Угрозы в адрес сотрудников организации | Угрозы со стороны нелояльных сотрудников организации |
Ø прямое переманивание конкурентами ведущих руководителей и специалистов; Ø вербовка сотрудников конкурирующими и криминальными структурами, в отдельных случаях – правоохранительными органами; Ø шантаж или прямые угрозы в адрес конкретных сотрудников с целью склонения их к нарушению доверия со стороны работодателя (т.е. к совершению различных должностных нарушений); Ø покушения на сотрудников (прежде всего, высших руководителей) и членов их семей. | Ø разглашения конфиденциальных сведений сотрудниками (умышленное, как форма проявления коррупции или мести, и неумышленное, вследствие низкой ответственности); Ø саботажа (например, в форме сознательного уничтожения или искажения компьютерных баз данных); Ø прямого хищения денежных средств или иного имущества работодателя; Ø обман клиентов; Ø коррупции собственных служащих (например, продажа конфиденциальной информации); Ø участия в покушениях на безопасность со стороны внешних источников угроз (например, в форме содействия ограблению). |
В настоящей теме изучается первая группа задач обеспечения безопасности по кадровому направлению деятельности, а именно защита персонала от возможных угроз[1].
Прежде всего, необходимо определить перечень категорий сотрудников как объектов защиты, ранжированный по степени приоритетности:
Ø высшее руководство (президент и его первые заместители);
Ø главные эксперты по конкретным направлениям деятельности (финансы, маркетинг, компьютерные технологии и т.п.);
Ø сотрудники, занимающие рабочие места, предполагающие доступ к особо конфиденциальным сведениям (стратегические планы развития, обслуживание элитных клиентов, организация систем безопасности и т.п.);
Ø прочие сотрудники.
Защита первых трех категорий сотрудников осуществляется службой безопасности в постоянном режиме (естественно, с различной степенью интенсивности), последней категории – лишь при возникновении в их адрес реальных угроз. Непосредственная организация защиты сотрудников, как и других объектов, предполагает использование двух групп методов – профилактических и пресекающих.
Защита от переманивания сотрудников конкурентами реально может быть обеспечена лишь путем справедливого отношения к ним со стороны работодателя. Эта проблема является предметом изучения в рамках других тем Учебника.Здесь констатируется лишьглавное методическое требование к ее решению – удовлетворенность сотрудника своим работодателем определяется не только уровнем оплаты труда, но и следующими сопутствующими факторами:
Ø удовлетворенностью текущим служебным положением и уверенностью в возможности дальнейшего карьерного роста;
Ø наличием эффективной социальной и психологической поддержки;
Ø корректным отношением со стороны руководства;
Ø позитивным психологическим климатом в трудовом коллективе подразделения.
Защита сотрудников от вербовки осуществляется службой безопасности и предполагает необходимость решения нескольких прикладных задач.
Прежде всего, служба безопасности должна определить перечень рабочих мест, в отношении которых вербовка наиболее вероятна.В данном случае целесообразно «отталкиваться» от перечня потенциальных субъектов данной угрозы.
Следующей задачей службы безопасности является организация специальной проверки сотрудников, занимающих указанные выше рабочие места.Подобная проверка осуществляется силами службы безопасности и службы персонала. В процессе ее специалистами этих служб изучаются индивидуальные досье сотрудников, проводятся личные беседы (в том числе с участием психолога), при необходимости собираются дополнительные сведения. Объектами изучения являются имущественное положение сотрудников, их личностные качества, отношения с руководством и коллегами по работе. По результатам проверки проводится группировка объектов потенциальной угрозы на три условных категории. К первой категории риска относят сотрудников, которые очевидно уязвимы по отношению к возможной вербовке.
В отношении данной категории наиболее эффективными методами профилактики являются увольнение или перевод на должность, не представляющую интереса для субъекта вербовки.
