Первым его направлением выступает выбор образовательных программ, наиболее отвечающих потребностям конкретных подразделений и сотрудников, а также соответствующих возможностям работодателя. Сегодня на отечественном рынке услуг профессионального образования предлагается обширный перечень разнообразных программ, предметная классификация которых представлена в приведенной ниже таблице:
ТАБЛИЦА 26
Классификация программ профессионального образования, используемых при дополнительном обучении персонала
№№ п.п. | Классификационный признак | Виды программпрофессионального образования |
1. | По уровню образования: | Ø программы начального профессионального образования; Ø программы среднего профессионального образования; Ø программы высшего профессионального образования; Ø программы послевузовского профессионального образования |
2. | По направленности программ обучения: | Ø программы повышения профессиональной квалификации; Ø программы стажировки; Ø программы профессиональной переподготовки; Ø программы базового профессионального образования |
3. | По продолжительности программ обучения: | Ø краткосрочные программы курсовой подготовки (от 1 до 3 дней); Ø среднесрочные программы курсовой подготовки (от 4 до 14 дней); Ø долгосрочные программы курсовой подготовки (от 15 дней до 2 месяцев); Ø программы базового среднего и высшего специального образования (от 3 до 5 лет) |
4. | По форме проведения обучения: | Ø традиционные формы аудиторные занятий (лекции, семинары и т.п.); Ø тренинги; Ø деловые игры; Ø мастер-классы; Ø тематические семинары; Ø научно-практические конференции |
5. | По форме организации обучения: | Ø с отрывом от работы (в рабочее время); Ø без отрыва от работы (в нерабочее время); Ø без отрыва от работы (в рабочее время) |
6. | По реализуемым технологиям обучения: | Ø с использованием традиционных технологий обучения; Ø с использованием информационных технологий обучения |
7. | По месту проведения обучения: | Ø на рабочих местах; Ø в учебном центре организации – работодателя; Ø в сторонней предпринимательской организации; Ø в сторонней образовательной организации |
8. | По формату организации обучения | Ø обучение в формате реализации локальных, не связанных между собой программ; Ø обучение в формате непрерывного профессионального образования («Образование через жизнь») |
Далее рассмотрим программы дополнительного обучения, выделенные по признаку их направленности и наиболее востребованные современными работодателями.
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИвыступают самой распространенной формой дополнительного обучения, основнымипреимуществами которой являются:
Ø универсальность применения, позволяющая использовать их любым современным работодателям, вне зависимости от их территориального положения, финансовой мощности, численности персонала и других факторов;
Ø масштабность охвата, позволяющая распространять их на все категории сотрудников от топ-менеджеров до технического персонала;
Ø возможность дифференциации программ по регулярности проведения обучения, позволяющая подбирать различную периодичность их реализации в зависимости от категории обучаемых сотрудников;
Ø возможность дифференциации программ, реализуемых с «отрывом от производства», по продолжительности обучения, в зависимости от принадлежности обучаемого сотрудника к конкретной профессиональной категории и степени его текущей загрузки;
Ø возможность дифференциации программ по месту, формам проведения и организации обучения, используемым технологиям в зависимости от возможностей работодателя и профессиональной категории сотрудника.
программы стажировкив процессе дополнительного обучения персонала используются только в отношении руководителей и специалистов. Они всегда проводятся вне организации работодателя - либо в дружественных ему однопрофильных организациях, либо в организациях, являющихся его постоянными партнерами. Стажировка сотрудников может осуществляться в следующих целях:
Ø расширение профессионального кругозора менеджеров путем углубленного знакомства с опытом управления по соответствующему направлению деятельности, накопленному в других однопрофильных организациях, в том числе - зарубежных;
Ø приобретение знаний и практических навыков в смежных областяхпрофессиональной деятельности путем изучения особенностей функционирования субъектов конкретной отрасли или сферы предпринимательства.
Стажировка проводится в соответствии с программой, предварительно согласованной направляющей и принимающей сторонами. Ее продолжительность зависит от конкретных задач, определенных программой, составляя обычно от нескольких недель до полутора-двух месяцев. Обязательным условием организации стажировки является закрепление за стажером персонального куратора из числа ведущих менеджеров или экспертов принимающей организации. Конечная эффективностьстажировки, как формы дополнительного обучения, зависит от следующих факторов:
Ø правильного выбора принимающей организации, опыт деятельности которой должен быть реально полезен стажеру и его работодателю;
Ø содержания программы стажировки, в части конкретности поставленных ею задач, полноты намеченных мероприятий, возможности последующего контроля и оценки обеспеченных результатов;
Ø профессионализма и ответственности персонального куратора стажера;
Ø ответственности самого стажера при прохождении стажировки.
