Прикладные методы, используемые для ускорения психологической адаптации сотрудника в новом трудовом коллективе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Методы психологического характера Методы организационного характера
Ø индивидуальное собеседование с психологом; Ø индивидуальные тренинги; Ø специальное анкетирование, для выявления проблем сотрудника, связанных с адаптацией и анализа сделанных им самооценок Ø закрепление за сотрудником персонального куратора (наставника); Ø создание условий для установления личных коммуникаций с коллегами в неформальной обстановке (например, на корпоративной вечеринке); Ø вовлечение сотрудника во внеслужебную деятельность трудового коллектива подразделения (спортивные, культурные, развлекательные мероприятия и т.п.)

 

Предварительное обучение сотрудников.

Наряду с испытательным сроком и адаптацией процесс первичного развития персонала может включать в себя процедуры предварительного обучения. Решение о необходимости такого обучения принимается на завершающей стадии отбора и определяется как одно из условий успешного прохождения испытательного срока. В отличие от профессиональной адаптации, подобное обучение распространяется только на часть новых сотрудников в лице:

Ø молодых специалистов;

Ø выпускников средней общеобразовательной школы.

Первичное обучение молодых специалистов может осуществляться в двух режимах – на завершающей стадии их обучения или уже после зачисления в штат организации. Первый режим всегда более эффективен, поскольку позволяет осуществлять обучение в течение длительного времени (не менее года), совмещая его с профессиональным обучением на основе индивидуальной образовательной траектории. Однако для его реализации работодатель должен вступить в отношения стратегического партнерства (уже рассмотренные в предыдущей теме Учебника) с учреждением профессионального образования, что в отечественных условиях пока не получило широкого распространения.

Большинство работодателей организуют процесс первичного обучения молодых специалистов, которые уже завершили свое обучение, прошли все процедуры отбора и зачислены в штат. Необходимыми предпосылками эффективности рассматриваемой формы предварительного обучения выступает наличие:

Ø закрепленного за молодым специалистом персонального наставника из числа наиболее опытных специалистов подразделения, обладающих педагогическими способностями;

Ø разработанного и утвержденного руководителем подразделения календарного план-графика первичного обучения, определяющего конкретный перечень профессиональных навыков и умений, которыми предстоит овладеть молодому специалисту, с указанием сроков и формы контроля.

Первичное обучение ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДНИХ ШКОЛ сегодня в нашей стране осуществляют преимущественно организации, расположенные в небольших городах. Как уже отмечалось в предыдущей теме Учебника, это является вынужденной мерой, связанной с дополнительными затратами и рисками. В отличие от первичного обучения молодых специалистов, обучение вчерашних школьников всегда осуществляется в два этапа.

Первый этап обучения организуется в корпоративном учебном центре или непосредственно в структурном подразделении. Он направлен на приобретение обучаемым сотрудником профессиональных компетенций, минимально необходимых для выполнения функций исполнителя нижнего звена (рабочего, официанта, продавца и т.п.). Для этого за ним закрепляется персональный наставник, выполняющий также функции его непосредственного технического руководителя. Как правило, данный этап занимает от двух до восьми недель и не предполагает выполнение обучаемым каких-либо трудовых обязанностей производственного характера. После успешного освоения вчерашним школьником установленных по рабочему месту первичных навыков и умений, начинается второй этап его обучения. Оно совмещается с трудовой деятельностью в рамках установленных должностной инструкции, но под постоянным наблюдением наставника, который обязан предотвратить любую возможную ошибку из-за недостаточной квалификации обучаемого. По завершению рассматриваемого этапа работник должен приобрести профессиональные компетенции, достаточные для самостоятельной полноценной работы. Соответствующее решение принимается на основании представления наставника по результатам специального квалификационного испытания. Приобретение выпускниками средних общеобразовательных школ необходимых теоретических знаний осуществляется уже в режиме их последующего развития путем получения базового профессионального образования на заочной основе.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 220.