Задачи
1.преодоление дефектов внутренней речи, т.е. воспитание способностей программирования и планирования высказывания. Прибегают к внешнему программированию (используют предметные картинки, схемы)
2.работа по восстановлению актуализации глаголов (предикативность речи)
3.воспитание активности речи
I –ая стадия
Работа по актуализации глаголов, с целью растормаживания речи
Невербальные методы – настольные игры, ходьба по музыку, пантомима, рисование
Вербально – невербальные методы- оречевление жестов, мелодикламация сопровождаемая жестами.
Вербальные методы – диалог, чтение стихов, выделение глаголов из стихов, запись глаголов, придумывание предложений с этими глаголами, работа над фразой (больной повторяет), придумывание предложений по ритмической структуре и т.д.
II – ая стадия
Восстановление предикативности речи и словаря. Предметно картинный метод актуализации слов действий. работают с предметами, позже картинки вводят в круг действий, т.е. в предметно действенные семантические связи (на картинке письменный стол. Что мы делаем за письменным столом? Больной ищет карточку с нужным глагол и кладет под картинку. Так со всеми предметами на картинке).Подбираются слова, глаголы близкие по смыслу (бороться-биться, драться, воевать). Далее составление предложений с этими словами.
Ш - ая стадия
Восстановление самостоятельной речи. Дополнение фраз до целой, составление схем при помощи фишек, т.е. отработка внешней структуры фразы, составление предложений по фишкам, составление рассказа (план).
1.рассмотреть сюжетную картинку
2.разделить на смысловые части, соединив их стрелками
3.отобрать готовые слова или придумать. Составить предложения по каждой части
4.повторить предложения, выделить главную мысль, придумать и записать заголовок каждой части
5.развернуть главную мысль
6.разделить каждую часть на подчасти и озаглавить
7.рассказ по сюжетной картинке
Сенсорная афазия
(акустика – гностическая)
Впервые описал немецкий психиатр Вернике 1874 г. при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (поле22 по Бродману). Эта форма сопровождается нарушением акустического восприятия звукового состава слов, т.е. ведет к нарушению 1 – го звена в структуре понимания слова (звена звукоразличия).
Центральный механизм – это нарушение акустического анализа и систем звуков речи.
Центральный дефект нарушение фонематического слуха.
Клиническая картина
Дефект проявляется в отчуждении смысла слова, в нарушении понимания словесных вербальных инструкций к обращенной речи. Во всех видах устной речи обилие литеральных парофазий. Спонтанная речь малопродуктивна или непродуктивна. Возможны ошибочное воспроизведения слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов (белток= белок+желток), нарушено гамматическое оформление, но сохранен общий контур фразы. Могут остаться не нарушенными интонационный строй, Нарушается называние предметов , действий, т.е. больные зная предмет или его наименование не могут найти нужную фонетическую звуковую структуру (патолок=потаскал). Характерны многократные попытки повторений, иногда многословные. Темп речи значительно ускорен. Нарушения понимания речи начинается с непонимания простейших инструкций.
В нейропсихологический синдром сенсорной афазии входят:
1.нарушение всех видов устной экспрессивной речи
2 нарушение чтения и письма
3. нарушение устного счета (со слуха)
4. нарушение воспроизведения ритмом
5. эмоционально – волевые сферы (тревожны, легко возбудимы, быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому)
Психологическая картина
Психологический уровень понимания из которого извлекается общий смысл более сохранен, чем лексика – грамматический, в котором грубо нарушено звено звукоразличий. Если больным с сенсорной афазией задать контекст, определить темп беседы, то уровень понимания речи резко возрастет
Дата: 2019-11-01, просмотров: 296.