Детерминизм и индетерминизм в философии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На основе понятий связи и развития возникли философские учения детерминизма (от лат. determinio – определяю) и индетерминизма. Детерминизм есть учение о всеобщей, прежде всего причинной, связи явлений и их развитии.Сторонники этого учения признают все явления развивающимися и связанными друг с другом. Основу детерминизма составляют учения о причинности и законах (динамических и статистических). Детерминизм бывает философский, статистический, экономический, системный, географический. Не исключены и другие виды детерминизма. Детерминизм включает в себя два вида обусловленности явлений – внешнюю и внутреннюю. Исторически первой была внешняя детерминация, согласно которой рассматриваемое явление определяется внешними факторами, в первую очередь причинными факторами. Это соответствовало рационализму нового времени и развитию механики. Девизом внешней детерминации могут быть слова «Всё, что движется, движется чем-то другим». Абсолютизация внешних факторов приводит к предопределению, к предсказуемости будущего состояния явления. Внутренняя детерминация определяется состоянием элементов системы, их связями. Такое явление называют самоактивным, его будущее при превышении силы внутренних связей над внешними связями или их равенстве приобретает вероятностный характер. Внутренняя детерминация в неорганическом и органическом мире сравнительно проста, но она сложна применительно к поведению людей. Воля и сознание людей включается в их связи с другими людьми, а также вступает в контакт с внешними факторами. При этом эти свойства людей иногда решают исход дела.

Детерминизму противостоит индетерминизм – совокупность учений, отрицающих всеобщую, в особенности причинную связь явлений и противопоставляющую ей волю и сознание человека. Детерминизму противостоит целый спектр учений: иррационализм, интуитивизм, «философия жизни», экзистенциализм и др. Все они сходятся в одном: нет никакой обусловленности данного явления предыдущими явлениями.Всё решает свободная воля человека, которая никем и ничем не обусловлена. Индетерминизм особенно моден в кругах так называемой творческой интеллигенции: литераторов, художников и др. Так, например, писатель Владимир Дудинцев заявлял: "Я считаю, что человеческое сознание можно уподобить витязю на распутье, стоящему перед бел-горючим камнем, на котором написано: налево пойдёшь - жену найдёшь, направо пойдёшь – богатство найдёшь, прямо пойдёшь – смерть найдёшь. И витязь сам решает, куда ему идти. Бел-горючий камень – бытие. Оно, конечно, свою роль в становлении сознания играет, но эта роль не определяющая, ибо витязь сам решает, куда ему идти, направо, налево или прямо. И тайна его решения заключается в степени его приближения к познанию истины. Говорят, что человеческое сознание детерминировано. Всё, что бы человек ни сделал, обязательно вписывается в какую-то причинную связь. На мой взгляд, эта точка зрения механистическая. В этой цепи причин я, свободный, выбираю звено, которое мне нужно, и при помощи такого выбора формирую свои решения и свои поступки". В высказываниях такого рода допускается характерная ошибка: субъект выбора ставит себя вне мира, вне бытия. С одной стороны, я, свободный, с другой стороны – бытие, к которому я, будто бы, не принадлежу. Это типичная позиция некоторых слоёв интеллигенции, которая желала бы уйти от реальности в кущи возлюбленных грёз. Индетерминизм всегда был моден в указанных кругах, но его, вряд ли, примет последовательно мыслящий учёный или философ. Только представитель творческой интеллигенции может ссылаться на "приближение к познанию истины".

Преувеличение свободы духа – не только поза независимости, но и акт отчаяния, вызванный трудностями познания мира. Индетерминизм неконструктивен, поскольку связывает свободу лишь с субъектом, игнорируя или недооценивая её связь с объектом познания и деятельности. Философы-детерминисты не отгораживались от природы и общества. Они утверждали свободу в связи человека с миром. Так, например, Франсуа Вольтер писал: «…человек свободен, когда он, когда он может то, чего хочет, но он не свободен хотеть: немыслимо, чтобы он желал без причины». Учёный или философ покажет, как "тайна" решения вызревала в течение продолжительного времени, как она была обусловлена предшествующими событиями и обстоятельствами жизни. Этот процесс хорошо показан в статье Эриха Фромма "Духовная сущность человека. Способность к добру и злу" (журнал "Философские науки, 1990, №№8,9).

