Методы приобретения элементов профессиональных компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Элементы профессиональных компетенций Методы приобретения профессиональных компетенций Место приобретения профессиональных компетенций
1. Приобретение профессиональных знаний Первичная профессиональная ориентация Школа, семья, иной круг общения
Базовое профессиональное обучение по программам: Ø начального профессионального образования; Ø среднего профессионального образования; Ø высшего профессионального образования Учреждения профессионального образования трех уровней: Ø ПТУ, государственные и корпоративные учебные курсы и др.; Ø колледж, техникум; Ø вуз
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в форме приобретения или обновления профессиональных знаний Ø специализированные центры; Ø вузы; Ø корпоративные учебные центры
Самообразование По выбору специалиста
2. Приобретение профессиональных умений и навыков Обучение в режиме профессионального образования Профессиональные образовательные учреждения
Обучение в режиме первичного развития молодого специалиста (работника) Организация – работодатель посредством механизма наставничества
Обучение в режиме последующего развития работника (повышение квалификации и профессиональная переподготовка в форме приобретения новых или обновления имеющихся профессиональных умений) Ø специализированные и корпоративные учебные центры; Ø на рабочих местах; Ø стажировка в сторонних организациях
Самообучение По выбору специалиста

 

Вопросы приобретения и углубления профессиональных компетенций специально рассматриваются в теме 6 Учебника, посвященной управлению процессом развития персонала. Здесь сформулированы только два важных требования к этому процессу:

Во-первых, в любой стране мира большинство организаций – работодателей представляют малый и средний бизнес. В силу объективно ограниченных возможностей они не в состоянии самостоятельно сформулировать полный перечень профессиональных компетенций по всей совокупности имеющихся рабочих мест. Поэтому к разработке данных компетенций необходимо привлекать высшие учебные заведения, а также союзы и ассоциированные объединения предпринимателей. Во-вторых, в современных условиях процесс приобретения профессиональных знаний (частично – умений и навыков) должен реализовываться через систему непрерывного профессионального образования (в специальной литературе часто используется термин «Образование через жизнь»).

Личностные компетенции – это совокупность личностных качеств, наличие которых обеспечивает работнику возможность эффективно работать:

Ø в той или иной сфере профессиональной деятельности;

Ø в том или ином профессиональном качестве.

В отличие от профессиональных компетенций, которые являются «приобретенными», т.е. сформированными у работника в процессе обучения и собственной профессиональной деятельности, личностные компетенции относятся к категории «врожденных», т.е. заложенных в конкретного человека на генетическом уровне. Специальное обучение в различных формах способно лишь развить данные компетенции до необходимого работодателю уровня. Однако при полном отсутствии у человека необходимых врожденных личностных качеств (например, качеств лидера или коммуникабельности) приобрести их практически невозможно. Это следует учитывать при планировании требований к рабочим местам.

Под требованиями к рабочему месту понимается формализованный в соответствующих внутренних регламентах (паспортах, технологических картах рабочих мест, профессиональных стандартов) перечень профессиональных и личностных компетенций, необходимых кандидату на его замещение. В отечественной практике управления персоналом рассматриваемое направление кадрового планирования появилось уже после начала рыночных преобразований и до настоящего времени практикуется только организациями работодателями с высоким уровнем корпоративной культуры. В таких организациях жестко соблюдается одно из фундаментальных положений зарубежного опыта персонального менеджмента – «не рабочее место (должность) создается под конкретного сотрудника, а сотрудник нанимается на рабочее место при условии полного соответствия ранее определенным по нему требованиям».

Вновь создаваемые, равно как и уже существующие организации, развивающие свою филиальную сеть, еще до начала работы по привлечению сотрудников должны четко определить требования к потенциальным кандидатам на вновь создаваемые рабочие места. Указанная задача актуальна и для уже замещенных рабочих мест, поскольку позволяет уточнить степень профессиональной пригодности замещающих их сотрудников и, при необходимости, обеспечить их дополнительное обучение или переподготовку.

 

4.1.2. Планирование требований к рабочим местам и использование

Его результатов.

Определение общего перечня требований к рабочему местуосуществляется с учетом особенностей:

Ø рыночной экономики в целом;

Ø конкретной отрасли;

Ø конкретного структурного подразделения;

Ø конкретного рабочего места.

 

 

 

 

Указанные требования не могут быть в полном объеме и достаточно профессионально сформулированы силами сотрудников службы персонала. Поэтому к данному процессу привлекаются руководители всех структурных подразделений, а в отдельных случаях и представителей дирекции. При этом в рассматриваемый перечень включаются лишь те профессиональные и личностные компетенции, наличие (или, соответственно, отсутствие) которых может быть реально выявлено либо на стадии отбора, либо, в течение испытательного срока. Не допускается включение в перечень качеств, прямо не связанных с профессиональной деятельностью потенциального сотрудника или имеющих чрезмерно общий характер (отзывчивость, доброта и пр.). Наконец, требования к рабочему месту не могут вступать в противоречие с Конституцией, нарушая права человека, например, в форме ограничений по признакам пола, вероисповедания, национальности и пр.[9]

Систематизация требований к рабочему местусвязана с распределением их общего перечня по конкретным рабочим местам, т.е. по должностям. При этом должны соблюдаться следующие методические требования.

