Понятие личности в философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С понятием природы человека связано понятие личности человека. В теоретических работах и учебных пособиях, к сожалению, часто смешиваются или отождествляются понятия «человек» и «личность», что наносит урон ясности мышления. Человек есть один из видов живых существ, личность же – свойство представителей данного биологического вида совершать социально значимую деятельность. Свойство личности можно приобрести, и можно утратить ещё до физиологической смерти. Данное свойство отсутствует (пока) у младенцев и (уже) склеротиков, умалишённых, алкоголиков и наркоманов в последней стадии пристрастия. Свойство личности приобретается в процессе социализации – процесса усвоения знаний, навыков, умений, норм нравственности и права и утрачивается в процессе десоциализации – утраты всего перечисленного. У человека, в отличие от животных, долгое детство, в течение которого индивид многому научается и многое знает. В процессе социализации имеют место две крайности: 1)короткое детство, когда детей принуждают работать и неестественно быстро взрослеть; 2)долгое, искусственно продлеваемое детство, когда юридически взрослый человек неспособен обеспечить собственное существование. Вторая крайность выражается понятием инфантильности ( от лат. infantilis – младенческий, детский). «Мальчик» лет этак 25 не хочет жениться, его вполне устраивает мама. В его представлении мама должна избавлять от его от головоломок жизни и существовать вечно.

Одна из сложностей исследования феномена личности состоит в том, что он является объектом ряда наук. Каждая из них находит в личности свой особенный предмет, в силу чего личность по-разному трактуется в разных науках. Например, психология, которая первой исследует явление личности, понимает под ней индивидуальность, самосознание и рефлексию человека. Первый признак не составляет особенность личности ни в одной из наук, поскольку индивидуальность присуща и животным. В этом легко убедиться всем, кто содержит домашних животных. Второй и третий признаки, действительно характеризуют личность в плане психологии. Самосознание есть сознание, обращённое на самое себя. Оно появляется у большинства людей в возрасте 3-4 лет. Рефлексия есть сознание, обращённое на свою деятельность или деятельность других людей. Она более или менее быстро развивается в человеке на протяжении всей его жизни. Рефлексия содержит ответ на вопрос «как?». Как я (или он) решил эту задачу, в чём секрет мастерства художника и т.д. Развитость рефлексии связана не столько с генетическими данными возрастом, сколько с опытом человека. Развитая рефлексия является необходимым условием ряда профессий: артистов, учёных, литераторов, медицинских работников, учителей и преподавателей, правоведов и др.

В истории личность понимается как способность оставить своей деятельностью след в жизни своего населённого пункта, региона, страны, континента, планеты. Масштаб личности определяется масштабом деятельности, причём безотносительно к его оценке. Людей, масштаб личности которых ограничивается кругом родственников, друзей, товарищей по работе, история называет «народными массами», демография «населением», политология «электоратом», некоторые политики «биомассой», а если вспомнить прошлое, - охлосом, быдлом, чернью. Оценка может быть не только положительной, а и отрицательной. Историческими личностями, несомненно, являются Герострат, Нерон, Гитлер, Ленин и другие отрицательные персонажи. В противном случае их имена были бы неизвестны людям. Нет никакого сомнения в том, что по их поручению действовали много малоизвестных или вовсе неизвестных нам отрицательных персонажей. Масштабы их личностей помельче, но их значение неизменно.