Сторонников детерминизма обычно обвиняют в фатализме – учении, согласно которому любое событие или поступок человека предопределены заранее либо волей Бога, либо каким-либо стечением обстоятельств. Такое понимание фатализма распространено в религии и светском массовом сознании, но наука и философия его отвергают. Фатализм зародился в античной философии, был особенно ясно показан в философии стоиков, существовал в средние века, а в новое время был обусловлен развитием механики, отчего и получил название механистического. В новое время фатализм связывается с именем французского учёного и философа П.Лапласа. В одной из своих книг П.Лаплас писал: "Мы должны рассматривать настоящее состояние вселенной как следствие её предыдущего состояния и как причину последующего. Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной, наравне с движениями легчайших атомов; не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же, как и прошедшее, предстало бы перед его взором".

Если убрать из данного высказывания сослагательное наклонение, окажется, что все явления предетерминированы, только человеку в силу слабости ума не дано познать всеобщую предопределённость прошлого, настоящего и будущего, как огромной галактики, так и стебелька травы. Отсюда следует, что и человек несвободен и, следовательно, не несёт ответственности за свои поступки. Такой вывод не устраивал философов, и они, как до Лапласа, так и после него, доказывали вероятностный характер причинных связей. Это значит, что до самого наступления причинно обусловленного явления существует возможность его ненаступления, а наступления какого-либо иного явления. Кроме того, это значит, что невозможно буквальное повторение причин и обстоятельств их действия, а это также доказывает вероятность причинно обусловленных явлений.

Детерминизм П.Лапласа – одна крайность. Другая крайность представлена индетерминизмом некоторых положений квантовой физики. Поведение элементарных частиц в микромире, будто бы, не подчиняется закону причинности. Отсюда делается вывод об отсутствии причинности вообще. Истина, как это иногда бывает, находится между крайностями. П.Лаплас был прав в утверждении закона причинности, согласно которому все явления имеют свои причины и сами, в свою очередь, выступают причинными факторами других явлений. Однако он заблуждался, устанавливая жёсткую, однозначную связь причин и следствий. Какой причинный фактор окажется последним необходимым и достаточным условием наступления следствия можно будет узнать лишь с началом самого следствия.

 

 

Раздел 4. Гносеология – философское учение о познании.

 

4.1. Познание – отражение бытия в сознании человека.

 

Одним из атрибутов бытия является отражение. Один объект, воздействующий на другой объект, производит отражение, оставляет след воздействия. В случае взаимодействия также оставался след этого события. Отражение условно может быть разделено на изоморфное и гомоморфное. Изоморфное отражение представляет собой взаимно однозначное (хотя и не абсолютно однозначное) соответствие отражаемого объекта и результат отражения. Таково, например, соотношение фото негатива и фото позитива. Изоморфное отражение своего рода исключение из правила. А правилом является отражение гомоморфное – частичное совпадение отражаемого объекта и результата отражения. Вариативность гомоморфизма настолько велика, что можно говорить о его различных степенях. Когда речь идёт о воздействии объектов бытия на сознание человека, мы тоже можем говорить об отражении. Это отражение объектов внешнего по отношению к сознанию человека мира. В роли субъекта отражения выступают явления окружающего мира (по отношению к сознанию это и тело человека), а объектом отражения человеческий мозг. Результат отражения зависит не только от субъекта, но и объекта отражения. Не следует лишь считать результат отражения копией отражаемого объекта. Копии быть не может, поскольку на процесс познания влияют внешние факторы, да и человеческий мозг – не самый совершенный отражающий объект. Результаты отражения – знаки, иероглифы окружающего мира. Ровное зеркало показывает трёхмерного человека примерно таким, каков он есть, но с перевёрнутой осью симметрии только в двух измерениях. Кривое зеркало имеет успех только в комнате смеха. Существуют и другие отражающие материалы, которые смутно отражают материальные объекты. Результатом отражения действительности в мозгу человека является знание. Слово «гносис» в переводе с греческого означает знание, а гносеология – теория познания. Однопорядковы слову «знание» слова «сознание», и «познание».

