Свойства идеологии и ее функции. Идеология и пропаганда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Роль идеологии в жизни общества обусловлена теми функциями, которые она выполняет. Политические идеологии включают ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры. Исходя из этого, можно выделить следующие функции идеологии:

3. Ориентационная: она выражается в том, что, включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.

4. Мобилизационная: предлагая идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию.

5. Интегративная: наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным интересам и тем самым выступает интегрирующим фактором.

6. Амортизационная: будучи способом интерпретации политической действительности, политическая идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации.

7. Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Суть ее состоит в том, что политическая идеология, как правило, возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп.

Указанные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания (например, политической психологии), а именно претензии на тотальную значимость (или глобальность) и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Идеология требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует. Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существования политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения. Идеология и пропаганда тесно взаимосвязаны.

 Пропаганда целенаправленно формирует у граждан необходимые и желаемые дтя партий, злит, лидеров политические ориентации, побуждающие граждан к определенному типу (образу) действий. В информационный век “контроль за умами людей” становится главным ресурсом власти. Сегодня в 130 странах мира ведется телевещание; 2,5 млрд, человек смотрят передачи на экранах 600 млн. телевизоров; еще более многочисленная аудитория слушает радиопередачи по 1,3 млрд, радиоприемников. 81 транснациональная корпорация контролирует 75% производства и распространения новостей на планете.

В современных условиях средства массовой информации превращаются в “четвертую власть”. Дело в том, что наши знания о реальности всегда опосредованы СМИ, из которых мы в основном черпаем представления о ней, поэтому невозможно отличить отображаемую информацию от отображенного явления.

 Это служит предпосылкой для политического манипулирования как способа скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью сформировать у них необходимые политические представления, готовность к определенному типу политического действия. Политическое манипулирование основано на систематическом внедрении в массовое сознание мифов - совокупности иллюзорных людей, предписывающих определенные стандарты поведения, ценности и нормы, воспринимаемые на веру. Так, в США, стране, казалось бы, с рациональным избирателем, по мнению американского политолога Г. Шиллера, господство правящей элиты основано на пяти мифах:

 1) мифе об индивидуальной свободе и личном выборе граждан;

 2) мифе о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда, президентской власти, а также средств массовой информации;

 3) мифе о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству;

 4) мифе об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения;

 5) мифе о плюрализме средств массовой информации, которые в действительности контролируются крупными рекламодателями и правительством.

Однако массовое сознание наиболее подвержено манипулированию в условиях переходных процессов. Если в стабильных обществах с высоким уровнем автономии личности манипулирование имеет целью интеграцию населения вокруг общих идей, то в переходных обществах, где не успели сформироваться устойчивые интересы, манипулирование с помощью лжи, полуправды, подтасовки фактов формирует представления, оторванные от действительности.

 В начале реформ в России культивировался миф о привлекательности капитализма и полном банкротстве социализма, о номенклатуре как главной виновнице бед трудящихся при советской власти. Затем, когда ожидания трудящихся относительно реформ не оправдались, появились мифы о “красно-коричневой” угрозе, об “агентах влияния” и др. Если же обратиться к содержанию российского телевещания, то оно почти наполовину состоит из “мыльных опер”, являющихся эффективным средством политического манипулирования.

 

4. Типы идеологий: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал-демократизм

Критерии классификации идеологий .

Политические идеологии различаются по двум основаниям:

 I) по социально-политической парадигме, т. е. по предлагаемой модели желаемого общества;

2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления.

 Если первое основание расчленяет политические идеологии на правые, центристские и левые (просоциалистические), то отношение к технологиям социальных изменений противопоставляет радикалов, выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, консерваторам, стремящимся к сохранению установившегося политического порядка и согласным лишь на самые незначительные изменения status-quo. Между ними располагаются силы с умеренными политическими ориентациями, предпочитающие путь постепенных реформ.

Политические идеологии, возникшие в эпоху Просвещения, по-разному обосновывали идею прогресса, предлагали различные модели общества и способы их реализации. С тех пор мало что изменилось в этом плане.

Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако правые политико-социальные воззрения неоднородны. Они включают целый спектр политических идеологий от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях, расизма) до либеральнодемократических.