Ко второй категории риска относят сотрудников, чьи личностные качества, имущественное положение или зависимость от работодателя делают их практически неуязвимыми для вербовки. Следует признать, что это самая немногочисленная категория персонала, особенно для России. В отношении данной группы единственным методом профилактики является короткая беседа о гипотетической возможности вербовки. При этом проводящий беседу сотрудник обязан неоднократно подчеркнуть, что единственной ее целью является разъяснение правил поведения в такой ситуации, обеспечивающее личную безопасность исключительно ценного для организации служащего (лояльность которого работодателю естественно сомнений не вызывает). В дальнейшем служба безопасности проводит лишь периодический контроль над сохранением данными сотрудниками качеств, позволивших отнести их к рассматриваемой категории.
Наиболее многочисленной группой являются все оставшиеся сотрудники, информация о которых не позволяет отнести их к первым двум категориям. В отношении их служба безопасности использует такой профилактический метод как специальное обучение, входящее в общую программу подготовки персонала, а также контролирует их лояльность специальными методами.
Защита сотрудников от шантажа по методике своей организации во многом совпадает с предыдущим направлением. Начиная с XIX века, когда в большинстве стран окончательно сформировалась система специальных служб, профессионалам известно общее правило: «шантажировать можно того, кто сам напрашивается на шантаж». На практике это означает, что жертвами шантажа за редким исключением становятся те сотрудники, которые своим поведением уже скомпрометировали себя перед работодателем и вынуждены любым путем скрывать этот факт. Поэтому субъекты потенциальных угроз, при их подготовке концентрируют свои усилия на поиске сотрудников, которые либо уже допустили соответствующие нарушения, либо теоретически способны на это. В первом случае первым этапом шантажа становится получение компрометирующих материалов о том или ином сотруднике. Во втором – искусственное создание компрометирующей ситуации, которая в дальнейшем станет предметом шантажа.
В современных условиях основными предметами шантажа в адрес сотрудников являются (в ранжированном виде):
Ø уже допущенные сотрудниками нарушения доверия работодателя (хищения, коррупция, разглашение информации и т.п.);
Ø факты и обстоятельства, способные скомпрометировать в глазах работодателя личностные или профессиональные качества сотрудника (образ жизни, хронические заболевания, постоянные контакты и т.п.);
Ø факты и обстоятельства, способные стать причиной претензий к сотруднику со стороны правоохранительных органов (административные или уголовные правонарушения) или налоговых служб;
Ø факты и обстоятельства, способные стать причиной угроз благополучию личной жизни сотрудника (с учетом изменившихся морально-этических норм – в современных условиях наименее вероятно).
Наряду с традиционными методами, используемыми службой безопасности для контроля общей лояльности сотрудников, основным методом профилактикиподобных угроз является разъяснение им:
Ø техники шантажа как одного из инструментов угроз безопасности;
Ø типовых ситуаций, при которых шантаж может стать возможным;
Ø правил поведения в случае шантажа (при этом четко излагается основной тезис: «если объект шантажа, ранее нарушивший доверие работодателя, немедленно ставит об этом в известность службу безопасности, то он либо полностью освобождается от ответственности, либо несет ее в минимально возможном объеме»).
После того, как факт шантажа установлен, служба безопасности может в зависимости от общей стратегии своей деятельности использовать различные методы пресечения:
Ø самостоятельно или через шантажируемого сотрудника довести до субъекта угрозы информацию об ее выявлении (наиболее простой метод, рекомендуемый для организаций со стратегией пассивной защиты от возможных угроз);
Ø в случае выявления факта шантажа без участия его объекта либо сразу уволить шантажируемого сотрудника, либо «втемную» использовать его как источник дезинформации субъекта угрозы (вариант, рекомендуемый для организаций, проводящих стратегию адекватного ответа на возможные угрозы);
Ø использовать добровольно признавшегося сотрудника в качестве источника дезинформации субъекта угрозы (вариант, требующий дополнительных гарантий личной безопасности сотруднику).
В отличие от шантажа, прямые угрозы в адрес сотрудников чаще всего не связаны с негативными моментами в их профессиональной деятельности или личной жизни. Основным критерием выбора объекта угроз является должностное положение сотрудника и возможности, которые из него вытекают.Лишь в случае, когда целям субъекта угрозы могут способствовать одновременно несколько сотрудников, на его выбор могут повлиять их личные качества, например, нерешительность, боязнь любых открытых конфликтов, любовь к семье и т.п.