С точки зрения теории отражения встаёт вопрос о достоверности познания. Известна ограниченность органов чувств человека. Орган зрения доставляет человеку примерно 90% информации об окружающей действительности (отсюда и поговорка «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать»), но у орла зрение лучше. Летучая мышь воспринимает ультразвук, кошка видит в темноте и т.д. Всё это недоступно человеку. Да и показания собственно человеческих органов чувств вызывают вопросы. Стол, видимый с расстояния одного метра, имеет размеры один метр в ширину и два метра в длину. Тот же стол, видимый с расстояния тысячи метров, похож на спичечную коробку. Дальтоник идёт на красный сигнал светофора, полагая его зелёным сигналом. Не обманывают ли нас наши глаза? Человек, заболевший болезнью Боткина (желтухой), кажущийся здоровым людям сладким мёд называет горьким. Его правда нам представляется заблуждением. Примеры такого рода показывают, что наши ощущения совсем не являются копиями явлений объективного мира. Ощущения выступают лишь знаками (иероглифами) этого мира. Человеку ещё предстоит познать их значение.

В истории философской мысли сложилось направление, имя которому – агностицизм. Если слово «гносис» в переводе с греческого означает знание, а «агносис» (недоступный познанию) - незнание. Термин «агностицизм» введен естествоиспытателем Т.Гексли в 1869 г., но явление агностицизма обнаруживается уже в античной философии в позиции скептиков в связи с несовершенством и изменчивостью знания. Скептики утверждали, что каждому положительному суждению можно противопоставить противоположное по смыслу утверждение. Один из известнейших скептиков Секст Эмпирик писал, что «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все равны в отношении достоверности и недостоверности».

Однако многие философские теории, несмотря на несовершенство человеческих органов чувств, утверждает тезис о принципиальной познаваемости мира. Признают познаваемость мира, как материалисты, так и некоторые идеалисты. Что, собственно, означает слово «познаваемость»? Мы убеждаемся в познаваемости мира в тех случаях, когда наши знания способствуют достижению наших жизненных целей. Вне этих целей слово «познаваемость» утрачивает смысл. Большинство философов разных направлений признают тезис о познаваемости мира. В какие бы причудливые формы ни облекались выводы из наших знаний, им присуще одно: мир познаваем! По этому поводу Гегель писал, что если мы знаем, что вещь существует и знаем её свойства в результате полученных от них ощущений, то мы тем самым знаем и самую вещь.

Спор на словах не даст преимущества ни одной стороне. Увы, истина в споре не рождается. В том то и величие метода эксперимента, что он доказывает или опровергает какое-либо утверждение практически. Как писал К.Маркс, только в практике человек доказывает мощь, посюсторонность своего мышления. Действительно, полностью, на все 100% человеку не дано познать окружающий мир, но он способен познать его настолько, чтобы удовлетворить свои потребности и желания.

 

4.2.Практика – основа и цель познания.

 

Исследуя какой-либо интересующий вопрос, «чистые» философы или философы-учёные не могли обойти стороной вопрос о том, из какого источника и каким образом получены их суждения. Этим они существенно отличались от людей исповедующих какую-либо религию или просто религиозных или нерелигиозных фанатиков. Верующий, даже будучи глубоко порядочным человеком, слепо верит догматам своей религии и не интересуется источником веры. Для утешения рассуждающих верующих в теологию введено понятие божественного откровения. Нет никаких мук познания, есть свет откровения, проливающийся на некоторых избранных и заменяющий им теорию познания. Так, например, сидящему который день на горе пророку Мухаммеду тайны жизни по поручению Бога открыл архангел Гавриил (Джебраил). Пророк изложил поучения в Коране и правоверному мусульманину остаётся лишь следовать им. Сомнениям и ревизионизму нет места в душе верующего. Так же обстоит дело во всех религиях.

