Основные признаки государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Единство территории. Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию). Она неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства одного государства в дела другого. Она исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства). Она неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством). В данной природной среде государство осуществляет свою суверенную власть и имеет законное право защищать его от посягательств других государств. Государство должно иметь четко обозначенные границы своих территориальных владений. Нарушение границы угрожает территориальной целостности и безопасности государства, является агрессией. С территорией связан вопрос возникновения, существования и* исчезновения государства. В случае потери территории в результате агрессии государство прекращает существование. Именно поэтому часто с вопроса о контроле над той или иной частью территории начинает развиваться большинство внутренних и внешних конфликтов. Таким образом, одной из главных целей правящих политических групп, стоящих на страже национальных интересов своей страны, является защита территориальной целостности государства всеми законными средствами — от дипломатических до военных.

2. Национальное самоопределение. Государство объединяет все население, проживающее на данной территории. Субстанциональным элементом государственности выступает политически самоопределяющаяся национальность. Государство не может возникнуть, пока в национальности не появилось осознание необходимости верховной власти и не имеется ее конкретных выразителей. Лишь тогда, когда в обществе созданы предпосылки для национального самоопределения, возможно формирование государства. Верховная власть сплачивает вокруг себя национальность и руководит ею прежде всего в общих интересах. Национальность охватывает разного рода крупные общности, возникающие преимущественно на этнической основе. Для нации, государственно объединенного народа, в отличие от национальности характерна прежде всего общность экономической жизни, а потом уже языка и культуры.

Так, США, Швейцария, да и современная Россия сформировались как полиэтнические государства. Этническая общность далеко не всегда выступает государствообразующим фактором. Учитывая это, некоторые ученые трактуют народ как общность хозяйственную и гражданскую в отличие от национальности как этнической группы.

3. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения в данном государстве. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им, — особой управляющей системы (механизма), руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это тот слой политической элиты, «корпорация», которая практически осуществляет власть в государстве, приводя в движение всю огромную и сложную государственную машину. Государственный аппарат представляет собой государственную бюрократию.

Таким образом, публичная власть в государстве может быть рассмотрена как совокупность взаимосвязанных институтов и сформированных на их основе учреждений: а) институтов и учреждений законодательной, исполнительной и судебной власти; б) надзорно-контрольных институтов и учреждений; в) органов охраны общественного порядка; г) органов государственной безопасности; д) вооруженных сил.

4.Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

5. Наличие права, т. е. обязательных правил поведения, установленных и санкционированных публичной властью. Только государство обладает правом на регулирование общественной жизни с помощью права, законов. С помощью права государство как политический институт закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного аппарата.

6. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принужтения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

7.Налоги — обязательные платежи гражтан и коммерческих организаций, которые взимает публичная власть для покрытия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической самостоятельности государства.

8.Суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.

Таким образом, государство — это исторически сложившаяся особая политическая организация, обладающая экономическим и территориальным суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим велениям обязательную для населения всей страны силу.

Государство обладает сложной структурой. Обычно выделяют три группы государственных учреждений: высшие органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства (силовые и правоохранительные структуры).

Традиционно в политологии все функции государства подразделяются на две основные группы — внутренние и внешние. Мы чаще всего сталкиваемся с внутренними функциями. При этом основная внутренняя функция государства — национальная интеграция.

Государство в результате своей культурной, экономической, национальной политики стремится к культурной, языковой, экономической интеграции общества. Через школу, колледж, институт способствует возникновению общности всех слоев, наций и народностей, входящих в государство.

Государство стремится выработать единую идеологию, сплотить общество на основе идеи, которая была бы близка всем группам и слоям этого общества.

Государство стремится к развитию национальной культуры, национальных особенностей. С этой целью государство очень часто привлекает к культурной деятельности такой элемент политической системы общества, как церковь.

Все эти важнейшие функции государства в первую очередь направлены на разрешение противоречия между необходимостью порядка в обществе и наличием в нем большого числа групповых интересов, на сведение групповых интересов к общему знаменателю.

