Сенсуализм, рационализм, иррационализм как способы мышления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Строго говоря, источником знания является всё, что находится вне сознания. Информация поступает к человеку извне. Даже в акте самосознания, самопознания сознание как бы смотрит на самое себя со стороны. Наиболее развитым в плане вопроса об источниках знания был вопрос о соотношении чувств (ощущений) и разума (рассудка). Сенсуализм есть способ мышления, признающий главным источником познания данные органов чувств. Сторонники сенсуализма (от лат. sensus –восприятие, чувство, ощущение) считали основным источником познания чувства, понимаемые как ощущения.«Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в чувствах», - заявлял в книге «Опыт о человеческом разуме» английский философ Джон Локк (1632 – 1704). Материалистическими сенсуалистами были Эпикур, П.Гассенди, Т.Гоббс, К.Гельвеций, Ж.Ламетри, Д.Дидро, П. Гольбах, Л.Фейербах и другие философы. Идеалистический вариант сенсуализма представлен Д.Беркли, Д.Юмом и другими философами. Сенсуалисты считали работу рассудка второстепенной по отношению к чувствам, поскольку основная информация, по их мнению, уже содержалась в чувствах. В этом сила и слабость сенсуализма: сила в том, что, действительно всякое познание начинается с ощущений, слабость – в том, что одними лишь ощущениями нельзя объяснить сложные проблемы человеческой жизни, а, тем более, свести их к ощущениям.

Рационализм (от лат. ratio – разум) со времён античности имел гораздо больше сторонников. Они отводили показаниям органов чувств роль сырья для работы рассудка. Рационализм есть способ мышления, признающий главным источником познания рассудок, а данные органов чувств не более, чем «сырьём» для работы рассудка. Его девизом могут быть слова Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Более того, Р.Декарт утверждает тезис о врождённых идеях человека: «Те вещи, о которых мы думаем, доходят до нас посредством идей, которые проистекают … из нашей способности мыслить, и, соответственно, являются вместе с самой этой способностью врождёнными для нас…». Существует легенда об одном из древних философов, который велел ослепить себя, что бы зрение не мешало ему думать. Рационализм иногда доходит до крайности, когда отрицает роль показаний органов чувств. На это обстоятельство обращали внимание представители других областей духовной жизни общества. Например, Байрон писал: «Философы нас учат, как ни странно,

Свидетельству простого ощущения

Не доверять. Хотя чего верней

Порука плоти собственной моей!».

Известно, что ещё Парменид различал знание «по истине», то есть, полученное посредством рассудка, и знание «по мнению», полученное благодаря чувственному восприятию. Как целостная система рационализм сложился в новое время и представлен именами Р.Декарта, Б.Спинозы, Н.Мальбранша, В.Лейбница, Г.Гегеля и др. В философии Гегеля началом и сущностью мира была абсолютная идея, абсолютный разум. Процесс познания был самопознанием разума. Познание объективного мира выглядит у Гегеля как чисто рациональный процесс. Успехи естественных и технических наук как бы подтверждали этот тезис. Например, последняя планета солнечной системы была открыта до того, как её увидели астрономы в телескоп. Характерные черты рационализма таковы:

1. Человеческое познание основывается на опыте и рассудке. Рационалист игнорирует эмоции, оценки и ценности и отдаёт предпочтение логике и фактам. Это ходячий компьютер.

2.Рационализм признаёт лишь внутринаучные ценности (принципы, методы, процедуры познания) и отвергает ценности вненаучные (представления населения об устройстве мира, о смысле науки, о практическом применении результатов научных исследований и др.) Особенно показателен в этом плане позитивизм, изгонявший ценности из науки. Ценными для науки могут быть лишь проверенные принципы и методы исследования и их продукт – научное знание. Все иные ценности – от лукавого.

3.Рационализм требует доказательства не только результата исследования, но и метода его получения. Он отвергает всякие необъяснимые способы получения знания.

4. Рационализм открыт для критики и способен менять позицию под влиянием убедительных доказательств.

5.Рационализм органично связан с полезностью, поэтому в области, например, экономики он ориентирован на получение пользы – прибыли, в области политики – завоевание или удержание власти, в области управления – с поиском оптимальных решений и т.д.