Иначе обстоит дело в науке и опирающейся на неё светской философии. Тут не место затейливым «кружевам» мысли теологов, всё подлежит суду мысли. Многократно осмеянная и уличённая в примитивности наука медленно, в трудах и мучениях продвигалась вперёд, накапливая всё больше и больше знаний, делая всё более и более смелые выводы. Длительное время едва ли не главным методом познания было наблюдение, пока в XVI веке не стал разрабатываться метод эксперимента. Наблюдение не предполагало вмешательства в объект исследования, в то время как суть эксперимента составляло именно изменение объекта исследование в виде постановки его в специально созданные условия с целью получения информации, которую нельзя было получить методом наблюдения.

У человека имеется два канала получения информации об окружающем мире. Он может получать информацию путём созерцания и путём деятельности. Созерцание представляет собой работу органов чувств, посредством которых сознание пополняется новой информацией. Однако созерцание, на основе которого сформировался метод наблюдения, не предполагает вмешательства в объект познания. Созерцание – пассивный метод исследования, оно способно познавать лишь явления, а не их сущности. Поэтому при всей его ценности он явно недостаточен для удовлетворения потребности человека в познании.

Второй путь – путь деятельности - даёт значительно больше необходимых человеку сведений. Главный вид деятельности – практика. Практика есть целенаправленная, целеполагающая деятельность человека в любой области жизни.Не всякая деятельность является практикой, кроме неё существует неосознанная, аффективная деятельность, которая в практику не включается. Целеполагающая деятельность человека позволяет ему узнать много нового об окружающем мире и самом себе. В силу того, что практика является главным каналом информации, она считается основой познания. Эта, казалось бы, простая мысль в прошлом была не так очевидна, как в настоящее время. Поэт и философ Гёте в поэме «Фауст» выразил проблему: «Написано: «Вначале было Слово» -

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить.

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что Мысль - всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь мысль творить и действовать не может.

Не Сила ли - начало всех начал?

Пишу, - и вновь я колебаться стал,

И вновь сомнение душу мне тревожит.

Но свет блеснул – и выход вижу я:

В деянии начало бытия!»

Кроме того, практика является и целью познания. Дело в том, что человек познаёт мир не только из чистого любопытства, а и ради необходимых ему условий существования. Знания становятся мостиком, перебрасываемого из прошлого в настоящее, а из настоящего в будущее. Практика является целью познания потому, что её сегодняшний акт даёт информацию, необходимую для её завтрашнего акта. Имеющиеся знания необходимы для будущей деятельности, в ходе которой будут получены новые знания, которые снова послужат будущему акту практики.

В рационалистической философии неизбежно разделение на субъект и объект познания. Субъектом познания выступает индивид или коллектив индивидов. Более эффективна в познании деятельность малой социальной группы. На уровне обыденного сознания один коллектив людей не противопоставляет себя другому коллективу, а и сам осуществляет познавательную деятельность. Веками хранились и хранятся многие технологические секреты, тайны мастерства, наблюдения за природой и др. В науке действуют коллективы людей, специально собранных для решения определённых задач. С тех пор как наука стала социальным институтом, учёные объединяются в коллективы. Эта тенденция объясняется как финансированием научных исследований, так сложностью исследуемых проблем. И всё же главным субъектом познания является человек. История науки показывает, что её продвигали вперёд главным образом одиночки, даже если они работали в коллективах. Образ учёного-одиночки – это образ кустаря в науке. Обычно такие люди являются фанатиками в лучшем смысле этого слова. Кроме науки в их жизни нет ничего более ценного. Коллективное познание является результатом институционализации науки. В научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских и технологических бюро работают десятки и сотни научных сотрудников. Результат исследования (истина или заблуждение) принадлежит всем, однако во все времена ценилась роль гениальных одиночек, генераторов необычных идей.

