ОБСЛЕДОВАНИЕ детей с нарушением ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ДИАГНОСТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ.

Обследование школьников можно разделить на 2 этапа (обследование по специальной схеме см. прак. занят)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 1ЭТАП ориентировочный

1. анализ письменных работ

2. проверка навыка чтения

3. организованная беседа с учителем

4. выделение детей имеющих нарушения чтения и письма.

ЭТАП основной

1. тщательное обследование детей с нарушениями письменной речи

2. исследование неречевых и речевых психических функций, составляющие базис письма и чтения

3. тщательно исследуется письмо и чтение

На этом этапе важное значение в определении диагностики дисграфии и дислексии от иных форм нарушения письма и чтения.

Критериями дифференциальной диагностики дисграфии и дислексии являются следующие

1. стойкие ошибки, которые НЕ исчезают без специальной коррекционной работы. Это позволяет ограничить от иных ошибок письма и чтения, которые закономерно появляются на каждом этапе овладения навыком письма и чтения, но затем эти ошибки исчезают при переходе на другой этап. В начале появляются ошибки оптического характера, далее сменяются фонематическими ошибками, затем появляются грамматические ошибки. По определению Ананьева это так называемые «ошибки роста» или физиологические ошибки.

2. ошибки специфические и повторяющиеся. У каждого ребенка можно определить характер этих ошибок, кроме того, данные ошибки будут повторяться из работы в работу. Этот критерий позволяет ограничить Дислексию и Дисграфию от случайных ошибок, которые возникают, в следствие невнимания, утомляемости или повышенной отвлекаемости.

3. ошибки обусловлены не сформированностью высших психических функций. Это позволяет ограничить их от ошибок письма и чтения возникающих, в следствие нарушения элементарных функций или обусловлены неправильным методом обучения и педагогической запущенностью.

Побуквенное чтение неправильное обучение чтению. Ложная Дислексия

Аграмматизм ребенок педагогически запущен(Мой ушел, твой пришел. Неправильное общение дома

Не понимает смысла прочитанного ребенок педагогически запущен, с нарушением зрения, слуха.

4. ошибки характерные для школьного возраста. Похожие ошибки могут наблюдаться у дошкольников, но они обусловлены физиологической неготовностью ребенка к усвоению грамоте.

5. Дисграфические ошибки, как правило, наблюдаются в сильной фонетической позиции. Это отличает их от орфографических наблюдающихся в слабой позиции, таким образом; Дисграфия связана с нарушением реализации фонетического принципа орфографии, а дисорфографис с нарушеним морфологического и традиционного (

дом -> дам - дисграфия сильная позиция;

малако – орфографически слабая позиция;

малака, дам, варана – оптическая дисграфия

 

Обследование

Схема зависит от методики, по которой будем работать.

Проводится с целью наиболее полного выявления

1. симптоматики

2. причин (по возможности)

3. выявить те или иные механизмы

4. верно определить стратегию коррекционной работы.

1.установление контакта (особенно внимание со взрослыми)

1. беседа (домашние животные, игрушки, фильмы и т.д)

П. обследование

1. анкетные данные (Ф.И.О.нац., особенности фанетики мед.пед.ком)

2. сведения о семье (мама, папа, возраст, наследственные заболевания, кто занимается ребенком)

3. характеристика речи окружающих

4. морально бытовые условия

5. тип воспитания (семейный, общественный, смешанный)

Ш. общий анализ

1. какая по счету беременность, чем закончились предыдущие

2. особенности протекания (1-ой половины, 2-ой половины)

3. рода (срок 38-40; 8 месяцев (плохо) крик – легочный; круг кровообращения)

4. рост и вес

5. кормление (не менее 6 месяцев)

6. эмоциональный контакт во время кормления

7. болезни до 1 года, после года

8. психомоторное развитие

- держание головы – 1,5 – 2

- сидеть – 6 месяцев (насильно девочек сажать нельзя)

- стоять – 8-10

- ходить – 10-12

- раздеваться-одеваться – 3г.

- шнуровать ботинки, застегивать пуговицы 4-5

- развитие речи (гуление -2мес; лепет -5мес; 1-ые слова 10-12; фразы 2-2,5г. мальчики позже)

Дата: 2019-11-01, просмотров: 310.