6. Рационализм присущ типичному, «среднестатистическому» мужчине, привыкшему во всём доискиваться логики, доказательств. Решение всевозможных задач, проблем, головоломок, игра в шахматы такому мужчине даже доставляет удовольствие.

Обоснованные аргументы были у представителей каждого направления, но истина как всегда оказалась между крайностями. Познание человека невозможно ни без ощущений, ни без рассудка. Не следовало бы только ощущения отождествлять с чувствами, а рассудок с разумом. Ощущения представляют собой реакции тела на внешние раздражители. Чувства – это осознанные эмоции человека, они так же, как и ощущения, играют определённую роль в процессе познания. Рассудок – свойство сознания образовывать понятия о наблюдаемых объектах, составлять о них суждения, умозаключения, идеи, гипотезы, теории. Разум же есть «материал» мудрости, результат мудрствования, по существу он тождествен мудрости. Не следовало бы ради правильности рассуждений отождествлять разум с рассудком. Однако, такое отождествление типично: «Инстинкт и разум! Как тонка стена

Меж ними, но она всегда прочна.

И память с помышлением заодно,

Но чувство с разумом разлучено.

Как будто бы союз необходим,

Но как соединить одно с другим?»

Поэтому, несмотря на один корень слова, рационализм не следует отождествлять с рациональностью. Рациональность есть логическое обоснование какой-либо идеи или деятельности. Рациональность, помимо логического обоснования деятельности, включает в себя потребности, желания, чувства, ценности, интересы и цели людей. Собственно, это обоснование и основано на данных моментах жизнедеятельности. Практика человека не может быть не рациональной. Каждый человек планирует разнообразные виды деятельности и пытается осуществить намеченное в соответствии с потребностями, желаниями, чувствами, ценностями, интересами, целями. Рациональность снимает крайности сенсуализма и рационализма.

Рационализму противостоит иррационализм – совокупность философских учений, сходных в принижении или отрицании роли рассудка в познании и абсолютизирующим роль интуиции. Иррационализм направлен не только против рационализма, а и против сенсуализма. Иррациональными являются догматы любой религии, интуитивизма, фрейдизма, и других учений. Иррационально так называемое эзотерическое учение, то есть тайное учение, доступное только посвящённым, которые не имеют права распространять его дальше. Тайными учениями считаются еврейская каббала, древнегреческие мистерии, учения масонов, теософов и антропософов. Известно учение русского религиозного философа Блаватской Е.П., которая проповедовала мистическое учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью интуиции и откровения, перевоплощения человеческой души путём развития «сверхчувственных сил человека». Тайные учения премудры и всемогущи. Остаётся лишь недоумевать, почему на протяжении длительного времени они не оказали сколько-нибудь заметного воздействия на жизнь людей.

Особое место в спектре иррационалистических учений занимает интуитивизм. Интуитивизм представлен рядом имён известных философов. В дореволюционной России интуитивистами были Н.О.Лосский, С.Л.Франк, Е.Н.Трубецкой, за рубежом – В.Дильтей, А.Бергсон, Э.Гуссерль и др. Созвездие имён придаёт авторитетность вариантам данного учения, однако при этом обращает на себя внимание скромность в объяснении ключевого понятия учения – понятия интуиции. У И.Канта, чьё понимание интуиции стало зародышем интуитивизма, интуиция выходит за пределы рассудка. После чтения книги «Обоснование интуитивизма» не совсем ясно, что понимал под интуицией её автор Н.О.Лосский. Лишь А.Бергсон высказывается определённо: интуиция – «такой род интеллектуальной симпатии, посредством которой человек переносится внутрь объекта, чтобы слиться с тем, что есть в нём единственного в своём роде и, следовательно, невыразимого». Не совсем понятно, почему единственное в своём роде должно быть невыразимым, зато понятно противопоставление интуиции сенсуализму и иррационализму. Предполагается, что интуиция преодолевает противоположность между субъектом и объектом познания, между знанием о бытии и бытием. Сущность интуитивизма ясно выражена в стихах русского дореволюционного поэта К.Бальмонта:

«Пять чувств – дорога лжи. Но есть восторг экстаза,

Когда нам истина сама собой видна.