В этом плане вызывает удивление возражения части населения против сноса памятников Ленину, мол, это наша история. Да, это наша история, но и Сталин тоже наша история, почему бы не восстановить памятники и ему и его верным соратникам? А там, глядишь, можно бы поставить памятник и хану Батыю, завоевавшему Русь; потом Марине Мнишек, посаженной поляками на московский престол, татарским ханам, грабившим Украину и уводившим в плен тысячи наших предков, наконец, можно бы поставить памятник крепостному праву, сыгравшему колоссальную историческую роль. Назрел вопрос о памятнике М.Горбачёву, допустившему развал СССР. Ностальгией по молодости можно объяснить и простить протесты по поводу сноса памятников преступникам. Но в первобытном обществе, откуда берёт начало традиция установки памятников, памятники ставили только положительно оцениваемым субъектам: духам, богам и т.п. и не было памятников злым духам. Можно ли ставить памятник человеку, который, извратив и без того, мягко говоря, небесспорное учение К.Маркса и Ф.Энгельса, обрёк на смерть и страдания, по меньшей мере, десятки миллионов людей, искалечил судьбы нескольких поколений потомков? С уверенностью можно предполагать, что Россия была бы в числе сильнейших государств мира, не будь авантюризма Ленина и организованного им государственного переворота, именуемого Октябрьской революцией. Разумеется, Ленин – личность историческая, но не великая личность. Требовать сохранения памятников ему могут люди, не только тоскующие по прошлому, но и с атрофированным чувством справедливости. Им бы не мешало знать различие между исторической и великой личностью: всякая великая личность, несомненно, историческая, но не всякая историческая личность является великой личностью.

В социологии личность понимается иначе, чем в истории. В данной науке слово «личность» означает способность человека жить за счёт своего собственного труда. Сходство с историей прослеживается лишь в безотносительности к оценке деятельности человека и его социальным статусам и ролям. Социальный статус человека есть его место в системе социальных отношений. Социальные отношения разнообразны, отсюда наличие нескольких статусов, один из которых наиболее значим. Доминирующий статус определяется реальными обязанностями и правами человека, иначе говоря, его возможностями, миф о равенстве которых давно известен. В процессе социализации человек приобретает несколько социальных ролей (видов общественно значимой деятельности), одна из которых становится ведущей. Оценки статусов и ролей могут быть тоже положительные и отрицательные, но важно иное: способен ли человек потенциально или актуально существовать как самостоятельная социальная единица или же он живёт за счёт труда других людей? Некоторые студенты не признают свойства личности у преступников. Это заблуждение состоит в подмене социологического понимания личности его этическим пониманием. Чувство презрения несовместимо с наукой, в данном случае социологией, поскольку наука обязана исходить из принципа объективности. Этот принцип показывает, что живут своим «трудом» вор, мошенник, убийца. Непредвзято мыслящие люди понимают, что для совершения преступления необходимо иметь определённые способности, которых может не быть у порядочных людей. В чисто социологическом плане, то есть, не учитывая других граней понятия личности, свойством личности не обладают дети, неработающие инвалиды, домохозяйки, пенсионеры (если они не занимаются иной, оплачиваемой или неоплачиваемой общественной деятельностью) а также упоминавшиеся психически больные люди, алкоголики и наркоманы. Работников аппарата государственного управления, социологов, экономистов не случайно интересует количество именно трудоспособного населения, поскольку нетрудоспособных всегда хватает. Это одна из сторон проблемы качества населения, о чём будет писано ниже.

Философское понимание личности существенно отличается от приведенных выше, оно фиксирует не столько объективное в свойстве личности, сколько субъективное. С позиций философии в свойстве личности можно выделить такие черты: свобода воли и ответственность, критичность и самокритичность, способность к творчеству и отрицание рутины, нравственность и моральность, образованность и интеллигентность. Свобода воли – не что иное, как способность самостоятельно принимать решения. До определённого возраста маленький человек ещё не может принимать решения без дозволения взрослых. Внешним выражением данной неспособности выступает жест и фраза. Ребёнок держит за руку взрослого, так спокойнее, а при угрозе наказания за проступок говорит: «Я больше не буду! (Иногда так говорят и студенты первого курса вуза). Ответственность происходит от слова «ответ». Приходится держать ответ за совершённые неблаговидные дела. При ответе люди ведут себя различным образом. Ответственность означает осознание и признание несоответствия своего поведения существующим нравственным и правовым нормам, а также искупления своей вины. Способность к ответственности – показатель высокого развития личности, и можно только позавидовать людям, обладающим такой способностью. Слово «Прости!» тут выше всех иных слов. Все прочие людишки циничны, глумливы, лживы, изворачиваются, пытаются вызвать к себе жалость – таковы разные степени слабости личности.