Объект исследования есть всё то, на что направлен процесс исследования. Таким объектом может быть бесконечное бытие, явления микро- и макромира, в том числе тело или душа самого человека. Следует различать понятия «объект» и «объект познания». Первое означает независимое от человека существование вещей, явлений, процессов действительности. Второе означает только объект познающего субъекта. Если объект существует вне связи с субъектом, то объект познания немыслим без субъекта познания. Объектом познания может быть само сознание человека, порядок его мыслительной деятельности, либо деятельности других людей. Человек как бы смотрит на себя со стороны, пытается понять собственное мышление. Когда объектом познания становится своя или чужая деятельность, возникает явление рефлексии. Рефлексия есть способность человека анализировать процесс познания и деятельности, процесс, который позволил (или не позволил) достичь желаемой цели. При отрицательном результате деятельности это своеобразная «работа над ошибками». Рефлексия развита неодинаково у разных людей, она представляет собой один из признаков психологического развития личности. Духовная деятельность человека рефлексивна по самой своей природе. Учёный, художник или иной субъект познания пытаются не только осуществить поставленную цель, но и понять, как они это сделали. Без рефлексии нет учителя у ученика.

Философия и наука в процессе анализа познавательной деятельности выработали тезис о единстве теории и практики. Этот тезис означает, что знание является теорией в том случае, когда оно сформировано в практике. До этого момента знание существует лишь в виде умозрительного предположения или гипотезы – знания, основанного на достоверных фактах. Казалось бы, простой и понятный всем тезис. Однако он нередко игнорируется. Зная об авторитете науки, люди, не обременяющие себя строгостью мышления, с лёгкостью используют слово «теория». Теорией они называют какую-либо идею, рассуждения о чём-либо и т.п. В былые времена модным было выражение «Теоретически возможно, а практически невозможно». Слово «теоретически» означало в действительности нечто умозрительное, совершенно не апробированное на практике. То, что невозможно практически, не может быть возможным и теоретически,ибо теория без практики мертва. Если в настоящее время люди не могут посетить все планеты солнечной системы или проникнуть в ядро земли, это означает, что у них нет и соответствующей теории. В лучшем случае могут быть лишь гипотезы и не более того.

 

 

Виды познания.

Понятие познания и его результата – знания – отнюдь не сводится только к науке. Субъектом познания традиционно принято считать человека (поскольку философия создаётся человеком и для человека), однако, последовательно мысля, субъектом познания следует считать не только человека, а и всех способных воспринимать и перерабатывать информацию существ. Субъектами познания следует признать животное, птицу, насекомое и даже растение. Ни животное, ни тем более растение не обладают рассудком, не способны мыслить логически, но это уже другая тема. Сущностным признаком познания является восприятие и переработка информации как одного из атрибутов бытия. В дальнейшем речь пойдёт лишь о человеческом познании. Памятуя об объекте философии, о многообразном отношении человека к миру, следует выделить ряд видов познания.

Обыденное познаниепроцесс получения и переработки информации, доставляемой органами чувств человека путём созерцания и практической деятельности. Обыденное познание доступно всем людям без исключения. Если исключить рассудок из бытия человека, он остаётся животным и как всякое животное способен к познанию. Главный принцип обыденного познания – здравый смысл. Здравый смысл позволяет человеку создать достаточно стройную и непротиворечивую картину мира. Не беда, что он ограничен и нередко расходится с объективной истиной, его сверхзадача состоит в возможности жизнедеятельности человека. А уж Солнце вращается вокруг Земли или Земля вокруг Солнца, пусть в этом разбираются учёные. Главный метод обыденного познания – метод проб и ошибок. Данный путь познания не страдает излишней эффективностью, зато вполне надёжен. Тысячи лет люди передавали из поколения в поколения результат применения этого метода – опыт. Обыденное познание необходимо предшествует всем иным видам познания. Без него невозможно ни религиозное, ни художественное, ни, тем более, научное познание. Пока люди не вкусили сладостной отравы научного знания, опыт служил им надёжным поводырем во тьме жизни. Некоторые народы до сих пор предпочитают верить не науке, не современным технологиям, а именно опыту. Возможно, кое в чём они правы.

