С проблемой политической власти прямо связан вопрос о сущности политических режимов. Наряду с понятием «политическая система» в политологии для характеристики существующей в той или иной стране политической власти используется понятие «политический режим». Если политическая система и форма правления раскрывают структурную сторону государства, то политический режим раскрывает его функциональную сторону.
Понятие политического режима раскрывает динамический характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможности общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.
Политический режим включает в себя следующие параметры:
• степень политического участия народа и его включенность в процесс принятия государственных решений, отражающая меру социального представительства, общественного контроля и гражданского волеизъявления:
• характер функционального отношения институтов власти к фундаментальным правам и свободам человека;
• уровень возможного свободного конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировок в процессе формирования органов государственной власти;
• соответствие мероприятий административных органов государства правовым основам, проявляющееся в соблюдении конституционных норм и других законов страны;
• наличие и статус государственной идеологии, отношение к оппозиционным идейным течениям, свобода деятельности средств массовой информации;
• методы государственного управления, доля убеждения, силового принуждения и открытого насилия при поддержании стабильности политической системы и воспроизводства институционального порядка в обществе.
Политический режим — это термин, который отражает степень взаимодействия конституции страны и политической реальности. Положения конституции не всегда могут соответствовать тому, что реально имеет место в политической жизни. Поэтому необходимо понятие, которое совмещало бы и первое и второе. Этим объясняется появление в политологии термина, более адекватно отражающего политические реалии. Иначе говоря, политический режим отражает совокупность приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень политической активности, состояние законности. Это определенный политический климат, существующий в данном обществе.
Политический режим в большей степени описывает процессы, динамику, чем статику общества. Он больше говорит о содержании, чем о форме, больше раскрывает средства, а не цели властвования.
При определении политического режима необходимо учитывать, какие политические группировки, элиты находятся у власти; каким методам господства и управления отдается предпочтение (прямым, насильственным, косвенным, демократическим, экономическим или внеэкономическим); какие партии выступают в качестве руководящей силы; допускается ли и в какой степени деятельность оппозиционных партий, профсоюзов и других политических организаций; каково положение личности в обществе.
Поскольку в мире существует огромное количество политических режимов, отличающихся друг от друга по определенным (значительным или незначительным) параметрам, в политологии дается их классификация в виде идеальных типов. В реальной жизни зачастую прослеживается сочетание элементов идеальных типов. Тем не менее на основе анализа истории развития человеческой цивилизации политологи выделили четыре основных тина политических режимов: тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические. Первые два. естественно, относятся к недемократическим режимам. Эти названия несут не только объективную информацию, но и ценностную, субъективную нагрузку. Задача заключается в том, чтобы рассмотреть каждый из отмеченных типов политических режимов, выделить их особенности, характерные черты и определить тенденции их развития.
Тоталитарный режим
Тоталитарный (целостный) — понятие, возникшее в начале XX в. и применяемое для характеристики политических режимов, которые стремятся ради тех или иных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые этот термин стал употреблять в 1925 г. Бенито Муссолини, позднее Гитлер в положительном смысле как цель государственной политики. Большой вклад в осмысление тоталитаризма внесли работы Ф. Л. Хайека «Дорога к рабству» (1944 г.), Ханны Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951 г.), совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.), а также публицистические труды российских авторов А. Зиновьева, А. Солженицына, Л. Сахарова и др.
Признаки тоталитарного режима.
1. Для тоталитарных режимов характерны особого рода идеологии, т. е, совокупность идей, обосновывающих право этих режимов на существование. Сами эти идеологии тоталитарны, т. е. претендуют на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни, а также на то, что они являются полным воплощением истины и поэтому общеобязательны. Официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно привержено данной идеологии. Тоталитарные идеологи отрицают прошлое и настоящее во имя «великого и светлого» будущего. Они постулируют необходимость и осуществимость тотального переустройства общества, отмену всех или большинства прежних ценностей и замену их ценностями новыми. Они объявляют своей целью создание нового общества и нового человека, причем интересы и тем более свобода личности подчиняются интересам общества (государства). Данная система провозглашается -«высшей формой демократии», причем демократия понимается не столько как осуществление воли народа, сколько как осуществление блага народа, даже если приходится идти против его воли. Сам народ может и не знать, в чем заключается его благо. Тоталитарная идеология считает себя абсолютной истиной и всякое иное мнение, всякое инакомыслие рассматривает как зло (умышленное или неумышленное), подлежащее подавлению и устранению. Идеология становится объектом веры, исключающей научную критику и рациональный анализ.
2. В политической сфере этому способствует монополизация власти. Власть оказывается в руках одной партии, а сама партия — под властью одного лидера («вождя», «фюрера», «дуче»). Происходит сращивание партии с государственным аппаратом, вследствие чего во главе государства и партии оказываются одни и те же лица, облеченные безграничной и бесконтрольной властью. То же происходит и на всех более низких ступенях государственной и партийной иерархии. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т. е. уничтожение (или резкое сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Это выражается, в частности, в запрете всех или большинства политических партий, общественных организаций, не подчиненных правящей партии. Умаляется роль права, закона, власть получает никаким законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия, государство становится внеправовым. Партийно-государственный аппарат устанавливает монопольный контроль и над экономической сферой, утверждая централизованное руководство как наиболее рациональное и эффективное. Основой политической власти становится государственно-монополистическая собственность на средства производства, т. е. государственный капитализм. С монополией на политическую и экономическую власть тесно связана и монополия на информацию: при тоталитарном режиме все средства информации и само содержание информации берутся под строгий контроль аппарата. Сохранение и упрочение всей этой системы монополий невозможно без насилия. Поэтому характерно применение террора как средства внутренней политики. Столь же характерна и милитаризация общества, создание обстановки «военного лагеря» или «осажденной крепости».
3. Для тоталитарного режима также характерна принципиальная аморальность и полное презрение к человеку (морально то. что способствует укреплению системы, даже если за это пришлось бы уничтожить большое количество людей). Система игнорирует личные отношения и настаивает на приоритете коллективных отношений и ценностей.
Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль над личностью.
На этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры — монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.
Порождением индустриализма и этатизма (резкого расширения государственного влияния) является и лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-механистическое мировоззрение. Его суть состоит в восприятии мира как огромной механической системы, а совершенного, идеального государства — как единой, хорошо организованной фабрики, машины, состоящей из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющейся единой команде. Одной из субъективных важнейших предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации.
Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок — появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы — промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.
Эти и другие благоприятные для тоталитаризма факторы могут быть использованы лишь при наличии соответствующих политических условий. К ним относятся уже упомянутая этатизация общества, а также появление тоталитарных движений и партий нового типа — предельно идеологизированных, достаточно массовых организаций с жесткой, полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и их выразителям — вождям, руководству в целом.
Принципы тоталитаризма в разных странах осуществлялись с разной глубиной. Практически все сферы общественной жизни — производство, семья, религия искусство, наука, культура — были более или менее подвержены тоталитарным искажениям. Причины краха тоталитарных режимов кроются в них самих, в их ограниченных возможностях саморазвития, в их плохой приспособляемости к быстро меняющемуся миру.
