Профессиональная и психологическая адаптация новых сотрудников.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необходимость такой адаптации определяется объективными факторами. Даже квалифицированный специалист, пришедший на работу к новому работодателю, в первое время не способен работать с полной отдачей. Во-первых, ему требуется время, чтобы адаптироваться к корпоративным традициям и стандартам корпоративной культуры, освоить используемые им эксклюзивные технологии и программные продукты, лично познакомиться с клиентами или другими представителями внешних контактных аудиторий, войти в систему формальных и неформальных внутренних коммуникаций. Во-вторых, ему необходимо психологически адаптироваться в новом трудовом коллективе, стать полноценным членом «команды» соответствующего структурного подразделения. Поэтому любой работодатель заинтересован в ускорении процесса как профессиональной, так и психологической адаптации своего нового сотрудника. Для успешного решения данной задачи должны использоваться специальные адаптационные процедуры, в реализации которых задействованы специалисты ряда штабных служб, но в первую очередь – руководитель подразделения, в которое пришел новый сотрудник.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ сотрудника направлена на содействие в приобретении профессиональных компетенций, отсутствующих у него на момент найма.

Стандартными элементами профессиональной адаптации являются:

Ø общее ознакомление со стандартами корпоративной культуры организации работодателя, включая его фирменный стиль маркетинга и менеджмента;

Ø детальное изучение внутренних регламентов организации, имеющих отношение к установленным должностным функциям;

Ø изучение распределения функций, полномочий и ответственности между сотрудниками своего подразделения, а также системы внутренних управленческих коммуникаций;

Ø знакомство с постоянными клиентами, партнерами и сотрудниками других подразделений, с которыми сотруднику предстоит постоянно взаимодействовать.

Кроме того, профессиональная адаптация предполагает необходимость приобретения сотрудником отсутствующих у него навыков и умений, отнесенных работодателем к категории «желательных требований». Особенно актуальной такая адаптация является для сотрудников, допустивших длительный перерыв в профессиональной деятельности и частично утративших свою квалификацию (например, для женщин, вышедших из декретного отпуска), или работавших ранее в иной отрасли.

Для создания должной мотивации нового сотрудника к скорейшему завершению собственной профессиональной адаптации, руководитель соответствующего подразделения использует два инструмента – административного и экономического характера. Первым инструментом является определение факта освоения необходимых профессиональных навыков и умений как главного условия успешного прохождения испытательного срока, т.е. сохранения рабочего места. Вторым инструментом выступает гарантированное увеличение должностного оклада (в рамках установленного в штатном расписании диапазона) после успешного завершения испытательного срока. Подобное сочетание методов «кнута» и «пряника» в большинстве случаев обеспечивает желаемый эффект.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ в трудовом коллективе направлена:

Ø на преодоление новым сотрудником психологического комплекса «чужеродного элемента» и осознание себя как полноправного члена сплоченной команды;

Ø на формирование позитивных личностных коммуникаций с коллегами по работе, основанных на взаимном доверии и взаимной поддержке.

При организации психологической адаптации должны соблюдаться следующие методические требования:

Ø распространение ее на всех новых сотрудников, вне зависимости от занимаемой ими должности;

Ø использование специальных методик, разработанных профессиональными психологами и дифференцированными по профессиональным и возрастным категориям персонала;

Ø возложение основной ответственности за результаты психологической адаптации на руководителя соответствующего структурного подразделения;

Ø непосредственное участие в процессе адаптации психолога службы персонала (при наличии такой должности в ее штате);

Ø обеспечение особого внимания со стороны руководителя подразделения и психолога к новому сотруднику в период первых 5 -10 дней работы, которые во многом определяют конечные результаты его психологической адаптации в трудовом коллективе.

При практической реализации процесса психологической адаптации новых сотрудников используются разнообразные методы, отраженные в приведенной ниже таблице.

ТАБЛИЦА 23

Дата: 2016-09-30, просмотров: 216.