Современные концепции лидерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория черт. Лидерство — феномен, порождаемый особыми чертами лидера (ум. волевые качества, энергия и т. д.).

Ситуативная теория. Лидерство — функция ситуации, сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, отдается предпочтение условиям, принижается активность личности.

Психологические концепции (например, по 3. Фрейду). В основе лидерства лежит преимущественно бессознательное влечение сексуального характера.

Теория конституентов. Лидерство — функция от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей.

Интерактивный анализ — попытка осуществить комплексное исследование лидерства, используя все его компоненты.

Что же касается функций лидера, то к ним можно отнести следующие.

• Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.

• Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.

• Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, дворянства и т. п., поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована в концепции плебисцитарной вождистской демократии М. Вебера. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», покровителя слабых и т. д. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств с патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

• Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации эта функция особенно значима. С помощью средств массовой информации, прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

• Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии американский президент Р. Рейган.

• Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями, и в большей или меньшей степени обожествляются. Так было и в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств.

В настоящее время проблема политического лидерства находится в центре внимания как политологов, так и СМИ. Отмечено, что в мире растет тенденция к поиску сильного лидера, способного сплотить нацию и выразить ее интересы. Так, идеал Франко в 1970-е гг. поддерживало 20% испанцев, а в 1980-е уже 50%. Симпатизируют Муссолини 33% итальянцев. В Германии сторонники фашизма насчитывают в своих рядах более 5 млн человек.

Да и в России в начале 1990-х гг. при разработке и принятии новой конституции президент был наделен огромными полномочиями лидера нации.

 4. Типология политического лидерства

Существует множество типологий лидерства по разным основаниям.

По типу авторитета.

1) традиционное;

2) харизматическое.

По характеру влияния:

1) конструктивное;

2) деструктивное.

По стилю руководства:

1) авторитарное;

2) демократическое;

3) формальное;

4) неформальное.

По отношению к существующей политической системе:

1) дисфункциональное;

2) функциональное;

3) конформистское;

4) нонкомформистское.

Одну из самых привлекательных типологий политического лидерства дал немецкий политолог М. Вебер. В основу своей классификации он положил понятие авторитета. Он выделил три основных типа политического лидерства:

• традиционное лидерство, основанное на вере в незыблемость традиций традиции наследования власти от отца к сыну (основа существования всякой монархической формы правления);

• бюрократическое, или рационально-легальное, лидерство, основанное на представлении о разумности и законности порядка избрания лидера и предоставления ему определенных заранее государственных функций (республиканская форма правления);

• харизматическое лидерство, предполагающее веру в исключительные способности лидера управлять государством.

Авторитет «традиционного» лидера немыслим вне атмосферы, где господствуют традиционные представления и обычаи. «Король умер — да здравствует король!» Нелепо задавать детский вопрос, почему сын короля занимает освободившееся место на троне. Так было всегда! Так делал в свое время отец нынешнего короля, а перед ним — его дед. Естественно, чем длительнее во времени пребывание династии у власти, тем стабильнее и прочнее власть каждого вновь появляющегося традиционного лидера, даже если он лично не обладает выдающимися качествами политика и государственного деятеля. Такой тип лидерства характерен для традиционного, доиндустриального общества.

Переход к индустриальному обществу вызвал серьезные сомнения в идее сохранения власти только на основании принадлежности к традиционной правящей элите. Бюрократическое лидерство возникает, когда лидер становится таковым в силу определенных законных процедур избрания. Уже становится обязательным требование соответствия личного потенциала претендента должному набору необходимых профессиональных качеств. Это ведет к соревновательности и росту конкуренции в борьбе за лидерство. Возникает понятие «политическая борьба», которая протекает в цивилизованных формах и качественно отличается от единственно возможной формы борьбы за власть, присущей монархиям, т. е. способа физического уничтожения конкурента. И последнее принципиальное условие применения данной типологии лидерства — принцип периодической сменяемости, подкрепленный соответствующими юридическими процедурами. В этой модели лидер — инструмент закона.

Большой интерес представляет третий тип лидерства — харизматический. Лидер такого типа наделен, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Предполагается некритическое отношение масс как к лидеру, так и к осуществляемой им политике. Харизма может быть защищена и формально, посредством соответствующей юридической процедуры: канонизация поста «пожизненного президента», выдвижение «отца нации» единственным кандидатом на выборах. Сместить такого лидера законными средствами практически невозможно. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Гитлер, Мао Цзедун, Ким Ир Сен и многие другие.

Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена в применении.

В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции. Основоположник этой классификации Вебер особое внимание уделил анализу харизматического лидерства. Он оценивал харизматического лидера как важнейшего генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Харизматический лидер длительное время существовать не может. Со стабилизацией общества происходит и постепенный переход или к традиционному лидерству (чаще всего), или к рациональному.

Существуют четыре модели лидеров по стилю руководства, или по имиджу: «знаменосец», «служитель», «торговец», «пожарник». Эта классификация предложена американской исследовательницей А. Херман.

Лидер-«знаменосец» отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.

Лидер-«служитель» выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.

Лидер-«торговец» основывает свои отношения с избирателями на способности убедить их в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержки своей политики.

Лидер-«пожарник» реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и напоминает действия по тушению пожаров.

По отношению руководителя к подчиненным лидеров можно разделить на авторитарных и демократических.

Культ личности — крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, а частично и в демократических государствах. Представители — корейские лидеры Ким Ир Сен и Ким Чен Ир, Фидель Кастро на Кубе.

Культ политических руководителей закономерно вытекает из тоталитарной сакрализации власти. По своей сути он — воскрешение языческого идолопоклонничества и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиознополитические ритуалы. Идейные истоки культа лежат в тоталитарной идеологии, ее претензии на монопольное обладание истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой «единственно верной» идеологии наделяются качествами пророков и ясновидцев.

Благоприятной субъективной питательной средой культа личности является патриархальная и подданическая политическая культура, которая исходит из веры в хорошего царя или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Для этой культуры характерна концентрация огромной политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не от результатов своего труда, а от благосклонности начальства. Это и поступление на работу, и служебно-должностной рост, и повышение заработной платы, и получение жилья, премий и других социальных благ. Причиной культа является также и возможность применения лидером различного рода санкций к непослушным. Отражаясь в массовом сознании, все это в сочетании с систематической идеологической обработкой порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.

Вопросы для самопроверки

1. Кто является родоначальником возникновения теории элит? Их основные положения.

2. Каковы современные основные теории элит?

3. Как происходит смена политических элит?

4. Перечислите характерные черты ценностной теории элит, концепций плюрализма элит и партократической теории элиты?

5. Каковы основные типологии политического лидерства?

6. Чем отличается лидер от простого носителя власти?

7. В чем заключаются существенные характеристики политического лидера?

8. Каковы источники появления культа личности?

9. Используя классификацию лидерства по стилю руководства, назовите среди современных мировых лидеров тех, кто соответствует им.

 

 

Тема 2.3 Политическая система общества

 

1. Понятие «политическая система общества» и механизм ее функционирования

2. Структура и функции политической системы общества

3. Типология политической системы общества

4. Государство в политической системе общества

5. Понятие и структура политических режимов

6. Правовое государство. Пути достижения правового государства

 

1. Понятие «политическая система общества»

Теперь перейдем к такому вопросу: кто управляет общественными делами и как происходит это управление? Политика — это не только наука управления, но и большое искусство. Не случайно мы с восхищением говорим об одном политике как о «мудром», а о другом — как о бездарном руководителе.

Существует два основных типа общественного управления.

Исторически первой формой управления в обществе было управление, основанное на обычаях, традициях. Все взрослые члены общества участвуют в управлении, т. е. они и принимают решения, и сами выполняют их. Конечно, в таком обществе существует и принудительная власть, но она опирается в основном на общественное мнение. Такой тип управления присутствовал на ранних этапах истории в древнем обществе. Так жили и наши предки — славяне. Такое правление можно назвать демократией. Греческие города-полисы, Древний Рим, американские племена индейцев-ирокезов, Великий Новгород — в основе управления ими лежит принцип участия в делах общества всех жителей в интересах всех. И в некоторых современных государствах, например в Швеции, Дании, Финляндии, Исландии, общественное самоуправление имеет очень большое значение.

С формированием политической системы общества возникает совершенно иной тип управления. Вспомним древнегреческого мыслителя Платона, который создал идеальную модель общества. В ней он выделил особую группу людей (философы, правители), которые занимались только управлением обществом. Именно механизм управления, посредством которого реализуется политическая власть, называется «политическая система общества». В рамках этой системы разрабатываются, принимаются и осуществляются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Те организации и учреждения, которые входят в эту систему управления, в своих формах и присущими им средствами участвуют в осуществлении политической власти, играют там вполне определенную роль.