Для тоталитарного режима характерна ситуация, когда вся жизнедеятельность общества и каждого человека абсолютно регламентирована. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или несколькими людьми из правящей верхушки.
Классическим примером тоталитарного политического режима могут служить гитлеровская Германия и сталинский Советский Союз. Общими для них являлись многие отмеченные выше моменты, в томчисле и эксплуатация идеи социализма, теоретически открывающей возможность построения справедливого общества, общества социальной гармонии и социальной защищенности.
Вместе с тем при тотальной регламентации политической и духовной сфер жизни общества партийно-государственная власть Гитлера в Германии не стала осуществлять подобную регламентацию в промышленности и сельском хозяйстве. Она не пошла на полное огосударствление собственности, как это было в СССР и в ряде других стран «казарменного социализма». Это могло привести, как показала практика нашей страны, к тотальному отчуждению граждан от собственности и превращению их в полностью подчиненных государству рабов, винтиков государственного механизма. Партийно-государственные структуры нацистской Германии не пошли на разрушение церкви, допускали широкую сферу самостоятельности в экономической области. хотя и жестко контролировали экономику.
Как в той, так и в другой стране тоталитарный режим стимулировал участие граждан в политической жизни. Однако участие их в политическом процессе направлялось в русло активного проявления преданности своему вождю и единственной партии (массовые манифестации, демонстрации, парады и т. п.). Здесь действует красноречивый принцип: «разрешено только то, что приказано властью».
И в том и в другом случае политическая власть на всех уровнях формировалась через закрытые каналы и к власти приходили партийные бонзы, номенклатура. Общественно-политические организации становились по сути дела придатками органов государственного управления. Говорить о наличии гражданского общества в таких условиях вряд ли возможно.
Некоторые зарубежные политологи считали, что тоталитарный режим не изменяется, его можно лишь уничтожить извне, как нацистскую Германию. Однако развитие Советского Союза уже в послесталин- ский период показало, что это мнение неверно. Тоталитарные режимы в результате постепенной эволюции могут изменяться. В частности, тоталитарный режим при Брежневе, конечно, отличается от тоталитарного режима при Сталине. Брежнев не обладал такой властью, как Сталин, не был таким диктатором, как Сталин. Поэтому некоторые политологи предлагают различать тоталитарные и иосттоталитарные режимы. Посттоталитарные режимы — это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется.
В чистом виде тоталитарные режимы были только в нацистской Германии и СССР. Но тоталитароподобные режимы существовали и в Италии, Испании, КНР, ГДР, Камбодже, Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, продолжают функционировать и в настоящее время в ряде стран «казарменного социализма». Естественно, что в каждой стране имелись и имеются некоторые особенности, позволяющие говорить об определенных различиях в функционировании тоталитарных и иосттоталитарных режимов.
Авторитарный режим
Большим разнообразием отличаются авторитарные режимы. Во многих странах существуют авторитарные системы, многие прошли авторитарный этап, не исключено, что некоторые страны (например, Россия) также могут стать авторитарными. Что же собой представляет авторитарный режим, каковы его основные черты и чем он отличается от тоталитарного и демократического?
Авторитарный режим, или автократия, — это система политического самовластия, самодержавия, личной диктатуры или группового господства.
Такой режим часто устанавливается путем использования недемократических методов (военный, государственный переворот). Авторитарный тип политического режима предполагает исключительную концентрацию исполнительной, а зачастую и законодательной власти в руках главы государства при ограничении или сведении на нет роли парламента в контроле над государственной политикой.
Авторитарный режим использует, естественно, антидемократические методы властвования, которые не могут быть использованы в обществе, если оно действительно демократическое. Подобным методам присуще прежде всего сочетание прямого насилия политической власти с идеологическим и социально-политическим манипулированием. Хотя здесь насильственные методы и применяются, но в меньшей степени, чем в тоталитарном обществе. Политическая власть стремится шире использовать социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает некоторый («управляемый») плюрализм в обществе.
Если при тоталитарном режиме верховный правитель (вождь, диктатор) выдвигает, как правило, какие-то великие, с его точки зрения, мессианские цели, которых необходимо достичь, ведя за собой массы (построение тысячелетнего рейха, светлого будущего и т. п.), то для авторитарных режимов такие амбициозные цели не характерны.
Кроме того, авторитарный режим стремится не вмешиваться в те сферы жизни общества, которые непосредственно не связаны с политикой (экономическая, социальная, семейно-бытовая, культура). Здесь политическая власть не осуществляет своего полного контроля, как это присуще тоталитаризму. Сфера же политики находится под контролем авторитарной власти, которая стремится не допускать здесь конкуренции политических оппонентов, сохраняя за правящей партией монополию на власть.
Можно выделить следующие характерные черты авторитарного политического режима:
• Государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов. Имеются определенные возможности для выражения и представления социальных интересов, признается право на автономное самовыражение различных групп общества.
• Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены. Законы преимущественно защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: «Все, что не разрешено, то запрещено».
• Политическая власть сконцентрирована в руках одного человека, группы или одного органа государства. В случае концентрации власти в руках харизматического лидера могут проявляться вождистские тенденции, культ личности. Однако этот культ не достигает сакральных форм выражения и не требует постоянной демонстрации преданности этой личности со стороны населения.
• Отсутствует четкое разделение властей. Происходит значительная концентрация исполнительной (зачастую и законодательной) власти в руках главы государства при ограничении роли парламента в контроле над государственной политикой. Прямое влияние исполнительной власти на судебную.
• Допускается «политический плюрализм». Наряду с правящей партией могут действовать и оппозиционные партии. Однако государственная власть стремится всячески сузить возможности для действия оппозиции и не допустить ее участия в политической жизни общества.
• Формирование органов власти, а также ротация (перемещение) правящих элит осуществляются не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией, волевым введением их в руководящие структуры. Процесс передачи власти чаще всего осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно или келейно через сговор элит. При этом внешние формальности могут соблюдаться.
• В обществе доминирует государственная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльные к правящей элите, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Различные общественные силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.
• Признается относительная автономия от государства экономической, социальной, семейно-бытовой и культурной сфер жизни общества. Не очень развиты, но относительно самостоятельно действуют институты и организации гражданского общества, в том числе профсоюзы, добровольные общества и другие организации по интересам. Нет строго организованного тотального контроля экономической и социальной инфраструктуры со стороны государства.
• Существует цензура (иногда скрытая) над издательской деятельностью и средствами массовой информации. Однако при сохранении лояльности к правящему режиму разрешено критиковать некоторые недостатки государственной политики и политических деятелей.
• Отношения государства и личности построены как на принуждении, так и на убеждении. Часто используются силовые методы воздействия, однако без применения вооруженного насилия, постоянного террора, массовых репрессий.
• Полиция и спецслужбы ориентированы на выполнение функций охраны правопорядка. Однако они находятся на страже правящего режима и могут быть использованы вместе с армией в качестве карательных органов для подавления общественных сил, выступающих против властей.
По мнению многих политологов, авторитарный режим — самая распространенная форма политической власти и отличается большим разнообразием.
