Результаты процесса познания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Всякий процесс заканчивается результатом. Любой вид познания также имеет конечным результатом определённые результаты. В обыденном познании таким результатом является полезное практическое знание. Люди знают, как надо обрабатывать землю, плавить металлы, воспитывать детей, строить дома, управлять простейшими механизмами и т.д. В религиозном познании конечным результатом выступает убеждение в существовании Бога и всем, что с Богом непосредственно связано. В художественном познании конечным результатом выступает художественная правда. Деятель искусства характерными для данного вида искусства средствами выражает общественную жизнь. Произведения искусства не требуют, чтобы их выдавали за действительность, но, с другой стороны, они не могут быть оторваны от действительности. Скульптор Эрнст Неизвестный выразил в могильном памятнике противоречивость личности Н.С.Хрущёва, композитор Д.Шостакович в одной из симфоний выразил мужество и стойкость защитников Ленинграда в годы блокады. Произведения искусства «обязаны» отражать наиболее значимые факты действительности. Особенно актуально это суждение для литературы.

Конечным результатом научного познания является поиск истины. Этот поиск составляет смысл научного познания. Существует немало концепций истины, но применительно к научному познанию непоколебленным осталось определение, данное в IV веке до нашей эры Аристотелем: истина есть знание, соответствующее действительности. Против того, что в науке истина есть знание было трудно возразить, что означает слово «действительность» вроде бы, тоже нет разногласий, однако, что означает слово «соответствует»? По этому поводу был высказан также ряд мнений. Наиболее обоснованное из них выглядит следующим образом. Знание соответствует действительности, если оно удовлетворяет трём условиям: 1)когда знание подтверждается органами чувств; 2)когда знание позволяет человеку достигать намеченных целей; 3)когда данное знание ведёт к новым знаниям. Истине противостоит заблуждение, то есть, непредвиденный, нежелательный, ошибочный результат процесса познания. Наука полна примеров заблуждений, от которых следует отличать неполноту, незавершённость познания в каждый данный момент времени. В философии также имеются заблуждения, но распознать их значительно сложнее в силу субъективности философских истин.

Понимаемая таким образом истина обладает такими свойствами как объективность, абсолютность, конкретность, и относительность. Наиболее сложна объективность. Тут имеет место противоречие: с одной стороны, объективное есть всё, что не зависит от воли сознания человека, с другой стороны, знание локализуется в сознании человека, следовательно, субъективно, то есть зависит от субъекта. В связи с этим возникал вопрос: существовала ли истина до появления человека на земле? Такой же смысл имел вопрос: существовала ли красота до появления человека? Очевидно, до появления человека не было ни истины, ни красоты по той простой причине, что некому было открывать истину или наслаждаться красотой. А мир существовал. Так, может быть, истина и красота являются порождением ума и души человека? Но чтобы значили ум и душа, если бы не было природы? Возражения против объективности истины представляются надуманными. Если бы речь шла о свойствах ума, мы бы занялись психологией, но речь идёт о свойствах объектов, которые постигаются умом, отражаются в нём. Следовательно, центр тяжести рассуждений переносится на изучаемый объект и потому истина называется объективной, хотя, возможно, точнее было бы назвать её объектной, а не объективной.

Абсолютность истины понималась в двух смыслах: как предел познания, когда уже было бы нечего познавать, и как единичные суждения, к которым было бы нечего добавить. Предела познания в силу бесконечности бытия не существует, отчего ценность такой абсолютности ничтожна. Познавательная ценность суждений типа «Все птицы имеют клюв», «Одесса находится на берегу Чёрного моря», «Пятью пять равно двадцати пяти» также невелика. Конкретность истины является указанием на связь знания с объектом познания. Когда объект не указывается или указывается недостаточно определённо, знание является абстрактным, то есть, бедным, неразвитым. Мыслить абстрактно легче, чем конкретно, поэтому явным признаком теоретического скудоумия является употребление мудрёных словечек вроде «дискурс», «концепт», «модерн» и т.п. В статье «Кто мыслит абстрактно?» Гегель приводит в пример базарную торговку. Та, правда, не знала таких слов, однако мыслила так же, как некоторые современные «учёные». Дело в том, что, когда объект, к которому относится знание, ясно не обозначен, под это знание (точнее, слова о нём) можно подвести любой другой объект. Скажем, когда произносим слово «народ», какой объект можем подвести под него: всё население, трудящиеся классы общества, угнетённые слои населения? Словом «народ» можно обозначить любой из этих объектов. Слушающий или читающий может не знать, какое значение вкладывается в данное слово, и в этом уже начало заблуждения. Поэтому афоризм «Истина конкретна» является законом для каждого добросовестного философа и учёного.