Критичность означает отрицание слепой веры. Как говорится в Библии, не сотвори себе кумира! Однако в силу фетишистской природы общественного сознания, люди то и дело творят себе кумиров, что свидетельствует о слабости их личностей. Казалось бы, после развенчания одного кумира, новый кумир не появится. Но нет, на подходе новый кумир, у него только нос повёрнут в другую сторону, а слова почти те же самые, что у предыдущего кумира. Разумеется, каждый из кумиров желает «электорату» добра, пунктиром намечает шаги навстречу людям, исцелит их от всех болезней сразу, а не последовательно одну за другой, в каждом доме зажжёт лампаду счастья. Некритичность некоторых людей просто поразительна, они жаждут быть обманутыми. Особенно сильна некритичность у людей, считающих себя религиозными. На вопрос «Почему Бог создал человека способным к греху, за что потом и судит их?» отвечают: чтобы человек, обладая сознанием, мог отличить себя от животного. И всё. Но, во-первых, человек сам животное. Во-вторых, и другие животные, не обладающие сознанием, хорошо отличают себя друг от друга, например собака одной стаи лает на собаку из другой стаи, а уж об отношении к кошкам и говорить не приходится. Тогда, в чём смысл отличия человеком себя от других животных? Несёт ли Бог ответственность за своё творение, созданное по его образцу и подобию? Тщетно ждать вразумительного ответа на эти вопросы от верующего. Они просто верят, и этим всё сказано. Если бы такими были жители западноевропейских стран, не было бы никакой Реформации и протестантизма.

Самокритичность есть способность взглянуть на себя как бы со стороны и оценить как другого человека. Эта способность не даётся от рождения, она воспитывается. В результате длительного воспитания она как бы входит в подсознание, и человек, не раздумывая, относится к себе строже, чем к другим людям. Как и ответственность, самокритичность характеризует высокоразвитую личность. Для того чтобы сказать о себе нечто нелестное ( я ленивый, тупой, трусливый, подлый и т.д.) требуется некоторое мужество и воля. Эти качества имеются не всех и в достаточной мере. Как говорилось в одной из песен, легко давать другим советы, но не себе.

Способность к творчеству означает создание чего-либо нового для данного человека. Именно для данного человека. Пусть велосипед уже сто раз изобретали, но я его изобретаю в сто первый раз, и это будет акт моего творчества. Рутина есть деятельность, лишённая элементов творчества Люди интуитивно стремятся уйти от рутины - антипода творчества. Её достаточно в домашнем быту и на работе. Каждый психически нормальный человек стремится хотя бы незначительно изменить к лучшему (как ему кажется) свою деятельность в любой ситуации. Усовершенствование деятельности, несомненно, акт творчества, если понимать его в мировоззренческом, а не в профессиональном плане.

Нравственность есть следование правилам общежития, принятым в данном обществе. Длительное время люди руководствовались в поведении одной лишь нравственностью. Стратегия жизни определялась сравнительно просто: живи так, как жили твои деды и прадеды, занимайся той же деятельностью (например, обрабатывай землю), что и они. Следование общепринятым образцам и нормам поведения создавало индивиду положительную репутацию, вырабатывало уважение к нему других членов общности. Но в драме истории условия жизни людей неоднократно и радикально изменялись. Чего стоит одна лишь массовая миграция молодёжи из села в город в 60-е – 80-е годы в бывшем СССР! И всё же данный стереотип (стремление к гармонизации отношений индивида с другими членами общности, общества) сохранился до настоящего времени и, видимо, будет существовать всегда. Это естественно, так как без общепринятых норм поведения общность людей, общество существовать не может. Поэтому нравственность – необходимое свойство личности в философском плане. Однако наряду с нравственностью существует и моральность – личностное отношение человека к нормам нравственности. Моральность возникает сравнительно поздно, в эпоху разложения родового строя, когда общественные устои предстают перед судом мысли индивида и должны, по его мнению, соответствовать критерию «разумности». «Новый» человек начинает бунтовать против обычаев и давать им собственную оценку. Такие эпизоды случаются всё чаще, в каждую эпоху бывает достаточно «лучей света в тёмном царстве». В таких эпизодах не важен вопрос о том, кто прав: общество или личность, поскольку спорен сам вопрос о «правоте». Важна самостоятельность мышления индивида, его личная позиция, которая характеризует его как единицу общественной жизни, а не безгласный нуль.