Появление категории «политическая система» непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Однако детально теория политических систем была впервые разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50-60-х гг. XX столетия. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.

Д. Истон в работах «Политическая система» (1953 г.), «Предел политического анализа» (1965 г.), «Системный анализ политической жизни» (1965 г.) изложил основу анализа любой политической системы какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем: парламента, правительства, местного самоуправления, политической партии, общественной ассоциации. По Д. Истону, политическая система — это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. Таким образом, понятие «политическая система» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Другое понятие — «политическая жизнь» — обозначает процесс возникновения, функционирования, развития и смены политических систем. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из общественной как самостоятельную часть, или подсистему совокупной общественной системы. В качестве подсистемы политическая система взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, моральной, правовой, культурной, составляющими ее общественное окружение. Оно наряду с природной средой и внешним политическим окружением образует ее «окружающую среду». В этой «окружающей среде» политическая система черпает свои ресурсы.

Политическая система — это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти. Это система государственных и общественных организаций, которые осуществляют всю политическую жизнь в обществе с помощью присущих им форм, средств и методов.

Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политической сферой жизни общества определенных признаков.

Во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности — распад, дезинтеграция общества.

Во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений.

Политическая жизнь — чрезвычайно динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушения сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень упорядоченности политических и социальных процессов не должен понижаться до такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей. Если это все-таки происходит и государство не выполняет своей важнейшей функции, то оно теряет поддержку граждан, начинается интенсивный поиск альтернатив, и они, как правило, находятся. Поскольку отбор происходит в критических условиях, новый вариант порядка оказывается далеко не лучшим, а зачастую и просто более опасным.

В-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможна только при наличии определенной духовной связи, благодаря которой люди могут понимать друг друга. Исторический опыт показывает, что политические системы, способные к доительному, стабильному существованию, такие ценности обязательно имеют. Они разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспитания. Например, в политической культуре США такими ценностями служат «американская мечта» — уверенность в зависимости личного успеха от собственных усилий и способностей; отношение к своей стране как к богоизбранной.

В-четвертых, для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы. В этом случае усилия государственных органов опираются на участие граждан, пользуются поддержкой разнообразных политических и общественных организаций, партий, находят одобрение в общественном мнении.

2. Структура и функции политической системы общества

    Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя различные компоненты:

• институциональный, состоящий из социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.);

• функциональный, складывающийся из совокупности ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

• регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);

• коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти в связи с выработкой и осуществлением политики;

• идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.

Проще говоря, политическая система общества состоит из трех основных компонентов.

1. Политические организации.

2. Политические нормы.

3. Политическое сознание.

Основой политической системы общества является государство. Как политическая организация оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая присутствует на всех этапах истории политической системы общества, выступая при этом в различных формах, изменяя свое содержание, функции, цели и т. д. Государство должно представлять интересы всего населения. Поэтому главная его роль состоит в том, что оно придает целостность и устойчивость всему обществу. Основные признаки государства, которые отличают его от других политических институтов, следующие.

1. Наличие публичной власти, представляющей собой совокупность аппаратов защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы и правоохранительные органы страны), а также систему управления обществом. К последней относятся органы законодательной и исполнительной власти, выступающие носителями государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает независимость государственной власти от всякой иной как внутри страны, так и вне ее.

2. Обязательность решений, принимаемых государством, для населения всей страны. Это отличает государство от всякой другой политической организации.

3. Государство обладает правом сбора налогов с населения. Доходы, получаемые государством в виде налогов, идут на содержание органов государственного управления, развитие экономики страны и регионов, а также на поддержку социальной сферы (образование, медицина и т. д.).В Средние века большую роль в политической жизни общества стала играть церковь. Все церкви, принадлежащие к различным конфессиям, заявляют о своем неучастии в политике, считая ее недостойным занятием, поскольку зачастую политика связана с нарушением норм морали. Но вместе с тем церковь всегда активно вмешивалась в политическую жизнь общества, стремясь оказать определенное влияние на основные направления в политике государства.

Можно выделить традиционные каналы переплетения религии и политики.

