Вышеизложенное понимание объекта философии означает нечто внешнее человеку. Более точная формулировка: не человеку, а его рассудку. Внешним рассудку может быть даже своё тело. Первое, что способен познать человек – это его собственное тело. Познание тела распространяется на окружающий мир. Это видно уже в главном виде мифов – о сотворении мира. Например, в Ведах сказано, что Вселенная возникла из тела Пуруши – первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Из мозга Пуруши возникла Луна, из ока – солнце, огонь родился из его рта, воздух произошёл из пупа, из головы – небо, из ушей – страны света, ноги стали землёй. Даже касты возникли из тела Пуруши. Из Ветхого Завета известно, что Бог слепил Адама из глины, а Еву из его ребра.
Отношение философии к человеческому телу было во все времена двойственным. Как писал О.Мандельштам, «дано мне тело – что мне делать с ним, таким единым и таким моим». С одной стороны, было невозможно игнорировать огромное влияние тела на дух и душу человека. С другой стороны, человек, как одно из животных, имеет немало общего с другими животными, что оскорбляло дух. Нелестное сравнение человека, например, со свиньёй унизительно – и напрасно. Тело свиньи имеет нечто общее с телом человека. Что же касается шимпанзе, то человека отличает от него лишь полтора процента генов. Проблема ещё более усложняется сторонниками перевоплощения душ. Людей, поедающих мясо животных (мясоедов) они называют трупоедами. По мнению вегетарианцев нельзя есть тело живых существ, поскольку тело – вместилище души. Уничтожая тело, мясоеды уничтожают душу. В этом плане, по мнению вегетарианцев, нет принципиального отличия мясоедов от каннибалов, поедающих тела людей.
Кроме того, прозаичность телу придаёт использование слова «тело» в физике, механике и других науках. Человек неявно как бы приравнивается к камню или иному неодушевлённому предмету. Возникает необходимость подчеркнуть отличие тела человека от других тел. Это достигается соединением человеческого тела с душой, без которой тело рассыпается в прах, то есть превращается в другое (другие) тела. От человека же ничего не осталось.
Двойственное отношение к телу проявилось в древнегреческой философии. С одной стороны, греки создали культ телесности, даже боги внешне должны выглядеть как люди. Статуи Аполлона, Афродиты, Венеры становятся образцами человеческого тела. Культ тела повторяется и в эпоху Возрождения. Изменять тело не дозволялось, оно должно остаться таким, каким его создала природа. Даже бриться мужчины начали лишь после македонской оккупации Греции. С другой стороны, тело – источник пороков, которые, понятно, противоречили нравственным, а потом и правовым нормам. Поэтому тело стало рассматриваться как временное хранилище души. Оно не может находиться в гармонии с телом, поскольку приносит человеку одни лишь муки. Культ тела сменился культом нетленной души, заточённой в темницу тела.
В силу указанной противоречивости человек никогда не был и не мог быть равнодушен к телу. С незапамятных времён люди поняли воздействие воли на тело. Его можно ослабить телесными наказаниями, включая сюда лишение сна, ленью, тяжёлым трудом, а можно и усилить посильным физическим трудом или специальными физическими упражнениями. Имеет немалое значение режим питания. Доспехи средневекового рыцаря оказались малы современному молодому человеку. Сказки, легенды, былины полны рассказов о богатырях. Вероятно, такие люди были, однако сведения о них представляют собой оборотную сторону реальности прошлых лет. Типичный индивид прошедших эпох был низкорослым и тщедушным, масса тела его была значительно меньше массы тела современника. Былинный Илья Муромец, судя по тому, что от него осталось, вряд ли стал бы чемпионом Киева в каком-либо виде спорта. Улучшенное питание, медицинское обслуживание и освобождение от тяжёлого физического труда сделали своё дело, в 60-е г.г. ХХ века в СССР возникло явление акселерации – ускоренного физического развития людей.
Любые изменения образа жизни происходили благодаря мускульной силе человека. Иначе и быть не могло. Приручение диких животных было великим шагом по пути прогресса человечества. Животные не только давали пищу, однако и, будучи физически более сильными, взяли на себя значительную часть трудов человека. Лошадь и бык, осёл и верблюд и сейчас являются активными участниками быта отставших в развитии народов. Но вот у развитых народов незаметно на глазах миллиардов людей произошло великое историческое событие – замена животных машинами. Население восприняла машинный переворот как должное. Великая труженица и воин – лошадь - сохранилась только на племенных заводах, ипподромах, иногда в цирке.