Религиозное познание – процесс получения и переработки информации, исходящий из некритического восприятия информации об исходных посылках той или иной религии. Как было отмечено, процесс познания в религии заменяется божественным откровением, нисходящим на особо заслуженных лиц. Догматы религии представляются постулатами, которые следует принимать как нечто безусловно истинное. Всякий сомневающийся в них не является истинно верующим. Любая религия проистекает из слабости человека. Будь человек сильным, ему не была бы нужна религия, либо единственной религией стало бы познание. Слабость человека хорошо проявляется в молитвах. В каждой молитве человек просит о чём-либо божество. Но человек таков, каков он есть. Никому не ведомо, может ли он сам изменить свою природу, либо эту задачу выполнит Бог. Считая догматы религии истинными посылками, человек делает всё более отдаляющиеся от посылок выводы. Сквозь призмы религии он познаёт окружающий его мир, в том числе и микро- и макросреду. Всё предстаёт совсем в ином свете, чем перед неверующим человеком. Однако в силу разной наследственности и воспитания верующие не единодушны. Они продуцируют очень разнящиеся друг от друга представления о Боге и человеке, об их взаимоотношениях. Возникают противоречия, иногда даже называемые ересями. С точки зрения теории познания тут важно иное: человек воспринимает мир через постулат божества, дедуцируя в дальнейшем все остальные выводы. В этом суть религиозного познания.

Художественное познание – процесс получения и переработки информации в ходе создания художественных образов. Это совершенно иной вид познания, резко отличающийся от других видов. Тут на первом плане не объективная истина (как в науке), а истина субъективная. Когда великому литератору и философу И.Гёте некий художник принёс рисунок пуделя, в точности изображавший прототип, Гёте сказал, что теперь имеется не один, а два пуделя. Художник (представитель изобразительного искусства, музыкант, писатель, режиссёр и др.) демонстрирует своё особенное понимание изучаемого явления. На этом пути его ждёт большая удача и большие потери. В выигрышном положении находится поэзия (хорошая, завораживающая единством мысли и образа поэзия классиков) и музыка, которую хочется слушать снова и снова. Художественный образ – основное понятие данного вида познания. Он состоит из двух элементов: подражания чему-то реально существующему, то есть воспринимаемого органами чувств, и тому, каким видится объект познания исследователю (либо каким он хотел бы его видеть, каким он, по мнению исследователя, должен быть). Воображаемые количественные значения каждого из факторов в большой мере определяют восприятие зрителем-наблюдателем художественного произведения. Одни черты явления художник передаёт адекватно, другие преувеличивает, третьи преуменьшает. Даже без учёта заангажированности художника (об не хочется даже говорить!) результат его творчества будет существенно отличаться от результата познания обычного человека, верующего или учёного. Предположим, представители каждого вида познания – обыватель, верующий, художник и учёный – исследуют заурядное явление – дождь. Для обывателя дождь (в случае нормального выпадения осадков) добро или (в случае избытка влаги) зло, для верующего – воля божья вне зависимости от её значения для человека («всякая погода – благодать»), для художника – наглядное отображение его чувств или мыслей, для учёного – явление природы. В одном и том же представители разных видов познания видят разное.