Программы профессиональной переподготовки в системе управления персоналом рассматриваются как наиболее эффективный инструмент профилактики сокращений сотрудников категории «исполнители». Как уже отмечалось ранее, успешно освоив смежные профессиональные специализации, они могут быть при необходимости переведены на работу в другие структурные подразделения на постоянной или временной основе.
Профессиональная переподготовка всегда организуется в режиме «с отрывом от работы» в нерабочее время. В крупных организациях она проводится в два этапа:
Ø освоение необходимых профессиональных знаний, умений и навыков в корпоративном учебном центре;
Ø практическое закрепление полученных навыков и умений в том структурном подразделении, куда возможно придется перевести сотрудника.
В организациях, не имеющих собственного учебного центра, весь процесс переподготовки осуществляется в соответствующем смежном подразделении.
Основными методическими требованиями к реализации таких программ выступают:
Ø осуществление их в режиме профилактики, а не по результатам уже выявившейся потребности в сокращении рабочего места, занимаемого конкретным сотрудником;
Ø установление возрастного ценза в 40 – 45 лет для включенных в такие программы сотрудников, что связано с объективными ограничениями в способностях человека к подобному обучению;
Ø необходимость полноценного квалификационного испытания как завершающего элемента технологии профессиональной переподготовки.
Программы среднего профеСсионального образования ориентированы на неквалифицированных работников, пришедших в организацию непосредственно после окончания средней общеобразовательной школы. В отечественных условиях сохраняют актуальность для большинства работодателей, расположенных в регионах с неразвитой инфраструктурой рынка труда.
Дополнительное обучение сотрудников по этим программам осуществляется с учетом следующих методических требований:
Ø обучение осуществляется в иногородних колледжах (или других учреждениях среднего профессионального образования) на заочной основе;
Ø на обучение направляются сотрудники, успешно прошедшие испытательный срок;
Ø обучение полностью оплачивается работодателем.
Программы высшего профессионального образования ориентированы на молодых сотрудников, уже имеющих среднее профессиональное образование. В системе персонального менеджмента рассматриваемая форма дополнительного обучения рассматриваются как метод мотивации исполнителей, в процессе своей работы доказавших наличие нереализованного трудового потенциала, а также ответственность и лояльность работодателю. Успешное завершение обучения обеспечивает сотруднику возможность дальнейшего должностного роста уже в качестве руководителя или специалиста. В отличие от предыдущей программы используются любыми работодателями, вне зависимости от их территориального расположения.
Дополнительное обучение сотрудников по программам высшего профессионального образования осуществляется с учетом следующих методических требований:
Ø обучение осуществляется в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах и т.п.) на очно-заочной или заочной основе;
Ø при наличии достаточных финансовых возможностей обучение полностью оплачиваются работодателем, в остальных случаях должен использоваться образовательный кредит под поручительство работодателя;
Ø после завершения обучения сотрудник проходит аттестацию, на основании рекомендаций которой планируется его дальнейшая профессиональная карьера.
Вторым направлением организация процесса дополнительного обучения персонала выступает выбор образовательных учреждений и организация взаимодействия с ними. Сегодня на отечественном рынке услуг в сфере профессионального образования конкурируют между собою несколько десятков тысяч вузов, колледжей, центров профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Учитывая, что качество предлагаемых ими услуг сильно дифференцировано, первой задачей специалистов службы персонала является выбор потенциального партнера. Накопленный в нашей стране опыт показывает, что при выборе профессионального образовательного учреждения в качестве стратегического бизнес-партнера необходимо ориентироваться на следующие критерии:
Ø стаж работы на рынке образовательных услуг по интересующим работодателя специальностям (главный фактор);
Ø полнота и содержание образовательных программ с позиции соответствия их профессиональным компетенциям и паспортам рабочих мест в соответствующем секторе экономики;
Ø авторство, качество и доступность для обучаемых образовательного контента;
Ø степень насыщенности учебного процесса инновационными образовательными технологиями;
Ø способность предложить потребителям услуги в формате системы непрерывного образования;
Ø качество преподавтельского состава, в том числе, удельный вес штатных преподавателей, имеющих практический опыт работы в сфере профессиональной деятельности, интересующей организацию – работодателя;
Ø наличие отношений долгосрочного партнерства образовательного учреждения с другими представителями бизнес-сообщества;
Ø степень востребованности выпускников образовательного учреждения на рынке труда;
Ø предпринимательская активность образовательного учреждения;
Ø рейтинг образовательного учреждения, определенный уполномоченными государственными органами или независимыми экспертами;
Ø территориальное расположение образовательного учреждения;
Ø ценовые характеристики предлагаемых услуг.