Обыденное сознание часто смешивает образованность с эрудированностью. Разумеется, эрудиция необходима для получения образования, но в то же время сама по себе она не является образованностью. Чистая эрудиция имеет значение для школьника в конкурсе «Самые умные дети», для участия в игре на «Поле чудес» Якубовича и т.п. Образованность же есть способность решать назревшие проблемы на основе имеющихся знаний. Эрудированный человек не сумеет решить ни одну из таких проблем. Не под силу они будут и так называемым практикам – людям с профессиональным опытом, но без специального образования. Иначе говоря, образованность есть способность к творчеству. Мера её развития – это мера развития личности. Искажению подвергается и понимание интеллигенции и интеллигентности. Безнадёжно устарело понимание интеллигенции как людей умственного труда. Умственный труд характерен для многих групп служащих, однако сложно их отнести к интеллигенции. Интеллигенция – это большая социальная профессиональная группа, члены которой создают духовные ценности или поддерживают их функционирование. Интеллигенция – это работники науки, литературы и искусства, это работники музеев и библиотек, учителя школ и преподаватели вузов и др. К интеллигенции, странно это ни покажется, относятся спортсмены, поскольку они создают зрелища – явление духовное, а не материальное. С другой стороны, к интеллигенции нельзя при всём уважении к благородной профессии отнести врачей, имеющих дело с телом, а не душой человека.

От слова «интеллигенция» отпочковалось слово «интеллигентность», слово не всегда приложимое к профессиональным интеллигентам. Представление об интеллигентности зародилось в эпоху массовой неграмотности и забитости большинства населения царской России. В ту пору всякий грамотный человек считался носителем интеллигентности, хотя значение грамотного человека не всегда соответствовало критериям интеллигентности. Интеллигентность есть образованность и воспитанность человека. Интеллигенты времён А.П.Чехова давали читать книжки кухаркиным детям, не боясь, что они станут загибать на углах листы или пачкать их. Интеллигенты той удивительной эпохи были добры к простолюдинам, сочувствовали их бедам. После известной «социалистической революции» интеллигенты либо покинули Россию, либо были истреблены. Появилась новая, «трудовая интеллигенция», от которой произошли современные «образованцы», к коим относится и автор данного опуса. Под стать им был и «самый организованный и революционный класс общества», думающий лишь о том, как бы больше урвать для себя у государства. В данное время подлинно интеллигентные люди сохранились в мизерном количестве лишь в больших городах. Это вымирающий вид, посмотреть на который скоро будут водить экскурсантов. Тем не менее, интеллигентность как сочетание образованности и воспитанности – показатель развитости личности в мировоззренческом плане.

Если бы все черты личности можно было выразить количественно, можно было бы, суммируя их, дать сравнительную характеристику личностей самых разных людей.

 

 

5.3. Проблема качества населения.

 

Факты истории показывают, что в приблизительно одинаковых, сходных условиях представители разных народов вели себя по - разному. Одни сражаются до последнего вздоха за свободу, другие покорно подчиняются завоевателям, одни создают всё новые и новые орудия труда, разрабатывают новые технологии, другие веками используют одни и те же орудия и труд животных, одни смело ищут новые земли и расширяют сферы влияния, другие, замкнувшись в рамках освоенных территорий, не ищут новых земель и т.д. В историографии известны мнения об исторических и неисторических народах как народах активных и пассивных, которые были в прошлом и есть в настоящем.

