Философия о судьбе человека.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие судьбы – одно из популярнейших в обыденном сознании, отчего оно стало достоянием религии, философии и искусства. Большинство размышлений о судьбе, равно как и о смысле жизни, пронизаны тоской по утраченным возможностям, допущенным ошибкам и сожалением о конце личного бытия. Уходя в смерть, человек надеется продолжить свой путь в иной жизни, так же, как, засыпая, он предполагает продолжить жизнь следующим утром. Сам факт размышлений о судьбе – явное свидетельство неудовлетворённости человека своим бытием. О судьбе обычно размышляют не «до того», а «после того», то есть, после того, как прожито немалое количество лет, имеются достижения или непоправимые ошибки. Существование понятия судьбы – напоминание о бренности всего земного. Как говорит латинская пословица, memento more – помни о смерти. Особенно остроактуальными такие размышления становятся при трагических развязках житейских сюжетов. Эти развязки всегда означают тяжёлые болезни, несчастные случаи, нелепые случайности, и, разумеется, смерть. Кажется, что без таких «приправ» судьба становится пресной. Однако сравнение жизненных путей множества людей не добавляет знания о судьбе конкретного человека. Напротив, она стала ещё менее понятной. Множество людей ставит себе конкретные цели, пытается осуществить их, но часто результаты не соответствовали поставленным целям, иногда даже противоречили им. Когда в течение столетий замечается массовое несовпадение целей результатам, возникает представление о некоей надмировой силе, управляющей поступками людей. «Мы только куклы, вертит нами рок, не сомневайся в правде этих строк», - писал Омар Хайям.

Древние греки считали судьбу неким особым существом и наделили её самостоятельным существованием. Поскольку существо должно иметь имя, его получила и судьба. Судьбу звали Ананке (принуждение, неизбежность). По мировому веретену, вращающегося на её коленях, проходит Мировая ось. Дочери Ананке – три сестры Мойры (богини человеческой судьбы): Клото (прядущая нить человеческой жизни), Лахесис (назначающая человеческий жребий), Антропос (неотвратимо обрезающая нить жизни человека в назначенный час). Мойры были воплощением слепой необходимости, они были беспощадны даже к богам, в чём находили утешение простые смертные. С кризисом полисного уклада древней Греции на первый план вместо Мойр выходит Тюхе – удача, случайность. Человек ожидает получить не то, что ему причитается в соответствии с обычаем, а то, что выпадает по законам азартной игры: обстоятельства делают солдат царями, куртизанка правит населением через пленённого ею правителя, жизнь народов зависит от случайных придворных событий. С установлением господства Римской империи в Средиземноморье судьба понимается как всеохватывающая и непреложная детерминация, отчуждённая от конкретного бытия человека – Фатум (рок). От Фатума также невозможно уйти, как от администрации Рима, и так же мало, как администрация, Фатум считается с жизнью индивида или народа.

О судьбе так много сказано, что, видимо, больше уже нельзя сказать ничего нового. Можно лишь подметить некие сходные черты в высказываниях мудрецов всех эпох, стран и народов. Во-первых, судьба анонимна. Даже считая её особым существом, никто не может сказать, как она выглядит. Как писал Еврипид, «нам судьба путей не открывает: ни наукой, ни хитростью её не купишь тайну». Во-вторых, судьба нейтральна по отношению ко всем людям, никому не отдаёт предпочтения, никому не удалось записать её в свои друзья. В-третьих, судьба безжалостна и равнодушна, нанося жестокие удары, она не учитывает и без того сложного положения человека. Ф.Энгельс выразил редкое для своего творческого кредо суждение: «Никуда не уйти от своей судьбы, - другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своих собственных действий». К сожалению, Ф.Энгельс не дожил до времени, когда бы мог увидеть банкротство своих с К.Марксом идей. Возможно, он раскаялся бы в фанатическом отрицании частной собственности и других грехах «единственно верного учения». В-четвёртых, судьба всемогуща, она сломает и сомнёт любого, кто осмелится встать на её пути. «Самая тяжёлая мука для человека, - писал «отец истории» Геродот, - многое понимать и не иметь силы бороться с судьбой. В-пятых, судьба слепа, то есть, непредсказуема. По мнению Платона, «судьба – путь от неведомого к неведомому и произвольная причина рокового деяния».