Тогда таинственно для дремлющего глаза

Горит узорами ночная глубина.

Бездонность сумрака, неразрешённость сна,

Из угля чёрного – рождение алмаза.

Нам правда каждый раз сверх чувственно дана,

Когда мы вступим в луч священного экстаза».

С другой стороны, обилие иррационалистических учений – не выдумка философов, оно указывает на существование предпосылок данных учений в нашей жизни. Первая из них – реальное существование явления интуиции. Выделяют два вида интуиции – чувственную и интеллектуальную. Чувственная интуиция представляет собой обобщённый предшествующий опыт человека. Этот опыт находится на периферии сознания, отчего интуицию считают частично осознаваемой, частично неосознаваемой. Опыт достаточно повидавшего мир человека подсказывает ему верное направление деятельности. Чувственную интуицию в обыденной речи называют предчувствием. Человек не может объяснить возникшее чувство уверенности в успехе или близкую беду, но интуиция часто предвосхищает близкое будущее. Чувственная интуиция иногда проявляется и в вещих снах. Интеллектуальная же интуиция есть озарение, вспышка сознания. То, что вчера казалось неразрешимым, сегодня вдруг предстало в ясном законченном виде. Этот вид интуиции характерен для лиц, длительное время напряжённо работающих над какой-либо проблемой. Когда сознание переключается на какую-либо иную деятельность, обычно менее напряжённую, к человеку иногда приходит решение проблемы, от которой он временно отвлёкся. Интеллектуальная интуиция посещает человека и во сне. Известно, что Д.И.Менделеев открыл периодический закон химических элементов во сне.

Второй предпосылкой интуитивизма выступает чрезмерное педалирование темы разумности человека. Под влиянием рационализма «разумность» в общественных науках заслонила иррациональную сторону его существования. Если человек так разумен, чем объяснить многовековую драму истории человечества? Почему человек человеку – волк? Люди привыкли к иррациональности в их жизни и перестали её замечать. Они часто не могут понять, почему у них хорошее или плохое настроение, почему к одним людям с первого взгляда возникает симпатия, к другим - антипатия, почему с одними они дружат, с другими враждуют, почему, наконец, они любят друг друга. Непостижимы страхи, суеверия и предрассудки, непостижимы вдохновение и угасание интереса к кому-либо или чему-либо, вера нерелигиозная и религиозная и т.д. Рассудку не под силу освоить эти явления. Так возникает ниша появлению иррационалистических учений.

Иррационализм характерен рядом черт:

1.Предполагается наличие недоступных рассудку могущественных сил, которые определяют судьбы людей и происходящие вокруг них события. Приобщение к ним недоступно простым смертным, это удел избранных, наделённых особыми, возможно, сверхъестественными свойствами.

2. Иррационализм полагает рассудок не самым лучшим средством познания. Человек может иметь более совершенные способности, с помощью которых открывается то, что недоступно рассудку. Неординарные достижения людей объясняются не столько операциям с понятиями и суждениями, сколько мистическому озарению, взаимодействию с высшими силами, с космосом и т.д.

3. Иррационализм с пренебрежением относится к достижениям науки и её возможностям. Он всегда занят экстравагантными темами, мифологией культуры. Отсюда повышенное внимание к таким темам как Бермудский треугольник, НЛО третьего рейха, «снежный человек» и т.д. Привлекательными для иррационалистов выглядят пророчества Нострадамуса или Ванги, магия, колдовство, парапсихологические феномены.

4. С точки зрения иррационализма всё существенное в жизни человека выше рассудочного понимания. Не поддаются логическому анализу и объяснению красота, совесть, дружба, любовь. Особенно мистична смерть человека. Предполагается, что в человеке берут верх над рассудком эмоции, инстинкты, подсознательные импульсы, поэтому поведение людей в значительной мере иррационально, нелогично и непредсказуемо. Не поддаются рассудку и манипуляции с позитивным правом. Власть предержащие, не мигнув оков, чёрное называют белым, а белое – чёрным. Некая личность, вдохновлённая близостью к первому лицу, вещает о принципах и нормах права, угодным именно власть предержащим, а не существующему от века естественному праву.