В межличностном общении каждый человек получает оценки со стороны всех, с кем общается. Оценки различны, однако складывается некое господствующее мнение: один трудолюбив, другой – ленив; один умён, другой глуп; один смел, другой труслив; один порядочен, другой подл и т.д. Постепенно складывается мнение о «качестве» данного человека. Слово «качество» можно употреблять без кавычек, поскольку имеется в виду совокупность актуальных для других людей свойств данного человека. Но то, что достаточно просто устанавливается применительно к отдельной личности, оказывается сложным относительно некоторого количества личностей, именуемых населением. Разумеется, качество населения нельзя понимать как сумму качеств составляющих его индивидов, но условно их можно делить по «сортам». На пути познания проблемы качества населения встают пока непреодоленные препятствия.

Понятие качества населения относится к числу наименее разработанных в науке. Им пользуются демографы, понимая под качеством населения его репродуктивную способность, и экономисты, говорящие о качестве рабочей силы. Молчание в других науках и философии объясняется, как представляется, особыми обстоятельствами. Первое из них состоит в одностороннем понимании идеала равенства людей. Если все люди признаются равными друг другу, то вопрос о качестве людей лишён смысла. Действительно люди формально признаются равными друг другу в четырёх отношениях: религиозном, нравственном, правовом и политическом. Равны ли они практически – тема иного разговора, условимся считать их равными. Но есть и другие отношения, в которых люди явно не равны друг другу: по задаткам (не смешивать со способностями, которые могут быть развиты из задатков), по темпераменту (не смешивать с характером, который воспитывается, а темперамент на протяжении жизни не изменяется), по воле, которая может быть усилена или ослаблена в процессе воспитания. Кроме того, люди не равны по «стартовым» возможностям в воспитании, в обладании знаниями и собственностью. Поэтому аргумент равенства несостоятелен, но он способен заблокировать интерес к рассматриваемой проблеме.

Другим препятствием является возможное обвинение в расизме, поскольку расисты как раз использовали аргумент расового неравенства. Однако и этот аргумент лишён достаточного основания. Дело в том, что в рамках одной и той же расы наблюдается разное качество населения. Белые западноевропецы фактически не признают равными себе белых жителей Восточной Европы, они относятся к славянам с презрением. Утверждают, что, будто бы, даже слово «славяне» произошло от латинского слова «slave» - раб. Японцы считают себя самыми способными среди народов монголоидной расы (если уж не самыми способными в мире), негр, выросший в США, вряд ли, признает равным себе негра, выросшего в Африке.

Самым серьёзным препятствием, блокирующим разработку проблемы качества населения, являются идеологии религиозные, национальные, особенно государственные. Идеология ни одного государства не признает своих подданных или граждан тупыми, ленивыми, трусливыми и т.п. Нет, мы самые умные, трудолюбивые, мужественные и самые древние на земле. Наши предки жили на этой земле тысячи лет назад, этот факт отбрасывает свет славы и на нас, их потомков. Действительно ли мы самые, самые… ещё надо доказать, а аргумент древности часто оказывается липовым. На одной и той же земле в разные периоды времени жили самые разные по культуре народы, между ними и современными жителями на той земле нет никаких генетических связей: ни биологических, ни культурных. В данном случае просто абсолютизируется место, территория проживания. Других сходств не обнаружено. Но даже если современники потомки славных предков, заслуги древних автоматически не переходят к потомкам и не возвеличивают их. Шахматы зародились в Индии, а ни один индус не стал чемпионом мира по шахматам, к тому же в Индии эта игра вовсе не так популярна, как в других странах мира. Древняя Греция дала миру великих философов, современная Греция явно не блещет в этом отношении. Древний Рим дал миру классику права, современная же Италия в этом отношении ничем не примечательная страна. Однако идеология не считается с такого рода фактами. Она либо переносит славу предков на потомков, либо сочиняет мифы о величии своего народонаселения. А это препятствует подлинно научному подходу к изучению действительной роли данного народа в мировой культуре.

