Персональный состав и функции членов Аттестационной комиссии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Члены комиссии (по должности) Личное участие в работе комиссии
Ø директор организации (председатель комиссии) личное присутствие на аттестации только руководителей автономных структурных подразделений и главных экспертов
Ø вице-президент по персоналу (зам. председателя комиссии); Ø психолог службы персонала и специалист, отвечающий за персонифицированный учет; Ø представитель службы безопасности, отвечающий за контроль лояльности персонала; личное присутствие на аттестации всех сотрудников организации
Ø руководители всех автономных структурных подразделений (департаментов, управлений, отделов, цехов, участков и т.п.). личное присутствие на аттестации только собственных подчиненных

В крупных корпорациях, наряду с центральной аттестационной комиссией функционируют аналогичные комиссии, создаваемые:

Ø в крупных структурных подразделениях (департаментах);

Ø в крупных филиалах и отделениях;

Ø в иногородних представительствах (филиалах).

В компетенцию центральной аттестационной комиссии передается аттестация руководителей высшего и среднего звена, а также рассмотрение апелляций, поданных аттестованными сотрудниками.

Результаты аттестации выступают в качестве исходной информации для конкретных управляющих решений в процессе развития персонала. Для упрощения процедуры практического использования указанных результатов, их целесообразно формулировать по типовой форме отраженной в приведенной ниже таблице:

ТАБЛИЦА 21

Возможные варианты решений аттестационной комиссии

Результаты оценки сотрудника Аттестационной комиссией Рекомендация Аттестационной комиссии в адрес администрации
По результатам аттестации отмечен хороший потенциал при недостатке теоретической подготовки или знаний в смежных с базовой специализацией областях Направить сотрудника на дополнительное обучение или стажировку
Выявлены лидерские качества, подтверждена высокая квалификация, но отмечено несоответствие масштаба занимаемой должности реальному потенциалу Включить сотрудника в число кандидатов в резерв на выдвижение
Сотрудник успешно завершил специальное обучение по корпоративной программе подготовки кандидатов в резерв на выдвижение, подтверждено наличие необходимых компетенций Включить сотрудника в состав резерва на выдвижение  
Сотрудник имеет необходимые профессиональные и личностные компетенции для замещения вакантной должности руководителя или эксперта (с указанием конкретного рабочего места) Обеспечить вертикальное должностное перемещение в форме повышения в должности
Констатируется полное соответствие занимаемой должности, отмечено существенное улучшение текущих результатов работы Повысить должностной оклад без изменения должности
Подтверждены профессиональные компетенции, позволяющие изменить функциональные обязанности сотрудника в соответствии с его пожеланиями   Обеспечить горизонтальное должностное перемещение без изменения в должности или окладе
Подтверждено полное соответствие сотрудника занимаемой должности, основания для улучшения условий найма отсутствуют   Заключить новый трудовой договор, сохраняющий за сотрудником прежнее рабочее место и оклад
Сотрудник не соответствует занимаемой должности, проведенное дополнительное обучение и другие мероприятия ситуации не изменили Обеспечить вертикальное перемещение в форме понижения в должности
Отмечено дальнейшее ухудшение результатов трудовой деятельности сотрудника по сравнению с ситуацией на момент предыдущей аттестации; выявлены качества, исключающие возможность продолжения работы в организации Отказать в заключении нового трудового договора

 

Рекомендации Аттестационной комиссии фиксируются в индивидуальном досье сотрудника и передаются администрации, но не имеют директивного характера. Принятие управленческих решений по результатам аттестации находится в компетенции:

Ø президента (или руководителя регионального филиала) – по вопросам, связанным с должностными перемещениями или заключением нового трудового договора;

Ø вице-президента по персоналу – по всем остальным вопросам (направление на обучение, включение в состав резерва на выдвижение и т.п.).

