1. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США и Австралии, земли в ФРГ и Австрии, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде и Бельгии, республики в бывшей Югославии и СССР и др.), являющиеся ее субъектами и имеющие собственный круг властных полномочий.
2. Субъекты федерации не обладают полтям суверенитетом, несмотря на его формальное провозглашение в некоторых федерациях.
3. Наряду с общефедеральной конституцией и законами действуют конституции и законы субъектов федерации при верховенстве общефедеральных.
4. Помимо законодательных, исполнительных, судебных органов федерации имеются такие же органы субъектов федерации, при этом проводится разграничение компетенции в сфере законодательства и управления между федерацией и ее субъектами.
5. В федеральном парламенте в разных формах обеспечивается представительство субъектов федерации.
Необходимо также отметить одно очень важное обстоятельство, характерное для федеративного государственного устройства. Как уже отмечалось, субъекты федерации обладают определенной политической самостоятельностью, но не суверенитетом. Они, имея собственные законодательные, исполнительные и судебные ветви власти, тем не менее не обладают ни собственными вооруженными силами, нисобственной валютой. Кроме того, субъекты федерации лишены права одностороннего выхода из состава федерации.
В прошлом существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства, как конфедерация. Различие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же представляла собой более или менее гибко организованную, без какого-либо конституционного оформления, федерацию независимых государств.
Конфедерациями были: Швейцария с 1291 по 1848 г., США в 1776- 1797 гг., Германский союз в 1815-1867 гг. Сегодня конфедераций нет, хотя в официальном наименовании швейцарского и канадского государства употребляется это слово. В то же время некоторые черты конфедеративного устройства приобрел Европейский союз (ЕС). В нем функционируют надгосударственные органы со значительными полномочиями (Совет Евросоюза, Европейская комиссия и др.), координируются политика, экономика, право и иные сферы.
Кроме основных форм национально-территориального устройства имеются и специфические. Это прежде всего объединения государств вокруг бывших метрополий (Британское Содружество наций) и ассоциированное государственное объединение — СНГ.
Чрезвычайно сложным федеративным образованием, включающим около ста разнородных субъектов (это и республики, и области, и округа, и города федерального значения), фактически неравноправных, является современная Россия. Существует мнение, что она представляет собой унитарное государство или даже империю. Есть предложение укрупнить регионы и придать им единый статус губерний. С фактическим назначением губернаторов из центра делается шаг в сторону централизации, унитаризма.
Федерализм — сложное и противоречивое явление, для него характерно взаимодействие двух противоположных тенденций: к большей централизации и к децентрализации и даже сепаратизму. Поэтому его можно рассматривать и как предпосылку формирования государства с централизованной системой управления, и как результат дезинте- грационных процессов в централизованном государстве, теряющем контроль над частью своих территорий. Историческая практика дает примеры того и другого. Она же свидетельствует, что в условиях распада государства федерализм является наиболее практичным способом урегулирования конфликтов, предоставляя землям возможность
выбора формы внутреннего управления и оставляя за центром только те функции, которые не под силу местам, т. е. функции общего, координирующего характера.
Наиболее наглядно наши рассуждения представлены в следующей таблице.
Таблица 2.2
Формы государственного устройства (сравнительный анализ)
Унитарное государство | Федерация | Конфедерация | |||
Конститутивные (определяющие решения) принимаются высшими органами власти страны | Конститутивные решения в сфере, принадлежащей исключительной компетенции союза, принимаются высшими союзными органами власти, в сфере совместного ведения — с участием субъектов федерации | Конститутивные решения принимаются высшими органами власти государств — участников конфедерации | |||
Единая территория, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром с учетом исторически сложившихся социально-экономических и культурных особенностей регионов | Территорию федерации образуют территории ее субъектов, внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов и в установленном законом порядке | Отсутствие единой территории | |||
Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью | Субъекты федерации обладают ограниченной политической самостоятельностью | Государства-участники сохраняют политическую самостоятельность | |||
Двухпалатный или однопалатный парламент, формируется на основе общенационального представительства | Двухпалатный парламент, одна из палат — представительство субъектов федерации, вторая — общенациональное представительство | Отсутствие единого высшего законодательного органа или однопалатное законодательное собрание | |||
Единая конституция | Конституция союза и конституции субъектов федерации | Конституции государств- участников | |||
Единая правовая и судебная системы | Верховенство союзного законодательства и право субъектов федерации в сфере своей компетенции принимать законодательные акты | Отсутствие единой правовой и судебной систем | |||
Унитарное государство | Федерация | Конфедерация | |||
Единое гражданство | Союзное гражданство и гражданство субъектов федерации | Гражданство государств- участников | |||
Целостность государства нерушима | Субъекты федерации, как правило, лишены юридически и фактически права расторгнуть федеративный договор и выйти из состава федерации | Конфедеративный договор может быть расторгнут государствами-участника- ми, в том числе в одностороннем порядке | |||
Государство осуществляет международную деятельность в полном объеме | Международные контакты субъектов федерации ограничены: могут иметь зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций, осуществлять научный и культурный обмен | Г осударства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме | |||
Дата: 2019-11-01, просмотров: 253.