Методика восстановительного обучения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Центральная задача Преодоление инертности в речевом процессе и восстановление динамичности произносимого слова, которое позволила бы плавно переходить от одной артикуляции к другой.

Цель обучения Восстановление устной речи, письма и чтения, коммуникации

Задачи восстановительного обучения

1.общее растормаживание речи

2.преодоление персеверации и эхолалии

3.восстановление общей психической и вербальной активности больного

I -ая стадия обучения

Задача. Восстановление способности активно выделять и произносить слова из автоматизированных речевых рядов обучают: - осознанию речи и произвольному говорению- переключению осознания произносительной стороны речи на смысловую. Растормаживание осуществляется при помощи активного выделения отдельных слов из привычных в прошлом опыте речевых рядов.

Приёмы

1. сопряженное говорение

2. сопряжено окрашенное напевное и протяжное повторение

3. метод донесения фразы до целого

4. использование поговорок, пословиц, порядковый счет

II – ая стадия обучения

Задача Восстановление активного произношения отдельных слов.

Обучают развернутому способу активного произнесения отдельных слов. Используются игровые приемы (лото, шашки, шахматы). В игре происходит переключения внимания с речевой деятельности на игровую. В этих условиях, речь становится ситуативной + положительно эмоциональный фон. Используется пение, ходьба под музыку, рассматривание картин. Используются приемы семантических связей, т.е. задействуется психологический механизм сужения поля выбора нужного слова (подобрать слово противоположное по значению).

Приемы

1.Морфологический прием – даются больному слова и к ним нужно подобрать однокоренные

2.Ситуативной и категориальной связи – исходное слово предлагается логопедом на слух и предъявляется его запись. Сначала это слово произносится в слух больным, потом про себя, затем задания усложняется, больной должен найти слово без восприятия слова на слух и в письме.

Важны следующие характеристики предъявляемых слов:

1.частота употребления слова

2.субъективная, объективная, фонетическая значимость слова

3.эмоциональная характеристика слова

Рекомендуется выбирать слова, с которыми проводилась работа на 1-ой стадии.

Ш – ая стадия обучения

Задача Восстановление предикативности слова и фразы. Для этого глаголы включаются в разные ситуативные связи.

Приёмы

1. окончание фразы недостающим словом (лучше стихотворение)

2. вербализация собственных действий. Используется отраженно и сопряжено (подойти к двери, открыть книгу и т.д.)

3. введение одного и того же слова в разные связи. Больной находит карточку с данным словом, озвучивает его (слово «играет»), при возможности записывает

4. активное действие с предметом, в соответствии с речевой инструкцией

Цель Преодолеть нарушение аргамматических форм слова Одно и то же слово дается в разных ситуациях (дай карандаш, пишут карандашом)

5.фиксирующие классификации. Больному дается картинку, логопед указывает на объект и даёт несколько видов окончаний на карточке. Больной должен выбрать нужное окончание и положить под картинку. Слово записывается, (ребенок ест ложкой).

6.преодоление избыточности языковых конструкций (вопросы). Позже запоминаются можно при помощи фишек.

IV – ая стадия обучения

Задача. Восстановление связной фразовой речи

Приёмы

1.составление фраз по сложным картинкам

2.составление предложений по серии сложных картинок

3.разбор предложения по частям речи. Используется активно письмо, чтение.

4.приём диалога. Обязательное условие усложнение диалога по содержанию, лексики, грамматики, опора на сложные картинки.

5.используются ролевые и речевые игры. Это продолжение работы с диалогом, но увеличивается степень самостоятельности, тем самым повышается речевая активность. Нарисованные сюжеты проговариваются по ролям. При нарушениях чтения и письма создаются индивидуальные азбуки, на каждую букву картинка и слово. Далее составление слов из разрезной азбуки, для выработки плавного письма. Задание написание прописных букв, слов, фраз. Проведение слухового диктанта с проговариванием каждого слова по звукам. С восстановлением процесса чтения и письма происходит восстановление звукового анализа и синтеза. Можно использовать кроссворды, их составление и решение, писать сочинения, вести дневники

.Афферентная моторная афазия.

при поражении постцентральной области коры левого полушария (поля 7, 40 по Бродману), которые приводят к нарушению кинестетических ощущений, что составляет центральный механизм расстройства речи.

Центральный дефект нарушения тонких артикуляторных движений, который проявляется в невозможности найти нужное положение губ, языка при произношении звука и слова. В основе кинестетического дефекта лежит разлад в посылке нервных импульсов, которые должны обеспечивать силу и напряжение движения губ и языка. Больной не может без посторонней помощи и без напряжения быстро артикулировать звуки и слова вследствие чего происходит замена одних звуков на другие. Обычно эта замена происходит звуками близкими по месту и способу образования. У больных нарушается моторная (кинестетическая) программа речи, т.о. ведущий симптом является нарушение артикуляции. нет персевераций В тяжелой форме речь может полностью отсутствовать (экспрессивная). В более легких, множество литеральных(звуковых) парафазий во всех видах экспрессивной речи, а именно спонтанной, повторение, называние. Автоматизированные формы речи остаются более сохранными (пение, произнесение стихов, эмоционально выразительные элементы речи, имена близких людей). При попытке говорения больной может очень долго искать лучшую артикуляционную позу.

Психологическая картина

В отличии от эфферентной более сохранен непроизвольный уровень организации речи. Трудности начинаются, как только нужно осознанно произнести и повторить звук. Нарушение понимания речи, т.к. мотиваторный компонент играет существенную роль в процессе восприятия речи. Понимают значение отдельных предлогов, трудности в употреблении и понимании глаголов с приставками, личных местоимений в косвенных падежах, наличие различных фонематических изменений ( мая, много). Так же контруктивно- пространственная апраксия. Нарушения в письменной речи выражается по разному. Зависит от тяжести афазии. При попытке писать под диктовку артикуляционно схожие звуки смешиваются, т.е. литеральные парафазии на письме Возможны варианты оптической аграфии и алексии, т.е. варианты письма, трудности соединения букв в слово, по этому вариант проводниковой афазии

Дата: 2019-11-01, просмотров: 203.