Особенно большое значение субъективность художника имеет для такого вида искусства как литература, а в её рамках для исторического жанра. Историческая литература в плане описания и объяснения прошлого многое даёт для познания прошлого, но для неё, как, впрочем, и для литературы в целом главной проблемой является соотношение истины и вымысла. Крайности неприемлемы: одни лишь факты – не литература, один лишь вымысел – фантазия, не имеющая никакой связи с реальной жизнью. Истина где-то посредине. Её содержание определяется жанром литературы. Например, в сказках литератор может убить или оживить героя – ему всё позволено. А в публицистике, увы, вымыслу нет места, подавай истины факта. Между этими крайностями располагается вся литература. В социологической прозе (отнесём к ней и кино) обычно неясным остаётся соотношение истины и вымысла. Невероятно популярный сериал «Семнадцать мгновений весны» оставляет в тени вопрос: действительно ли Штирлицу удавалось водить за нос руководителей рейха? При положительно ответе зритель может считать себя познавшим историю, при отрицательном остаётся ощущение обманутости. Дело в том, что как бы ни была велика доля вымысла, должно быть нечто истинное. Именно это истинное придаёт исследованию достоверность. В противном случае имеет место фальсификация истории. Так, например, Л.Толстой изображает в «Войне и мире» Кутузова спящим на военном совете в Филях перед Бородинским сражением. Достоверно известно, что Кутузов не спал на совете, но зачем же Толстому понадобилось изобразить его спящим? Толстой вложил в образ Кутузова своё представление об истории, а именно, фатализм. Кутузов спит, следовательно, ему безразлично, куда его генералы направят ту или иную колонну войск, как Бог даст, так и будет. Другой пример. В одном произведении некая особа (Елена) фигурирует как приёмная дочь Богдана Хмельницкого, в другом произведении Елена - его жена. Литератор утратил чувство меры, в том числе и меры соотношения истины и вымысла: в XVII веке при тех нравах Б.Хмельницкий не мог бы жениться даже на приёмной дочери. Это, вряд ли, возможно, даже в начале XXI века. В положительном и отрицательном смыслах художественное познание является особенным видом познания действительности.

Научное познание – процесс получения и переработки информации, выражающийся в формировании понятий, суждений, умозаключений, идей, гипотез и теорий относительно объекта познания. С этим видом познания философия связана сильнее, чем с другими видами, поскольку наука даёт философии наибольшее количество информации о мире.В научном познании, как ни в каком ином виде познания остро ставится вопрос об источниках познания – ощущениях и рассудке – их соотношении, о принципах и методах познания, об истине как конечном результате познания. Наука – торжество рассудка, её сильными сторонами является практическая проверяемость суждений и, особенно, практическая полезность. Гарантами научности выступают принципы верификации и фальсификации, посредством применения которых какое-либо утверждение либо подтверждается опытом, либо опровергается им. В то же время в состав науки входят и гипотезы, дальнейшая судьба которых пока неясна. В состав науки как явления культуры входят различные её группы: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные гуманитарные. Их социальная ценность различна, о чём будет писано ниже.

В научном познании чётко разделяются эмпирический и теоретический уровни познания. «Эмпирия» в переводе на русский язык означает «опыт». Эмпирическое знание – это знание, полученное в ходе практической деятельности и используемое в основном в практической деятельности. Эмпирическое знание состоит в приобретении знаний, умений, навыков в той или иной области жизни. В науке эмпирическое знание состоит в сборе, отборе, классификации и систематизации фактов исследуемой области явлений. Любая наука начинается с данной стадии. Фиксируются чувственно воспринимаемые явления. Эмпирическая стадия исследования предшествует теоретической стадии и переплетается с ней, поскольку все операции с фактами совершаются на основе какой-либо теории. Без эмпирии нет теории, но и без теории также нет эмпирии. Эмпирическому уровню соответствуют методы наблюдения, эксперимента, измерения, моделирования и др. Эмпирический уровень исследования в философии способствует формированию обыденной мудрости, о которой речь шла ранее.

Эмпирическому уровню соответствует процедура описания – перечисления свойств, признаков, особенностей, связей, отношений изучаемого объекта. В состав описания также входит измерение. Описание представляет собой начальную стадию исследования, поскольку без ясного представления о том, что являет собой интересующий объект нельзя начинать его изучение. Описание должно быть по возможности более полным и точным. В противном случае недостаточное или неверное описание затруднит объяснение.

