ЭТАП развития учения об афазии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В первые о больных утративших речь упоминал еще Аристотель. На протяжении более 200 лет ведущие ученые неврологи, нейрофизиологи, нейролингвисты, психологи, физиологи с различных позиций рассматривали речевые нарушения при локальных (местный, ограниченный определенной областью, участком поражениях головного мозга.

В 1861 году француз Поль Брокка описал моторную афазию (проявляющаяся нарушением активной речи при сохранении понимания устной и письменной) как результат поражения задней части нижней лобной извилины левого полушария.

В 1874 году немецкий ученый Карл Вернике описал сенсорную афазию (проявляющаяся утратой понимания экспрессивной речи) как следствие поражения задней трети верхней височной извилины коры левого полушария.

Карлом Вернике проводниковая афазия – симптом – нарушения повторения слов. В основе этого нарушения Вернике видел прерывание путей между сенсорным и моторным центром речи. Была выделена транскортикальная афазия сенсорными и моторными формами.

К концу 19 в. создана классификация «классическая» Вернике- Лихтгейма. Формы афазии рассматривались в зависимости от поражения различных центров.Выделяют:

1.кортика – моторная

2.кортика – сенсорная ( Брокка, Вернике)

3.субкортикальная–моторная                    - (при поражении связей между кор

4. субкортикальная– сенсорная ковыми  центрами речи и нижележащими отделами).

5. транскортикальная – моторная (поражение проводящих путей между моторно - речевой зоной коры доминантного полушария и др. областями к.г.м.)

6. траскортикальная сенсорная (при поражении проводящих путей между задней и средней частью верхней височной извилины и др. областями к.г.м.)

7. проводниковая (прерывание связей между центрами)

 Эта же классификация может быть представлена в зависимости от:

Локализации и симптоматики

- к моторным – расстройство экспрессивной речи (1,3,5)

- к сенсорным ­– расстройство понимания речи (2,4,6)

2. сохранность речи и повторение.

К субкортикальным афазиям относятся все формы, при которых внутренняя речь сохранна, а повторение затруднено.

К транскортикальным афазиям относятся все формы, при которых внутренняя речь поражена, повторение сохранно.

К кортикальным афазиям – нарушено и повторение и внутренняя речь.

К проводниковой афазии – внутренняя речь сохранна, а выражены расстройства отраженной речи (повторы).

лингвистическая классификация Хэда В основе психолого- лингвистические принципы.

Выделил 4 формы афазии:

1.вербальнаянарушение словообразования с дефектами звукопроизношения, ограниченный словарный запас и расстройство внутренней речи.

2 номинативнаянарушение использования и понимания слов.

3.синтаксическаяхарактеризуется выраженными сигматизмами, телеграфным стилем.

4.семантическая- отдельные слова понимаются правильно, но затруднено понимание сложных логико-грамматических конструкций и отдельных фраз.

С 40-х г. 19в появилось новая науканейропсихология. Основоположник её и нового учения об афазии А.Р.Лурия.

2 ЭТАП развития учения об афазии.

Учение А.Р.Лурия о 3-х функциональных блоках мозга. (работают одновременно)

1блок регуляции тонуса и бодрствования.

2блок приёма переработки и хранения информации, поступающую из внешнего мира.

3блок программирования регуляции и контроля психологической деятельности.

Несколько подходов в изучении афазии.

1. Анатома – физиологический

2. Клинический.

3. Психологический

4. Лингвистический

5. Психолингвистический

Задачи восстановительного обучения

1.восстановление речи психических функций

2.восстановление деятельности речевого общения

3.восстановление коммуникативных функций речи

4.возвращение больного в нормальную среду

Дата: 2019-11-01, просмотров: 228.