Авторитарные режимы функционируют во многих странах, описание каждого, конечно, невозможно. Однако некоторые политологи пытаются выделить обобщающие характеристики многообразных режимов, типологизировать их.
В частности, для африканского континента в рамках авторитарного тина политической власти выделяются четыре основных подтипа:а) военный режим, военное правление; б) однопартийный политический режим; в) однопартийный режим полу конку рентного типа; г) многопартийный режим.
Различие отмеченных подтипов проявляется в уровне существующих институциональных возможностей участия масс в политической жизни, в расстановке социально-политических сил на политической арене и методах осуществления властных отношений. К отмеченным разновидностям можно отнести и многие авторитарные политические режимы латиноамериканских и азиатских стран. Хотя существуют и режимы, не укладывающиеся в указанную схему.
В 1960-1970-е гг. в Африке, Латинской Америке, Азии особенно широко было распространено военное правление. Здесь особенно часто происходили военные перевороты, в результате которых к власти, зачастую сменяя друг друга, приходили авторитарные правители, устанавливая фактически диктатуру военных. В этот период армия превратилась в господствующую социально-политическую силу, порождая авторитарные режимы. Приход военных к власти сопровождался, как правило, ликвидацией парламентов и политических партий, запретом общественных организаций, применением жестких административных, часто насильственных методов осуществления власти и т. п. Сюда можно отнести террористическую диктатуру И. Амина в Уганде, правление А Пиночета в Чили и др.
К концу 70-х гг. волна авторитарных военных режимов схлынула, что объясняется следующими обстоятельствами: чтобы управлять таким сложным социально-экономическим организмом, как общество, необходим определенный интеллектуальный потенциал; возникает настоятельная потребность разработки конструктивной социально-экономической программы вывода страны из кризиса; и, конечно, необходима определенная идеологическая доктрина, которую бы поддержали массы. Поскольку отмеченные моменты отсутствовали или не реализовывались, военные режимы сходили с политической арены, уступая место гражданским однопартийным или многопартийным правительствам.
Авторитарные режимы, как показала историческая практика, оказываются достаточно устойчивыми формами осуществления политической власти. Зачастую им удается какое-то время довольно успешно сочетать экономическое процветание с политической стабильностью. Примером могут служить Южная Корея, Таиланд, Сингапур, Чили и некоторые другие страны, осуществляющие процесс модернизации общества. В этих странах многопартийный режим довольно быстро сходил с политической арены, поскольку армия выступала основной опорой авторитарного правителя, а оппозиция была слаба и раздроблена. В основном в этих странах господствовали однопартийные режимы, в том числе и полуконкурентного типа. Здесь есть выборы, выдвижение разных кандидатов в парламент, но отбор их идет по закрытым каналам в правящей партии и результаты фактически заранее предрешены.
Демократический режим
Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим правления. Движение к демократии выступает объективной тенденцией развития человеческого общества.
Демократия (греч. demos — народ, kratos — власть) — народовластие, форма правления государства, характеризующаяся признанием народа источником власти, равноправием граждан, выборностью основных органов государственной власти, соблюдением прав и свобод человека.
Демократия в современной политической науке выступает как: синоним народовластия («управление народа народом для народа»); форма государства; форма и принцип организации политических партий и общественных движений; политический режим; политическое мировоззрение и политическая ценность.
Демократический режим — способ организации социального взаимодействия, характеризующийся, в противоположность авторитарности, равенством сторон или доминированием управляемых над профессиональными постоянными управляющими. Демократия и авторитаризм (односторонняя властность, доминирование управляющих над управляемыми) — полярно противоположные политические режимы. В норме черты этих режимов должны образовывать гармоничное сочетание, в котором ситуационно преобладает один или другой момент. Абсолютная демократия без какой бы то ни было примеси авторитарности является такой же организационной аномалией, как и абсолютная авторитарность без всякой демократии. В первом случае это анархия, во втором — тоталитарный режим.
В праве и законодательстве соотносительная неразрывность демократии и авторитарности выражается в формуле: нет прав без обязанностей и нет обязанностей без соответствующих им прав. Анархия означает наличие прав без обязанностей, что на деле приводит к борьбе каждого против всех, к выделению одного лица или группы лиц, имеющих только права и оставляющих другим только обязанности. Таким образом, анархический режим ведет к авторитаризму, к его крайней форме тоталитаризму.
Демократические режимы сопровождают человечество от первобытного общества до настоящего времени, так как имеют корни в самой человеческой природе, в его прирожденных и приобретаемых в процессе социализации позитивных и негативных свойствах. Главное заключается в том, что они отвечают стремлению человека к самореализации. обеспечивают свободу творчества во всех сферах человеческой жизни. Но демократия открывает возможности и для реализации эгоистических стремлений человека, используется сильными и ловкими, способными увлекать массу, для оттеснения от власти скромных и компетентных. Демократия способствует приходу к власти людей альтруистического склада, которым в идеале только и можно доверить власть, но отнюдь не гарантирует от прихода к власти людей своекорыстных, с низкой нравственностью, но изощренным умом. Демократический режим в настоящее время признается лучшей организационной формой общества. Он обеспечивает социальное развитие, сглаживает и разрешает неизбежные в общественной жизни напряжения и расхождения, создает атмосферу взаимного доверия и терпимости. Лишь в немногих случаях (война, стихийные бедствия) демократия может отступить на второй план, уступая место авторитарным формам правления.
Основой подлинно демократического режима может быть только общественная собственность на средства производства (не государственная!), ибо она обеспечивает распределение производимых обществом материальных и духовных благ по потребностям каждого члена этого общества (не только основных производителей). Кто ничем не владеет (де-факто, а не де-юре), тот не допускается к власти. Поэтому подлинно демократическим режимом в истории общества был один, но наиболее продолжительный — первобытнообщинный строй. Длившийся никак не менее 95 тыс. лет из 100 тыс. лет истории человечества (данные современной палеоантропологии), первобытнообщинный строй был настоящим первобытным коммунизмом со всеми присущими этому строю чертами:
• общественная собственность на средства производства (леса, в которых охотились, пашни, которые обрабатывали, акватории, в которых ловили рыбу и т. и.);распределение по потребностям (правда, сведенным к «прожиточному минимуму»);
• власть народа, представленная «советской властью» — советом старейшин, советом племен и т. п. коллегиальным, весьма демократично избираемым и сменяемым органам.
Экономически демократический режим первобытного строя был обеспечен чрезвычайно низким уровнем производительности труда, когда у другого и отнять нечего и эксплуатировать его нельзя, ибо производит только тот минимум, который и проедает вместе с семьей. Как только производительность труда увеличилась настолько, что отдельный производитель стал устойчиво производить примерно вдвое-втрое больше своего «прожиточного минимума», свершилась первая великая социальная революция — переход к классовому обществу и государству, этому аппарату насилия управляющего меньшинства над эксплуатируемым большинством.
Все разговоры о «демократизации общества» в условиях частной собственности на средства производства являются не чем иным, как прикрытием, «дымовой завесой», за которой меньшинство скрывает подлинные свои цели и намерения по прямому или косвенному усилению эксплуатации большинства. Современная Россия — яркое тому свидетельство.