Тела части людей освободились от тяжёлого физического труда, больше нет бурлаков на Волге, но как ни странно, освобождение не принесло желанного результата. Городские жители начали страдать гиподинамией и ожирением. Занятия физической культурой и спортом отчасти ослабили данную проблему, хотя и не решили её окончательно. Тело требовало постоянной и достаточно высокой физической нагрузки, а развитие машинного производства и новейших технологий обрекало индивида на сидячий образ жизни. Тело теряет силу и выносливость. Это хорошо видно на примерах участия «цивилизованных» путешественников, напросившихся в походы с аборигенами Африки, Азии, Амазонии и других регионов. Рослый, физически вроде бы сильный американец или европеец выдыхается после нескольких часов пути. Маленький, щупленький абориген говорит цивилизованному спутнику, что они не прошли ещё и половину намеченного на день пути.
Одной из важнейших областей человеческой жизни был секс. Он олицетворял собой реальную, а не воображаемую свободу. Показательно, что во все времена тоталитарные режимы стремились ограничить, регламентировать, а то и подавить секс в людях. Это и не удивительно, так как свободным человеком управлять труднее, чем зависимым. В первобытном обществе свобода индивида была подчинена свободе рода, поэтому сексуальные табу на контакты между близкими родственниками или накануне важного мероприятия (например, охоты) были продиктованы этим мотивом. Не все учёные согласны с тем, что сексуальные контакты между близкими родственниками (кровосмешение, инцест) приводят к вырождению рода. Не лишено смысла предположение о том, что браки между чужими людьми приводили к увеличению социальных связей, чего не было бы в случае браков между близкими родственниками. Видимо, религиозное оформление табу было не более чем декорацией жизненной необходимости в наращивании социальных связей. Но это уже проблема науки, а не философии. В дальнейшем вмешательство христианской религии в сексуальные отношения надолго осложнило социальные отношения. Религиозно-церковное ханжество обернулось распущенностью и «сексуальными революциями». В нормальном обществе подростков обучали бы сексу, учили бы избегать нежелательных последствий. Когда секс становится обычным явлением в отношениях между симпатизирующими друг другу людьми, он перестаёт быть актуальной социальной проблемой. Причём секс необязательно связывается с браком, что и показала социальная практика. Преступлением против человека являются аборты, в чём религия, безусловно, права.
Стратегически важной для человека проблемой во все времена было здоровье. Беспечны были лишь дети и молодёжь, полагавшие, что они всегда будут здоровы и веселы. Люди среднего возраста проблеме здоровья уделяли немало внимания, времени и средств, а для пожилых здоровье стало главной темой мыслей, чувств и разговоров. От разговоров стариков о здоровье впору и молодому человеку лишиться здоровья. В природе, вопреки распространённым мнениям, не всё устроено разумно. Рождаются уроды, сиамские близнецы, передаются из поколения в поколение наследственные болезни, вспыхивают эпидемии болезней от гриппа до чумы и др. Со многими видами брака природы человеку не дано справиться, однако, с некоторыми болезнями он научился бороться. Жаль только, что на смену побеждённым болезням приходят новые, ранее неведомые болезни. В человеческом теле как разновидности материи происходят неведомые пока процессы, происходят по законам природы, не считающейся с целями человека.
ХХ век значительно усложнил проблемы, связанные с телом. Первой и самой жгучей из них является проблема клонирования человека. Казалось бы, нет ничего плохого в том, что будет создано несколько копий конкретного человека. Родители, потерявшие сына или дочь, утешатся копией и перенесут на неё свою любовь; утешится народ, потерявший любимого лидера, видя, как на его глазах подрастает точно такой же маленький великий человек; утешатся поклонники, увидев юную замену безвременно потухшей «звезде»; утешатся искатели истины, когда взамен старого Эйнштейна появится молодой, как две капли воды похожий на старого; утешится конституционный и даже абсолютный монарх (такие ещё имеются на планете), получив, наконец, желанного наследника и т.д. Однако с точки зрения имеющихся ценностей и знаний выгоды от клонирования, вряд ли, перевесят трудности, которые возникнут в связи с этим эпохальным научным открытием.
