1.психофозиологический
2.психологический
3.психологопедический
Психофизиологический принцип
1. классификации дефектов
2. использования сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении
3. создания новых функциональных систем
5. опоры на всю психологическую сферу человека в целом.
6. контроля использования зеркал магнитофонов.
Психологический принцип
1. учета личности больного
2. опоры на сохранные формы деятельности
3. опоры на деятельность (обучение, труд, игры, общение)
4. организации деятельности больного
5. программированного обучения
6. системного воздействия на дефект
7. учёта социальной природы человека.
Психологопедагогические принципы
1. от простого к сложному
2. учёт объёма и степени разнообразия.
3. учёта сложности
4. учёта эмоциональной стороны
Требования к методам восстановительного обучения.
1. Восстановительное обучение должно идти не от симптома, а от его механизма
2. преодоление дефекта с опорой на сохранные уровни в структуре функций
3. методы не изолированными, а системными, т.е. должны быть направлены на восстановление нечастных речевых операций, а на восстановление и коррекцию вербального поведения в целом, должна существовать система методов. Особенности этой системы в следующем:
- выделение ведущего метода, выбор которого зависит от нарушенной функции и механизма нарушения
- одни и те же методы могут использоваться в разных системах и решать там другие задачи
- система методов должна сопровождаться системой упражнений, цель которых закрепить достигнутый дефект.
Организационные требования к проведению занятий.
1. учёт времени зависит от состояния больного (15-20 мин, далее до 1час)
2. учёт работоспособности и утомляемости больного. Должна быть 1,2 паузы ~ 3-5 мин активный отдых (движение под музыку, пение), пассивный отдых (прослушивание маленьких произведений)
3. учет настроения и самочувствия больного
4. учёт формы и организации занятия
5. учёт комфортности условий проведения занятий.
Общая и методическая организация восстановительного обучения.
1.динамическое (ход развития болезни) обследование
2.установление контакта с больным и близкими ему людьми
3.общие методы воздействия на дефект (общий методический подход)
4.дифференцированный (отличительный, различный) методический подход
5.формы организации восстановительного обучения (индивидуальные занятия, групповые, методы организации занятий, методы организации свободного времени и т.д.
Нейропсихологическая классификация афазии А.Р.Лурии
выделено 7 форм афазии по А.Р. Лурии. ( Марианны Константиновны Бурлаковой 6 форм)
1. эфферентная -моторная –при поражении полей 44,45 по Бродману или зона Брокка(поражение задней трети нижней лобной извилины левого полушария отделов к.г.м.)
2. афферентно-моторная –при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов к.г.м., расположенных сзади от центральной или роландовой борозды ( поля 7,40 по Бродману).
3. динамическая –при поражении заднелобных отделов левого, доминантного по речи полушария (поля 10, 45, 46 по Бродману).
4. сенсорная афазия (акустико-гностическая)- при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (поле 22 по Бродману). Впервые описал немецкий психиатр Вернике.
5. акустика – мнестическая –при поражении средних и задних отделов височной области (поля 21, 37 по Бродману)
6. семантическая –при поражении теменно – затылочной области доминантного по речи полушария (поле 39 по Бродману)
7. амнестическая –при поражении задневисочной и теменно-затылочной областей к.г.м.
Моторная афазии.
1. Признаки - страдает экспрессивная речь (говорение), движение органов артикуляции (губы, язык, челюсти), т.е. может, но не знает, как говорить. Нарушены все стороны речи.
2. Самостоятельная речь – затруднения в подборе слов, парафазии (неправильно употребляются отдельные звуки или слова) литеральные (замены звуков), вербальные (замены слов), усилия в речи, запинки, обеднение речи. Количество слов резко снижается, низкая речевая активность. Речь характеризуется в преобладании существительных, в некоторых случаях одно слово заменяет все или большинство слов. Могут возникнуть затруднения в образовании отдельных речевых звуков, не может найти нужный артикуляторный уклад.
3. При повторении – могут быть пропуски, перестановки вследствие невозможности формировать звуки.
4. Автоматизированная речь – сохранен лучше всего прямой порядковый счёт, обратный порядок не доступен
5. Называние – больной не добавляет дополнительных слов или окончаний (как при сенсорной), при подсказке называет правильное слово.
6.Понимание речи – относительно хорошее, нарушено понимание более сложных форм речи связанных со сложной структурой предложений (понимают радио).
7.Письмо и чтение – нарушено, характерно сохранное списывание.
8.Счёт – устный нарушен, при необходимости перехода через десяток. Если существуют теменные нарушения, то нарушен и счёт до 10.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 268.