Поэтому все, что ниже будет названо в соответствии с современной фразеологией «демократическим», следует читать «псевдодемократическим»,
Либеральный режим
Ограниченно-демократический (либеральный) политический режим предоставляет людям свободу личности, совести, слова, печати, обеспечивает безопасность граждан. Управление обществом через законы, а не через людей исторически восходит к античному принципу равенства всех перед законом. Оно получило воплощение в политических режимах Англии XVII в., было распространено в Европе в эпоху Просвещения и особенно проявилось в американском конституционализме, который добавил правлению решающую опору в виде юридического контроля над исполнением законов. Сейчас либеральные режимы в наиболее чистом виде существуют в Японии, Израиле, Греции, в некоторых странах Латинской Америки.
В целом либерализм и демократия близки по смыслу, так же как тоталитаризм и авторитаризм. Но для либерального режима больше подходит категория «свобода» (искать работу и оставлять ее, покупать и продавать товары, включая труд, зарабатывать и тратить деньги, избирать и переизбирать правительство, образовывать различные ассоциации), тогда как для демократического режима — категория «справедливость». Хотя демократия привлекает людей к управлению через «справедливые» всеобщие выборы, некоторые считают, что участие в выборах следует отделить от участия в управлении. Управлять обществом должна политическая элита, но завоевать право на это она может только в свободной и открытой конкуренции.
Можно выделить общие принципы либерального и демократического режимов.
• Видимое признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том. что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов через народные инициативы и референдумы.
• Участие граждан в формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля над органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия — установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается невозможной.
• В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через их представительство. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень полномочий, которые граждане передают своим избранникам, и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо. Таким образом, представитель- ноя демократия — это такая форма правления, когда граждане избирают официальных лиц для принятия политических решений. То есть ответственность принятия решений мы передаем избранным нами гражданам, наделяя их при этом соответствующими полномочиями. Для того чтобы правительства могли принимать решения, должны существовать определенные правила, которыми они руководствуются. Иными словами, необходима Конституция — основной закон государства, который устанавливает государственное устройство, структуру власти, а также правила принятия решений.
В качестве представительной власти выступает общенациональный парламент, а также другие законодательные органы, как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, осуществляемого в ходе выборов, формируют невыборные органы исполнительной власти. Главными признаками всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.
• Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип: «Все, что не запрещено — разрешено».
• Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти и принимать участие в избирательном процессе, если для этого нет ограничений, установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.
• Свободное волеизъявление народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически, через строго установленные периоды, переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.
• Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство — это правовое государство. Правовое государство в интересах защиты прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан.
• Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, выполняет присущие ей функции, которые институционально рассредоточены. Судебная власть имеет полномочия отменить решения как законодательной, так и исполнительной власти. Основная цель разделения властей заключалась в том, чтобы не допустить сосредоточения политической власти в одних руках или в одном политическом институте, избежать возможной узурпации власти. Это важнейший демократический принцип, который в основном подтвержден историческим опытом развития многих государств мира.
• Сформировались и свободно, без вмешательства государства, действуют институты и организации гражданского общества, развито гражданское самоуправление. Большой сегмент социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.
• Политическое и идеологическое системно организованное многообразие (но не «плюрализм», ибо плюрализм постулирует равенство многообразного, что противоречит субординации и координации элементов во всякой системе не только общественной, но и в неживой природе!), многопартийность. Представительство и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с результатами выборов политические партии, набравшие большинство голосов избирателей, получают статус правящей партии и право формировать органы власти. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные партии должны пользоваться геми же политическими нравами и свободами, что и находящаяся у власти правящая партия.
• Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая критику правительства, правящего режима, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто кон- курирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.
• Полиция, спецслужбы и армия — важные части государственного аппарата — выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.
• Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей.
Итак, демократический режим — это способ функционирования власти, основанный па признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в государственных и общественных делах, на наделении граждан самым широким кругом политических прав и свобод. То есть то, что в объективной реальности в рамках государственного строя никогда еще не осуществлялось. Обычно выделяют два подтипа демократического режима — парламентский и президентский
Таблица 2.3
Политические режимы (сравнительный анализ)
Режим | ||||
демократи ческий | либеральный | авторитарный | тоталитар ный | |
Характер и меры осуществле- ния власти | Власть, пред- ставленная в соответствии с законом | Диалог власти с независимы- ми группами, но его результат определяет власть | Существование неконтролиру- емых властью общественных структур | Всеобщий безграничный контроль и насилие |
Отношение людей к власти | Выбор конкрет- ных носителей власти народом | Влияние обще- ства на власть | Отчуждение народа от власти | Слияние обще- ственного сознания с властью |
Статус гори- зонтальных структур | Г оризонталь- ные обществен- ные структуры — основа полити- ческой системы | Разрешение любых органи- заций, в том числе претенду- ющих на власть | Возможно суще- ствование в про- фессиональных сферах, но не государственного характера | Разрушение любых гори- зонтальных структур |
Характер запретов | Разрешено все. что не запре- щено законом | Разрешено все, в том числе и смена власти | Разрешено то, что не имеет отношения к политике | Разрешено только то. что приказано властью |
Идеалы власти | Нравственность, соблюдение за- конов | Нравствен- ность, компе- тентность, сила | Компетентность, сила | Всемогущество |
Идеалы поли- тического поведения | Нравственность, законопослушание, профессионализм. активность | Активность, кри- тический кон- формизм, про- фессионализм | Профессиона- лизм, послуша- ние, бесправ- ность | Энтузиазм, типичность |
.
6. Правовое государство. Пути достижения правового государства
Сущность правового государства, его признаки.
На первый взгляд словосочетание «правовое государство» может показаться некорректным, избыточным, так как обязательным признаком любого государства является наличие права. Но в понятие «правовое государство» вкладывается иной, более глубокий смысл, чем просто наличие права.
Разработка теории «правового государства» велась начиная с XVII в. Родоначальником теорий «правового государства» считается английский философ Джон Локк, изложивший данную концепцию в «Двух трактатах о правлении» (1690 г.).
Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.
К основным признакам правового государства относят следующие:
1. Государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство.
2. Равенство всех перед законом.
3. Ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. В то же время государственная власть защищает само государство от покушений на него любого гражданина или иного социального субъекта.
Государство располагает стабильной Конституцией и системой законодательства.
Стабильность законодательства — важное условие осуществления права, уважения к закону со стороны граждан. Если законодательство подвергается постоянным и непрогнозируемым изменениям, то к нему падает уважение как самих властных структур, так и граждан.
Фундаментальные, или базовые, правовые положения (например, по вопросам государственного устройства, собственности) должны быть как можно более устойчивыми, а еще лучше — незыблемыми. Только в этом случае появляется доверие к закону, к власти, привлекательной прежде всего своей предсказуемостью и стабильностью. В устойчивом в правовом отношении обществе, где уважают закон, как правило, не происходит бегства капиталов, утечки мозгов, начинается эра стабильности, а значит, и процветания общества.
Обязательное верховенство Конституции и законов над всеми другими правовыми актами, а тем более над разовыми распоряжениями и указаниями властей.
Наличие отлаженного механизма, способного обеспечить выполнение и защиту права, в том числе наличие эффективной системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.), подчиняющихся только закону.
Наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества.
Выполнение в полной мере столь высоких требований не может сегодня обеспечить ни одно государство мира. Поэтому о правовом государство можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует стремиться.
Процесс формирования правового государства, особенно приоритета права над властью, шел очень долго и болезненно.
Традиции попрания закона в первую очередь самой властью очень давние («Прав тот, у кого больше прав», «Закон, что дышло, куда повернул — туда и вышло»). Истоки такого правового нигилизма коренятся в суверенитете и силе самой власти, а также объясняются тем, что право (законы) создаются этой самой властью. Проблема ограничения власти самой себя долго выглядела противоестественной. Потребовались столетия, формирование устойчивого правосознания и убежденности в необходимости верховенства закона как важной меры стабильности и процветания общества. Разработка конституционных документов (в первую очередь конституций), введение конституционного правления, признание верховного статуса принятых законов постепенно проложили путь к созданию и укреплению правового государства.
Пути достижения правового государства. Об этом в теории данного вопроса говорится не менее, чем о самом правовом государстве. Каковы же пути его достижения? Для этого необходимо следующее:
• Совершенствование существующего законодательства. Данная проблема особенно актуальна для стран, меняющих господствующую идеологию, переходящих из одной системы социальных координат в другую, например, для России. Прежнее российское законодательство во многом было построено на юридическом закреплении командно-административных методов руководства обществом. Кроме того, имеется множество несоответствий одних нормативно-правовых актов другим. Значительное количество правительственных и ведомственных актов по своему духу и букве не соответствуют действующим законам, противоречат им, а иногда и просто корректируют их в своих ведомственных интересах.
Разумеется, огромная работа по совершенствованию законодательства не может осуществиться моментально. Например, в связи с принятием закона «О предприятии (объединении)» пришлось полностью или частично отменить около 2 тыс. правительственных постановлений и более 165 тыс. ведомственных инструкций.
Быстро меняющаяся действительность делает необходимым постоянное совершенствование действующего законодательства путем создания широкого круга новых законодательных актов, обеспечивающих правовые основы рыночного хозяйства.
Немаловажное значение для формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их легитимность, признание со стороны всего общества. Неприятие обществом отдельных законов и правовых норм при всей их необходимости и полезности приводит к их отторжению гражданами и в конечном счете сводит на нет попытки создания правового государства.
• Строгое выполнение существующего законодательства, создание эффективного механизма его соблюдения. Необходимо добиваться неотвратимости наступления ответственности любого общественного субъекта за нарушение им законодательства. Государство должно постоянно повышать эффективность работы правоохранительных органов, а для этого — укреплять их авторитет, обеспечить их подчинение только закону.
Существенную роль в создании правового государства играет независимость судей, на что, в частности, направлена правовая норма об их несменяемости. Многим странам (и Россия здесь не исключение) в этом вопросе до идеала далеко.
• Формирование устойчивого правового сознания граждан и должностных лиц, всего общества. Мало создать разумные законы, четко сформулировать и прописать права и обязанности. В обществе должны быть сформированы устойчивое отношение и привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона как гаранта и основы собственного благополучия власти и самих граждан.
Граждане цивилизованной страны должны знать свои права и обязанности, действующее правовое поле, за рамки которого нельзя выходить. У них должно войти в привычку соблюдение действующего законодательства. О степени сформированности такой привычки и уважения к закону говорит пример соблюдения гражданами и властями самых элементарных правовых норм (например, правил уличного движения).
Начиная с раннего детского возраста необходимы постоянно действующий юридический всеобуч в государственном масштабе, формирование соответствующего общественного мнения. Благодаря электронным средствам массовой информации проблема формирования устойчивого уважения к закону у граждан и должностных лиц вполне решаема государством. Это в интересах самого государства, граждан и общества в целом.
Разумеется, путь формирования правового государства исторически очень длителен.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите причины и особенности возникновения политической системы общества.
2. Раскройте понимание политической системы общества.
3. Опишите структуру политической системы общества.
4. Каковы главные функции политической системы общества?
5. В чем, на ваш взгляд, необходимые предпосылки для перехода к социопримирительной политической системе?
6. Что такое государство? Какова его роль в жизни общества?
7. Какие формы государственного устройства вы знаете? Какова структура Российского государства?
8. Что такое формы правления и какие они бывают?
9. В чем вы видите плюсы и минусы реформирования российской государственности в последнее время?
10. Объясните, почему для составления точного представления о реальной политической власти в той или иной стране необходимо знать не только о провозглашенной в ней форме правления (монархия, республика), но и о государственном политическом режиме?
11. Перечислите вопросы, на которые необходимо ответить при характеристике политического режима в конкретной стране.
12. Назовите основные предпосылки возникновения того или иного политического режима.
13. Какие зависимости существуют между политическим режимом и уровнем социально-экономического развития государства?
14. Как соотносятся понятия власти и авторитета? Каково их сочетание в различных политических режимах?
15. Можно ли считать институт президентства признаком демократического политического режима? Какова его роль при переходе к фажданскому обществу?
16. Каковы, на ваш взгляд, субъективные и объективные причины, вызывающие необходимость демократизации политического режима в нашей стране?
17. В чем должна быть выражена демократизация общественной жизни в институте? Каковы препятствия и резервы для реализации принципа самоуправления в студенческом коллективе?
18. Охарактеризуйте сущность правового государства и перечислите его его признаки.
19. Каковы пути достижения правового государства
РАЗДЕЛ 3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Тема 3.1 Политические партии, партийные системы и общественно- политические движения.
1. Сущность и структура политических партий
2. Типология политических партий и их функции
3. Партийные системы. Типология современных партийных систем
4. Социальные группы и общественные движения в политике
1. Сущность и структура политической партии
Рассматривая структуру политической системы общества, отмечаем особенности политических партий. Они — важный элемент политической системы, механизм, соединяющий народ с правительством, гражданское общество с обществом политическим. В настоящее время почти во всех станах существуют одна, две, несколько или множество политических партий. Их массовое появление в конце XIX — начале XX в. связано с ростом активности населения при проведении выборов в органы государственного управления.
В переводе с латинского «партия» означает «часть», точнее «замкнутая, деятельная часть общества».
Партия рассматривается как группа людей, объединившихся для участия в политической жизни и преследующих цель завоевания государственной власти.
Партия как специфический элемент политической системы общества характеризуется следующими признаками.
Идеологический.
Партия всегда создается на основании какой-то идеи (цели): какое общество она будет строить в случае прихода к власти, или, по крайней мере, какое направление развития общества она предлагает, какой придерживается идеологии и т. д. Эта идея записывается в каком-либо документе, чаще — в программе партии. Вообще, цели и задачи партии можно узнать, в первую очередь, из ее программы, а в последнюю — из ее названия. Название партии зачастую служит лишь приманкой, прикрытием истинных задач партии, которые фиксируются в программе ее деятельности.
Организационный.
Организация — это всегда структура с определенным распределением ролей, со своей иерархией. В структуре современных партий можно выделить три основных уровня.
