Важнейшей сущностной характеристикой политического процесса являются различные способы и формы политического волеизъявления граждан. Это прежде всего многообразные виды выражения участниками и субъектами политики своих интересов в ходе их артикуляции и агрегирования (деятельность партий, общественных движений, групп интересов и др.). Они лежат в основе борьбы за власть и ее распределение, стимулируют вовлечение граждан в политику. Причем все эти действия могут быть направлены на поддержку как правительства, так и оппозиции. Однако задача этих действий остается неизменной — повлиять на принимаемые государственной властью политические решения в соответствии со своими интересами.
Другой стержневой проблемой политического процесса является принятие и реализация политических решений, которые должны интегрировать различные и зачастую противоположные интересы граждан в единую составляющую.
Первый этап — представление артикулированных и агрегированных различными субъектами политических интересов институтам, принимающим управленческие решения. Набор организационных средств и способов данной трансляции может быть различным: от прямого давления различных субъектов политики в виде митингов, демонстраций, пикетирования и иных массовых акций, в ходе которых правительство получает конкретные требования и программы, через средства массовой информации, деятельность партий и групп и т. п., до оказания давления в виде лоббирования.
Однако центральным способом передачи агрегированных политических интересов является электоральный (избирательный) процесс. Именно во время выборов граждане отдают предпочтение тем лидерам и политическим партиям, которые смогли в наилучшей степени отразить в своих программах ожидания и потребности избирателей, т. е. смогли найти оптимальный вариант интегрировать политические интересы наибольшего числа социальных групп и слоев населения. Конечно, здесь огромную роль играет манипулирование общественным сознанием, и прежде всего с помощью популизма, т. е. самых широких обещаний без учета возможности их реализации. Однако для любого серьезного политика и тем более партии ясно, что игнорирование большинства предвыборных лозунгов и обещаний может привести к падению их авторитета и утрате своего места в политической структуре общества, так как они испытывают мощное давление со стороны конкурирующих политических сил.
Второй этап — принятие решений и формулирование политической воли. Воспроизводство политической системы предполагает, что этот процесс осуществляется беспрерывно, так как решения различных проблем размещены на разных уровнях в “пространстве” и “времени”, и постоянно возникают новые проблемы. Причем методы принятия решений во многом зависят от характера политической системы: от степени централизации власти, разграничений полномочий центральной и местной власти, от уровня взаимоотношения между законодательной, исполнительной и судебной властью, взаимодействия партийных и государственных структур. Большое значение имеют также возможности контроля и ресурсы влияния оппозиционных сил.
Наиболее распространенным является метод рационального моделирования, т. е. осмысление проблемы и выбор таких путей ее решения, которые в максимальной степени соответствуют и программным, и конкретным целям данного субъекта политики. Это как бы оптимальный вариант, рассчитанный на благоприятное стечение обстоятельств. Однако реальная практика гораздо сложнее и ситуация может очень быстро меняться и приводить к непредвиденным последствиям. Поэтому используется еще один метод — метод “ветвей” (метод постепенных приращений). В свое время он стал основой для идейно-организационного раскола социал-демократических партий в конце XIX — начале XX в.
Если Ленин и его сторонники выступали за непримиримую борьбу рабочего класса (в соответствии с коммунистической идеологией) за свою конечную цель — уничтожение капитализма и построение социализма и коммунизма, то Бернштейн (идеолог реформизма) сформулировал фразу, которая надолго стала лозунгом западной социал-демократии: “Конечная цель — ничто, движение — все”. Смысл ее был в том, что нужно вести борьбу не за призрачные социалистические идеалы, а решать конкретные вопросы улучшения статуса рабочего класса в рамках существующего строя и тем самым постепенно наращивать в нем элементы социализма. Реализуя частные цели, допуская даже противоречивые и взаимоисключающие действия в рамках стратегии управления, правительственные структуры должны тем не менее добиваться постепенного приращения общего успеха (подобно ветвям деревьев, которые тянутся в разные стороны, но необходимо служат общему развитию).
Еще один метод — “решающего звена” — состоит в стратегической оценке всех политических проблем и противоречий общества, изучении социально-экономических и иных факторов его развития и выделении последовательности и иерархичности решения наиболее важных вопросов, которые являются определяющими в конкретных условиях.
Третий этап — реализация политических решений. Главным здесь является выбор средств и методов политического регулирования и воздействия на массы для проведения в жизнь политических решений. Методы здесь могут быть чрезвычайно многообразными: различные виды материального и морального поощрения, конкретная помощь, способы воздействия на массовое сознание с целью стимулировать поддержку и энтузиазм граждан, реклама и пропаганда и т. п. Они могут быть и насильственными в виде различных санкций за невыполнение административных приказов и распоряжений.
Главная задача — обеспечение вертикальной интеграции политической жизни с помощью властных полномочий, с одновременной нейтрализацией воздействия самых различных факторов.
Важнейшим элементом данного этапа является регулирование информационного режима осуществления власти. В зависимости от типа режима политическим субъектам либо предоставляется вся информация, необходимая для выполнения своих ролей и функций, либо она сознательно урезается и люди не могут компетентно судить о действиях властей.
Четвертый этап — контроль за выполнением решений и их коррекция в результате обратных связей с различными субъектами политики. Главную роль здесь играют судебные органы, которые проверяют принятые решения на соответствие Конституции. Важнейшей их прерогативой является контроль за соблюдением норм и законов при проведении политических решений в жизнь и назначение наказаний. Имеется и целый ряд других институтов, в той или иной мере участвующих в процессе контроля за функционированием политической системы. К ним относятся государственные службы контроля и надзора за деятельностью аппарата, органы ведомственного надзора, партийного контроля, деятельность общественных движений и организаций, вездесущее “око” средств массовой информации и др. Многие из них представляют собой своеобразный канал обратной связи, с помощью которого проверяется реакция широких слоев населения на те или иные политические решения. В случае отсутствия серьезной поддержки или назревания недовольства властные структуры имеют возможность вовремя скорректировать решения. Тем самым как бы завершается циклический процесс превращения частных интересов в единый вектор общегосударственного развития.
Таким образом, политический процесс представляет всю гамму динамических изменений политической системы в ее пространственно-временном функционировании. Их направленность и скорость, влияние и последствия, масштабы и продолжительность чрезвычайно различны.
По объектам воздействия различаются внешнеполитические и внутриполитические процессы. С точки зрения системных качеств можно говорить о демократических и недемократических процессах. С правовой точки зрения — о законных, открытых политических процессах и незаконных, теневых. С точки зрения характера преобразования власти и форм ее функционирования — о революционных и эволюционных процессах.
Рассматривая устойчивость основных форм взаимосвязи гражданского общества и политических структур, можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы. Кроме того, существует и множество локальных политических процессов. Однако именно их совокупное взаимодействие и взаимовлияние и обусловливает прогрессивный или регрессивный характер развития данного общества.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение политического процесса.
2. Какова структура политического процесса?
3. В чем сущность легитимизации политических систем.
4. Что представляет собой режим воспроизводства политических систем?
5. Как соотносятся между собой понятия «политическое изменение» и «политическое развитие?
6. Перечислите основные направления и критерии политического развития.
7. В чем сущность политической модернизации? Назовите ее основные модели и типы.
8. Приведите примеры стран, где реализуются различные модели модернизации?
9. Отметьте условия, соблюдение которых необходимо, чтобы политическая модернизация была успешной.
10. Охарактеризуйте особенности политической модернизации в современной России.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 208.