Во все времена люди страстно желали узнать свою судьбу. Это было не простое любопытство. Человек, обладающий знанием будущего, пытался бросить вызов судьбе: в случае неблагоприятного хода событий жизни попытаться изменить ход событий в свою пользу. Спорным выглядит суждение Гегеля: «Было бы до отчаяния скучно знать заранее с полной определённостью все повороты своей судьбы и переживать их затем по порядку все вместе и каждый в отдельности». Тщетность попыток познания судьбы не убавляла количество желающих заглянуть в будущее. Они гадали и гадают по картам, по звёздам, по линиям на руке, по кофейной гуще, по полёту птиц, по внутренностям животных и т.д. Неисчислимая рать пророков, провидцев, гадалок, нострадамусов, ванг и т.д. никогда не оставалась без работы. По сей день процветает эта необлагаемая налогом профессия. Её представители хорошо знают душу человека и эксплуатируют желание знать будущее. Ни один клиент не уйдёт от гадалки без доброго предзнаменования, их хватит на всех. Из тысяч пророчеств сбываются единицы. Их можно считать либо случайными совпадениями, объясняемых законом больших чисел, либо знаниями, не имеющими никакого отношения к способу предсказания. Если некто предскажет, что в ближайшие дни погибнет человек в дорожно-транспортном происшествии, то тут не надо ни быть пророком, ни гадать по картам. Будущая смерть человека «запрограммирована» большим количеством автомобилей, плохими дорогами и неумелыми водителями. При данных трёх условиях следствие (смерть человека) неизбежно. Один из астрологов предсказывал, что в Одессе будут рушиться дома, что, действительно, произошло. Но это можно было предвидеть и без астрологии. Дома, сложенные из камня ракушечника, простояли более ста лет; они не вечны, поэтому их падение, вряд ли, можно считать предметом предвидения. Иной вариант «пророчеств» объясняется использованием знаний явно не из области гаданий или астрологии. Например, другой из астрологов предсказывал повышение курса одной из валют, для чего он использовал аналитический материал одной из телевизионных передач. Предсказание сбылось, астролог повысил свой авторитет, а об аналитике-экономисте позабыли.

О судьбе спорили всегда. В спорах сложились две основные мировоззренческие позиции – фатализм и волюнтаризм-субъективизм. Обе позиции выражены афоризмами: «От судьбы не уйдёшь!» и «Человек сам хозяин своей судьбы». Каждая из позиций представляется отчасти верной, отчасти неверной.

Фатализм (от слова fatum – рок) есть мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Фатализм бывает трёх видов: бытовой, теологический и рационалистический. Бытовой фатализм, предтечей которого было мифологическое предопределение, предполагает «тёмную», слепую судьбу; он связан с суевериями, астрологией и гаданиями. Фатализм теологический обосновывается религиозными доктринами. Фатализм рационалистический исходит от философствующих учёных. В чистом виде он представлен Демокритом, Т.Гоббсом, Б.Спинозой. Ключевому слову «предопределение» не следует придавать религиозную форму. Предопределение может быть задано каким-либо природным явлением. Например, учёные утверждают, что через несколько миллиардов лет Солнце погаснет. Следовательно, гибель всего живого на Земле предопределена. От факта затухания Солнца тянется просматриваемая цепь причин и следствий. Правда, если поставить вопрос о причине затухания Солнца и не найти на него ответ, то не остаётся ничего иного, как предположить на то волю Бога. А о причине существования Бога спрашивать не принято.

