Структура системы управления персоналом, проиллюстрированная приведенным ниже рисунком, состоит из трех основных элементов:
Ø кадровая стратегия;
Ø операционные подсистемы;
Ø блок обеспечения.
Рис. 1. Типовая структура системы управления персоналом в современной организации.
КАДРОВАЯ СТРАТЕГИЯ официально или «по умолчанию» базируется на одной из рассмотренных ранее доктрин организации трудовых отношений, выступающих в качестве ее «идеологической» основы, и включает в себя три базовые компонента:
Ø стратегические цели по кадровому направлению деятельности;
Ø концептуальные подходы к их достижению;
Ø варианты практической реализации этих подходов.
Большинство не только отечественных, но и зарубежных работодателей при определении кадровой стратегии (по крайней мере, в ее официально декларируемом виде) ограничиваются перечислением общих задач и принципов управления персоналом. В результате кадровая стратегия выполняет функции «политической программы», а не рабочего документа в системе внутрифирменного менеджмента. При таком подходе работники службы персонала в процессе решения прикладных управленческих задач естественно руководствуются не положениями «политической программы», а негласно сложившимися в конкретной организации традициями и собственными представлениями о целесообразности того или иного решения. В результате кадровая стратегия присутствует лишь «на бумаге», что заведомо снижает эффективность оперативного управления персоналом. Для предотвращения подобной ситуации в соответствующем документе должны быть четко сформулированы не только общие стратегические цели, но и подходы к их практической реализации. Указанные подходы могут быть сформулированы либо на альтернативной основе (вариант А или вариант Б), либо по принципу приоритета (обычно используем вариант А, но при невозможности этого допустимо использование варианта Б).
На выбор кадровой стратегии конкретным работодателем оказывают влияние следующие факторы:
Ø миссия организации (например, закрепленная в ней ориентация на обслуживание элитных клиентов предполагает необходимость привлечения элитных кадров);
Ø состояние рынка труда на территории соответствующего региона (для периферийных российских организаций ряда отраслей данный фактор имеет приоритетный характер из-за сохраняющегося в провинции дефицита квалифицированных специалистов и неразвитой инфраструктуры самого рынка);
Ø социальные ценностные ориентиры собственников, отражающие степень понимания ими роли кадрового направления и человеческого фактора в деятельности современной организации;
Ø финансовые возможности по содержанию персонала и обеспечению непрерывного развития системы управления им;
Ø имидж конкретной организации на рынке труда как работодателя (т.е. степень его авторитета в глазах собственных служащих и потенциальных кандидатов на трудоустройство);
Ø уровень профессионализма сотрудников кадровой службы;
Ø наличие филиальной сети, дружественных организаций, прочие аналогичные факторы.
Общие методические требования к кадровой стратегии:
Ø реальность (практическая достижимость) поставленных ею целей с учетом уже имеющихся и перспективных возможностей;
Ø конкретность поставленных в стратегии целей, т.е. невозможность двоякого их толкования;
Ø измеримость поставленных целей и привязанность их ко времени;
Ø взаимосвязь с другими направлениями общей стратегии организации (например, со стратегией обеспечения безопасности);
Ø необходимость предварительной оценки всех факторов, определяющих кадровую стратегию конкретного работодателя (уточнение их общего перечня, степени воздействия и возможных последствий для системы);
Ø оперативная корректировка стратегии при изменении определяющих ее внешних или внутренних факторов;
Ø публичный характер стратегии при соответствии ее требованиям доктрины развития человеческого капитала организации (при ориентации на доктрину эффективного потребления трудовых ресурсов, напротив, вынужденная ее конфиденциальность).
Основные направления кадровой стратегии:
политика регулирования численности персонала,целью которой является эффективная профилактика кадровых рисков количественного характера, обеспечивающая, с одной стороны, полное удовлетворение потребностей в трудовых ресурсах и, с другой стороны, отсутствие нерациональных затрат на содержание не в полной мере загруженных работой сотрудников.
Политика призвана дать ответ на следующие вопросы:
Ø следует ли в массовом порядке использовать механизмы аутстаффинга и временного найма?
Ø на какой сегмент рынка трудовых ресурсов приоритетно должен ориентироваться работодатель, привлекая новых сотрудников?
Ø на какую форму привлечения кандидатов на трудоустройство приоритетно должен ориентироваться работодатель?
Ø как работодатель решает проблему сокращения персонала?