Что касается относительности истины, то человеческое познание иногда называют переходом от одного заблуждения к другому заблуждению. Относительность истины является признанием вечной незавершённости познания, процессом с изменяющимся результатом в тот или иной отрезок времени. В каждый отдельный момент времени человек считает свои знания истинными. И лишь с течением времени, возможно, убеждается в ошибке. Истине, повторимся, противостоит заблуждение – непреднамеренное искажение результатов познания. Заблуждение – такой же естественный результат процесса познания, как и истина, причём заблуждений больше, чем истинных знаний. Особенно хорошо это видно на примере представлений людей о форме Земли. В древности считалось, что Земля имеет форму диска, покоящегося на спинах трёх китов, которые плавали в океане. До поры, до времени людей такое знание устраивало. Потом появилось знание о шарообразности Земли. Со временем и оно устарело, хотя ранее казалось истинным. Теперь говорят об эллипсе как форме планеты Земля. Кто знает, истинно ли такое суждение? Ведь существуют же предположения о Земле как неладно скроенном многоугольнике, рёбра граней которого представляют собой края тектонических плит, области землетрясений. Возможно, завтра найдётся некто заявляющий о Земле как имеющей форму чемодана? Относительность истины показывает не столько слабость этого свойства, но и его силу. Духовное и материальное бытие находятся в постоянном движении, отсюда и постоянное движение и совершенствование наших знаний о нём.

Для науки с её принципами верификации и фальсификации весьма важны беспристрастные критерии истинности знания. Существуют два критерия: практический и логический. В практике человек показывает эффективность своего мышления. Из трёх указанных свойств знания первые два (когда знание соответствует показаниям органов чувств и когда человек, благодаря знанию достигает поставленных целей) характеризуют практику как критерий истины. Третье свойство (когда данное знание ведёт к получению новых знаний) характеризует логический критерий истины. Дело в том, что не всегда и не любое знание можно проверить на истинность практически. Например, человек, пока не знает, есть ли жизнь на других планетах, что творится в центре Земли и многое другое. Суть логического критерия состоит в том, что получение нового знания опирается на предшествующее знание, которое признано безусловно доказанным. Так раньше астрономов можно открыть новую планету, доказать абсурдность некоторых утверждений историков и т.д. Логический критерий применяется не реже, чем практический критерий, хотя второй больше по душе государственным деятелям, учёным-прикладникам, большинству населения.

На уровне обыденного познания истина нередко ассоциируется с правдой, хотя для такой связи нет достаточного основания. Истина и заблуждение – категории гносеологии, в то время как, правда и ложь – категории этики. Правда и ложь выражают отношение человека к своим знаниям и чувствам, а не сами знание и чувства. Человек говорит правду, когда он говорит то, что думает или то, что чувствует. Человек лжёт, когда говорит не то, что думает или чувствует. В одних случаях правда совпадает с истиной, в других расходится с ней. Суждение «Свинец плавится при довольно низкой (в сравнении с другими металлами) температуре» будет и правдивым и истинным. Свойство правдивости ему сообщает обыденный опыт человека, лично наблюдавшего данное явление, а свойство истинности – сравнение с другими металлами. Суждение «На улице тепло» может быть правдивым, но не обязательно истинным, так как его может произнести больной человек с повышенной температурой тела

Смешение истины с правдой в обыденном сознании не случайно, оно связано с религией, которая по-своему занята теми же проблемами, что и философия. Философия, в отличие от науки, вырабатывает конечный результат в виде субъективной истины. Субъективная истина есть результат философствования, претендующей на звание мудрости. Явно или неявно философы считают мудростью выводы из своих исследований. Когда, согласно легенде, Понтий Пилат спрашивает Христа «Что есть истина?», он имел в виду жизненный смысл действий И.Христа, мудрость его деятельности, а вовсе не соответствие знаний действительности. По этому поводу Н.А.Бердяев писал: «Искание истины есть в известном смысле и нахождение истины, такого рода обращение к смыслу жизни есть проникновение смыслом».