Неизвестность причины предопределения придаёт ей мистический оттенок и порождает в душах людей суеверия, иногда воспринимаемой в качестве религии. Судьба выступает иррациональный, тёмным явлением. Девиз «От судьбы не уйдёшь!» имеет определённое положительное значение, его можно назвать даже активным фатализмом. Человек, верящий, что от судьбы не уёдёшь, приобретает смелость и бросается в огонь, переходит бурную реку, рискует в азартной игре, преследует преступника и т.д. В повести М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» фаталист приставляет пистолет к голове и спускает курок. Происходит осечка, фаталист прав, ему не суждено умереть. Правда, не суждено умереть лишь от пистолетного выстрела, а от удара саблей пьяного казака он вовсе не был застрахован и погиб. Но фатализм бывает и пассивным, парализующим волю человека. Он ясно выражен словами Ф.И.Тютчева:

«Не рассуждай, не хлопочи!...

Безумство ищет, глупость судит;

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей всё пережить:

Печаль, и радость, и тревогу.

Чего желать? О чём тужить?

День пережит, и слава Богу!».

 

Достоинство фатализма заключается в признании детерминации любого явления другими явлениями. Главным же недостатком фатализма является принижение роли сознания и воли человека. Их значение ставится в лучшем случае в один ряд с любыми другими явлениями. Прусский король Фридрих Вильгельм I намеревался наказать философа Вольфа, который утверждал, что если солдаты дезертируют из армии короля, есть тому достаточная причина, неизбежность, с которой бороться бесполезно. Однако когда Вольф узнал о намерении короля, хотя и понимал, что у короля есть к тому достаточная причина, не стал ждать осуществления наказания, а поспешно удалился из Иены. Один из персонажей повести А.М.Горького «Городок Окуров» доктор Ряхин так говорил своему собеседнику: «Вы рассуждайте философски: человек не может ни ускорять события, ни задерживать их, как не может остановить ход вращения Земли, развитие прогрессивного паралича или, например, этот идиотский дождь. Всё, что должно быть – будет, чего не может быть – не будет, как Вы ни прыгайте. Это, батя, доказано Марксом, и – значит – шабаш!». Однако, собеседник, не удовлетворённый таким разъяснением, спрашивает: «Но Алексей же Степанович! Должны же люди что-нибудь делать?» И доктор Ряхин отвечает: «Указано им – плодитесь, множьтесь и населяйте землю, всё остальное приложится вам!»

Приведенные примеры разноплановы. Фаталист Вольф личным поведением опроверг самого себя. Доктор Ряхин, во-первых, неверно понимает Маркса. Во-вторых, он ставит человека на одну грань с животными. Если бы животные умели говорить, они рассуждали бы примерно так же, как данный доктор. Человек не всесилен, но и от него кое-что зависит. Выпадение дождя испортило ценный предмет, а разве человек не мог укрыть этот предмет? Даже животные умеют реагировать на сигналы об опасности, тем более это присуще людям. Власть над обстоятельствами человеку даёт знание, наивысшая ценность которого состоит в предвидении. Если в тривиальнейшем из примеров роковую роль способен сделать порыв ветра, сбрасывающий на голову человеку кирпич с крыши дома, то не меньшее значение имеет способность человека предотвратить падение кирпича или избежать последствия падения. Поэтому хотя далеко не всё подвластно человеку, его личностные свойства - сознание и воля – должны не исключаться из цепей причин и следствий, как это имеет место в фатализме, а включаться в эти цепи.

В вопросе о понятии судьбы противоположным течением философской мысли являются волюнтаризм и близкий к нему субъективизм. Термин «волюнтаризм» был введен в 1883 году немецким социологом Ф.Тённисом. Однако как теоретическое понятие волюнтаризм был известен в философии ещё стоикам, видевшим в воле средство преодоления житейских невзгод. В философии Августина воля понималась в качестве основы всех духовных процессов. Средневековый философ Иоганн Дунс Скотт подчёркивал примат воли над интеллектом: воля превыше мышления. В иррационалистической философии волюнтаризм проявился в «воле к жизни» А.Шопенгауэра, «воле к власти» Ф.Ницше и у других философов. Воля обычно связывается со свободой, получается свобода воли. Гегель писал, что воля может быть только свободной, несвободная воля – бессмыслица.