политика развития персонала, целью которой являетсяэффективная профилактика кадровых рисков качественного характера, обеспечивающая соответствие квалификационного уровня, а также ответственности и лояльности сотрудников требованиям работодателя.
Политика призвана дать ответ на следующие вопросы:
Ø как организовать первичное развитие персонала?
Ø как организовать дополнительное обучение персонала?
Ø как управлять профессиональной карьерой сотрудников?
политика мотивации персонала, целью которой является создание у всех категорий сотрудников постоянной заинтересованности не только в добросовестном исполнении установленных должностных функций, но и в обеспечении дополнительных, т.е. незапланированных работодателем трудовых результатов.
Политика призвана дать ответ на следующие вопросы:
Ø как организовать основную оплату труда персонала?
Ø как организовать премирование персонала?
Ø как организовать косвенную экономическую мотивацию персонала?
Ø как организовать моральную мотивацию персонала?
политика психологической поддержки персонала,целью которой является обеспечение дополнительных условий для формирования и поддержания в трудовом коллективе корпоративного духа и общего позитивного психологического климата, а также наличие в системе управления персоналом дополнительного набора мотивационных инструментов группового и индивидуального характера.
Политика призвана дать ответ на следующие вопросы:
Ø на какие формы психологической поддержки приоритетно должен ориентироваться работодатель?
Ø как организовать психологическую поддержку персонала?
ОПЕРАЦИОННЫЕ ПОДСИСТЕМЫ - автономно функционирующие в составе системы персонального менеджмента элементы, направленные на реализацию формализованного перечня управленческих задач по одному из ее базовых направлений. Их типовой перечень совпадает с перечнем направлений кадровых политик и включает в себя:
Ø подсистему регулирования численности персонала;
Ø подсистему развития персонала;
Ø подсистему мотивации персонала;
Ø подсистему психологической поддержки персонала.
При формировании операционных подсистем необходимо соблюдать следующие методические требования:
Ø подсистемы не могут содержать элементы (методы, процедуры и т.п.), практическое функционирование которых может объективно затруднить эксплуатацию смежных подсистем;
Ø структура каждой из подсистем должна строиться по унифицированной схеме: «определение цели процесса - планирование и организация процесса - оперативное управление процессом - оценка результатов процесса путем сопоставления их с запланированными целями»;
Ø во внутренних регламентах должно быть закреплено персонифицированное распределение функций и ответственности за эффективность функционирования каждой из подсистем между дирекцией, специалистами службы персонала и руководителями других подразделений.
БЛОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ – создающий необходимые условия для функционирования системы управления и включающий следующие элементы:
Информационное обеспечение как совокупность:
Ø информационных массивов и баз данных по всем аспектам функционирования системы (например, e-Portfolio – электронных досье сотрудников);
Ø каналов прохождения управленческой информации в рамках системы, организованных по следующей принципиальной схеме: «источник информации - содержание информации - сроки передачи информации - получатель информации».
Нормативно-методическое обеспечение как совокупность внешних и внутренних регламентов и методик, используемых работодателем при управлении персоналом, условно разделяемых на следующие группы:
Ø внешние регламенты, устанавливающие требования и ограничения по кадровому направлению деятельности работодателя со стороны государства (Трудовой кодекс РФ, указы президента, постановления правительства, законодательные и подзаконные акты местных органов власти и т.п.);
Ø внутренние регламенты, документы, разработанные и утвержденные самим работодателем, которые определяют конкретный порядок, механизмы и процедуры, а также иные требования к управлению персоналом и имеют нормативный характер для всех его подразделений и сотрудников (положения, стандарты, приказы и т.п.);
Ø методические документы как внешней, так и собственной разработки, которые призваны разъяснять, комментировать и предлагать различные варианты решения конкретных управленческих задач в рамках системы (комментарии к Трудовому кодексу, методические рекомендации для руководителей подразделений и т.п.).
Технологическое обеспечение как совокупность формализованных управленческих технологий, с использованием которых обеспечивается непосредственная эксплуатация всех операционных подсистем, а также деятельность самой кадровой службы (например, технологии проведения отбора на стадии найма, аттестации, испытательного срока и т.п.).
Инструментальное обеспечение как совокупность используемых в организации прикладных методов управления персоналом, дифференцированных на четыре группы:
Ø административные методы;
Ø экономические методы;
Ø социальные методы;
Ø психологические методы.
Финансовое обеспечение как совокупность денежных средств, выделяемых администрацией для поддержания эксплуатации и дальнейшего развития системы.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 324.