Теоретический уровень исследования начинается с построения гипотез, хотя гипотеза сама по себе ещё не является теорией. Гипотеза – это предположение, основанное на достоверных фактах.Если эмпирия имеет дело с явлениями, то теория направлена на познание сущностиявлений, теория способна предвидеть будущее состояние объекта исследования, на что неспособна эмпирия. Теоретическая мысль способна далеко отлетать от действительности, вследствие чего иногда теряется связь с её эмпирической основой, а её разработчики впадают в грех рационализма. Учёные создают мысленные модели – идеализированные модели, для чего используют идеализированные понятия: идеальный газ, математическую точку, абсолютно твёрдое тело, равенство граждан перед законом, народовластие и т.п. Этим понятиям нет аналогов в действительности, но они полезны при изучении реально существующих явлений. На теоретическом уровне открываются законы функционирования и развития объектов, что имеет огромное познавательное значение. Зная закон явления, учёный может предвидеть его в будущем. Теоретический уровень развития знания способствует формированию политической мудрости, о чём речь шла ранее.

Теоретическому уровню соответствуют процедуры объяснения и предвидения. Объяснение представляет собой мысленную реконструкцию внутренних и внешних связей исследуемого объекта, определяющие его наиболее существенные черты Объяснение призвано раскрыть сущность объекта, закон его существования. Обязательным элементом объяснения является установление причины объекта. Предвидение есть мысленное моделирование будущего состояния объекта исследования. Предвидение чаще всего осуществляется на основе закона объекта, в частности его элемента – повторяемости, согласно которой интересующий объект возникает при повторении сходных условий. Попытка заглянуть в будущее осуществляется и при помощи метода экстраполяции в будущее существующих в настоящее время тенденций с некоторыми поправками на изменение условий. Например, если в данном году конкурс в вуз составлял три человека на место, то можно предположить, что таким он будет и в следующем году. Таким образом, теоретический уровень познания означает проникновение в сущность изучаемых явлений с обязательным условием предвидения будущего состояния объекта исследования.

4.4. Философское познание.

 

Философское познание - процесс получения и переработки информации, выражающийся в выработке мировоззрения, дающей цельную картину мира и места в ней человека. Оно задаётся проблематикой философии. Но собственно философское познание разработано весьма слабо, так как даже философы нередко отождествляют философское исследование с научным. О «чистых» учёных и говорить не приходится: они искренне полагают свои исследования одновременно и философскими исследованиями. Философия для них одна из наук, причём наука неполноценная. До сих пор сказывается наследие позитивизма. Один из основателей этого движения Огюст Конт ещё в первой половине XIX века отвёл философии роль систематизатора научных знаний. В русле этой традиции до сих пор многие учёные, излагая материал своей науки, с умным видом небрежно делают мировоззренческие выводы, хотя эти выводы органически вовсе не связаны с материалом данной науки. Так, например, на роль философии в первой половине ХХ века претендовал психоанализ, «шапка» которого была явно мала для философии. Идеи психоанализа не охватывали и половины философской проблематики, но апломба его сторонникам было не занимать.

Один философ утверждал, что с течение времени философия превращается в науку (философы даже, будто бы, обязаны этому способствовать) или псевдорелигию, чтобы потом снова стать философией. Превратившись в науку, былая философия породит новые философские проблемы и т.д. Будь эта идея верна, стал бы бессмысленным вопрос о предмете философии, который может быть одним-единственным на всю её жизнь. Ещё примечательнее вопрос об эмпирической базе философии. Раз она порождается наукой и сама превращается в науку, то выходит, что бури жизни бушуют вне философии и становятся ведомы ей лишь через науку. Но много ли наука интересовалась общественной жизнью, если, например, в политологии между «Политикой» Аристотеля (IV век до н.э.) и «Государем» Н.Макиав

Дата: 2016-09-30, просмотров: 227.