Качество населения всегда прямо связано с активностью людей: чем выше активность, тем выше качество. Таков первый шаг в освоении этого понятия. Далее, имеется в виду такая активность, которая не предполагает никакого влияния на жизнь данного народа извне. Никто не придёт в наш дом и не наведёт в нём порядка, если мы сами этого не сделаем. Известный английский историк и философ Г.Т.Бокль определяет качество населения через явление свободы: «Люди никогда не могут быть свободны, если не воспитаны для свободы. И это не есть то воспитание, которое может быть приобретено в школах или заимствовано из книг, но то, которое является результатом самодисциплины, самоуважения и самоуправления». Из наших рядов должны выйти правители, законодатели, учёные и другие лидеры, которые поведут за собой менее одарённых членов общества. Тут качество населения в целом непосредственно связывается с качеством отдельных личностей: лидеры должны быть «наши», а не чужаки. Но и у ведущих и у возможно большего количества ведомых должно быть одно непременное свойство – воля, то есть способность выдерживать всевозможные давления природной и социальной среды и преодолевать преграды на пути к поставленным целям. Фактор воли традиционно недооценивался рядом философских учений и обыденным сознанием. А между тем воля – главный элемент ментальности общества. Качество населения в целом можно определить так: качество населения есть способность людей к самоорганизации, самореализации, к полноценной жизни.

Достаточно высокое качество человеческого материала позволяет людям не только организовать свою собственную жизнь, но и совершать экспансию на территории обитания других народов. Этот «материал» позволяет людям немедленно реагировать на нарушение их интересов, а не ныть и ссылаться на «объективные причины», люди горят желанием действовать, а не рефлектировать по поводу несовершенства мира. Экспансия высококачественного населения обычно бывает троякого рода: торговая, военная, культурная. К последней следует отнести и деятельность учёных, «открывающих» новые земли. Так, например, европейские учёные открывали для себя страны Африки. За первооткрывателями шли колонизаторы, за колонизаторами шли колонисты. В результате действия всех видов экспансии почти вся Африка, оказалась захваченной европейцами. Немногие лидеры африканских народов понимали значение появления первых путешественников, утолявших свою любознательность сбором разведывательных сведений о жизни местных народов. Большинство лидеров прельстились блестящими побрякушками белых людей, чем обрекли свои народы на длительные страдания. Налицо явно низкое качество населения африканских стран в сравнении с качеством населения Европы. То же можно сказать и об отношениях русских с народами северной Азии.

Несмотря на огромное разнообразие жизни разных народов, всё же в обобщённом виде просматривается ряд критериев качества населения.

1.Здоровье всего или большинства населения. Здоровье - самый простой и ясный показатель состояния того или иного народа. Здоровый человек явно превосходит больного, он способен работать или учиться, а больной ничего делать не может, да ещё требует внимания и затрат на лечение. Когда больных становится много (особенно во время эпидемий), складывается угрожающее положение. Когда больных пока неизлечимыми болезнями (онкологических, сердечно-сосудистые заболеваний, СПИДа и др.) становится много, это сильно ослабляет общество и государство. Медицинская статистика могла бы предоставить впечатляющие данные о состоянии здоровья населения, о том, сколько людей, в течение какого времени не могли работать, и сколько ушло средств на оплату больничных листов, не говоря уже вообще о затратах на систему здравоохранения.

2.Состояние образования всего или большинства населения. Образование преследует две стратегические цели: разностороннее (не обязательно всестороннее) развитие личности и подготовку необходимого количества необходимых специалистов. Достижению первой цели полностью подчинено начальное и общее среднее образование. Разностороннее развитие личности продолжается и в высших учебных заведениях. Вторая цель достигается в учебных заведениях, готовящих специалистов: профессиональных (не только технических!) училищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Образование непосредственно определяется культурой общества: обучают тому, что признаётся значимым в данной культуре. Повторюсь, сущность образования состоит в способности человека к творчеству, к умению решать возникающие проблемы. При этом не так важно, какой диплом у человека и имеется ли он вообще. Не совсем верно говорят о том, что профессиональные учебные заведения от профессиональных училищ до университета и академии выпускают специалистов. Нет, они выпускают «заготовки» специалистов. Выпускники становятся специалистами лишь через 5-6 лет работы по специальности и никак не ранее. Образование – это вложение капитала в подготовку полноценных членов общества. Капитал, как известно, вкладывают в промышленные и сельскохозяйственные объекты, в строительство, транспорт и связь, но вложение каптала в становление и развитие человека логически предшествует всем иным инвестициям.