Запреты на клонирование временны. Нет никакого сомнения в том, что они будут легко преодолены, как только мизерное количество богатых людей ощутит в клонировании свою выгоду. В истории науки никогда не было ситуации, когда бы что-либо выгодное кому-либо из сильных мира сего не было использовано. Достаточно вспомнить открытие и использование отравляющих газов, расщепление ядра атома и др. То же будет и с клонированием. По сведениям, циркулирующим в средствах массовой информации, клонированные люди уже живут среди нас. Что же будет, когда клонирование станет массовым явлением? В будущее заглянуть сложно, но кое-что просматривается уже сейчас. Возможно, будут созданы биороботы, которые либо окончательно освободят «нормальных» людей от тяжёлого физического труда, либо, повинуясь приказу своих владельцев, поработят «нормальных» людей. Более вероятным представляется второе. В истории было немало легенд о двойниках, восседающих на тронах. Например, утверждалось, что парады на Красной площади принимал не И.Сталин, а его двойник. Возможно, это выдумка, но кто поручится, что в будущем главу государства не заменит клон? Похожий внешне, клон, тем не менее, отличается от «оригинала» воспитанием и образованностью. В связи с этим любопытно было бы знать, на каком уровне могут приниматься судьбоносные для общества решения. Так же хотелось бы знать, не возникнет ли хаос в судах при рассмотрении гражданских и уголовных дел, если ответчика или подсудимого подменит клон. Кто выдаст справку, что перед нами «оригинал», а не клон?
Не менее остра проблема трансплантации органов. Человек создан природой без набора «запасных частей», а они иногда весьма необходимы для излечения. Уже стали привычным делом сенсационные в недалёком прошлом пересадки сердца, почек и других органов. Дело за донорами, но кто они? Сложилась драматическая ситуация, когда возникла очередь людей, желающих поправить своё здоровье за счёт ухудшения здоровья других людей. Сложилась трагическая ситуация, когда возникла очередь одних людей, которые, желая продлить свою жизнь, объективно заинтересованы в смерти других людей. Они ждут, когда погибнет их возможный донор. Такого позора человечество ещё не знало в своей истории! Отброшена в сторону показная, благочестивая религиозность, не до неё, когда так хочется продлить своё животное существование. Ну а юристы до сих пор не решаются принять нормы, позволяющие без согласия родственников изъять внутренние органы у погибшего, скажем, в заурядном дорожно-транспортном происшествии. Юристы предвидят колоссальную трудность, которая встанет перед ними: как доказать, что человек, действительно погиб, что ему никак нельзя было помочь, что его в конце концов просто не зарезали на операционном столе?! Но даже если эта проблема решена, кому принадлежит тело покойного, имеются ли в гражданском кодексе на этот счёт нормы?
Вопросы эти совсем не праздные, не надуманные. В настоящее время в мире сложился один из самых прибыльных видов бизнеса – торговля человеческими органами. Имеются сведения даже о цене каждого отдельного органа человека. « В целом» все органы человека стоят примерно один миллион долларов США. Почему бы любимому чаду не заменить дефективный орган, почему бы стареющему британскому лорду не омолодиться так, чтобы на женщин снова хотелось смотреть. Благо, денег куры не клюют, нужны только органы. Спрос рождает предложение – и органы находятся. Непонятно лишь, куда пропадают ежегодно тысячи людей, которых никто никогда не находит, непонятно, почему так воспылали родительской любовью к славянским детям некоторые индивиды в западных странах. Указанная любовь объясняется, будто бы, тем, что иностранцы усыновляют-удочеряют больных детей. Видимо, на Западе больных детей больше не осталось, поэтому искатели живого товара ринулись на постсоветское пространство. Усыновление-удочерение распространено в мире, однако, уважающее себя государство, отдающее своего ребёнка иностранцу, ведёт постоянное наблюдение за его жизнью. К сожалению не все государства отягощают себя таким наблюдением.
С бизнесом связана ещё одна «телесная» проблема. В 1964 году один из итальянских учёных оплодотворил вне тела женщины и вырастил в лабораторной колбе двухмесячный зародыш человека. Метод получил название in vitro vertilisation. Римский папа запретил в Италии эксперименты такого рода, поскольку они явно противоречили установленному порядку деторождения, начало которому положили Адам и Ева. Но достижение итальянца Петруччи было использовано в других странах мира. В результате для двух категорий женщин образовалась возможность самой не вынашивать и не рожать ребёнка, а получить его в готовом виде от другой женщины. К первой категории относятся те женщины, которым по медицинским показаниям рожать не позволено, ко второй – те, которым вынашивать и рожать можно, но не хочется испытывать многомесячные тяготы и боли. Деньги есть, можно нанять другую женщину, возложив на неё все трудности. Сложилась любопытная ситуация: известно, что есть два вида отцов и два вида матерей – генетические и социальные. А в связи с открытием Петруччи появился ещё один вид матери – физиологический. Супруги могут, соединив свой генетический материал в лабораторных условиях, имплантировать его в организм специально нанятой женщины, которая выносит и родит их ребёнка. Ребёнок генетически связан со своими родителями, а не с женщиной, которая его выносила и родила. За «работу» женщина (инкуба) получает солидное вознаграждение, исчисляемое десятками тысяч долларов. Поскольку бедных женщин много, желающие подзаработать всегда найдутся. Пресса сообщала, что в США имеются даже так называемые baby farm (детские фермы), в которых живут до родов инкубы.