Во-первых, религия вторгается в социально-политическую жизнь путем влияния на общественные действия своих приверженцев, используя их религиозные чувства.

Во-вторых, связи религии и политики обусловлены также целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей религиозных организаций. На ранних этапах существования религии это был довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих определенную политику и в этом духе ориентирующих свою паству. Сейчас же свою политику осуществляют не только разветвленные церковные учреждения, но и всевозможные религиозные и пол у религиозные партии, организации (включая детские, молодежные, женские, профессиональные и иные объединения), которые берут под контроль человека, начиная с рождения, и стремятся контролировать его в детском саду, школе, вузе, быту, на производстве, в общественно-политической жизни и т. д. Все крупные церкви имеют и всемерно используют подобные клерикальные системы воздействия на политические взгляды и политическое поведение людей, на политические движения. Такое воздействие может иметь различный политический характер, все зависит от классовой позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви, религиозных организаций, настроений и интересов верующих, социально-политической обстановки в данном регионе и в мире в целом.

В-третьих, политические деятели различных оттенков сегодня весьма активно используют религию в сфере внутренней и внешней политики. чтобы придать массовым социально-политическим движениям угодный им характер. Тут применяются разные средства и материальные подачки, и подкуп, и апелляция к общим интересам, которые должны быть сохранены совместными усилиями.

В-четвертых, присутствие религиозного фактора в политике имеет место в тех случаях, когда в силу конкретных условий сами верующие, участники массовых социальных движений, обращаются к религии для обоснования своих интересов и надежд.

Подобные случаи следует отличать от тех, когда участникам массовых движений навязываются религиозные идеи и лозунги. Последствия вмешательства религиозных деятелей в социально-политические дела могут быть разными: как в интересах масс, так и против них. Взять, например, такой лозунг ислама, как джихад, или священная

война, и выступления под этим лозунгом как прогрессивных сил, так и реакции.

В современном мире есть страны, где церковь подменяет собой государство и где вся государственная власть — и законодательная, и исполнительная, и судебная — находится в руках главы церкви. Такие государства называются клерикальными, или теократическими. К ним относятся Иран, Ватикан.

Есть страны, где религия является частным делом каждого гражданина. В Конституции или другом правовом документе закреплен принцип отделения церкви от государства (свобода совести, вероисповедания, невмешательство церкви и государства в дела друг друга, автономия церкви, признание прав церкви на религиозную деятельность).

Но самую большую группу стран составляют те, где религия является государственной, где и государство и церковь вместе выполняют основную роль — обеспечение целостности общества. В истории России и других стран очень мудро поступали те правители, которые не конфликтовали, а сотрудничали с церковью во имя достижения социального мира. Союз государства, обладающего принудительной властью, и церкви, имеющей определенную духовную власть над пародом, имел поразительные результаты, особенно в кризисные периоды жизни страны — войны, катастрофы, эпидемии. Так, например, в лозунге российской царской армии «За веру, царя и Отечество» выражался союз церковной, государственной и общественной власти, отражалось единство интересов всех жителей страны.

Напомним страны, где церковь играет очень большую роль в политической жизни общества, т. е. является государственной идеологией.

Ислам: Саудовская Аравия, Пакистан, Иран, Кувейт, Иордания.

Буддизм: Бутан, Камбоджа, Лаос.

Христианство: Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия, Греция.

С вступлением общества в капиталистическую формацию появляются политические партии — важнейший элемент политической системы общества. В отличие от других организаций, которые тоже появляются в это время (профсоюзы, предпринимательские союзы, крестьянские объединения) и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту экономических и других интересов их членов, главной целью политических партий является борьба за право руководить государственными делами. Политические партии как самый политизированный элемент общества имеют исключительное значение в политической жизни. Однако это мы с вами будем подробно разбирать в отдельной главе.

Мы уже коснулись деятельности общественных организаций, роль которых в условиях демократии имеет очень большое значение. И хотя общественные организации в отличие от политических партий не претендуют на политическую власть, им совсем не безразлично, кто и как принимает политические решения. Например, экологические, женские, студенческие, молодежные организации, осуществляя свои задачи, зачастую выдвигают свои требования, претензии, предложения политическим властям. Они активно участвуют в выборах, в органах общественного самоуправления, во многих политических акциях (митинги, референдумы, собрания)..