Первый — самый многочисленный. Это часть населения, которая поддерживает политику этой партии, но не принадлежит к ней. Люди являются сторонниками этой партии и на выборах каждый раз голосуют за ее кандидатов. Именно в этой группе проводится основная работа партии для расширения ее рядов.
Второй — организационный. Он определен уставом партии. Это официальная партийная организация, включающая членов партии, которые работают и составляют ее основу в городе, районе, штате и т. д. Совокупность партийных организаций составляет партию в целом. Второй уровень выполняет очень важную функцию — агитационную, т. е. доведение важнейших решений партии до самых широких слоев населения и привлечение их на свою сторону.
И третий уровень — партия в системе государственной власти. Это государственные чиновники, которые получили свои посты, принадлежа к этой партии; она выдвинула их во власть. Это президенты, губернаторы, члены парламента и местных органов власти. Партийная принадлежность во многом обязывает проводить политику именно своей партии. Иногда эта связь очень сильная, например при парламентской республике, а иногда весьма условная.
Целевой.
Цель любой партии — завоевание и осуществление власти в интересах поддерживающей ее группы населения. Партии, которые одержали победу на выборах и сумели провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании властных структур, а через это и доступ к принятию политических решений и возможность контроля над их исполнением. Этим политические партии отличаются от групп по интересам, которые, как правило, пытаются решить те или иные проблемы, не принимая участия в работе органов государственной власти. Политические партии могут выдвигать требования и для изменения политической ориентации государственной власти. Борьба за государственную власть — смысл и цель существования партии. Общественная организация такой цели не ставит, но может быть в ней заинтересована, решая другие свои задачи.
Легитимационный.
Любая современная политическая партия стремится обеспечить себе самую широкую поддержку среди населения. Эта черта партии наиболее ярко проявляется в период избирательной кампании. Выдвигая своих кандидатов в государственные органы, партия предпринимает активные действия, направленные не только на поддержку своих представителей, но и на распространение своих идей, внедрение их в сознание всего народа. Даже небольшие по численности партии стремятся к тому, чтобы их идеи были услышаны, иногда только с целью формирования своего политического имиджа.
Таким образом, современные политические партии выполняют в обществе определенные функции, важнейшими из которых являются:
1. Агрегация социальных интересов — выявление сходных частных интересов граждан социальных групп с целью объединения в совокупный политический интерес.
2. Артикуляция социальных интересов — выражение интересов граждан, социальных слоев, представляющих социальную базу партии.
3. Политическая организация граждан — включение индивида в политическую жизнь через систему политического просвещения; приобщение к политическим ценностям и идеалам, формирование политического сознания, культуры политического поведения.
4. Властная функция — практическое участие партии в борьбе за распределение власти и ее осуществление. В демократических политических системах эта функция партии более всего проявляется в избирательном процессе. В результате его партии в лице своих представителей получают возможность участвовать в формировании органов государственной власти, приобретают легитимное право на участие в принятии политических решений и контроле за их исполнением.
Выборы — самая активная фаза деятельности партий. Но и после выборов они стремятся увеличить поддержку населением своего курса. На это направлены кампании в средствах массовой информации, акции протеста или поддержки правящего режима, другие активные действия в целях убеждения населения в правильности (или неверности) сделанного выбора. Партии активно борются за расширение своего численного состава, укрепление материального положения центральных и первичных организаций, распространение своей программы действий, за налаживание связей с другими партиями как внутри страны, так и за рубежом.
В общем виде функции политических партий можно описать следующим образом.
1. Представление интересов социальных групп и слоев общества.
2. Борьба за обладание государственной властью, за политическое руководство или упрочение своего руководящего положения.
3. Идеологическая:
o деятельность, направленная на производство идей;
o политическая социализация личности.
4. Разработка и осуществление политического курса.
5. Организаторская — деятельность по подбору и расстановке кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях.
6. Обеспечение связи масс с государственными структурами, институализация политического участия граждан.
7. Интеграционная — сглаживание конфликтов, согласование интересов борющихся сил, политическая стабилизация общества.
Остановимся на очень важном вопросе — возникновении и основных этапах развития политических партий.
Партии не всегда играли ту роль, которую они играют в политической системе современного общества. Первоначально в тех странах, где впервые появились партии, а это США и Великобритания, их считали в лучшем случае необходимым злом, рассматривая как источник конфликтов, раздоров и смуты. В 30-е гг. XIX в. А. Токвилль, исследовавший демократию в Америке, писал: -«Партии — это зло, свойственное демократическому правлению...» Например, возникновение партий в Англии было связано с революцией 1688 г. Главным вопросом этой революции было расширение власти парламента за счет власти короля. Постепенно две силы, имевшие разные ответы на этот вопрос, превратились в политические организации, получившие названия «тори» и «виги» (а в XX в. — консерваторы и либералы). Но сначала политические партии выступали в основном как политические клубы, которые имели свои идею и структуру. И только впоследствии они приобрели все те черты, о которых говорилось выше. В политической истории мы выделим три этапа становления политичеких партий: 1) политические клубы; 2) классовые партии; 3) массовые партии.
В литературе отмечается, что в действительности все три этапа прошли лишь две английские партии: либералов (виги) и консерваторов (тори). Большинство же современных партий сформировалось сразу в виде массовых, не проходя этих этапов.
С середины XIX до середины XX в. политические партии выступали как классовые, т. е. они формировались не по идеологическому, а по классовому признаку: рабочие партии, буржуазные партии. Это были немногочисленные политические организации, так как класс — это только часть общества, чаще всего небольшая. Но эти организации были очень сплоченными, отличались крепкой дисциплиной. Так как они были малочисленными, то к государственной власти могли прийти только с помощью заговора, политического убийства, революции, т. е. внепарламентским, незаконным путем. Например, Российская социал-демократическая рабочая партия, которая была создана на пороге XX в., своей целью поставила свержение царизма в результате вооруженного восстания, что и случилось в октябре 1917 г.
В последние тридцать лет возникает совершенно новый тип партий — массовые партии. Это было связано с задачей завоевания большинства голосов избирателей во время выборов. Поэтому партии стали выражать интересы не одного класса, пусть даже и довольно многочисленного, а возможно большего числа людей. В результате большинство крупных партий стали ориентироваться не на классовую идеологию, а на идеологию, близкую всем слоям населения.
Первой «народной» партией в мире стала Социал-демократическая партия Германии. В конце 60-х гг. XX в. она постепенно превратилась из политической организации преимущественно рабочего класса в партию рабочих, средних слоев, а затем и технической интеллигенции, предпринимательских кругов, молодежи. Сейчас две партии США — демократическая и республиканская — являются массовыми партиями, куда входят представители самых разных слоев населения. Таким образом, в противоположность классовой массовая партия имеет следующие черты:
• она борется за власть только парламентскими методами;
• массовая партия базируется не на классовой основе, а на идеологической;
• главная черта партии — массовость, главная цель — завоевание большинства в парламенте, выдвижение своего представителя в органы государственной власти;
• членство в партии — неясное, размытое. Нет принципиальной разницы между членами партии и теми, кто поддерживает ее на выборах.
В настоящее время процесс возникновения новых партий продолжается. М. Дюверже выделил два основных пути создания современных партий.