Воля играет слишком большую роль в жизни людей, чтобы остаться незамеченным явлением. Дань понятию об этом явлении отдали многие теоретики религии, философы, литераторы. Например, А.П.Довженко совершенно обоснованно писал: «Есть воля – есть человек! Нет воли – нет человека! Сколько воли, столько и человека». Огромная роль воли в жизни людей породила ряд концепций героев и толпы, в которых историю определяла воля исторических (не обязательно великих) личностей. Эти концепции не лишены основания, так как анализ исторических событий показывает, что нередко исторические личности делают то, что бывает не под силу миллионам рядовых лиц. С другой стороны, появление на авансцене истории личностей бездарных, вроде безвольного императора России Николая II или болтуна Горбачёва М.С. способно обречь на страдания и бедствия сотни миллионов людей. Безответственность такого рода типов стала хрестоматийной. Цена воли исторических деятелей чрезвычайно высока. В философии чаще имеет место переоценка воли как рядовых лиц, так и исторических деятелей, что нашло выражение в формировании течения философской мысли – волюнтаризма. Волюнтаризм есть преувеличение возможностей волевых усилий человека, приводящее к абсолютизации воли как главного фактора человеческой деятельности. Применительно к теме судьбы волюнтаризм выражается лозунгами типа «Человек сам делает свою судьбу», «Человек сам кузнец своего счастья» и т.п. (Все хотят быть счастливыми, но, видимо, не все обладают навыками в кузнечном ремесле).

В отличие от волюнтаризма, преувеличивающего возможности воли, субъективизм недооценивает или игнорирует объективные (не зависящие от сознания и воли человека) условия жизнедеятельности. Человек не может ослабить лютые морозы, заставить идти дождь в нужное время в нужном месте, предотвратить землетрясение и т.п. Общественные явления не менее объективны. Нельзя за несколько десятилетий превратить рабов в свободных людей и дать им волю к сопротивлению насилию, нельзя за короткое время изменить ментальность населения, нельзя искоренить безнравственность и преступность. С ними приходится лишь считаться, как со снегом на вершине горы Арарат. Те, кто не считается с объективными обстоятельствами – субъективисты. Субъективизм есть мировоззренческая позиция, приверженцы которой недооценивают или игнорируют объективные условия жизнедеятельности людей. Практика обычно быстро охлаждает пыл субъективистов. В годы правления Советским Союзом Хрущёва Н.С. газеты писали: «Кукуруза шагает на север!» Дошагала кукуруза аж до Архангельской области, потом зашагала в обратном направлении. Советский маис не получился. Что уж говорить об обещанном рае – коммунизме, которым было очаровано целое поколение советских людей! Субъективизм, так же, как и волюнтаризм отрицает или недооценивает эволюционное развитие общества и индивида. На первый план выступает воля – способность индивидов выдерживать давления внешней среды, преодолевать преграды и неучёт влияния обстоятельств деятельности. Одним словом, «наша воля крепче, чем гранит».

Имеется немало свидетельств истории об ограниченности как фаталистического, так и волюнтаристско-субъективистского мировоззрения. Желательно, однако, обратиться к аргументам философским. Фаталисты приводят известный ещё в древности так называемый «ленивый софизм». М.Т.Цицерон в трактате «О судьбе» приводит его в следующем виде: «Если тебе суждено выздороветь от этой болезни, то возьмёшь ли ты врача или не возьмёшь, выздоровеешь. А если не суждено тебе выздороветь от этой болезни, то возьмёшь ли ты врача или не возьмёшь, не выздоровеешь. То и другое от судьбы. Следовательно, звать на помощь врача нет никакого смысла». Понятно, что при таком ходе мыслей отрицается всякая активность человека, ему остаётся лишь надеяться на судьбу.

