Понятие развития в философии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Развитие иногда отождествляется с движением. Действительно, движение – атрибут бытия, а развитие его частный случай. Всякое развитие есть движение, но не всякое движение является развитием. Развитие есть качественное изменение объекта в той или иной фиксированной системе координат. Качественное изменение представляет собой исчезновение одних признаков или свойств объекта и появление (или непоявление) других признаков или свойств. Количественные изменения накапливаются до определённого предела, когда происходит превышение меры этих изменений, в результате чего изменяется качество данной вещи. О развитии не имеет смысла говорить вне какой-либо системы координат. Бабушка следит за физическим развитием внука по отметкам на вертикальной линейке: в пять лет рост внука, к примеру, составлял 100 сантиметров, в шесть – 105 и т.д. Духовное развитие внука фиксируется уже не в пространственном, а только во временном контексте: в пять лет внук выучил буквы, в шесть – умел читать и т.д. Развитие универсально в пространственном контексте, то есть имеет место везде и всюду, но не универсально во временном контексте. Тут мы сталкиваемся с парадоксом развития. Он состоит в следующем: развитие приводит к уничтожению, исчезновению развивающегося объекта.

Парадокс явно противоречит пропагандистским лозунгам о «непреходящей ценности» чего-либо, о «вечно живом и развивающемся учении» и т.д. Представим себе объект, обладающий признаками А,Б,В,Г. В фиксируемый начальный момент на оси времени объект обладает всеми данными признаками. В следующий момент времени признак А исчезает, но появляется (хотя может и не появиться) признак Д. Наблюдаемый объект уже не АБВГ, а БВГД. Далее, с течением времени исчезает признак Б, но появляется признак Е, и объект уже является ВГДЕ (а если признак Е не появляется, то ВГД). В третий момент времени исчезает признак В, но появляется признак Ж, и перед нами объект ГДЕЖ. В четвёртый момент времени исчезает признак Г, а вместо него появляется (или не появляется) признак З – объект называется ДЕЖЗ. От первоначального состояния развивающегося объекта не осталось ни одного признака, хотя по инертности сознания люди могут называть его тем же самым объектом, о котором шла речь в начале этого примера. Поэтому, когда упоминается слово «развитие», следует помнить о двух моментах: 1)контексте, в котором фиксируется некий, будто бы, развивающийся объект; 2)всякое развитие временно и приводит к уничтожению развивающегося объекта.

Развитие объекта проходит три стадии, которые Гегель обозначил словами «тезис» (исходное состояние объекта), «антитезис» (отрицание объектом самого себя), «синтез» (возникновение качественно иного объекта). Знаменитая гегелевская триада заканчивается снятием – отрицанием некоторых моментов в прежнем качестве объекта и появлением новых моментов.Развитие как качественное изменение каких-либо объектов, явлений и процессов действительности имеет два направления: прогресс и регресс. Ввиду чрезвычайной идеологизированности оба понятия в последние десятилетия оказались на периферии философского знания. Одни философы отрицают существование прогресса, другие утверждают, что он относится только к социальным процессом, третьи считают чисто пропагандистским понятием. На самом деле в основе понятий прогресса и регресса нет никакой идеологии. Идеология есть идеология, а философия и наука фиксируют нечто реально существующее. Впоследствии философия и наука дают оценки в соответствии со своими предметами, но эти оценки не имеют идеологической окраски. Прогресс есть направление развития, характеризующееся усложнением структуры и функций данного объекта. Регресс – направление развития, характеризующееся упрощением структуры и функций развивающегося процесса. В динамике природных и социальных процессов имеют место периоды усложнения и упрощения различных объектов, явлений и процессов. Прогресс-регресс является констатацией определённого состояния интересующего нас объекта, явления, процесса независимо от их оценки. Оценки начинаются с того момента, когда указанные направления развития соприкасаются с интересами и ценностями людей.

Сущность и явление.

Субъективная диалектика, отражающая диалектику объективную, выработала, кроме понятий связи, отношения, развития, необходимости и случайности, причины и следствия, ряд других понятий. Видное место в диалектике принадлежит понятиям сущности и явления. Категории диалектики – не плод схоластических умозрительных размышлений, они открыты исследователями в процессе своих занятий. Лидерство в этом процессе принадлежит учёным, хотя начало им – обыденная практика. В обыденной жизни люди сталкиваются с необходимостями и случайностями, причинами и следствиями, а потом эти явления получают теоретическое оформление в трудах философов и учёных. В ходе практической деятельности возникает стремление отделить главное от второстепенного, неизменное от изменчивого, невидимое от видимого. Возникают слова «существенное» и «несущественное». Когда формировалось мировоззрение первобытного человека дух леса отличался им от самого леса, дух воды – от воды и т.д. Решающим разграничивающим признаком сущности и явления выступают показания органов чувств: чувственно воспринимаемыми выступают лишь явления, сущности же познаются рассудком. Когда сущность чего-либо не познаётся, она нередко мистифицируется.

Понятия сущности и явления были весьма популярны в античной философии и философии нового времени. По мнению Демокрита, сущность вещи неотделима от самой вещи и производная от тех атомов, из которых она составлена. Платон считал сущность идею, которая недоступна чувственному восприятию и живёт своей собственной жизнью. В философии Аристотеля к вещи сущность есть её форма, форма не существует отдельно от самой вещи, но и не сводится к ней. В средневековой философии носителем сущности выступает Бог, а земное существование человека неистинно и иллюзорно. И.Кант признавал объективность сущностей, но считал их непознаваемыми. Человеку дано познать лишь явление, а не сущность. Неразрывность сущности и явления подчёркивал Г.Гегель: сущность является, а явление есть явление сущности. Не обошли вниманием рассматриваемые понятия и важнейшие направления философии в ХХ веке (феноменология, экзистенциализм и др.).

