В первые о больных утративших речь упоминал еще Аристотель. На протяжении более 200 лет ведущие ученые неврологи, нейрофизиологи, нейролингвисты, психологи, физиологи с различных позиций рассматривали речевые нарушения при локальных (местный, ограниченный определенной областью, участком поражениях головного мозга.
В 1861 году француз Поль Брокка описал моторную афазию (проявляющаяся нарушением активной речи при сохранении понимания устной и письменной) как результат поражения задней части нижней лобной извилины левого полушария.
В 1874 году немецкий ученый Карл Вернике описал сенсорную афазию (проявляющаяся утратой понимания экспрессивной речи) как следствие поражения задней трети верхней височной извилины коры левого полушария.
Карлом Вернике проводниковая афазия – симптом – нарушения повторения слов. В основе этого нарушения Вернике видел прерывание путей между сенсорным и моторным центром речи. Была выделена транскортикальная афазия сенсорными и моторными формами.
К концу 19 в. создана классификация «классическая» Вернике- Лихтгейма. Формы афазии рассматривались в зависимости от поражения различных центров.Выделяют:
1.кортика – моторная
2.кортика – сенсорная ( Брокка, Вернике)
3.субкортикальная–моторная - (при поражении связей между кор
4. субкортикальная– сенсорная ковыми центрами речи и нижележащими отделами).
5. транскортикальная – моторная (поражение проводящих путей между моторно - речевой зоной коры доминантного полушария и др. областями к.г.м.)
6. траскортикальная сенсорная (при поражении проводящих путей между задней и средней частью верхней височной извилины и др. областями к.г.м.)
7. проводниковая (прерывание связей между центрами)
Эта же классификация может быть представлена в зависимости от:
Локализации и симптоматики
- к моторным – расстройство экспрессивной речи (1,3,5)
- к сенсорным – расстройство понимания речи (2,4,6)
2. сохранность речи и повторение.
К субкортикальным афазиям относятся все формы, при которых внутренняя речь сохранна, а повторение затруднено.
К транскортикальным афазиям относятся все формы, при которых внутренняя речь поражена, повторение сохранно.
К кортикальным афазиям – нарушено и повторение и внутренняя речь.
К проводниковой афазии – внутренняя речь сохранна, а выражены расстройства отраженной речи (повторы).
лингвистическая классификация Хэда В основе психолого- лингвистические принципы.
Выделил 4 формы афазии:
1.вербальная – нарушение словообразования с дефектами звукопроизношения, ограниченный словарный запас и расстройство внутренней речи.
2 номинативная – нарушение использования и понимания слов.
3.синтаксическая – характеризуется выраженными сигматизмами, телеграфным стилем.
4.семантическая- отдельные слова понимаются правильно, но затруднено понимание сложных логико-грамматических конструкций и отдельных фраз.
С 40-х г. 19в появилось новая наука – нейропсихология. Основоположник её и нового учения об афазии А.Р.Лурия.
2 ЭТАП развития учения об афазии.
Учение А.Р.Лурия о 3-х функциональных блоках мозга. (работают одновременно)
1блок регуляции тонуса и бодрствования.
2блок приёма переработки и хранения информации, поступающую из внешнего мира.
3блок программирования регуляции и контроля психологической деятельности.
Несколько подходов в изучении афазии.
1. Анатома – физиологический
2. Клинический.
3. Психологический
4. Лингвистический
5. Психолингвистический
Задачи восстановительного обучения
1.восстановление речи психических функций
2.восстановление деятельности речевого общения
3.восстановление коммуникативных функций речи
4.возвращение больного в нормальную среду
Дата: 2019-11-01, просмотров: 275.