Объективное и субъективное, причудливо переплетаясь, образуют неповторимую судьбу человека. Поскольку в её понимании в настоящее время преобладают волюнтаристские моменты, уместно привести используемую сторонниками волюнтаризма притчу о двух лягушках. Лягушек бросили в кувшин с молоком. Одна из них, не видя пути к спасению, пошла к ко дну. Другая лягушка отчаянно била лапками по молоку и сбила кусочек масла, ставший ей островком спасения. Спасшаяся лягушка показала пример людям: бороться за жизнь до последнего вздоха. Эта лягушка – аргумент волюнтаристов в споре с фаталистами о судьбе. Всё логично в их позиции, непонятным остаётся лишь один момент: почему у одной лягушки хватило силы воли для спасения, а другая лягушка оказалась безвольной? Любому волюнтаристу придётся согласиться с тем, что «стартовые возможности», то есть, то, что дала природа и воспитание, у лягушек были неодинаковы. Сильная и слабая воля обеих лягушек имели свои причины, а те свои причины и т.д. Высокопарное презрение к причинности, столь модное в нынешнее время в среде «свободных» философов, литераторов и других людей искусства опровергается прозой жизни. Гносеологической основой волюнтаризма-субъективизма является отождествление желания с волей. Стоит лишь сильно пожелать чего-либо – и всё само собой устроится. Тождество желания и воли – очень распространённый мотив обыденного сознания. Если хочешь – значит, можешь! Мятущиеся индивиды, обуреваемые самыми разными желаниями, наивно полагают, что такое состояние их душ приведёт к вожделенному результату. Однако нередко они упирались лбами в стену, либо им не хватало силы воли.

Как видим, в каждой позиции имеется изъян: фаталист «ленив», волюнтарист – гиперактивен. Каждая из них отчасти верна, отчасти неверна. Причина тому либо недооценка роли сознания и воли, либо их переоценка. Сложность проблемы судьбы состоит в том, чтобы не преуменьшить и не преувеличить роль, с одной стороны, объективных условий жизнедеятельности человека и населения как субъекта общества, сознания и воли людей, с другой стороны. Для достижения «золотой середины» необходимо уточнение некоторых понятий и достаточно полное знание о человеке или о народонаселении. Во-первых, в понимании судьбы центральное место принадлежит понятиям причины и следствия, вне которых судьбу не понять. Во-вторых, при анализе понятия судьбы используются понятия необходимости и случайности. С учётом этих замечаний можно определить судьбукак жизненный путь человека от рождения до смерти, как причинно связанную последовательность событий его жизни.

Понимание судьбы предполагает выделение четырёх групп необходимых причинных факторов. К первой группе относятся генетические факторы. Каждому человеку ещё в утробе матери заданы генетические параметры его судьбы: воля, о которой так любят говорить волюнтаристы; задатки, которые могут превратиться или не превратиться в способности; темперамент, лежащий в основе характера; внешность, физическая сила, здоровье. Вряд ли, не погрешив против здравого смысла, кто-либо не признает их огромного значения для будущего. Лотерея судьбы состоит в том, кто какое наследство получит от своих родителей, дедушек, бабушек и других родственников по кровной линии. Если бы каждый из параметров можно было выразить количественно, видимо, каждый человек получил бы генетический «паспорт».

Вторая группа факторов – микросреда, непосредственное окружение человека. В этом окружении он приобрёл свойство личности. Начало жизни, которое кажется детям одинаковым у всех, пока они не закончат школу, существенно определяется составом семьи (полная или неполная), материальным благополучием и социальным статусом родителей, режимом воспитания, компанией друзей, положением в школе, увлечениями и др. Особенно большую роль в судьбе играет материальная обеспеченность. Когда человек постоянно не озабочен поиском средств к существованию, подобно тому, как собака ежедневно ищет пищу, он может позволить себе развитие способности к творчеству в той или иной области. Не случайно большинство выдающихся произведений науки, литературы и искусства созданы материально обеспеченными людьми. И, напротив, как много талантов погибло из-за нищеты их обладателей! Фактор микросреды развеивает досужий миф о «равенстве возможностей». В психологическом плане важен период до пяти лет, когда ребёнок буквально впитывает большое количество получаемой информации – она будет базой его последующего развития. Итальянский монах Томазо Кампанелла в книге «Город Солнца» обоснованно утверждал, что ребёнок не должен видеть и слышать грязи в прямом и переносном смыслах, а стены домов должны быть расписаны прекрасными картинами. Воспитание ребёнка в наибольшей мере зависит от родителей, которые подают ему пример либо благородства и чести, либо подлости и карьеризма. И то, и другое с большой долей вероятности – судьба человека.