Персонифицированный учет

Требования персонального менеджмента определяют необходимость наличия в системе кадрового учета специального документа, выполняющего регистрационно-учетные функции персонифицированного (т.е. индивидуального) характера. До начала рыночных преобразований в отечественной практике управления персоналом в этих целях использовалось личное дело или личный листок по учету кадров, которые оформлялись в момент зачисления конкретного сотрудника в штат организации и закрывались при его увольнении. В указанных документах отражалась информация:

Ø общего характера, автоматически перенесенная в него из трудовой книжки, диплома, автобиографии и т.п.;

Ø о должностных перемещениях за время работы в организации;

Ø о полученных сотрудником взысканиях и поощрениях;

Ø о результатах дополнительного обучения (повышения квалификации и стажировок);

Ø о результатах аттестаций;

Ø о социально-политической активности работника в форме его участия в деятельности первичных партийной, комсомольской и профсоюзной организаций.

Основным недостатком указанных документов являлось отсутствие в них многих сведений, полезных с точки зрения организации текущего управления деятельностью работника, а также контроля его общей ответственности и лояльности. Для эффективного воздействия на подчиненного его руководитель должен опираться не только на профессиональные и личностные компетенции, предусмотренные в должностной инструкции. Иногда для принятия адекватного ситуации решения ему требуются и другая информация, в том числе - не имеющая прямого отношения к профессиональной деятельности его подчиненного.

В документах персонифицированного учета, используемых отечественными работодателями в дореформенный период, такая информация отсутствовала (исключение составляли силовые структуры и немногие правительственные и партийные организации, имеющие статус элитных работодателей). Однако уже в начале 90-х годов прошлого века создаваемые в России коммерческие организации начали массовое внедрение в практику персонифицированного учета нового документа – индивидуального досье. Сначала этот документ применялся только в отношении сотрудников, занимавших ключевые рабочие места. Сегодня подобная практика распространилась на весь персонал.

В отличие от личного дела, индивидуальное досье содержит наиболее полные сведения о сотруднике, полученные из самых различных источников, что иллюстрируется в представленной ниже таблице:

ТАБЛИЦА 22

Структура и содержание индивидуального досье,

источники информации для его заполнения

№№ Раздел документа Содержание раздела Источники информации
1. Общие сведения: х х
Анкетные данные Общие биографические данные сотрудника, сведения об имеющемся образовании, предыдущих работодателях Информация, представленная сотрудником в службу персонала
Психологический портрет Общий психотип и подробный психологический портрет сотрудника, с выделением потенциально привлекательных и потенциально опасных для работодателя позиций Психолог
Личностные качества Личностные качества, не относящиеся к психологическому портрету и личностным компетенциям с выделением потенциально привлекательных и потенциально опасных для работодателя позиций Ø психолог; Ø непосредственный руководитель; Ø служба безопасности
Дополнительные данные Сведения о сотруднике (по некоторым позициям и о его ближайших родственниках), полученные из неформальных источников: Ø об имущественном положении; Ø о состоянии здоровья; Ø о привычках и увлечениях; Ø об образе жизни; Ø о постоянном «круге общения» Служба безопасности
2. Компетенции: х х
Профессиональные компетенции Полный перечень профессиональных компетенций, необходимых для эффективного выполнения служебных обязанностей, с выделением пока отсутствующих Паспорт рабочего места и должностная инструкция
Личностные компетенции Полный перечень личностных компетенций и качеств, необходимых для эффективного выполнения служебных обязанностей, с выделением пока отсутствующих и терпимых Паспорт рабочего места и должностная инструкция
3. Оценки: х х
Текущая оценка Систематизированная в хронологическом порядке (по кварталам и годам) информация о результатах текущей оценки Руководитель соответствующего подразделения
Аттестации Систематизированная в хронологическом порядке информация о результатах аттестаций, пройденных сотрудником с приложением аттестационных документов Внутренняя система кадрового учета службы персонала
4. Развитие в организации: х х
Состоявшееся Изложенная в хронологическом порядке информация: Ø о состоявшихся должностных перемещениях (горизонтальных и вертикальных); Ø о программах дополнительного обучения, через которые прошел сотрудник, с указанием обеспеченных ими результатов Внутренняя система кадрового учета службы персонала
Планируемое Информация о намеченном развитии сотрудника в форме: Ø должностных перемещений; Ø дополнительного обучения Ø рекомендации аттестационной комиссии; Ø согласованные с администрацией предложения руководителя
5. Поощрения и взыскания Информация в хронологическом порядке о поощрениях и взысканиях, полученных сотрудником за весь период его работы в организации с указанием оснований для них Внутренняя система кадрового учета службы персонала
6.     Информация для руководителя Резюмирующая часть досье, содержащая сведения о «слабых» и «сильных» сторонах сотрудника с рекомендациями по их использованию в процессе оперативного управления его трудовой деятельностью Психолог