Наряду с внутренними функциями государство выполняет и внешние. Отметим их.

1. Функция поддержания мира на своем континенте и во всем мире.

2. Внешняя экономическая функция — обеспечение делового партнерства и сотрудничества.

3. Защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

 

   Структура и полномочия государственных органов зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие - «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

 

Форма правления

Форма правления — это способ организации верховной власти, характеризуемый ее формальными источниками, который определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Существуют две основные формы правления: монархия и республика.

 

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства, монарха, передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется (обожествляется), ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя, представительных учреждений; конституционная монархия — предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства различают дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска (Германия по Конституции 1871 г., Япония по Конституции 1889 г., Россия после 17 октября 1905 г., сегодня это Саудовская Аравия и ряд малых арабских государств).

Парламентарная, или парламентская, монархия — существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Японии и других странах. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право вето фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения со стороны главы правительства или соответствующего министра. Таким образом, монархия сегодня — слабое политическое учреждение, однако она, по мнению М. Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх — носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы. Кроме того, конституционная монархия дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поиск приемлемого для всех кандидата на этот пост .

Республика (от лат. rez publica — народное дело) — это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется представительными органами, избираемыми народом на определенный срок.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью республики делятся на парламентские и президентские.

Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства, и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с согласия сената (практика США). Министры обязаны проводить политику, определяемую президентом, и несут ответственность перед ним. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а критика министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки.

Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция и др.). Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президентом становится лидер (или представитель) партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии. Такое несовпадение невозможно в парламентской республике.

Важнейшая отличительная черта президентской республики — жесткое разделение властей, при котором ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. Кроме того, парламент обладает правом на импичмент, т. е. правом привлечения к ответственности и судебному рассмотрению дел о преступлениях высших должностных лиц, в том числе и президента. В то же время у главы государства есть право отлагательного вето на решения парламента.

С одной стороны, в президентской республике создаются благоприятные предпосылки для концентрации властных полномочий в руках президента, с другой — при соблюдении конституционных норм правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем в странах с парламентарной системой. Классический пример президентской республики — США, где впервые и была установлена эта форма правления, возродившая многие принципы римской политической системы.

Важнейшей отличительной чертой парламентской республики является данное основным законом (Конституцией) право парламента на формирование правительства. Глава государства (если должность президента предусмотрена) занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля над деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии (коалиции партий), располагающей большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Правительство, формируемое из представителей партии (партий) парламентского большинства, получив вотум доверия, с помощью партийной дисциплины направляет деятельность этого большинства и тем самым приобретает контроль над парламентом в целом. Таким образом, правительство — главный орган управления страной, а глава правительства (премьер- министр) является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план. Президент парламентской республики избирается или парламентом, или особой коллегией выборщиков, включающей депутатов парламента, реже — всеобщим голосованием избирателей (Австрия). Полномочия президента, кроме

чисто представительских, осуществляются только с согласия правительства. Акты президента нуждаются в утверждении со стороны членов правительства, которые и несут за них ответственность. Типичные парламентские республики: Австрия, Италия, ФРГ.

 

Таблица 2.1

Президентская и парламентская республики (сравнительный анализ)

 

Параметры Президентская республика Парламентская республика
Функции президента Весьма широкие. Но распустить парламент не имеет права Чисто представительские, но является главой правительства. первым лицом государства
Формирование правительства Осуществляет президент. Он — глава государства и правительства Осуществляется парламентским путем из числа партий и коалиций, располагающих в парламенте большинством
Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти Жесткое разделение Фактический контроль правительства за парламентом, формальная ответственность перед парламентом
Вотум недоверия правительству со стороны парламента Невозможен Возможен и влечет за собой либо отставку правительства. либо роспуск парламента и его досрочные выборы
Функции политических партий Проведение своих кандидатов на ключевые посты в государстве. Реализация своих программ путем использования большинства в парламенте или правительстве Проведение своих кандидатов в парламент. Формирование правительства с использованием большинства в парламенте

 

Среди форм правления есть такие, которые сочетают в себе признаки и президентской и парламентской республики (смешанная, полу- президентская).