Третья группа факторов – макросреда, общество, в котором живёт человек. Стабильное, процветающее общество создаёт условия для нормальной жизни. Как утверждал древнегреческий мыслитель Симонид Кеосский, «для полного счастья человека необходимо иметь славное Отечество». Но на славное Отечество везёт далеко не всем лицам. В подлинном, а не по названию гражданском обществе, демократия не сводится к процедуре голосования, а чиновники, оказывается, могут быть судимы. В этом обществе общий интерес господствует над интересами частными. В таком обществе людям кажется, что судьба зависит только от их личных усилий, в чём они, действительно, правы. В то же время это люди особого «сорта», показывающего высокое качество населения. Общество, образованное людьми иного «сорта» хронически пребывает в состоянии застоя и выталкивает за свои пределы миллионы людей. В зарубежных странах их ждут замысловатые сюжеты, чаще всего грустные. В периоды социальных потрясений (войн, гражданских войн, революций, кризисов) судьбы людей ломаются и калечатся, а иногда и прекращаются. Слепой рок, злая надмировая сила вихрем проносится по стране. Маленький человек бессилен понять её происхождение, а большой философ Н.Бердяев лишь в эмиграции понял, что утопия способна стать реальностью. Так ли уж блажен тот, кто посетил сей мир в его минуты роковые?

Четвёртая группа факторов судьбы – космос, природа. Гипотезы Д.Чижевского о влиянии солнечных ритмов на земные события и о пассионарной энергии космоса Л.Гумилёва пока остаются не более чем гипотезами. Тут, возможно, имеет место подгонка схем под совершившиеся события, и нет ясного предвидения будущего. Но магнитные бури сокращают пребывание на земле людям с ослабленным сердцем, каждый народ переживает свои взлёты и падения. Что же касается природы как географической среды, то её влияние на судьбы людей не вызывает сомнений. В какой природной среде вы выросли и что впечаталось в ваше сознание или подсознание – такова в некоторой мере и ваша судьба. Уроженец тропиков, вряд ли, привыкнет к сибирским морозам, а сибиряк к тропической духоте. Каждый будет осознанно или неосознанно искать подходящую ему климатическую среду. Влияет климат и другие природные условия и на судьбы народов. Ш.Л.Монтескье был не так уж неправ, говоря о том, что суровый и жаркий климат не побуждает человека к активной деятельности. Оптимален умеренный климат, хотя и в нём не все народы отличались высокой активностью. В ХХ веке в полной мере стало ясно значение наличия тех или иных полезных ископаемых, в особенности нефти газа, для судеб народов.

Все указанные группы факторов необходимы, объективны и постоянны. Знает о них что-либо человек или не знает, нравятся они ему или не нравятся, факторы действуют неотвратимо и постоянно. Французский учёный и философ XIX века П.Лаплас полагал, что если бы имелось достаточное количество информации и если бы кто-либо сумел бы её тщательно обработать, будущее стало бы столь ясным, как и прошлое. Но судьба человека определяется не только необходимыми, а и случайными факторами. Если необходимые факторы трудно познаваемы, то случайные придают судьбе мистическую окраску. Люди часто под судьбой понимают одно какое-либо особо значимое событие, круто изменившее ход жизни человека или прекратившее эту жизнь. Совершенно случайно он или она встретили друг друга, поженились и прожили вместе долгую и счастливую жизнь. Случайно некто оказался в другой стране, куда никогда не собирался ехать. Страна понравилась, и человек прожил там всю оставшуюся жизнь. Случайно учёный увидел подсказку в решении долго мучавшей его проблемы и в порыве вдохновения на одном дыхании разгадал загадку природы. Такого рода случайности называют улыбками судьбы, но судьба не всегда улыбается. Иногда она строит гримасы. Несчастливые случайности люди запоминают лучше. Порой значимость случайностей приводит к колоссальным последствиям. К.Маркс вполне обоснованно писал, что история носила бы мистический характер, если бы случайности не играли никакой роли.