Истины философии отличаются от истин науки и другими свойствами:

1)Философские истины (если имеются в виду истины, а не умозрительные суждения) абсолютны, то есть, характеризуют человека, как такового, поскольку его природа неизменна. Так, например, сквозь тысячелетия сохранила актуальность истина «Познай самого себя». Её абсолютность заключается в непреходящем значении самопознания человека. Лишь релятивистски мыслящие лица способны заявлять, что философская истина одного времени неизбежно отличается от философской истины другого времени. Абсолютные философские истины существуют, поскольку неизменна природа человека. Возможно, когда-либо она изменится, только в этом случае можно будет говорить об изменчивости философских истин.

2)Философские истины абстрактны, они рассчитаны на всех людей, а не на данного человека. При этом под истиной понимается не столько результат деятельности профессионального философа, сколько распространённость этого результата в умах мыслящих людей. Субъективная истина данного философа не учитывает субъективных особенностей того или иного индивида. Поскольку она абстрактна, то и адресуется абстрактному индивиду. Так, например, главные мысли Эпикура «Не надо бояться богов, не надо бояться смерти, можно переносить страдания, можно достичь счастья» были адресованы не только его ученикам, а и всем людям. Благодаря этому свойству они пережили века и тысячелетия. В обыденном сознании абстрактные истины выразились в пословицах типа «Не рой яму другому – сам в неё попадёшь», «На чужом несчастье счастья не построишь» и др.

3)Философские истины проверяются на соответствие природе человека, основам его существования в течение гораздо более длительного времени в сравнении с истинами науки. Если проверки истин науки требуются годы, дни, часы или даже секунды, то для проверки субъективных истин требуются исторические эпохи. Так, например, мудрость древних римлян «Хочешь мира – готовься к войне» подтверждена опытом ряда столетий. А заблуждение К.Маркса и Ф.Энгельса относительно материального производства как основы общественного развития было развеяно практикой общественного развития в течение примерно одного столетия, в течение которого произошёл грандиозный социальный эксперимент над разными народами планеты. Отрицательные последствия материалистического понимания истории сказались на развитии культуры, мотивации людей к труду, обесценения образования и др.

4) Философские истины в отличие от истин науки обращены не к рассудку, а к разуму человека и его душе. Гегель писал: «Истина есть великое слово и ещё более великое дело. Если дух и душа человека здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь». Если истины науки могут быть использованы как благородными людьми, так и подлецами, то истины философии адресованы лишь первой категории лиц. Вор, вряд ли последует совету Марка Аврелия жить каждый день так, как будто он последний, хотя и сознаёт, что в любой день для него может стать последним.

5)Философские истины являются движущей силой человека, придают смысл его жизни. Как бы превратившись в идеал, такая истина придаёт действиям человека определённый порядок и светит ему путеводной звездой. Ради истины люди жертвуют многим, порой самой жизнью. Истории известны имена людей, подчинивших свои жизни революционному переустройству общества, борьбе за национальное освобождение и другим целям. Особенно остро стоит вопрос о философской истине перед верующими людьми. Для них истина – Бог, следовательно, вся жизнь отдана служению Богу. Сложность тут составляет адекватное понимание Бога. В среде верующих нормой стали разногласия о том, как верно понимать Бога и как служить ему. Русские старообрядцы предпочитали заживо сжечь себя и своих близких в деревянном доме, чем подчиниться власти Антихриста, то есть патриарха Никона. Философские истины превращают людей, как в фанатиков (в положительном и отрицательном смыслах) так и в романтиков. Они манят людей своей таинственностью и универсальностью.

Что вечно – деньги или слава,

Машины, неприступность стен?

Веков всерушащая лава

Крушит и превращает в тлен

Дворцов сияющие своды,

Полотна древних мастеров

И к нам доносит дым костров

Сожжённой мысли и свободы.

О, истина дай нам ответ,

Чем пленишь людей и кто ты?

Шли за тебя на эшафоты,

Твердя как заклинание: нет!

Всегда стояли за тебя

И ты была всего дороже.

Стою за истину. И строже

Смотрю на мир и на себя». Аист. (А.И.Стовба)

Дата: 2016-09-30, просмотров: 191.