Электорально-парламентский. Сначала возникает парламентская группа, объединяющая депутатов одного политического направления. Затем формируются комитеты поддержки разных уровней. Объединение этих элементов и приводит к возникновению партии.
Внешнее происхождение. В этом случае новые партии возникают независимо от парламентских выборов, на основе различных групп интересов и общественных организаций: профсоюзов, философских обществ, религиозных групп, промышленных и финансовых группировок, нелегальных организаций. Лейбористская партия Великобритании (1899 г.) сформировалась на основе профсоюзов, философского Фабианского общества. Социал-демократической ассоциации. Крестьянские объединения в Скандинавских странах стали базой формирования крестьянских партий.
2. Типология политических партий
Политические партии различаются между собой по множеству параметров. Как мы уже говорили, очень сложно определить сущность той или иной партийной организации по ее «визитной карточке», названию, символу, лозунгам. Даже политологу бывает трудно разобраться, какова позиция той или иной партии по конкретному вопросу. Конечно, в первую очередь необходимо внимательно ознакомиться с программными документами партии.
Весь политический спектр делится на правых, левых, центр (состоящий из левоцентристов и правоцентристов), а также крайних на обоих флангах.
• К правым относятся сторонники господства в экономике частного капитала и незыблемости прав и свобод предпринимательства (которые подаются как права и свободы абстрактного человека).
• Левые — за восстановление на новой и высшей ступени (по отношению к -«первобытному коммунизму») общественной собственности на средства производства и, на этой основе, ликвидации длившейся сравнительно недолго (3-4 тысячелетия) эксплуатации чужого труда, порабощения человека человеком.
• Правоцентристы не отрицают административного воздействия на экономические процессы, но никогда не пойдут на ограничение свободы личности.
• Левоцентристы допускают в условиях господства госэкономики существование политических свобод.
• Крайне правые предпочитают всеобщий контроль государства и «национальную чистоту» общества.
• Крайне левые готовы отдать жизнь за диктатуру основных производителей на всем земном шаре, за коммунизм или анархию.
Такая группировка по линии правые — левые, основанная на позициях и установках по социально-экономическим и политическим проблемам, дает значительно упрощенную картину положения вещей. В частности, в такую схему не всегда можно втиснуть религиозные, этнонациональные, региональные, местные, профессиональные и иные интересы. Например, с середины 1970-х гт. в политической жизни стран Европы развитие получили националистические и религиозно-националистические движения и партии, которые представлены всеми оттенками идеологического спектра: от крайне правого фламандского блока и реваншистской южнотирольской партии до ультралевой баскской «Эрри батасуна». Зачастую же их невозможно классифицировать по линии правые — левые, консерваторы — либералы и т. д. Например, центристские партии Франции, разделяя общие позиции по ряду социально-экономических проблем, в то же время расходятся друг с другом по вопросам, касающимся религии, государства, революционных традиций, социально-классовых различий и т. д.
Важные черты каждого типа партии.
1. Авангардный тип партии. Особенность этого типа партий заключается в том, что они находятся у власти в течение длительного периода. Это их положение закреплено в Конституции страны. Таким образом, они всегда являются правящими. Их главная задача — осуществление и закрепление власти, а не борьба за нее. Чаще всего эта партия, охватывает большие группы граждан. Других политических партий в стране нет, а если они и существуют, то авангардная партия ими руководит.
Особенность такой партии состоит еще и в том, что она срослась с государством и фактически выполняет функции государства. Партийные лидеры являются и государственными лидерами, в крайнем случае жестко контролируют их действия последних. Такие авангардные партии существуют в ряде стран: в Гвинее, в Китае, на Кубе. До 1991 г. у нас в стране была партия такого типа — Коммунистическая партия Советского Союза, а сегодня уже можно с определенностью говорить о превращении в авангардную партии «Единая Россия».
2. Название «электоральные партии» образовано от слова «электорат» — избиратели. Партии такого типа в основном группируются не вокруг идеи, а вокруг лидера. Политика этих партий тяготеет к идеологии лидера. Численность сторонников таких партий во время избирательных кампаний возрастает в десятки и сотни раз. В то время как между выборами, хотя местные партийные комитеты и работают, их активность минимальна. В такой партии нет жесткого членства. Избиратель голосует не за партию, а за претендента на государственный пост. Такой тип партии напоминает партийные клубы XVIII-XIX вв., когда члены этого клуба поддерживали одного своего лидера.
Наиболее яркие представители этого типа партий — демократическая и республиканская партии США. Мы знаем, что США — это федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия, которые имеют свои религиозные, этнические, расовые, региональные и иные отличия. Соответственно каждые четыре года в каждом штате обе партии участвуют в избирательной кампании по выдвижению кандидатов на посты президента и вице-президента. Показательно, что некоторые политики говорят о наличии в США 51 демократической и 51 республиканской партий. Программы кандидата от республиканской партии одного штата и кандидата от демократической партии другого штата могут иметь больше сходства, чем программы двух кандидатов от одной и той же партии в разных штатах. Это говорит о том, что партийные организации штатов автономны, независимы от центральных комитетов.
Электоральные партии часто становятся или с самого начала являются авангардными. Ярким примером такого «симбиоза» опять же является «Единая Россия», которая победила на выборах в Думу в декабре 2007 г. под флагом «Плана Путина».
3. Наиболее распространены в мире партии парламентского типа. Для возникновения парламентской партии необходима демократическая республика, которая в полной мере реализует принцип представительной демократии. Исходя из этого принципа, ни один человек не вправе руководить другим человеком без согласия последнего. При этом, поскольку каждый гражданин не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, интересы разных слоев населения могут быть представлены особыми уполномоченными и граждане наделяют их соответствующими правами.
Как видно из самого названия, парламентская партия борется за возможно большее число мест в законодательном органе. Это, конечно, массовая партия. В случае завоевания большинства голосов она формирует правительство и оказывает решающее воздействие на политику государства. Парламентской партии, которая набрала меньшее число голосов, предоставлено право сформировать в парламенте конструктивную оппозицию.
Член парламентской партии в законодательном органе обязан голосовать только за решения своей партии. Таким образом, здесь существует очень жесткая партийная дисциплина. К члену парламента, который не подчинился решению своей партии, применяют суровые наказания.
4. Следующий тип политической партии — функциональная партия. Партия этого типа выражает специфические интересы только части населения. К этой группе принадлежит множество партий, которые можно разделить на:
• национальные партии, которые базируются на национальной идее. Они могут представлять как национальное большинство, так и национальное меньшинство. Это могут быть и региональные и межрегиональные партии. Практически в каждой стране есть партии такого направления;
• религиозные (клерикальные) партии. Партии такого типа особенно популярны в некоторых мусульманских странах (Пакистан, Бангладеш, Афганистан, Алжир). Важную роль играют религиозные партии в политической жизни Израиля;
• экологические партии. Мы специально выделяем эту группу политических партий, так как в современной политической жизни экологические движения играют очень большую роль. Возникнув в конце 1960-х гг. в Западной Германии (ФРГ), за несколько лет партии зеленых появились во Франции, в Австрии, Финляндии, Бельгии и других странах. Эти движения борются не только за защиту окружающей среды, но и за экологию человека;
• наконец, существуют очень немногочисленные партии, которые можно обозначить как «партии по интересам», причем эти интересы могут быть весьма экзотическими и разнообразными. Так, в России на выборах в Федеральное собрание была зарегистрирована Партия любителей пива, а в Италии — Партия любви. На выборах 1992 г. в Великобритании была официально зарегистрирована Партия буйнопомешанных, которая выставила своих кандидатов в парламент. Конечно, самостоятельно таким партиям сложно завоевать места в парламенте, но они отражают многочисленные интересы и настроения разных слоев общества.