Широко распространены недешёвые пластические операции, но воздействие на тело связано не только с его изменением. Человек пытается исправить природу. Если верить утверждениям специалистов, природа не всегда правильно создаёт человека: мужчина рождается с наклонностями женщины, а женщины мужеподобны. Мужчины втайне от посторонних одеваются в женскую одежду, носят туфли на высоких каблуках и некоторое время чувствуют себя женщинами. Они плохо чувствуют себя в мужских ролях, тяготятся ими. Так же чувствуют себя и женщины с задатками мужчин. Некоторых женщин на спортивных соревнованиях судьи отказывались считать женщинами и не засчитывали их рекорды в качестве женских рекордов. Когда врачи убеждаются, что просьба переменить пол – не новомодная блажь, пациентов готовят к операции, изменяют им половые органы. Мужчины, ставшие женщинами, не могут рожать детей, однако, это тема уже иного разговора. Различие мужчин и женщин не так велики, как принято считать, утверждают медики. Не существует «чистых» мужчин и женщин, грань между ними весьма условна.
Учёные спорят о том, как будет выглядеть человек будущего, будет ли это человек «естественный» или синтез естественного с «искусственным», будет ли один вид человека или несколько видов. Но говорят они не только о человеке будущего, интересует и человек настоящий. Незначительные с точки зрения медицинской науки анатомо-физиологические различия приводят к весьма существенным социальным различиям. В XIX веке зарождается, в ХХ веке процветает известное течение общественной мысли – феминизм. Идеология женского пола поначалу настаивает на равенстве женщины с мужчиной, а потом непринуждённо перерастает в утверждение превосходства женщины над мужчиной. В довоенное время равенство женщины с мужчиной понималось как овладение женщиной мужских ролей. Появились призывы: «Женщина на трактор!», «Женщина на самолёт!», «Женщина – в забой!». В 60-80-е годы прошлого столетия в бывшем СССР феминизм процветал в литературе и искусстве – книгах, песнях, взрослых, детских песенках, фильмах, даже мультфильмах. Золотая жила женского превосходства вскормила целое поколение тех, кто считал себя литераторами. Женщина наделялась мыслимыми и немыслимыми достоинствами: умом, трудолюбием, порядочностью, проницательностью, благородством, волей, выносливостью и даже верностью. Непонятным оставалось лишь одно: как при массе таких положительных свойств «зимние вишни» разных сортов так нуждаются в мужчинах. Объяснение через секс менее чем убедительно.
Женщина не противостоит мужчине, вместе они дополняют друг друга и не способны заменить друг друга. И хотя феминизм игнорирует это утверждение, факты действительности говорят о разных типах социальных ролей мужчины и женщины. Рискуя прослыть женоненавистником, осмелюсь утверждать, что типичный мужчина превосходит столь же типичную женщину в трёх отношениях, которые предопределили его фактически лидирующую роль. Во-первых, мужчина физически сильнее женщины. Это различие сыграло колоссальную роль в развитии общества. В связи с ним Фридрих Энгельс писал о всемирно-историческом поражении женского пола при переходе от доистории к историческому времени. Даже в век машинного производства, автоматики и информатики и прочих достижениях науки физическая сила необходима для выполнения ряда важных работ. Во-вторых, как уже утверждалось, мужчина рассудочнее женщины, что не является необходимым разве что в лирике. В - третьих, мужчина обладает более сильной волей, более склонен к риску. В то время как женщина рада сохранить достигнутое, мужчина часто экспериментирует, а эксперименты не всегда заканчиваются удачно. Природа как бы преопределила, чтобы мужчина шёл на шаг впереди женщины и принимал на себя удары жизни. На 100 девочек рождается 107 мальчиков. Создаётся как бы «запас» мужчин, некоторым из них вскоре придётся умереть, остальным предстоит жить на свете меньше, чем женщинам. Меньшая средняя продолжительность жизни – плата за особый склад тела.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 206.