Левый политический спектр представляют идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости левые представляют себе по-разному. Коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости в условиях планово организованной экономики, приоритета общественной собственности, осуществления принципа оплаты “по труду”. Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство “стартов”, т. е. создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В этом они солидарны с коммунистами.

 

Либерализм

Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма, родоначальниками которой были Дж. Локк, Т. Гоббс и А. Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида - представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политико-идеологической доктрине. Сегодня либерализм представляет собой совокупность различающихся между собой концепций, которые, однако, непременно включают весь базовый набор либеральных ценностей.

Исходным тезисом либеральной идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), об их приоритете над интересами общества и государства. Условиями самореализации индивида либерализм считает зрелое гражданское общество, правовое равенство граждан, политический плюрализм как принцип организации жизни общества на началах многообразия, правовое государство с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества.

Глубокий кризис первой трети XX века (1929 - 1933) выявил ограниченные возможности либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенства, что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, был принят тезис о необходимости расширения социальных функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической системы были признаны справедливость, связанность государства правом, ориентация правительства на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. В итоге такой модернизации старый либерализм был преобразован в неолиберализм, основной смысл которого можно выразить формулой: государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы.

Консерватизм

Базовыми ценностями консервативной политической доктрк- ны являются порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принято считать в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем так называемой естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Коль скоро логика прогресса задана свыше, то нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития.

Принимая принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития некоего естественного жизненного начала. Политическим идеалом консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация: власть принадлежит элите, а свобода есть подчинение власти и лояльность к ней. Консерватизм возник не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов.

Однако классический консерватизм тоже смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США), тэтчеризм (Англия), которые очень далеко ушли от первоначальной идеи. Во-первых, консерватизм заметно эволюционировал в сторону приоритета прав и свобод отдельной личности при существенном ограничении экономических и социальных функций государства за счет приватизации государственной собственности и сокращения социальных программ. Во-вторых, консерватизм стал идеологией широких слоев “среднего класса” западного общества. Историческая заслуга неоконсерватизма заключается в том, что он сформулировал и предложил эффективные способы решения актуальных проблем, вызванных экономическим спадом 70-х годов XX века К числу этих способов относятся:

 а) структурная перестройка экономики, отвечавшая потребностям нового этапа технологической революции,

 б) создание новой системы стимулов взамен традиционной, ориентированной на рост уровня жизни.

Новые мотивации, значимые для работника, были связаны с ростом качества жизни, создания новых форм самореализации личности. Неоконсерватизм органично соединил старые ценности доиндустриальной эпохи - семья, религия, мораль - с ценностями постиндустриальной эры - творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие культуры, образования, активное привлечение работников к управлению производством.

 

Коммунизм

Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма - учения, возникшего в Западной Европе в середине XIX века. В противовес господствовавшему тогда классическому либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет, наконец, раз и навсегда покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившегося в результате произошедшего промышленного переворота. Марксизм представлял собой ра- дикальную идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения нового общества. Преобладание революционных, насильственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксистской концепции общественного развития. Поскольку марксизм признавал возможность научного познания окружающей действительности и формулирования законов развития общества, постольку он признавал и возможность безошибочного определения путей его преобразования.

 Разработка научно обоснованной программы преобразований стимулировала деятельность по ее скорейшей реализации. Вкратце схема исторического прогресса в марксизме выглядела следующим образом: общественные изменения обусловливаются характером и уровнем развития материального производства прежде всего производительных сил, а также влиянием культурных, психологических, исторических и других факторов.

 Поэтому исторический прогресс есть последовательная смена общественно-экономических формаций. Антагонические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются на базе частной собственности, а коммунизм (и его первая фаза - социализм) формируется на принципиально иной экономической основе - общественной собственности.

Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба обусловлены сохранением частной собственности в руках класса буржуазии. Революционный переход от капитализма к социализму должен заключаться прежде всего в экспроприации частной собственности и передаче ее в руки тех, кто своим трудом создает все богатство общества, а также в установлении диктатуры пролетариата.

Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду типа: труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков; в труде формируется личность; труд есть способ самовыражения, самореализации человека и т. п.

Наиболее важным механизмом интеграции различных элементов социальной структуры была признана коммунистическая партия. В целях более полной реализации этой функции партии предполагалось превращение ее во властную структуру, сращивание с государством, которое под ее руководством должно было постепенно заменяться системой общественного самоуправления.