Важнейшим элементом политической системы общества являются средства массовой информации (СМИ) — печать, радио, телевидение, которые традиционно в политологии обозначаются термином «четвертая власть». При этом имеется в виду, во-первых, независимость СМИ, которая, конечно, является относительной, а во-вторых, то, что СМИ в огромной степени формируют общественное мнение населения, с которым вынуждена считаться политическая власть.

Рассмотрим структуру СМИ как сложную социальную систему (рис. 4.1).

 

 

 

Рис. 4.1. Структура СМИ

 

1. Учредитель (У) — государственные или общественные организации, профессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граждан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т. д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов. Деятельность У регламентируется законодательством. Внутренние отношения в редакциях, агентствах, издательствах и т. п. определяются также и редакционными уставами, кодексами поведения персонала и иными документами.

2. Руководящие органы (РО) — государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирующие деятельность журналистики. В силу своих политико-правовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участников массово-информационных процессов.

3. Журналисты (Ж) — штатные и нештатные работники редакций (от корреспондента и работника отдела писем до руководителя корреспондентской сети и главного редактора), которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в газетах и журналах, программах радио и телевидения, выпусках информационных агентств и т. д.

4. Тексты (Т) — произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски. Система функционирует на основе прямых и обратных связей (на схеме указаны только основные связи; прямые из них обозначены сплошными линиями, а обратные — пунктирными).

5. Каналы (К) — используемые журналистами средства массовой информации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, программы радио и телевидения различных типов и уровней), предназначенные для доставки журналистских текстов их адресатам.

6. Массовая аудитория (МА) — та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). При этом многие представители аудитории в определенных ситуациях (когда пишут письма, звонят или приходят в редакцию, готовят для нее материалы, собирают информацию, консультируют журналистов и т. д.) выступают и в роли журналистов, которые точно так же, в свою очередь, оказываются аудиторией других средств массовой информации.

7. Социальные институты (СИ) — государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, действующие в сфере распространения данного средства массовой информации, деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений.

8. Действительность при этом выступает источником и конечным объектом воздействия журналистики.

9. Основу для научного понимания места средств массовой информации в современном обществе положила работа трех американских специалистов Фреда Сиберта, Уилбурга Шрамма и Теодора Петерсона «Четыре теории прессы», опубликованная в 1956 г. Многие положения этой работы сохранили свою актуальность до сих пор, свидетельством чему является перевод работы на русский язык в 1998 г.

Согласно авторам названной публикации, в мире насчитывается четыре теории прессы: авторитарная, либерал истекая, теория социальной ответственности и советская, коммунистическая. Каждая из моделей дает свое понимание свободы слова, свою трактовку принципов соотношения СМИ со структурами власти и гражданами (аудиторией), свое толкование социальной ответственности СМИ и т. д. Отдельные теории прессы отражают не столько отличие теоретических воззрений и концепций специалистов, сколько ее реальное место и роль в системе властных отношений. Прежде всего коммунистическая теория прессы исходила из безусловного подчинения прессы государству, правящей партии, господствующей идеологии (самые, пожалуй, известное выражение — «печать — часть общепартийного дела»). Либералист- ская теория прессы исходит из общелиберальных принципов свободы человека, политического и идеологического плюрализма, независимости СМИ от диктата государства, тем более какой-либо из партий. Поскольку Россия уже в основном рассталась со своим коммунистическим прошлым и, пусть медленно и тяжело, но постепенно расстается с авторитарными методами управления общественными делами, соответствующие модели прессы представляют в основном исторический интерес. Главное внимание сосредоточим на либералистской теории прессы и теории социальной ответственности с учетом того факта, что реальная практика деятельности СМИ, даже в обществах с устоявшейся демократией, далеко не всегда и не во всем соответствует теоретическим конструкциям.

Либералистская модель, основанная на признании свободы воли, своим философским обоснованием восходит к трудам Мильтона, Локка, Милля, к философии рационализма и естественных прав человека. Согласно этой модели, СМИ являются одним из важнейших средств контроля над деятельностью правительства, других институтов власти. Они служат обществу и удовлетворяют нужды граждан быть информированными относительно состояния общественных дел, их потребности в отдыхе и развлечении, общественной коммуникации.