5. Иррационализм самодостаточен, ему, в отличие от рационализма, не нужны никакие доказательства, их место занимают убеждения. Так, например, никакие демонстрации противоречий Библии не убеждают верующего. Он верит, и ему этого достаточно. В то же время эта черта приводит к авторитаризму. Духовная власть над людьми принадлежит неким «гуру» и им подобным. В иррационализме нет плюрализма мнений, нет дискуссии: вы либо признаёте догмы этого способа мышления, либо исключаетесь из круга его приверженцев.

6.Иррационализм присущ типичной, «среднестатистической» женщине, живущей преимущественно чувствами, а не рассудком. Любовь к рассудочности у неё минимальна. Не случайно различные чемпионаты и турниры по шахматам и шашкам проводятся раздельно у мужчин и женщин. Отношение к логике у такой женщины особенное, откуда и произошло выражение «женская логика».

Кем быть – рационалистом или иррационалистом – каждый человек в конечном счёте решает сам, либо за него решает его природа или воспитание. Но это всегда выбор между верой в человеческий разум, либо в существование мистических сил, во власти которых находится человек.

 

Принципы познания.

 

 

Философское и научное познание предполагает соблюдение определённых правил, нарушение которых неизбежно приводит к заблуждениям. Принцип есть идея, которой люди последовательно руководствуются в познании и практике. Принципы являются обобщением всего предшествующего опыта исследовательской деятельности. Они граничат с идеалами, но идеалы – ориентиры деятельности, а принципы как бы прокладывают путь к ним. Другая примечательная черта принципов состоит в том, что они связывают воедино разные виды философского и (или) научного знания. Для принципа содержание знания не имеет значения, он одинаково «относится» как к естествознанию, так и к обществознанию, а также к философии. Принципы показывают и сложность объекта познания, и степень развитости какой-либо науки. В этом плане становится очевидной и большая сложность познания общества, и неразвитость, сравнительно с естествознанием общественных наук. Никакие ссылки на специфику общественных наук не могут скрыть их методологическую слабость. Принципы познания различны. Наиболее развитые из них таковы.

Принцип объективности исключает пристрастное отношение исследователя к объекту исследования. Интересующий объект следует изучать таким, каков он есть сам по себе. Римский историк Корнелий Тацит призывал коллег по перу писать историю без гнева и пристрастия. С гневом коллеги кое-как справлялись, с пристрастиями дело обстояло сложнее. Тут вступали в силу не только рациональные, а и иррациональные факторы. Осуществление принципа объективности в истории познания всегда было проблематичным, в особенности в общественных науках. Человеку трудно отделить себя от объекта, на который он проецирует личные представления и оценки. Влияние ценностей и интересов людей приводит к вольному или невольному смешению сущего с должным. В трудах обществоведов часто встречаются термины долженствования. Химик не скажет, что в молекуле воды должно быть два атома водорода и один атом кислорода, а историк такое говорит. Так нарушается принцип объективности исследования.

Особое место в системе общественных наук занимает социология, призванная изучать общество как достаточно жёсткую систему отношений людей, принадлежащих по некоторым значимым признакам к разным социальным группам. Задача состоит в том, чтобы выделить в обществе по значимым признакам большие социальные группы (классы, нации, поколения, полы и др.), представляющие их социальные институты и идеологии, определить доминирующий признак (например, обладание собственностью), расположить другие признаки и выделенные на их основе социальные группы в порядке убывания значимости, изучить ценности каждой группы. Создатели социологии, в особенности Герберт Спенсер и Эмиль Дюркгейм, мыслили общество как единый социальный организм и предполагали изучать его при соблюдении тех же принципов, что и при изучении природы.