 

Фашизм

В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных социальных классов и групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения.

Такие разновидности фашизма, как итальянский фашизм и немецкий национал-социализм, были вызваны к жизни рядом причин. Появление новых видов деятельности и форм разделения труда разрушало привычные социальные связи и традиционный уклад жизни.

 Усложнение социальных отношений дополнялось глубоким экономическим кризисом конца 20-х годов XX века. В этих условиях классические либеральные ценности оказ&пись не способными выступить в качестве вдохновляющих мотивов человеческой деятельности и факторами интеграции общества.

 Процессы абсолютного обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации интегрирующую и вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку в ней национальное самосознание населения было более всего унижено поражением в первой мировой войне 1914 - 1918 гг.

Различия итальянского и немецкого фашизма заключаются в следующем. Если идеология итальянского фашизма стремилась возродить могущество Священной Римской империи и была не столь притягательной для широких народных масс, то национал-социализм стал идеологией, которая смогла сплотить различные социальные группы идеей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедливости. В одной из своих речей А. Гитлер так сформулировал идеал нового общества: “Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, чуждого морали, жалости, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой”.

 Идеология национал-социализма создавала новый тип личности, свободный, по выражению А. Гитлера, “от отягчающих ограничений разума, от грязных и унижающих самоотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностью, и от требования свободы и личной независимости, которыми могут пользоваться лишь немногие”. Создание условий для развития национального немецкого государства предполагалось за счет “расширения жизненного пространства на востоке”, “устранения целых расовых единиц” и “обеспечения продовольственного снабжения” Германии.

Парадоксально, но даже при кардинальном различии идеалов и ценностей принципы построения нового общества в коммунизме и фашизме оказались схожими. Эти принципы включали в себя тотальное подчинение общества одной идеологии, одной идее (с той лишь разницей, что в первом случае это была идея “светлого будущего”, а во втором - идея “превосходства арийской расы”); монопольную власть одной партии (коммунистической или национал-социалистической) как главного элемента политической системы; использование политического террора и опора на органы насилия в обеспечении политической стабильности и идейного единства общества.

 

Социал-демократизм

Наряду с либерализмом более жизнеспособной и социально эффективной на практике оказалась идеология социал- демократизма, формирующая в значительной мере центристскую политическую ориентацию. Возникнув более ста лет назад, она была удивительно прагматичной, что определило высокую жизненную силу ее идей, несмотря на радикальные изменения в мире. В то время как многие политические идеологии приходили в упадок, идеология социал-демократизма усиливала свое влияние в мировом сообществе. Сегодня социал-демократическая идеология является политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась она как левая идеология, как одно из течений внутри марксизма. Пластичность теоретических положений, которые никогда не имели ортодоксального характера, позволяла ей изменяться вместе с изменениими социальной действительности. Она смогла интегрировать достижения политической мысли разных направлений, в том числе марксизма и либерализма, и создать идеологию, выражающую интересы широких слоев западного общества: рабочих, интеллигенции, предпринимателей. Это обстоятельство вызывает особый интерес к идеологии социал-демократизма, так как оно выделяет ее из общего ряда политических идеологий отсутствием претензий на глобальность и жесткую нормативность.

Теоретические основы социал-демократизма были заложены Э. Бернштейном в работе “Предпосылки социализма и задачи социал-демократии” (1899). В ней он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществил ревизию выводов классического марксизма. Многие идеи Э. Бернштейна вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована на учредительном конгрессе социал-демократов во Франкфурте- на-Майне в 1951 году в концепции “демократического социализма”. Главными ценностями “демократического социализма” Социнтерн признал свободу, справедливость, солидарность. Реализовать данные ценности можно, по мнению авторов концепции, лишь посредством экономической, политической и духовной демократии. Соответственно социализм в декларации характеризуется не как жесткая социальная конструкция, а как процесс постоянного движения в сторону реализации названных ценностей, обогащения их реального содержания. В декларации социализм выступает скорее как нравственная категория, нежели экономическая, хотя в то время социал-демократия еще не отказывалась от обобществления, а лишь ограничивала его рамками экономической целесообразности.