Теория социальной ответственности и соответствующая модель прессы возникла в США в середине прошлого века. Она исходит из того, что свобода прессы должна сочетаться с ее ответственностью перед обществом, задачами выражения общих интересов, интеграции общества, цивилизованного разрешения возникающих конфликтов, разъяснения гражданам общих целей и формирования общих ценностей, представления различных точек зрения, отражения мнений и позиций различных общественных групп. Важным положением теории социальной ответственности является тезис о разделении комментария (от имени автора, редакции) и факта, новости как таковой. За этим положением стоит понимание роли прессы не только (и, главное, не столько) как фактора, формирующего позицию граждан по жизненно важным общественным проблемам, сколько способствующего ее самостоятельному формированию аудиторией путем предоставления ей максимально полной и достоверной информации по соответствующей проблеме (проблемам).

СМИ в политической системе общества играют двоякую роль.

Во-первых, новейшие информационные и компьютерные технологии. используемые в политике, способствует расширению возможностей участия людей в политических процессах. Через свободную печать. телевидение население оказывает влияние, а то и давление на правительство страны, на руководство партий, на политиков и на всю государственную власть в целом.

Но,с другой стороны, информационные системы могут служить и целям нарушения прав человека, вмешательства государства в частную жизнь людей, для манипулирования их взглядами и поведением. Это политическое манипулирование основано на мифах, которые навязывают людям, заставляя их принять на веру определенные ценности и нормы.

Почему так происходит? Прежде всего, конечно, потому, что СМИ выражают интересы не общества в целом, а какого-то слоя, являются сторонниками не всех политических сил в обществе, а вполне определенного направления в политике. Зачастую они способствуют формированию определенного политического имиджа (образа): мученика, демократа, либерала, фашиста. Не случайно политические силы всегда стремятся поставить под свой контроль журналистов, их издания и каналы телевидения, не брезгуя при этом подкупами, шантажом и даже убийствами.

Итак, в политическую систему общества входят следующие политические институты (учреждения, организации):

• государство:

• политические партии;

• общественные движения и организации:

• церковь;

• клубы по интересам;

• средства массовой информации.

Все эти организации по-разному участвуют в политической жизни общества. По своему политическому предназначению в первую группу входят государства, политические партии, политические коалиции, политические движения. Это самые «политизированные» элементы политической системы общества. Они создаются для того, чтобы профессионально заниматься разработкой, принятием и осуществлением политики (экономической, национальной, социальной, международной и т. д.).

Ко второй группе следует отнести многочисленные общественные организации и движения (профсоюзы, церковь, экологические организации, кооперативы и многие другие). Они осуществляют свою деятельность в производственной, социальной, культурной сферах, преследуя свои неполитические цели, записанные в уставах этих организаций. Но они очень часто оказывают заметное влияние на формирование общественного мнения, обеспечивая поддержку или выражение недоверия государственной власти. Часто они имеют и своих представителей во властных структурах, напрямую оказывая влияние на политику государства.

И третья группа организаций — клубы, которые создаются и действуют на основе личных склонностей и интересов (клубы шахматистов, садоводов, автолюбителей, студенческие клубы). Они, скорее всего, отражают эффективность проводимой государством политики, активно реагируя на нее.

Для того чтобы политическая система эффективно осуществляла политику в интересах большинства, необходимо наличие политических норм, на основании которых и возможна политическая деятельность всех учреждений и организаций общества, возможен диалог между властью и человеком. Ведь в этом случае они «говорят на одном языке». Эти нормы создаются в процессе деятельности всех институтов политической системы.

Основные нормы в обществе — это правовые нормы, законы. Они специально создаются государством. Их основное назначение — регулировать отношения между государством и человеком, между властью и личностью. Правовые нормы — это общеобязательные правила поведения. На их основании во многом формируются и все остальные нормы и правила.

Нормы, которые создаются различными организациями, называются корпоративными нормами. Они отражают образцы поведения групп, общественных организаций, учитывающие особенности этого слоя общества или группы. Нормы деятельности общественных организаций более ограничены в обществе, хотя фактически их удельный вес (особенно программ, документов политических партий, решений профсоюзных органов) в демократическом обществе очень велик.

Есть также нормы, которые складываются и формируются постепенно, развиваются под влиянием политических, экономических, социальных институтов общества. К их числу относятся мораль, обычаи, традиции. Они очень устойчивы, хотя постепенно изменяются в связи с развитием общества.

