Политическим лидером может быть тот индивид, который обладает:
• собственной политической программой или новаторской стратегией в политике;
• способностью выражать и отстаивать интересы той или иной социальной группы;
• определенными чертами характера, проявляющимися в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, мужество, гибкость, коммуникабельность и др.);
• необходимым уровнем политической культуры;
• имиджем руководителя, отвечающим нормам морали, принятым в данном обществе, группе;
• популярностью, ораторскими способностями;
• наличием команды помощников и исполнителей.
Политическое лидерство — постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, группу, организацию.
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней.
1. Лидер малой группы лиц, обладающих наибольшей властью в данном сообществе и имеющих общие интересы. Лидер приобретает власть наиболее авторитетного в группе лица за счет своих личных качеств, оцениваемых группой непосредственно в процессе совместной деятельности. В этом случае его функции являются функциями делового, интеллектуального лидера и лидера общения.
Для делового лидера характерны организаторские способности, предприимчивость, прагматизм. Авторитет интеллектуального лидера основан на умении решать сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции «мозгового центра» группы. Лидеру общения присущи психологическая комфортность, коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы.
2. Лидер общественного движения (организации, партии) — лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов (необязательно адекватно осознаваемых).
Лидер этого уровня воздействует на общественное мнение как в силу личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть группы находится в состоянии ожидания, потребности в лидере; она авансирует лидера определенной степенью доверия и политической поддержки. Чем менее определены цели и задачи общественного движения, тем более значима деятельность такого лидера.
3. Лидер третьего уровня — политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института. Личностные характеристики, имеющие принципиальное значение в первом случае, существенные во втором, на третьем уровне, как правило, не оказывают на политическое поведение лидера и отношение к нему решающего влияния. Деятельность политика в данном случае определяется внешними регулятивами, присущими конкретной политической культуре.
Исторически возникшее политическое лидерство связано не только с формированием интересов, но и с появлением личности как одного из потенциальных субъектов политического действия. Так, архаичным обществам политическое лидерство не свойственно не только в силу отсутствия дифференцированных властных интересов, но и в силу не- выделенности индивидуального «Я» из родового, коллективного сознания.
В античности политическое лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников («ведомых») были близки к отношениям «учитель — ученик», поскольку политическая жизнь непосредственно связывалась с решением мировоззренческих вопросов, прокламацией определенных моральных ценностей.
В средневековой Европе политическое лидерство постепенно теряет нравственное содержание. Влияние лидера основывается не столько на личных достоинствах, сколько на способностях к руководству конкретной политической общностью. От лидера требуется не столько быть нравственным образцом, сколько уметь сплотить группу для достижения поставленных целей, сформировать групповой интерес. Такая тенденция к прагматизму политического лидерства наиболее отчетливо обнаружила себя в эпоху Возрождения и в период буржуазных революций.
В современном обществе политическое лидерство представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев (групп), посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы (концепции) решения социальных проблем и задач общественного развития.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 291.