Судьбу нельзя отождествлять с каким-либо одним, пусть даже очень важным, из её моментов. Судьба есть весь жизненный путь человека от рождения до настоящего момента времени или до смерти. В первом случае судьба не завершена и может быть изменена, во втором случае судьба завершена и уже никак не изменится. Только при признании такого понимания судьбы корректно исследовать её «механизм». Случайности сами по себе не могут определять судьбу человека, это «прерогатива» необходимых факторов. Но необходимость и причинность не следует толковать в духе механистического материализма, господствовавшего в XVIII веке. Согласно данной теории причины и следствия жёстко сцеплены друг с другом, поэтому знание причин означает и знание следствий. Из того факта, что булгаковская Аннушка пролила масло, вовсе не следует с необходимостью попадание чьей-либо головы под колёса трамвая. Роль случайностей недооценивалась. Считалось, что случайность является лишь результатом нашего недостаточного знания о явлениях бытия. Однако случайности не менее объективны, чем необходимые факторы, они просто включены в другие причинно-следственные цепи. В вопросе о наступлении какого-либо события или явления, а, следовательно, и эпизода в жизни человека, имеют место две крайности. Первая из них – указанный механистический материализм, однозначно выводящий следствия из причин. Другая крайность – толкование явлений микромира, в котором, будто бы, нет места причинности и необходимости. Ведь ещё Эпикур писал об отклонениях атомов от предписанных им траекторий, чем он объяснял свободу воли и случайность.

Снимает обе крайности понятие интервала неотвратимости явления. Один из исследователей детерминизма Б.Я.Пахомов отмечал, что «ещё до фактического пересечения двух процессов явление приобретает черты необходимости, ибо при данных условиях существует такой минимальный интервал времени, в рамках которого пересечение становится неизбежным и не может быть предотвращено хотя бы даже вмешательством человека – оно уже не может не произойти». В неисчислимых пересекающихся друг с другом линиях причин и следствий нет никакой предопределённости интересующего явления. Не встретились, не поженились бы папа с мамой, не было бы нас и наших разговоров о судьбе. Был бы кто-то другой, возможно, не размышляющий о судьбе. Но такое положение не может продолжаться вплоть до момента возникновения явления: в этом случае было бы непонятно, как оно возникло, если для этого не было никаких предпосылок. Очевидно, имеется некий отрезок времени, с началом которого явление уже не может не произойти. Он называется интервалом неотвратимости явления и подчиняется законам природы, а в обществе – законам общества. Познание этого интервала может быть полностью неосознаваемым людьми, иногда он распадается на неосознанный и осознанный периоды – когда человек понимает неотвратимость явления и ничего поделать с этим не может. Так, например, не только врач, а и больной раком или СПИДом понимает, что дни его сочтены. В интервале неотвратимости видно действие необходимых факторов и понятна роль случайности – явления другого ряда необходимости, вступившего в связь с каким-либо из необходимых факторов. Случайность является случайностью лишь за пределами интервала неотвратимости, а в его пределах случайность также становится необходимостью. Только так можно объяснить необходимость причинно-следственной связи.

Так, например, ряду событий, выражающих необходимость духовного развития молодого человека, предпоследним звеном будет желание поступить на учёбу в престижный вуз. Ещё нет фатальной необходимости в том, что молодой человек поступит именно в этот вуз, есть только близкая к единице вероятность поступления в такой вуз. (Сама такая вероятность тоже вызрела как результат предыдущего интервала необходимости). Акт выбора именно данного вуза решает какая-либо случайность: информация о низком конкурсе, о желающей оставлять лучшего требовательности экзаменаторов, о перспективе получения хорошей работы по окончании данного вуза и т.д. Желание поступить в вуз подготовлено предшествующим развитием мировоззрения молодого человека; желание поступить именно в этот вуз, вряд зрело в нём с первого класса начальной школы. Случайность поступления именно в этот вуз является лишь завершением некоего предшествующего процесса, она «оформляет» необходимость.

