены на упорядочение совмест­ной экономической жизни.

Функции рынка. Продолжая Начатый разговор о сущности рын­ка, есть смысл выделить его основные функции.

В качестве таковых обозначим следующее:

а) установление пропорций обмена, или ценностных эквивален­тов, для товаров, попадающих в сферу обмена. Рыночная цена склады­вается на основе взаимодействия цены предложения (полные издерж­ки производства) и цены спроса (ценность для потребителя);

б) согласование структуры и объема производства с учетом скла­дывающихся потребностей, выведение своеобразного баланса спро­са и предложения, обеспечение при этом динамичной пропорциональ­ности и гибкости национального производства;

в) экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов, их ориентация на обеспечение максимального экономического эффекта и результативности производства, т. е. на работу со своеобразным за­пасом финансовой устойчивости;

г) селекция хозяйствующих субъектов и отбор наиболее устойчи­вых и перспективных экономических клеток национального производ­ства; выполнение «санитарной» роли по сворачиванию устарелых и неэффективных видов производств;

д) переток экономических ресурсов и их закрепление в наиболее перспективных отраслях национальной экономики (перелив капитала);

е) информационное обеспечение хозяйствующих субъектов, фор­мирование для* современной экономической системы своеобразного информационного поля, т. е. выполнение коммуникационной функции.

Таким образом, ряд функций рынка непосредственно вытекает из функций закона стоимости — основного экономического закона то­варного производства. Рынок устанавливает прямую связь между на­циональным производством и потреблением, непосредственно реаги­рует на изменение общественных потребностей. Но функции рынка — это уже конкретное проявление механизма действия не только закона стоимости, но и закона спроса и предложения, закона редкости ресур­сов, всеобщего закона повышения производительности труда, а также ряда законов денежного обращения.

10.2. Рыночный механизм. Спрос и предложение

Элементы рыночного механизма. Устойчивые причинно-следствен- ные зависимости, которые складываются в сфере обмена и отражают фун­кции рынка, в совокупности выступают как рыночный механизм.

Основными элементами рыночного механизма выступают спрос и предложение, формирование рыночных цен, выработка экономических сиг­налов, мобилизация экономических ресурсов и их распределение по на­правлениям, адекватным рыночным сигналам, а также конкуренция как особая форма экономических отношений в условиях полной материальной ответственности за рациональное использование ограниченных ресурсов.

Главное условие хозяйственной деятельности тем не менее опре­деляет цена, складывающаяся на рынке. Изменение рыночной цены всегда остается в центре внимания всех субъектов рынка. Даже малей­шие колебания рыночных цен заставляют вносить коррективы в ранее составленные планы и расчеты.

Рыночная цена формируется на основе взаимодействия факторов первичного и вторичного уровня. Такой процесс ценообразования, как правило, неподвластен отдельному обособленному хозяйствующему субъекту (предприятию). Поэтому для каждого хозяйствующего субъекта возникает необходимость априори рационализировать про­изводство, постоянно работать с определенным запасом прочности, т. е. «на пределе сил», адекватно реагировать на поступающие ры­ночные экономические сигналы.

В качестве основы формирования рыночных цен выступают спрос и предложение.

Рыночный спрос. Спрос выступает в качестве одной из централь­ных экономических категорий.

Спрос отражает желание покупателя приобрести товар на оп­ределенных условиях.

Наличие спроса, а также величина спроса зависят от потребнос­тей покупателя и от его покупательной способности. Такой спрос вы­ступает как платежеспособный спрос.

Платежеспособный спрос подкрепляется суммой денег, которую покупатель готов потратить на приобретение определенного экономи­ческого блага.

Величина спроса на конкретный товар зависит от различных фак­торов, но в первую очередь от цены на данный товар:

Q d = f (Рх),

где Q d — объем спроса; Рх — рыночная цена на товар X.

Предложим следующую формулировку зак<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.