В концепции “демократического социализма” социалистическая цель рассматривается не с позиций экономического детерминизма, как в марксизме, а исходя из предположения об ограниченной познавательной силе любой общей теории, поскольку всякая теория нуждается в постоянной корректировке, уточнениях, пересмотре в зависимости от изменения реальных условий. На учредительном конгрессе социал-демократы отказались от единой идеологической основы своего движения, что позволило им преодолеть доктринальную узость в определении стратегии, тактики, программных целей и принципов, свойственную коммунистическому движению и приведшую к падению его авторитета и влияния в мире. Более того, в Социнтерне перестал действовать довоенный принцип обязательности решений для входящих в него партий. Каждая партия была признана самостоятельной и ответственной лишь перед своими членами и избирателями, что обеспечило Социнтерну организационную устойчивость. На практике концепция “демократического социализма” была успешно реализована в Швеции, Австрии, Швейцарии, Норвегии и некоторых других странах.

Кроме рассмотренных, в современном мире значительным влиянием пользуются и другие идеологии; например, экологизм, национализм, не связанные с интересами конкретных классов.

Вопросы

1. Какова роль и назначение политической идеологии в жизни личности и общества?

2. Когда и почему появились первые идеологии?

3. Какие функции выполняет идеология в обществе?

4. Что отличает идеологию от религии, пропаганды?

5. Можете ли вы сказать, что исповедуете какую-то идеологию?

6. По каким признакам различаются политические идеологии?

7. Сформулируйте характерные признаки правых идеологий.

8. Чем отличаются левые идеологии от правых?

9. Как представляют себе развитие общества центристы?

10. Назовите основные положения либеральной идеологии. Как вы считаете, в чем ее достоинства и недостатки?

11. Всегда ли плохо быть консерватором? Каковы положительные моменты консервативной идеологии?

12. Когда и почему появилась коммунистическая идеология? Чьи интересы она отражает?

13. Можно ли признать основные положения коммунизма утопическими? Если можно, то почему, и если нельзя, то тоже - по каким причинам?

14. Что вызвало появление фашизма? Опишите то общество, которое стремились создать идеологи фашизма.

15. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить живучесть фашистских идей?

16. Каковы отличительные особенности социал-демократической идеологии по сравнению с другими идеологиями?

17. Чем обусловлена практическая эффективность социал-демократической идеологии?

18. Каковы причины краха коммунизма как государственной идеологии в России?

 

Тема 3.3 Политические процессы

  1. Политический процесс: понятие и сущность
  2. Структура политического процесса
  3. Легитимация политической системы
  4. Принципы воспроизводство политической системы
  5. Политическое развитие. Политическая модернизация и кризисы политического развития
  6. Политический процесс как средство регулирования социальных интересов

 

  1. Политический процесс: понятие и сущность

Политический процесс является одной из употребимых и привычных категорий и в то же время одной из самых сложных. В широком смысле это понятие обозначает все, что происходит в политической системе в ходе ее функционирования. Понятие «политический процесс» охватывает абсолютно все явления политической жизни: деятельность государства и его отдельных политических субъектов, изменения в политической культуре, в политическом сознании, психологии, поведении людей и т. д. По представлению Д. Мангейма и Р. Рича, политический процесс — это «такой сложный комплекс событий, который определяет, какие действия будут предприняты правительством и какое влияние эти действия окажут на состояние общества». Это определение трудно раскрыть без понятия «политический процесс»в узком смысле как обозначение локальных процессов данного масштаба, направленности, продолжительности, значимости и т. д. Таким образом, политический процесс не имеет четкого начала и конца, представляя собой бесконечную совокупность локальных процессов борьбы, конфликтов, компромиссов, сотрудничества, интеграции и т. д. При этом подобные процессы в любой общественной системе отражают неизбежное действие двух противоборствующих тенденций: стремление к переменам и стремление к стабилизации. Наиболее распространенной является ситуация, в которой правящая группа стремится стабилизировать сложившееся положение, а оппозиционные добиваются политических реформ. Однако в истории нередки случаи, когда против перемен выступают подчиненные группы (например, крестьянство во время насильственной коллективизации)

Если политическая система — это как бы статичное понятие, охватывающее состояние политической жизни в данный момент, то политический процесс отражает динамику политической системы, ее внутренние и внешние изменения, переход от одного состояния к другому. Исходя из этого немецкий политолог М. Хеттих считает правомерным разделить политическую теорию на две части: теорию политического порядка и теорию политического процесса (первая охватывает постоянные, вторая — изменяющиеся величины). В то же время границы между ними носят условный характер, так как влияют друг на друга.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 299.