Наибольшие возражения получило утверждение неопозитивистов об отрицании объективного статуса сущности. Неопозитивисты, так же как и патриарх движения позитивизма Огюст Конт, признают лишь существование явлений, но не их сущностей. Такого рода утверждения нанесли большой урон формированию мировоззрения людей. Например, в правоведении сущность права состоит в справедливости и связанными с ней свободой, равенством и гуманизмом. Если нет сущности (естественного права), а есть только явление (позитивное право), то любая волеустановленная норма есть право. Она связывается уже не с естественным правом, а со своей функцией – исправно обслуживать данный политический строй. (Познакомьтесь с концепцией «чистого права» Ганса Кельзена.). В естественных науках дело обстоит проще. Учёный, даже не признающий понятия сущности, по необходимости будет иметь с ней дело. В противном случае он перестанет быть учёным.

Сущность в философии обозначалась словом «субстанция» (от лат. substantia). Сущность может обнаруживаться во многих явлениях, но она всегда одна и не существует вне явления, равно как явление вне сущности – бессмыслица. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом. Сущность есть основное содержание какого-либо объекта или процесса, без которого были бы невозможны данный объект или процесс. Явление есть то или иное внешнее обнаружение сущности. Например, сущность человека составляет наличие у него сознания. Обладание рассудком ставит человека над миром других животных, хотя следует отметить, что данное свойство обнаруживается во разных явлениях поведения человека: одни люди создают шедевры культуры, другие покорно терпят рутину жизни и ничем не прославились, третьи ведут себя так, что сравнение с животными является оскорблением животных. Но это всё обнаружение одной и той же сущности – рассудка. Другой пример: сущность образования состоит в получении информации и, самое главное, в умении использовать её в практической деятельности. Известны разные формы получения высшего образования: стационар, вечернее обучение, заочное обучение, экстернат, а сущность одна – обрести способность к творчеству, В этом плане образование необязательно связывается с его институциональной формой – государственными или частными учебными заведениями. Образование приобретают путём получения уроков мастера, наставника и т.п., а также путём самообразования.

Сущность есть единство внутренних связей объекта или процесса. Явление выражает сущность, но оно богаче сущности, так как включает в себя ряд внешних по отношению к сущности, случайных связей. Поэтому явления ярки, разнообразны, многоплановы, они, если имеются в виду общественные явления, окрашены субъективными свойствами людей. Например, нет двух войн, совершенно похожих друг на друга. Сущность войны – использование оружия для умерщвления или ранения людей – каждый раз иначе проявляет себя в действиях людей. Одни сражаются до последнего вздоха, другие – бросают оружие и бегут, едва завидев противника. Одни войны захватнические, другие – национально-освободительные. Таким образом, большее «богатство» явления не означает его тождества с сущностью. Карл Маркс писал, что «если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня…».

Чтобы познать явление, его надо наблюдать. Познание сущности явления есть его понимание. Явление есть описание объекта бытия, сущность же есть его объяснение. Поскольку бытие бесконечно, бесконечно и познание фрагментов бытия. Познание сущности любого явления не означает завершение познавательного процесса. Мысль человека движется дальше и глубже. Например, когда Д.И.Менделеев открыл периодический закон химических элементов, существенным свойством химического элемента считался атомный вес. Позже выяснилось, что существенным свойством элемента является не вес атома, а его заряд. Однако это открытие не означало, что атомный вес перестал быть существенным. Он продолжает быть существенным, но лишь в первом приближении. По отношению к атомному весу заряд атома является сущностью более высокого порядка. Наглядный пример сущностей разного порядка даёт астрономия. Во втором тысячелетии до нашей эры вавилонские жрецы заметили перемещение планет по небу. Перед нами заурядное для современного учёного явление, но сущность познаётся в течение ряда столетий. В XVI веке Н.Коперник доказывает движение планет вокруг Солнца – сущность первого порядка. В начале XVII века И.Кеплер устанавливает эллиптические орбиты планет – сущность второго порядка. В конце XVII века И.Ньютон открывает закон всемирного тяготения – сущность третьего порядка. В начале ХХ века А.Эйнштейн создаёт специальную и общую теорию относительности – сущность четвёртого порядка. Возможно, будет новый вклад науки в раскрытие сущности движения планет.

Познание сущностей через явления проблематично вследствие неисчислимого множества факторов, непосредственно не связанных с явлениями. Это обстоятельство приводит к тому, что в некоторых явлениях сущность не обнаруживается. Возникает видимость явления, а не само явление. По Гегелю «видимость есть наличное бытие, несоответственное сущности, пустое отделение и положенность сущности…». Каждому имеющему глаза виден ежедневный восход и заход Солнца, что создаёт представление о вращении Солнца вокруг Земли. Г.Галилей был, видимо, первым, кто пытался развеять эту иллюзию. Мираж в пустыне тоже видимость. Это видимость оазиса, в котором торжествует жизнь, но опытные путешественники знают обманчивость данной видимости. Ещё сложнее обстоит дело с видимостями явлений в общественной жизни. Люди часто принимают желаемое за действительное, верят в возможность желаемого и стремятся его осуществить. Таковы иллюзии коммунизма, демократии, всевозможных спасителей и т.п. Массовые заблуждения людей относительно сущности происходящих процессов – норма жизни любого общества. Вопрос лишь в сравнительной мере заблуждений.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 201.