Такова была «Пятая французская республика», возникшая в результате принятия конституции 1958г. Данная смешанная форма получила наименование премьер-президентской. Она характеризуется тем, что:

1) президент избирается на прямых всеобщих выборах;

2) президент наделен широкими властными полномочиями;

3) одновременно с президентом существует и выполняет функции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием.

По мнению М. Дюверже, в этой системе в зависимости от того, поддерживает ли парламентское большинство действующего президента или нет. чередуются президентские и парламентские фазы. На президентской фазе президент играет ключевую, доминирующую роль в системе высших органов государственной власти. На парламентской — вынужден делить властные полномочия с премьер-министром. Помимо Франции данная форма правления существует в Португалии. Финляндии и Исландии.

Смешанная, президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена Конституцией 1993г. в России. Ее наиболее важные особенности.

1. Наличие всенародно избранного президента.

2. Президент назначает и смещает премьер-министра и членов правительства.

3. Члены правительства должны пользоваться доверием парламента.

4. Президент имеет право распустить парламент.

Согласно российской Конституции, президент избирается населением по мажоритарной системе, обладает правом издания законодательных актов, назначения премьер-министра (с согласия Государственной думы) и членов кабинета. По своему усмотрению он может отправить правительство в отставку и при определенных обстоятельствах вправе распустить Думу. В свою очередь. Дума может требовать от президента отставки правительства. С 2004 г. в России идет реформа государственной власти, возможен переход от президентской к парламентской форме правления и в перспективе — изменение Конституции.

Особая форма правления сложилась в Швейцарии. Здесь функции главы государства и правительства осуществляются «коллективным президентом» — Федеральным советом, который избирается парламентом в составе 7 человек на широкой коалиционной основе. Председательствует в Федеральном совете президент, избираемый на один год из состава его членов и осуществляющий чисто представительские функции. Принцип парламентской ответственности правительства отсутствует. Такую систему называют ассамблейно-независимой. В этом наименовании указывается как источник исполнительной власти, так и отсутствие необходимости во взаимном доверии законодательной ассамблеи и исполнительной власти.

 

Форма государственного устройства

Форма государственного или территориального устройства — это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.

Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, степени территориальной и этнической общности в государстве и т. д. В конечном счете форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, отношения центра и регионов.

Традиционно в политической науке выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное (от лат. unus — один) — это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, суверенитетом.

Для унитарного государства характерны следующие признаки: единая конституция, единая правовая система, единая система высших органов государственной власти и управления, единое гражданство, единство судебной системы, деление на административно-территориальные единицы, статус органов управления, который определяется общегосударственными правовыми нормами. В зависимости от степени централизации можно выделить несколько разновидностей унитарных государств.

1. Государства, в которых выборные местные органы отсутствуют, функции управления осуществляют назначаемые из центра чиновники.

2. Государства, в которых есть местные выборные органы управления, но они поставлены под контроль назначаемых представителей центра.

3. Государства, в которых выборные местные органы самоуправления косвенно контролируются центром.

4. В государстве существует определенная автономия для отдельных территорий, включающая внутреннее самоуправление и ограниченное право издания законодательных актов по вопросам местного значения. Такая автономия не меняет унитарного характера государства, но может рассматриваться как особая, переходная форма от унитаризма к федерализму. Значительная часть автономных образований создана по историко-географическому признаку (большинство областей Италии, острова Мадейра и Азорские в Португалии и др.), по национально-территориальному признаку созданы некоторые автономные образования в Испании и бывшем СССР, историко-географические и национальные признаки сочетает автономия Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии в рамках Великобритании.

Федеративное (от лат. foedns — союз) — это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 221.