Во-первых,рассмотренные выше требования к профессиональным и личностным компетенциям и иным личностным качествам кандидата систематизируются по нескольким базовым признакам:

Ø необходимые, отсутствие которых автоматически исключает возможность замещения конкретного рабочего места (например, профессиональное образование, минимальный стаж руководящей работы и т.п.);

Ø желательные (преимущественно профессиональные компетенции), отсутствие которых не исключает возможность замещения конкретного рабочего места, но предполагает необходимость последующего их приобретения в режиме первичного или последующего развития (например, освоение новой компьютерной программы и т.п.);

Ø терпимые (преимущественно личностные качества, не относящиеся к компетенциям), наличие которых также не исключает возможность замещения конкретного рабочего места, но предполагает необходимость последующей их ликвидации или усиленного контроля (например, завышенные амбиции, робость в общении с клиентами и пр.);

Ø недопустимые (преимущественно личностные качества, не относящиеся к компетенциям), наличие которых автоматически исключает возможность замещения конкретного рабочего места (наркозависимость, выраженная неаккуратность и т.п.).

При этом второй и третий признаки систематизации требуются, в основном, для эффективного функционирования не процедуры отбора кандидатов на трудоустройство, а других методов и технологий персонального менеджмента (развития, мотивации, психологической поддержки).

Во-вторых,общая номенклатура требований по каждому рабочему месту должна ограничиваться. Зарубежный опыт показывает, что при фиксации более чем 5-7 профессиональных и 3-4 личностных компетенций практическое их использование в системе персонального менеджмента затрудняется по техническим причинам.

В-третьих,необходима рациональная дифференциация требуемых компетенций по категориям рабочих мест, поскольку одно и то же требование (например, коммуникабельность) может быть объективно необходимым для менеджера, но только желательным для эксперта.

Результатом планирования требований к профессиональным и личностным компетенциям является разработка паспортов рабочих мест (или профессиональных стандартов). Они разрабатываются специалистами службы персонала с привлечением руководителей структурных подразделений по унифицированной для организации форме и содержат перечень компетенций, необходимых и желательных при замещении конкретного рабочего места. Кроме того, в паспорте фиксируются и другие сведения:

Ø порядок создания и ликвидации рабочего места;

Ø подчиненность рабочего места (административная и техническая);

Ø требования по обеспечению рабочего места материально-техническими и информационными ресурсами;

Ø периодичность повышения квалификации занимающего его сотрудника;

Ø постоянные коммуникации с другими рабочими местами и порядок взаимодействия.

Несмотря на значительную трудоемкость этой работы, она полностью оправдывает себя в процессе последующего использования ее результатов.

Использование результатов планирования компетенций в системе персонального менеджмента осуществляется по следующим направлениям.

Во-первых, они используются при разработке должностных инструкций, один из разделов которых содержит паспорт рабочего места.

Во-вторых, они используются при отборе кандидатов на трудоустройство. Паспорт рабочего места в части установленных компетенций выполняет функции эталона, с которым сопоставляются фактически выявленные в процессе отбора профессиональные и личностные компетенции кандидата.

В-третьих, они используются в подсистеме развития персонала. При организации первичного развития и последующего дополнительного обучения сотрудника в первую очередь обеспечивается приобретение им желательных профессиональных компетенций. При обучении сотрудников по программам базового профессионального образования, рассматриваемые требования являются основой для разработки с участием специалистов соответствующего вуза или колледжа индивидуальной образовательной траектории, т.е. индивидуального учебного плана, обеспечивающего обучаемому возможность приобретения компетенций, необходимых конкретному работодателю.

В-четвертых, они используются в подсистеме оплаты труда персонала. При установлении размеров должностного оклада вновь нанимаемому сотруднику работодатель ориентируется на наличие профессиональных компетенций, отнесенных к категории желательных. Чем больше их у нанятого сотрудника, тем ближе его первый должностной оклад к верхней границе установленного для данной должности диапазона. Кроме того, возможность повышения должностного оклада является эффективным стимулом к скорейшему приобретению нанятым сотрудником пока отсутствующих у него желательных профессиональных компетенций.

В-пятых, они используются в подсистеме психологической поддержки. Выявленные в процессе отбора (или испытательного срока) личностные качества, отнесенные к категории терпимых, служат для психолога объектом особого внимания с позиции необходимости постоянного контроля и возможной локальной коррекции.

Контроль персонала

Дата: 2016-09-30, просмотров: 259.