Правильная политика в области образования обеспечивает обществу не только стабильность, а и перспективу прогрессивного развития. Мудрые политические деятели это хорошо понимают. Ошибки же чреваты долговременными негативными последствиями. Ошибки допускаются либо временщиками на тронах, либо идеологами государства и псевдоучёными от педагогики. Как здание зависит от фундамента, на котором оно стоит, так и система образования зависит от основы, на которой она покоится. В довоенное время и первые послевоенные десятилетия в бывшем Советском Союзе проводилась правильная политика в области образования. Она основывалась на государственной идеологии: дать всему населению хотя бы начальное образование, а затем повысить планку образованности до уровня среднего образования. Первое удалось выполнить, а со вторым вышла заминка. Выяснилось, что не все люди способны освоить программу средней школы, да и не все желали получать среднее образование. Тут бы и дать каждому свободу выбора. Но государство пошло по пути принуждения к получению среднего образования, что и было закреплено в юридических нормах. Такой шаг нанёс ошеломляющий удар по качеству образования. Теперь уже никого не оставляли на повторный курс обучения и всех «тянули за уши» до получения «аттестата зрелости», хотя ни о какой зрелости, кроме половой, не могло быть и речи. Зрелость можно было получить в работе, но детям не позволяли работать, как было после войны, с 14 лет.

Идеологи были довольны: мы самая образованная страна, только дипломы наших вузов не спешили признавать за рубежом. Массовый брак, приписки, девальвированные документы стали обычным явлением в образовании. Началась даже торговля документами об окончании вузов. На одной из атомных электростанций Украины были обнаружены несколько специалистов, которые никогда не учились в соответствующем техническом вузе, они просто купили дипломы. Ходят легенды о врачах, которые не умеют правильно поставить диагноз, об учителях, пишущих с ошибками, о юристах, не имеющих юридического образования. К сожалению, в руководстве страной нет мудрых политических деятелей, которые понимали бы необходимость не количества обладателей дипломов («образованцев»), а качество их подготовки. Вместо этого по-прежнему учебные дисциплины делятся на основные и второстепенные, отсюда такое же деление учебных подразделений и работающих в них людей. И это тоже качество населения, только той её части, которая без ложной скромности называет себя элитой. На каждой ступени следовало бы отбирать лучших учащихся, следовало бы намного сократить количество государственных вузов и упразднить так называемые частные вузы. А вместо этого более чем вдвое увеличилось количество поступающих в вузы. Украина утёрла нос Европе: вузов у нас больше, чем в Англии, Франции, Италии, Польше вместе взятым. Время от времени возникают схоластические дискуссии о непрофессионализме наших специалистов. Но так устроена система образования, что она ещё со школьной парты под влиянием идеологии государства в массовом порядке плодит непрофессионалов. Этот факт не лучшим образом характеризует качество населения.

3.Уровень развития науки и техники. Способность делать научные открытия, создавать технические устройства показывает высокое качество населения, так как наука и техника многократно увеличивают возможности человека в материальном производстве. При взгляде на политическую карту мира видны лидирующие в научно-техническом плане регионы: Европа, особенно её западная часть, северная Америка, восточная часть Азии. Львиная доля открытий и изобретений сделаны в указанных регионах, другие регионы в основном лишь пользовались достижениями соседей по планете. К примеру, компьютер изобретён в одной стране, а пользуются им во всём мире. В передовых странах находятся люди талантливые, берущие на себя смелость и риск создавать нечто новое и полезное. Сам факт наличия таких людей свидетельствует о качестве населения. Но есть и другая сторона данного критерия – восприимчивость населения новинок науки и техники. Пусть никому не покажется, что эти новинки всегда с восторгом принимаются населением. Некоторых сдерживает страх перед новизной и необычностью, большинство же относятся равнодушно. Очевидно, общество должно созреть для принятия результатов труда учёных и изобретателей.