После выбора по указанным выше критериям нескольких образовательных учреждений, служба персонала приступает к выбору стратегического партнера в области подготовки кадров. Для этого она осуществляет несколько совместных «пилотных» проектов, результаты которых позволяют объективно оценить качество обеспеченных сотрудникам образовательных услуг. Обычно в качестве пилотных проектов используются краткосрочные программы повышения квалификации различных профессиональных категорий сотрудников. С образовательными учреждениями, обеспечившими лучшие результаты, заключаются соответствующие договора о долгосрочном партнерстве. Как показывает приведенная ниже таблица, наличие отношений стратегического партнерства с авторитетными в академическом сообществе вузами обеспечивает ряд преимуществ не только работодателю, но и другим заинтересованным лицам.
ТАБЛИЦА 27
Формы взаимодействия работодателя с образовательным учреждением
№№ п.п. | Возможные формы взаимодействия | Заинтересованные стороны | ||
работодатель | вуз | обучаемые | ||
1. | Совместная разработка и последующая актуализация системы профессиональных компетенций сотрудников, предназначенных, в том числе, и для использования в системе профессионального образования | + | + | + |
2. | Заказы со стороны работодателя на целевую подготовку молодых специалистов | + | + | + |
3. | Отбор будущих сотрудников из числа учащихся старших курсов и организация их последующей подготовки на основе индивидуальных образовательных траекторий | + | + | + |
4. | Обеспечение первичного развития молодых специалистов еще до завершения их обучения путем организации специальных стажировок на будущем месте работы, завершающихся преддипломной практикой | + | + | + |
5. | Привлечение ведущих специалистов – практиков к учебному процессу вуза, а также к актуализации используемого учебно-методического контента и экспертизе качества образовательных программ | + | + | + |
6. | Участие партнерского вуза в разработке и реализации корпоративной программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников в формате системы непрерывного образования, в том числе с использованием современных IT-технологий | + | + | + |
7. | Включение в Совет директоров организации - работодателя представителей партнерских вузов (практика, широко распространенная за рубежом) | + | ||
8. | Включение представителя работодателя в Попечительские советы партнерских образовательных учреждений | + | ||
9. | Создание в организациях работодателях исследовательских лабораторий, занимающихся прикладными проблемами их перспективного развития, с которыми на постоянной основе будут сотрудничать ведущие представители партнерского вуза | + | + | |
Спонсорские программы, осуществляемые работодателем в целях укрепления материально-технической базы и улучшения качества услуг партнерского образовательного учреждения | + | + |
Третьим направлением организации процесса дополнительного обучения персонала выступаетреализация оперативных планов дополнительного обучения сотрудников вне организации или в ее учебном центре. Оно обеспечивается службой персонала, с привлечением руководителей структурных подразделений и финансовой службы. На практике рассматриваемая здесь задача решается путем:
Ø выделения необходимых финансовых ресурсов;
Ø заключения соответствующих договоров с партнерами по реализации этих программ;
Ø направления сотрудников на обучение;
Ø проведения иных управленческих мероприятий, определенных соответствующими регламентами и распоряжениями администрации;
Ø оперативной корректировки плановых документов при изменении внешних и внутренних условий работы организации.
Четвертым направлением организация процесса дополнительного обучения персонала выступает организация обучения сотрудников на рабочих местах. Оно может быть организовано с использованием как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.
Обучение на рабочих местах на основе традиционных технологий обычно осуществляется в децентрализованном порядке. Потребности в таком обучении у конкретных сотрудников выявляются либо руководителем структурного подразделения, либо техническими руководителями. Они же проводят необходимое обучение своих подчиненных и контролируют его результаты. Подобное обучение не требует даже косвенного участия службы персонала, а также не нуждается в выделении специальных финансовых ресурсов.
Обучение на рабочих местах на основе инновационных технологий предполагает централизованный подход к его организации. В современных условиях подобное обучение осуществляется с привлечением специалистов либо корпоративного учебного центра, либо партнерского образовательного учреждения. В обоих случаях используются информационные технологии обучения в среде е-Learning, в том числе - в режиме реального времени с использованием on-line и off-line технологий, а в наиболее «продвинутых» в этой области организациях - технологии смешанного обучения (blending-leaning).
Результаты централизовано организованного дополнительного обучения на рабочих местах контролируются службой персонала с использованием специальных программных средств и автоматически фиксируются в электронном досье сотрудников (e-Portfolio).
Дата: 2016-09-30, просмотров: 455.