Итак, в политической системе общества можно выделить следующие группы политических норм.

1. Правовые нормы — формирует государство.

2. Корпоративные нормы — формируют общественные организации.

3. Общечеловеческие нормы — формирует общество в целом.

Остановимся на основных функциях (ролях) политической системы общества.

Прежде всего вспомним, что политическая система — это система управления всеми сферами: экономической, социальной, духовной, культурной, — для обеспечения устойчивости общества. Чтобы эффективно управлять обществом, необходимо определить цель его развития. Определение цели в политике предполагает, в каком направлении будут развиваться внутренняя и внешняя политика, экономика и социальная сфера, распределение власти в обществе, развитие демократии. При этом более жесткий режим (авторитарный, тоталитарный) определяет цели с помощью приказа, директивы, более мягкий (либеральный, демократический) — в виде рекомендаций, осуществляя эту деятельность с помощью политологов и политиков-практиков.

Другая функция политической системы — интеграция (объединение) всех граждан общества с помощью пропаганды общих идей и ценностей. Необходимость интеграции связана с тем, что все законы государства должны исполняться, даже если политическая система общества будет развиваться в сторону укрепления авторитарных методов, а не в направлении развития и укрепления демократии.

Также очень важной функцией политической системы является мобилизация ресурсов для реализации общенациональных программ, при этом необходимо видеть, на какие группы населения можно опереться при осуществлении этих программ, какие материальные, научно-технические и другие ресурсы можно использовать для этой цели.

Помимо этих основных функций существует еще целый ряд. Мы их лишь перечислим:

• организация общества для реализации поставленных целей и программ;

• согласование интересов государства и различных групп населения;

• разработка законов;

• формирование политического сознания народных масс в соответствии с поставленными целями;

• распределение материальных и духовных ценностей согласно интересам и положением разных слоев населения;

• установление связей и контактов с международными организациями, политическими системами других стран с целью укрепления мира.

Можно выделить следующие показатели эффективности политической системы:

• устойчивость, т. е. продолжительность существования системы;

• адаптивность, или способность системы реагировать на внешние вызовы, изменения окружающей среды;

• продуктивность — способность системы решать возникающие проблемы, достигать поставленных целей;

• поддержка гражданами, что обеспечивает легитимность системы.

 

3. Типология политической системы общества

В любой стране, где есть политическая система, она по своим целям, задачам, функциям и т. д. является единственной и неповторимой.

В мире существуют различные типы политических систем. Их можно отличать друг от друга но следующим признакам:

• по источнику политической власти (монархическая, республиканская);

• по политическому режиму (авторитарные, демократические, тоталитарные);

• по способу производства (рабовладельческие, феодальные, капиталистические);

• по степени развитости гражданского общества (традиционные, модернизированные и др.);

• по типу политической культуры (англо-американские, континентально-европейские);

• по степени открытости (открытые, закрытые).

Классификация политических систем по характеру и направленности политических процессов:

1. Командно-административная политическая система общества. Эта система характеризуется жестким управлением всем обществом со стороны государства. С помощью прямого насилия мобилизуются ресурсы для достижения целей, которые ставит государство. Государство в обществе осуществляет всю власть, и экономическую, и политическую, и идеологическую. Только государство присваивает себе право распоряжаться ресурсами общества (денежными, социальными, материальными) по своему усмотрению. Такой тип системы существует на Кубе, в Северной Корее. Такой была и система в бывшем СССР.

2. Соревновательная политическая система общества.

Здесь мы видим довольно сильное противостояние между государством и другими элементами политической системы общества. Государство реализует во многом свои, государственные интересы, что вызывает резкую критику со стороны других политических сил общества — политических партий, общественных организаций и движений. Но политическое противостояние имеет и многие положительные моменты. В обществе присутствуют различные политические силы, есть борьба мнений, ведь не зря говорят, что « в споре рождается истина». Государство признает равенство прав каждого человека и всех политических партий. Люди активно участвуют в политической жизни, что способствует развитию демократии и общества. Такой тип политической системы присутствует в большинстве стран Европы и Северной Америки.

3. Социопримирителъная политическая система общества.