Первичное формирование индивидуального досье осуществляется уже на стадии зачисления сотрудника в штат организации. При этом заполняется все разделы, сведения по которым были получены из резюме, в процессе первичного и окончательного собеседования, а также проверки силами службы безопасности, В дальнейшем в документ вносятся необходимые дополнения и уточнения.

Как показывает таблица 15, ряд сведений, необходимых для организации эффективного управляющего воздействия на сотрудника, оценки его трудового потенциала, а также определения степени интенсивности контроля его ответственности и лояльности, невозможно получить из традиционных источников (резюме, анкет).

Исходя из характера содержащихся сведений, индивидуальное досье имеет строго конфиденциальный характер, в том числе - для самого сотрудника как объекта учета. Это определяет дополнительные требования к его хранению и порядку использования. Сегодня многие организации, «продвинутые» в области использования информационных технологий, полностью отказались от ведения документов персонифицированного учета на традиционных бумажных носителях. На смену им пришли электронные индивидуальные досье (e-Portfolio) с высокоэффективной системой защиты от несанкционированного доступа. При этом e-Portfolio должны храниться в компьютере службы персонала, не подключенного не только к внешней, но и к корпоративной локальной сети. В современных организациях работает достаточно квалифицированных программистов, способных подобрать пароль для входа в любую закрытую базу данных, в том числе - из чисто «спортивного» интереса. В должностной инструкции сотрудника службы персонала, поддерживающего базу e-Portfolio, должна содержаться запись о немедленном досрочном расторжении трудового договора в случае разглашения им любых сведений персонифицированного учета. Кроме него доступ к досье сотрудников имеют:

Ø члены Совета директоров и топ-менеджмент организации;

Ø руководители структурных подразделений и непосредственные технические руководители (только к досье своих непосредственных подчиненных);

Ø специалисты службы безопасности, курирующие кадровое направление деятельности.

При увольнении сотрудника его досье хранится службой персонала в специальной «архивной электронной папке» не менее пяти лет, после чего уничтожается. При использовании индивидуальных досье должно также обеспечиваться хотя бы формальное соблюдение соответствующих законодательных требований[10].

Задания для самоконтроля результатов изучения темы:

Раскройте содержание следующих понятий:

Ø аттестация;

Ø аттестационная характеристика;

Ø аттестационная характеристика;

Ø балльно-рейтинговая оценка;

Ø индивидуальное досье сотрудника;

Ø исполнительская дисциплина;

Ø контроль лояльности персонала;

Ø конфиденциальность данных персонифицированного учета;

Ø личное дело сотрудника;

Ø личностные компетенции;

Ø неформальные методы контроля лояльности персонала;

Ø паспорт рабочего места;

Ø профессиональные компетенции;

Ø текущая оценка;

Ø трудовая дисциплина;

Ø e-Portfolio.

Выполните тренировочное практическое задание:

Задание № 1: Определите перечень направлений контроля состояния трудовой и исполнительской дисциплины сотрудников, заполнив соответствующие графы приведенной ниже таблицы.

Направления контроля состояния трудовой дисциплины Направления контроля состояния исполнительской дисциплины
   

Задание № 2: Определите перечень и сформулируйте содержание документов, необходимых для проведения аттестации сотрудников, заполнив соответствующие графы приведенной ниже таблицы.

№№ п.п. Наименование документа Содержание документа
1.    
2.    
3.    

 

Задание № 3: Раскройте общую структуру индивидуальных досье сотрудника, выделив его разделы и подразделы, а также источники информации для их заполнения. Заполните соответствующие графы приведенной ниже таблицы

№№ Разделы и подразделы документа Источники информации
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

Дата: 2016-09-30, просмотров: 246.