Методы восстановительного обучения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные задачи коррекции. Восстановление нарушения артикуляции, включение её в деятельность доступную для больных.

I –ступень

Растормаживание произносимой стороны речи, с использованием наиболее упроченных форм речи и с опорой на значение смысла слова. Это сопряженное и отраженное и самостоятельное произношение автоматизированных рядов, порядковый счет, исполнение песни, заканчивая больными пословицу, поговорку с жестким контекстом. Моделирование ситуаций стимулирующих произношение звукоподражаний. Очень важно воздействовать на эмоциональную сферу больного с целью формирования морфологической готовности к речевой коммуникации. Для этого используются положительные воспоминания из прошлого опыта. Большое значение имеет интонация. Она вырабатывается в речи больного. Используется логическое ударение (предлагаются картинки). Логопед голосом выделяет главное слово. Задача на картинке показать выделенное слово (предмет) и повторить. Далее больной самостоятельно проговаривает. Возможно чтение известных больному стихов логопедом с одновременным отстукиванием ритма, чтение эмоционально насыщенных рассказов о событиях близких больному (семья и т.д.), при этом должна быть опора на картинке и запись, хотя бы отдельных слов. Вспоминание имен близких больному людей, слов связанных с профессиональной деятельностью параллельно с воспоминаниями берется работа по уточнению значения оживления образа слова, его смысла. Рекомендуются картинки, реальные предметы. Для решения этой задачи применяются

Невербальные способы воздействия

1. приём классификаций предметов по данному признаку

2. рисование отдельных предметов с последней классификацией

3. классификация предметных карточек по признаку. Цель выбрать лишний предмет.

4. составить из частей картинку

Эти невербальные приемы способствуют растормаживанию моторной стороны речи, на основе актуализации слов и предметной значимости могут использоваться игры (домино, лото, шашки.)

Вербальные способы воздействия

1.автоматизированные ряды (сопряжено, отраженно, самостоятельно)

2.диалоги, договаривание фраз

3.свободные беседы из привычного для больного вопросов и ответов (дом, семья, работа)

4.цифровые приёмы (разложение цифр от 1 до 10. Из отдельных цифр складываются числа и называют их произведения, арифметические действия в пределах одного десятка.

5.Все эти приемы основаны переключением внимания больного от речи на действие с тем, чтобы речь стало результатом этих действий.

II – ая ступень

Восстановление и умение произносить отдельные слова

Приёмы

1.оптика – тактильные приёмы, это опора на артикуляционный образ звука и контроль артикуляционной позы с помощью зеркала.

2.смысло -звуковой приём это переключение внимания с артикуляционной стороны речи на слуховую. Для этого перед больным выкладывают предметную картинку (одна, потом несколько) в содержании которой есть нужное слово. Логопед произносит предложение с нужным словом, которое отрабатывается. слушает и эмоционально реагирует, находит картинку, потом произносит слово. Затем рисуют или дорисовывают эти предметные слова, которые отрабатывают. Заканчивается работа игрой «предметное лото».

Ш – ья ступень

Восстановление активного словаря.

Приёмы Слова не записываются, не заучиваются, не читаются, а закрепляются методом беседы. Включаются слова в различные контексты, зарисовываются предметы к ним, придумываются предметы с этими словами.

IV -ая ступень

Восстановление умения звуко -артикуляционного анализа слов.

Приёмы Ритмическое выделение элементов слова путем отстукивания его слоговой структуры с применением напевного проговаривания, с простых (мама), затем происходит замена гласных (мимо). Отрабатываются слова, которые резко отличаются по своей артикуляции (мама, роза), от двухсложных слов до 3-4-х сложных. Подключаются к письму и чтению. Возможно использование разрезной азбуки

Схема Услышать слово, затем его записать, прочитать, самостоятельно произнести.

V - ая ступень

Происходит переход к восстановлению собственных кинестетических схем артикуляции.

Приёмы

1.имитации артикуляции перед зеркалом

2.помощь больному в нахождении нужной артикуляционной позы, при этом используются специальные схемы, можно использовать профили.

3.выделение звука из слова

4.отработка артикуляции звука при различных позициях в словах

VI – ая ступень

Восстановление произношения предложений, высказываний, устранения аграммотизмов.

Приёмы

1.повторение фраз по сложной сюжетной картинке. Логопед и больной вместе произносит слова, соответствующие частям картинки. Больной отвечает на ?. Логопед произносит фразу, больной повторяет и записывает. Рекомендуется опорные слова иметь на карточке.

2.составление фраз по заданным словам

3.прием диалога. Он может идти по одной теме, сменяющимися темами, с включением других участников.

восстановление речи при афферентной - моторной афазии осуществляется обходным путем. Внимание больного переключается с произносительной стороны на звуковую и семантическую. Так же осуществляется оживление предметного образа, что является предпосылкой для возникновения моторного образа слова и восстановление механизмов его произнесения.

Динамическая афазия.

при поражении заднелобных отделов левого, доминантного по речи полушария (поля 10,45,46 по Бродману). владеют способностью говорить, нет нарушений артикуляции, речевой памяти. Благодаря сохранности сенсомоторной стороны речи, хорошо повторяют серию слов, предложений. Сохранено чтение, письмо. Спонтанно самостоятельно говорить не могут, происходит «утеря» инициативы. В речи используют штампы разговорного характера, существует стереотипность синтаксической структуры, недостаточная интонационная выразительность. Центральный механизм нарушение внутренней речи, а центральный дефект нарушение продуктивной речи, невозможность активного высказывания

Клиническая картина

1.замещение активной продуктивной речи речевыми шаблонами, стереотипами

2.нарушение предикативности речи, мало глаголов или их отсутствие, короткие фразы, длительные паузы между словами. Отсутствуют интонационные оттенки. Снижение функциональной активности и вербальной.

Психологическая картина

Нарушена коммуникативная функция речи, устная экспрессивная речь (спонтанная), внутренняя речь (программирование высказывания). Сохранено повторение и номинативная функция речи (одна из функций сообщения – функция наименования; слова служат для называния предметов, явлений, действий). Нарушена монологическая речь, может быть доступен простой диалог, т.к. не требует активности и не нуждается в программировании высказывания. Могут быть изменения в двигательной сфере, но парезов и параличей нет. В легких случаях нарушения счета нет, а в тяжелых ошибки связаны с порядковым удержанием последовательности совершаемых действий в памяти. Понимание речи не нарушено. Нарушения могут быть связаны с истощением внимания, иногда непонимание грамматически сложной построенной речи. Фразы в легких случаях не нарушены, в средней тяжести составление фразы возможно, но при наличии 2-х объектов, возникают трудности речевого программирования. Пересказ текстов в тяжелых случаях не возможен; в средних – возможен в форме ответов на ?; в легких справляется с пересказом, трудности в конструировании сложных фраз.

Таким образом, сохранены сенсорные, моторные механизмы репродуктивной формы речи, но полная неспособность к самостоятельной развернутой речи.

Эта афазия выделяется не всеми авторами. Она изучена не до конца, часто включается в состав других форм афазий.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 183.