При такой системе главной ценностью общества выступает отдельный человек, личность. Вся политика государства направлена на достижение этой цели — всестороннего развития личности. Между государством и другими политическими институтами нет резких противоречий. Политические решения принимаются в результате переговоров, дискуссий, референдумов (голосования всего народа). Социальный мир, социальная справедливость — основа такой системы. Это будущее всего мира, поэтому стран с таким типом политической системы еще не много. Назовем лишь Швецию, Норвегию, Финляндию, Швейцарию.

4. Государство как политический институт

Центральным институтом политической системы, ог нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство. Понятие «государство» (state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX в. распространяется в Европе. Ранее для обозначения властного устройства использовались другие понятия: «полис», «республика», «империя», «царство» и др.

Постепенно исходное латинское слово statio (состояние) приобретает новое значение. Сначала оно обозначает приверженцев обладателя власти, затем само обладание властью. Далее смысловое ударение переходит от обладателя власти к власти как к функции и от функции власти — к государственной власти и государственному интересу. Начиная с XVII в. понятие «государство» также обозначает государственное учреждение (аппарат, администрация), господстю и общность, «государственный народ»

Таким образом происходила эволюция понятия «государство» в Европе.

Но каковы объективные основания и причины появления государственности, политического режима, классового общества? По данным современной антропологии, человеческой истории около 100 тыс. лет. В то же время первые государства возникают никак не ранее 5-го тысячелетия до н. э., т. е. около 7 тыс. лет назад. Весь огромный период первобытнообщинного строя государственной формы управления обществом не было не потому, что люди, как считал Т. Гоббс, никак не могли додуматься и договориться о делегировании части своих естественных прав на землю, воду, живую природу особой группе людей, которая бы ими разумно управляла и упразднила бы распри и склоки. Дело в том, что весь этот долгий период примитивная техника не обеспечивала такого производства материальных благ, при котором создавались бы некоторые излишки — «прибавочный продукт». Поэтому-то на протяжении 90 тыс. лет на Земле существовал настоящий коммунизм, где общественная (общинная) собственность на средства производства (а частной просто не могло быть из-за низкой производительности труда) обеспечивала распределение скудного продукта по минимальным потребностям, и самая настоящая советская власть — власть советов старейшин, племен и т. п.

На определенном этапе развития техники увеличение производительности труда привело к появлению прибавочного продукта, т. е. таких материальных благ, которые не шли сразу же в потребление, а накапливались впрок или обменивались. Так, еще в первобытном обществе начался обмен результатами производства между скотоводами и земледельцами, охотниками и рыболовами. Когда производство прибавочного продукта стало многократно и устойчиво превышать потребительский минимум, произошла социальная революция — появилось товарное производство', стала возможной эксплуатация чужого труда, появилась частная собственность на средства производства, возникли классы и государство как орудие господства одного класса над другим.

Великое приобретение — совершенная техника — обернулось великим злом — социальной несправедливостью, связанной с эксплуатацией человека человеком, закреплением на века экономической, политической и других форм социального неравенства людей.

В то же время на Востоке, например в Китае, государство в течение многих веков

выступало в роли регулятора социальных отношений, главного страхователя от стихийных

бедствий, организатора общественных работ. Оно содержало огромную армию, необходимую для внешней обороны, строило и содержало пути сообщения, связывающие разобщенные части страны в единое целое. В Китае верховная власть всегда безраздельно господствовала над всеми другими социальными институтами, поэтому понятие «государство» прошло здесь иную эво люцию и имело несколько иной смысл, нашедший выражение в категории «китайская деспотия».

В какой-то мере это касается и России. В русском языке понятие «государство» происходит от слова «государь», т. е. хозяин, владелец русской земли. Многие западные исследователи отмечают особый характер российского государства. Так, Р. Пайпс отмечает: «Россия принадлежит par exellence к той категории государств, которые... обычно определяют как “вотчинные”» (patrimonial). В таких государствах политическая власть мыслится и отправляется как продолжение права собственности и властитель (властители) является одновременно сувереном государства и его собственником».

Классическое описание важнейших свойств государства в современных обществах было дано М. Вебером: «Исходные формальные характеристики государства таковы. Оно обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом. Эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой ею территории. Таким образом, это — обязательная ассоциация с территориальной основой. Более того, в настоящее время применение насилия считается легитимным, только пока дозволено государством или предписано им... Претензия современного государства на монополию применения насилия столь же сущностно важна для него, как и свойства принудительной юрисдикции и непрерывности организации».

Можно сказать, что государство — это основной институт власти в политической системе общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 221.