К сожалению, эта тенденция не получила должного развития. В конце XIX века центр развития социологии переместился в США, где в 90-е годы был образован первый в мире социологический факультет и издан первый учебник по социологии. Как люди прагматичные, ориентированные на практический успех, американцы развили начатый Э.Дюркгеймом метод опроса, к которому и свелась вся современная социология. Грамотные и безграмотные социологи увлеклись сбором ответов респондентов (лиц, отвечающих на вопросы анкеты), не зная или забывая при этом о шаткости их построений. Метод опроса имеет смысл лишь в рамках целостного и всестороннего изучения общества, а не сам по себе. Оказался забытым важнейший принцип научного познания – принцип объективности. Применительно к познанию общества он означает: об отдельном человеке и об обществе в целом нельзя судить по тому, что они сами о себе говорят. Если бы молекулы умели говорить, наука химия, вряд ли, возникла бы. Если бы метод опроса применялся, например, в XIII веке, в ответах респондентов фигурировали бы черти, ведьмы, колдуны и прочие персонажи суеверий. Люди склонны не только к обману, а и к заблуждениям, самообману. Поэтому совсем не случайно метод опроса стал орудием бесчестных политических спекуляций в наше время. Сопутствующие методу опроса пошлость и цинизм нашли логичное завершение в так называемом «экзит полле» - опросе избирателей, выходящих из избирательного участка после голосования. Это явное недоверие, фактическое отрицание труда избирательной комиссии. Кроме того, каждая политическая сила может выставить для «экзит полла» своих сотрудников, которые дадут желаемый заказчику результат. Кому же в таком случае верить? О науке тут говорить не приходится. Не случайно многие общественные науки не обладают способностью к предвидению. Предвидение лучше, чем какой-либо иной признак показывает реальную, а не декларируемую ценность методов получения знания.

Принцип историзма предписывает изучать объект, явление, процесс на всём протяжении его существования. Это правило означает, что исследователь обязан изучить возникновение данного объекта, этапы его существования и то, чем данный объект является в настоящее время. Принцип историзма наглядно проявился в эволюционной теории Ч.Дарвина, в космологической теории образования планеты Земля, но очевиднее всего он проявился в науках о человеке и обществе. Очень актуален он и в философии. Дело в том, что принцип историзма противостоит модернизму – осовремениванию прошлого в угоду интересам сегодняшнего дня. Такой приём типичен для идеологии, которая весьма непринуждённо обращается с временами и тасует их как колоду карт. Для модернизма характерно перенесения на прошлое нынешних ценностей и оценок. Предположим, что машина времени перенесла нас на тысячу лет назад во времена Киевской Руси. Исповедуя современные ценности и обладая несравненно большими знаниями, мы, вряд ли, с восторгом примем нормы поведения наших предков и посетуем на отсутствие телевизоров в их домах. С другой стороны, мы, очевидно, не окажемся ценным приобретением для наших предков, поскольку не умеем ухаживать за скотом, охотиться на зверей и отбиваться от кочевников. Мы - обуза для предков. Столкновение эпох – всегда драма. Желающему убедиться в этом следует посмотреть замечательный научно-фантастический фильм прошлого «Трудно быть богом».

Следуя принципу историзма, философ или учёный обязан «войти в образ» людей изучаемой эпохи показать их такими, какими они были в действительности, не выставляя им оценок. С точки зрения советской пропаганды было очень легко показать Аристотеля идеологом рабовладельческого общества, поскольку известно, что он считал рабов говорящими орудиями. Пропагандист обычно «забывает» упомянуть о том, что такая оценка рабов была выражением общественного мнения свободных граждан древнегреческих полисов, а не только личным мнением Аристотеля.

Принцип причинности вытекает из упомянутого выше закона причинности. Он означает, что исследователь во многих случаях обязан искать причину изучаемого объекта. Ничто не возникает из ничего, поэтому путь к цели исследования лежит через поиск причины. Помня, разумеется, о том, что причина есть комплекс обстоятельств, породивших в своём синтезе интересующий объект. Идя от следствия к причине, исследователь восстанавливает, реконструирует картину прошлого.

Принцип целостности предписывает изучать объекты системно, комплексно, то есть связи с непосредственно соотносящимися с ними другими явлениями. Это принцип неявно основан на противопоставлении внутренних связей связям внешним. Если сила связей между какими-либо объектами данного множества превышает силу связей любого из элементов данного множества с элементами иного множества, такие связи называются внутренними. Обязанность исследователя состоит в изучении всех таких связей, в которых интересующий объект является одним из элементов некоей системы. Последовательное осуществление принципа целостности эффективно при использовании его при анализе конкретного материала. В противном случае он обращается в схоластику.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 458.