В споре фатализма и волюнтаризма в вопросе о судьбе на первый план выходит понятие свободы воли человека. Фаталисты настаивали на причинной обусловленности свободы воли, волюнтаристы отвергали или принижали роль причинности. Действительно, согласно закону причинности любое явление, в том числе и воля, имеет свою причину. В ином случае невозможно объяснить, почему у одного человека сильная воля, а другого – слабая. Воля, как указывалось, генетически обусловлена, её, правда, можно благодаря микросреде, усилить или ослабить. Воля необязательно связана с сознанием, но сознание усиливает её. Волюнтаризм необоснованно противопоставляет оба фактора необходимости. Внешне, согласно установке волюнтаризма, всё зависит от самого человека: куда хочу, туда и пойду. Но свободен ли человек хотеть? Ф.Вольтер писал, что «человек свободен, когда он может то, чего он хочет; но он не свободен хотеть: немыслимо, чтобы он желал без причины». В приведенном выше примере желание поступить в вуз и именно в данный вуз кажется абитуриенту его собственным достижением. В действительности это желание введено в его сознание другими, лично ему знакомыми или незнакомыми людьми. Вчерашний школьник лишь озвучил одну из общественных ценностей.

Так же обстоит дело и с личными качествами людей, данными им от рождения. Пылкие сторонники неограниченной свободы воли как-то забывают о полученном в наследство генетическом коде, малой и большой родине, природе. Нечто субъективное, индивидуальное в человеке – следствие чего-то предыдущего и объективного по отношению к нему. Можно, благодаря знаниям и практике «поумнеть», можно стать более стойким по отношению к агрессиям некоторых субъектов, можно попытаться играть на трубе и т.д., но всё это лишь в тех рамках, которые установила генетика, микро- и макросреда или географическая среда. Условия деятельности индивида – своеобразный вольер, в которых протекает его жизнь. Диапазон возможностей задан этим «вольером», а от свободы воли зависит лишь, в каком углу вольера индивид ляжет отдыхать.

Такое объяснение выбора человека хорошо показано в работе Эриха Фромма «Духовная сущность человека. Способность к добру и злу» (Философские науки, 1990, №№8,9). Э.Фромм убедительно опровергает краснобайство индетерминистов об абсолютной свободе воли. Он показывает, что каждый шаг человека имеет свою предысторию, а сам акт выбора – лишь логичное её завершение. Молодые люди обычно склонны к волюнтаризму, поскольку полны сил и кажется, способны свернуть горы. В возрождённом «диком» капитализме каждый видит себя на гребне успеха и славы: не повезёт кому-то другому, а я – особенный, самый-самый, мне повезёт, стоит лишь постараться. Тональность меняется с возрастом. Пожилые люди, оглядываясь назад, на прожитые годы, понимают: жизнь могла сложиться только так, как она сложилась и никак иначе. Для другой судьбы надо бы мне родиться другим человеком, тогда бы не допустил я ошибок, направивших жизнь по руслу, которого не желал.

Так же обстоит дело и с судьбой населения, условно называемого народом. Судьба зависит от количества индивидов с теми или иными личностными свойствами, иначе говоря, от качества населения, от других народов и природы. Тут решающая роль принадлежит национальной (но не националистической!) элите, которую обыденное сознание воспринимает как людей, обладающих властью и богатством. Элита – это не просто богатые (и не обязательно богатые) люди. Элита состоит из нравственно и интеллектуально развитых патриотов своей страны, людей внесших ощутимый вклад в общее благо населения. Именно такие люди определяют благоприятную судьбу народа. Из их среды выходят общенациональные лидеры, которым доверяет большинство населения. Завидна судьба такого народа. Иная судьба у народонаселения, «элита» которого состоит из субъектов лишь с развитыми хватательными способностями. В стране воров не может быть ничего типичнее воровства и нищеты. Такая «элита» - наказание населению за его низкое качество, за пассивность и фатализм.

Тянется необратимая лента жизни человека с её радостями и печалями, с целями и надеждами. Судьба творится без черновиков и репетиций. Совокупность объективных условий жизни людей создаёт социальную стихию, подобную стихиям природы. Только вместо пожелтевших листьев она кружит в социальном пространстве и времени интересами и целями людей. Как писал Ф.Тютчев,

«Из края в край, из града в град

Судьба как вихрь людей метёт,

И рад ты ей или не рад,

Что нужды ей?... Вперёд, вперёд!»

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 314.