Субъектами подобных угроз чаще всего выступают:
Ø криминальные структуры (в основном из категории «молодых группировок», обычно не представляющие серьезной опасности из-за ограниченных возможностей);
Ø собственные сотрудники организации, заинтересованные в сокрытии информации о допущенных нарушениях (обычно либо прямые руководители объекта угрозы, либо начальники инспектируемых подразделений).
Основным методом профилактики является разъяснение сотрудникам необходимости немедленного информирования службы безопасности о факте угрозы, высказанной в любой форме. При этом до сведения обучаемого доводятся:
Ø полная бесперспективность для субъекта практической реализации угрозы, если о ней уже стало известно работодателю;
Ø возможности службы безопасности по защите от подобных угроз;
Ø возможность получения объектом угроз, оперативно оповестившим службу безопасности, специальных премиальных выплат или социальных льгот (естественно, при подтверждении реальности угрозы).
Для подтверждения факта угроз служба безопасности может использовать разнообразные технические средства и оперативные мероприятия, в рамках, регламентированных действующим законодательством. Пресечение дальнейших угроз осуществляется различными методами, в зависимости от избранной стратегии обеспечения безопасности:
Ø увольнение или иные санкции к своему сотруднику, допустившему угрозы в адрес подчиненного или ревизора;
Ø оповещение правоохранительных органов;
Ø решение проблемы с внешним субъектом угрозы иными, не противоречащими закону методами.
Защита от покушений на сотрудников в нашей стране более актуальна, нежели в странах с развитой рыночной экономикой. С начала 90-х годов жертвами покушений стали десятки тысяч должностных лиц, как частных, так и государственных организаций.
Работа по защите персонала от покушений осуществляется службой безопасности по нескольким направлениям и, соответственно, включает большое количество организационно-технических процедур и мероприятий. С учетом изложенного выше требования, основным направлением является профилактика угроз в режиме «раннего предупреждения». Этой работой занимаются сотрудники информационно – аналитического отдела, чьей обязанностью является выявление потенциальных заказчиков покушения, конкретных объектов угроз и, по возможности технических деталей (формы покушения, сроков, исполнителя). При успешном решении этой задачи у организации появится возможность выбора между несколькими вариантами поведения:
Ø решение проблемы путем ликвидации самой причины готовящегося покушения (урегулирование конфликтной ситуации в процессе переговоров, реализация принятых обязательств и т.п.);
Ø усиление защиты объекта покушения до уровня, делающего угрозу практически нереализуемой (что трудно осуществимо с чисто технической точки зрения);
Ø обращение за помощью к правоохранительным органам (наименее эффективное решение).
Другим методом профилактического характера является изучение службой безопасности статистики подобных угроз с последующей подготовкой специального аналитического доклада для высшего руководства. Наряду с обобщенным статистическим материалом, в докладе должны быть в ранжированном виде перечислены действия, которые могут стать причинами покушений на его руководство. Эта рекомендация особенно актуальна для вновь создаваемых организаций, руководство которых может не до конца представлять возможные последствия тех или иных действий. В рамках использования данного метода целесообразно также привлечение руководителя службы безопасности к экспертизе крупных контрактов или коммерческих программ, намеченных к реализации. От него требуется выявить вероятность сопутствующих ей угроз и доложить о них руководству.
Наконец, традиционным методам профилактики является обучение объектов потенциальных угроз в лице высших руководителей и членов их семей основным правилам личной безопасности. Оно осуществляется по двум направлениям. Первое связано с поведением объектов защиты во время сопровождения их сотрудниками службы безопасности (т.е. личными телохранителями). Второе направление имеет своей целью обучение объектов потенциальных покушений правилам поведения в отсутствие личной охраны. В настоящем Учебнике они не рассматриваются, поскольку уже сформулированы в специальных инструкциях и методиках, хорошо знакомых профессионалам служб безопасности.
Непосредственная организация защиты объектов угроз от покушений реализуется специальным подразделением отдела физической защиты. В зависимости от избранного стратегического приоритета комплектации службы, оно может формироваться как из ее штатных сотрудников, так и из специалистов частных охранных агентств. Организация профессиональной подготовки и дальнейшего поддержания квалификационного уровня телохранителей является предметом специального изучения вне рамок настоящей дисциплины.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 322.