Показательна в этом отношении судьба парового двигателя. В чертежах и расчётах он был создан ещё до нашей эры в Египте, но рабовладельческой стране паровой двигатель ни к чему. Впоследствии он не раз изобретался в других странах, где также не были готовы к его приёму. Существовал в XIX веке паровой двигатель и в России, однако крепостнической стране он также не был нужен. В начале ХХ века русский инженер придумал известную гранату Ф-1 («лимонку»), он называл её карманной артиллерией. Ходьба по кабинетам военного ведомства России ничего не дала. Ознакомившийся с изобретением инженера японский предприниматель увёз его в Японию, где и стали производить «карманную артиллерию». Когда началась русско-японская война, окопы русских солдат японцы забрасывали «лимонками». Такова ирония истории. История науки и техники содержит много примеров, когда открытие или изобретение делается в одной стране, а используется в другой стране. Сюда же примыкают и споры о приоритетах. Русский инженер ещё в 1907 году изобрёл электронно-лучевую трубку, а честь создания телевизора принадлежит американцу, А.С.Попов изобрёл радио, а изобретателем считают итальянца Маркони и т.д.

4.Ментальность населения. Ментальность, называемая в предыдущие столетия духом народа, представляет собой типичный, устойчивый образ чувств, мыслей и поведения, характерных для данного народонаселения. Речь идёт не о народе, а именно, о населении. Народ – категория политическая, он носитель подлинно гражданского общества. До народа населению ещё предстоит дорасти. В основе ментальности лежит воля людей. Ментальность нельзя считать только фактом сознания, она отчасти бессознательна. Человек делает поступки машинально, не задумываясь, его движения стереотипны, как бы инстинктивны. Явным показателем «качественной» ментальности является способность населения к риску или самопожертвованию.

Самопожертвование (или его отсутствие) многообразно. Его можно видеть в быту, когда люди стоически переносят отсутствие элементарных условий жизни, надеясь на то, что их дети будут жить лучше. Самопожертвование видно в труде, когда люди не щадят личного здоровья во имя неподвластных их уму планов государства. Но особенно явно выражено самопожертвование во время войны, когда люди не щадят своей жизни ради победы над врагом. Историкам войн известна, деликатно говоря, невысокая стойкость и доза мужества некоторых союзников гитлеровской Германии во время войны. Союзники панически бежали под натиском советских войск, в то время как сами немцы сражались до последней возможности. Историкам известно мужество и самопожертвование японских лётчиков, направлявших свои самолёты против американских авианосцев, хотя они уже понимали, что война Японией проиграна. Известны также подвиги советских лётчиков во время войны, направлявших самолёты на боевую технику противника. Но так поступали не только Николай Гастелло и Виктор Талалихин, так поступили 503 экипажа советских лётчиков. Самопожертвование всегда указывает на приоритет общественных ценностей над ценностями индивидуальными.

При отсутствии данного приоритета трусость, эгоизм, пассивность становятся доминантами поведения. Последнее свойство показательно для населения, недавно получившего б'ольшую (в сравнении с предшествующим состоянием) свободу. Оно удовлетворено большей дозой свободы и безразлично к борьбе кланов и возглавляющих их личностей. Население ведёт себя подобно самке, равнодушно ждущей, пока нею овладеет самец-победитель. Такому населению неведом путь борьбы за свои права. Атрофия воли породила привычку «договариваться» о том, что ему принадлежит и без договора. Неведомо населению, что есть вещи, по поводу которых компромисс невозможен. Тут бы пора браться за оружие, но неведомо населению, что свобода покупается кровью…

Продолжением не лучших черт ментальности населения является оплевывание прошлого своего общества. Чтение и слушание историй о прошлом создаёт впечатление о том, что пишущие и говорящие – враги самим себе. В прошлом всё было плохо, в настоящем всё хорошо, а будущее вообще лучезарно. Проходит время и всё повторяется сно

Дата: 2016-09-30, просмотров: 174.