Веком классических идеологий принято считать эпоху Просвещения, сформировавшую рационалистическое политическое мышление. Она выдвинула идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно формулируемых самими людьми целей преобразования и ожидаемых результатов. Обоснование возможности целеполагающей деятельности людей востребовало науку об идеях, в которой выражались идеалистические представления о желаемом обществе. Однако природа этих идей трактовалась неоднозначно. Содержание идеальных представлений в одних случаях вытекало из материальных и социальных условий жизни конкретных классов, в других - идеи представляли собой сознательно сформулированные идеалы и цели, способные интегрировать и мобилизовать различные общности на базе этнической, религиозной и культурной идентичности. Неоднозначность в понимании природы идеальных представлений о мире привела к различным трактовкам термина “идеология”.
Расширительная трактовка идеологии представлена Т. Парсонсом, который рассматривал ее с позиций функционального подхода. Он акцентировал внимание не на природе и специфике идеологии, а на ее предназначении в обществе. Исходя из такой посылки, он интерпретировал идеологию как систему ценностей конкретного общества, выступающую в качестве универсальных ориентаций социальной деятельности.
Иная трактовка идеологии (ее условно можно назвать директивной) с классовых позиций представлена в марксизме, где она рассматривается как относительно самостоятельный феномен духовной жизни людей наряду с другими формами политического сознания. Идеология, с точки зрения марксизма - это одна из разновидностей научного знания, которая в систематической форме научно обосновывает стремление социальных классов к политической власти. Однако только в случае с пролетариатом научность и объективность совпадают, поскольку интересы именно этого класса совпадают с интересами прогрессивного развития всего общества. Соответственно идеология рассматривалась в марксизме как система представлений, выражающих коренные интересы прогрессивного класса. Современные последователи К. Маркса трактуют идеологию как такую систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства (К. Ленк). Классовое понимание идеологии, на наш взгляд, снижает интегративные возможности идеологии, ее коммуникативные способности к созданию диалога “власть - общество”.
Более конструктивное - культурологическое - объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контексте культуры, а именно как важного элемента культуры. Подобная традиция была заложена в работах М. Вебера, К. Мангейма, Э. Дюркгейма, согласно воззрениям которых природу и содержание идеологии следует выводить из субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и выступающих в качестве мотивов их деятельности. Особое значение идеологии в конкретном обществе обусловлено, по М. Веберу, задан- постью политических идеалов религиозными нормами. Эти нормы и ценности предписывают определенный образ жизни, действия и являются культурным кодом, позволяющим понять специфику политических форм жизни б конкретном обществе. Естественно, мотивации могут разрушаться всякий раз под воздействием прогресса общества. Тогда возникает потребность в новых смыслах и ориентациях.
Данный культурологический подход развивают и некоторые современные исследователи, в частности Э. Шилз, У. Матц и др. Их интересует значение идеологий в социальном прогрессе. Остановимся на теории Э. Шилза, рассмотрим ее основные положения.
Во-первых, понятие идеологии применимо только к такой системе убеждений, которая закономерно выходит на политическую сцену во время серьезных общественных кризисов.
Во-вторых, идеология как политическое мировоззрение представляет собой такую систему ценностей, которая имеет силу веры и потому обладает особенно большим ориентационным потенциалом.
В-третьих, ориентационные возможности идеологии настолько значительны, что она способна нарушить состояние социальной аномии, обусловленное кризисом. Новая система смыслов и ориентаций появляется как неизбежное следствие стремления устранить несоответствие между растущими потребностями определенных социальных групп и существующими ценностями и нормами, регулирующими общественные отношения.
Когда преж.няя картина мира и соответствующая ей система смыслов человеческой деятельности утрачивает свои ориентационные и мобилизационные возможности, общество вступает в состояние социальной аномии, т. е. безнормости. Поиск выхода из этого состояния стимулирует формирование новых идей. Более совершенное состояние общества, предлагаемое новой идеологией, вызывает к жизни определенную политическую практику.
Так, следующие друг за другом, начиная с XVIII века, наиболее значимые идеологии- либерализм, социализм, коммунизм, национал-социализм - предлагали такие интерпретации общественного прогресса, которые были актуальны для конкретных обществ в определенных исторических условиях.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 231.