Таким образом, различные типологии партий, существующие в политической литературе, в общем плане можно представить в виде рис. 3.1
Рис. 3.1. Классификация политических партий
Как уже отмечалось, сущностью политической партии является выражение и защита интересов определенных социальных групп и слоев общества. Можно говорить о трех основных способах образования партий: «сверху*, «снизу* и «комбинированном*.
Путь «сверху* предполагает формирование партий на базе парламентских групп, политических элит, групп давления или партийных бюрократов.
Путь «снизу» проходят партии, вырастающие из общественных движений или из объединений сторонников конкретной идеологии, тидера.
«Комбинированным» способом партии возникают, когда соединяйся встречные усилия элитарных кругов и рядовых граждан.
Возникновение, зарождение и развитие партий проходит несколько этапов.
• Зарождение идей, появление активистов, выработка общих взглядов.
• Пропаганда взглядов, агитация, привлечение максимального числа сторонников.
• Выработка идеологии, развитие общественно-политической активности.
• Организационное оформление партии.
3. Партийные системы. Типология партийных систем
Совокупность легально действующих в стране политических партий образует партийную систему. Признание легальности (официальности, юридического закрепления) партий предполагает, что партии действуют в рамках конституции.
Типология партийных систем проводится по числу существующих в стране партий.
1. Однопартийная система. В стране существует одна правящая партия авангардного типа. В однопартийной системе нет различия между партийными и государственными должностями. Такая партийная система характерна для тоталитарного режима. В обществе наряду с авангардной партией могут существовать и другие политические организации, но они всегда находятся под эгидой правящей партии, а не составляют ей оппозиции. Такая система существует в Китае, на Кубе и во многих других странах.
2. Под двухпартийной системой подразумевается система с двумя крупными партиями парламентского типа, каждая из которых стремится завоевать большинство в законодательном собрании. При такой системе в обществе присутствуют и другие партии, но они играют очень незначительную роль и не влияют на расстановку сил в парламенте. Классические примеры такой системы - США и Италия.
3. Система двух с половиной партий. В стране действуют две основные парламентские партии, которые набирают 75-80% мест в парламенте, и одна функциональная партия, которая заметно влияет на принятие в законодательном собрании того или иного решения. Такая система действует в ФРГ и Великобритании.
4. Многопартийная система. Из названия видно, что такая система включает множество небольших по численности партий. Во время выборов формируется парламент из очень разнородных политических сил. Правительство чаще всего коалиционное, довольно неустойчивое. Но при развитой демократии и высокой политической культуре многопартийная система полнее всего учитывает интересы всех слоев населения.
В качестве разновидности многопартийной системы можно выделить партийную систему Японии, где очень крупная либерально-демократическая партия имеет большое количество фракций, которые позволяют учитывать интересы каждой группы населения. Наряду с этой доминирующей партией в стране существует целый ряд других партий.
В демократических странах доминируют двух- и многопартийные системы. Внимание политологов привлекает вопрос о достоинствах и недостатках каждой из систем.
С одной стороны, многопартийная система отражает широкий политический спектр общества, демонстрирует реальные отношения состязательности, а с другой — обладает существенными минусами. Достаточно большая фракционность политических сил в парламенте осложняет проблему формирования стабильного и эффективного кабинета министров; такая система способствует появлению феномена «безответственной оппозиции». Не имея возможности прийти в законодательный орган, мелкие партии могут раздавать популистские обещания, зная, что отвечать по ним не придется. Тем самым подобные партии способствуют радикализации настроений в обществе.
Как правило, в многопартийных системах ни одна партия не способна завоевать поддержку большинства избирателей. Они типичны для парламентской формы правления и в большинстве случаев имеют своим результатом коалиционные правительства или кабинеты министров. Здесь ни одна партия не способна выступить в качестве представителя всей нации или ее большинства и поэтому не может формировать правительство без привлечения других партий. Нередко такая фрагментарность обрекает парламентские коалиции на неустойчивость, а правительства, основанные на них, на постоянную нестабильность.
Под двухпартийной системой подразумевается система с двумя крупными партиями, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в Законодательном собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти.
Двухпартийная система обеспечивает большую устойчивость политической жизни: стабильное однопартийное правительство, доминирование в течение продолжительного времени единого политического курса. Но и практика функционирования этой системы вызывает критику со стороны общественности тех стран, где она распространена. Ее отрицательным моментом является практически монопольное положение двух партий на политическом пространств (в структурах власти, в избирательных кампаниях), делающее невозможными серьезные претензии на власть со стороны третьей партии.
Ведущие партии могут способствовать принятию таких избирательных правил, которые «работали» бы только на эти партии.
Двухпартийная система отнюдь не означает отсутствия других партий. Например, в течение XX в. в Великобритании в качестве одной из двух главных партий лейбористы пришли на смену либералам. В то же время в послевоенные десятилетия либералы сохраняли статус парламентской партии, а социал-либеральный альянс, образовавшийся в начале 80-х гг., иногда завоевывал до 25% голосов избирателей.
Особенно показательно с этой точки зрения положение дел в США, где господствует классическая двухпартийная система в лице демократической и республиканской партий. За всю историю существования двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих партий попытались добиться избрания на пост президента страны. Однако лишь восемь из них сумели завоевать более 1 млн голосов избирателей. После Гражданской войны третьи партии пять раз на президентских выборах завоевывали голоса — хотя и незначительного числа - выборщиков. В ряде случаев, особенно на штатном уровне, третьи партии становились влиятельной политической силой. Но при всем том важной особенностью двухпартийной системы США стало неприятие большинством избирателей на общенациональном уровне третьих партий. Америка является одной из немногих стран, где нет социалистической или другой рабочей партии с парламентским представительством.
В типологию по шкале двухпартийности и многопартийности следует внести определенные коррективы. Здесь вслед за французским исследователем Ж. Шарло можно выделить «совершенную» двухпартийную систему (как, например, в США и Великобритании), при которой две основные партии вместе собирают до 90% голосов. А также систему двух с половиной партий (как, например, в ФРГ), при которой какая-либо третья партия обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести коррективы, порой существенные, в привычную игру двух основных партий, собирающих голоса 75-80% избирателей.
К факторам, определяющим тип партийной системы, относятся исторические традиции, особенности социальной структуры, степень фрагментарности политических ориентаций, законодательство, регламентирующее деятельность партий, форма правления. Наибольшее значение имеет избирательная система.
Стран, где нет партий, в мире насчитывается около двадцати. «Беспартийность» свидетельствует либо о слабом развитии социальной структуры общества, либо о деспотическом режиме правления в нем.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 280.