Воспитание рефлекса спокойствия. Блокировка внутренней тревоги во время речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разъясняющие беседы, целесообразности упражнений. Конечная цель добиться отказа пациента от состояния «заикания» и отрыв от заикания и переключения на собеседника.

Проводятся коррекционно воспитательные беседы

- о сущности применения способов коррекции

- о силе самовнушения и опасности отрицания самовнушения

Содержание бесед разнообразно, существуют ключевые фразы. При помощи игровых приемов отработка готового стереотипного поведения в различного рода конфликтных ситуациях. Учат специальные фразы «Нужно подумать. Есть ситуации, когда лучше всего промолчать. Они произносят доброжелательно. Звучат в начале усложнения ситуаций, либо в слух, либо про себя. Ведутся дневники и их анализ

Методика

Этапа

1 подготовительный (4 занятия)

1. обследование

2. установление контакта

3. день стабилизации УПС (устойчивого психологического состояния)

Задачи

1. изменить отношение к заиканию

2. кульминация этого дня

3. готов заикающийся открыто заявить о желании излечиться

П логопедические тренировки (21 занятие)

Основные цели

1. выработать речедвигательный навык на основе синхронной речи с движением пальцев ведущей руки

2. связать новый навык с ощущением расслабления, чувством покоя, правильным интонированием

3. использовать новый речедвигательный навык во все усложняющихся функциональных тренировках

1 этап + П этап = 1 месяц

Ш микрокурсы поддерживающей терапии (по 5 дней каждый)

1-ый через 1 месяц после основного, далее каждые 2 месяца = 11 месяцам

Основные цели

1.автоматизировать новый речедвигательный навык, проверить в разных ситуациях общения, преодолеть 2.вторичное наслоение на заикание (страх), перейти к речи без опоры на руку

Организованно группа 8 человек по возрастному принципу, длится занятие 3 часа

Занятие 2 этапа 5-7 часов

У дошкольников минимально психотерапию или остается тоже самое.Занятия в течение всего года.

Методика заикания у взрослыхБОС

Леон Яковлевич Миссуловин «Лечение заикания» (у юношей) в условиях психоневрологического диспансера. Широко используется аппарат АИР.

Пеленгер – Успенская «Как помочь заикающемуся школьнику»Аналог работ с дошкольниками

1. релаксация

2. аутотренинг

Эффективность устранения заикания, профилактика, причины рецидивов.

Эффективность (зависит от ряда условий)

1. этиология заикания (органическое хуже или нет психогенных причин –легче)

2. от возраста (чем старше тем хуже)

3. от срока начала логопедической работы

4. от степени фиксированности (чем выше, тем хуже)

5. от адекватности методики

6. от полноты использования комплексного метода

7. от личности логопеда (характер, профессиональная подготовка)

8. от специального окружения

9. от типа учреждения (в системе Минздрава – детские поликлиники, ЛОР НИИ, психоневрологические диспансеры и санатории. В системе образования – д/с, школы, логопункты, спец.школы) + частная помощь (логопед, нетрадиционная медицина)

Оценка эффективности (3х или 4х мерная шкала)

Х мерная шкала

1. речь в норме

2. значительное улучшение в речи

3. незначительное улучшение в речи

4. речь без улучшения и изменения

Х мерная шкала

1. речь в норме

2. улучшение

3. без улучшения

Улучшение в норме

У дошкольников 70% - 80%

У школьников 15% (по М.Е.Хватцеву)

У взрослых 20% - 10%

Профилактика

Первая (первичная)

1. пренатальный период (забота о матери, отце)

2. натальный (срок, естественным путем)

3. постнатальный (забота о здоровье ребенка)

- своевременное лечение

- оберегать от травм головы

- соблюдение режима, особенно речевого

- 1,5 – 2 г. удерживать ребенка от обильной речевой продолжительности

- развивать лексико – грамматический строй

- оберегать от обилия впечатлений

- желательно удалить от коллектива (д/с)

Вторая

Развивать анализ и синтез, лексико – грамматический строй

Третья (причины рецидивы. Профилактика, чтоб их не было)

1. не завершение логопедического курса

2. недостаток перевоспитания личности (у взрослых)

3. неблагоприятное социальное микроокружение

4. различные травмы и заболевания

5. повторение психических травм

6. недостаток настойчивости и самостоятельности занятий.

 

Тахилалия

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи

Этиология (причины)

1. наследственность

2. внешнее и внутреннее воздействие

3. воспитание

4. подражание

5. интоксикация и т.д.

Механизмы (Единой точки зрения нет)

1. Зейма   - неправильная функция эксрапирамидной системы

2. Хватцев - патологическое ускорение процесса возбуждения

3. Фрёшиц - «мысли мчатся очень быстро»

4. Бехтерев - устранение тормозных влияний осуществляется связями мозжечка. В целом ослабление тормозных процессов

5. Флоренская - результат расстройства внимания

В основе нарушение равновесия между мыслительным процессом и воспроизведением слов

Симптоматика

Речевая

Быстрый темп речи 20-30 зв. в сек.(норма 12-12). в захлеб, при чтении перескакивает с одного на другое, повторяет слова, вставляет ненужные. Письмо неряшливое, большое количество пропусков, не дописывание слов в предложении, нарушено речевое внимание. При привлечении внимания к речи происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью, темп нормализуется

П неречевая

1. нарушение общей моторики (психических процессов, страдает внимание)

2. повышена эмоциональность, гиперактивность

3. трудность в общении с окружающими

Флоренская выделила 3 группы лиц, по отношению к своему дефекту

1.лиц относящихся, как к норме соответствует их к психомоторному обмену.

2.переживают , как заикание

3.относятся, как к недугу, доводящего их до изнеможения, т.к. кажется, их не понимают

Чаще встречается во взрослом возрасте 25-30 лет, бывает у детей, но к специалистам обращаются крайне редко.

Ярко выражена форма патологического ускорения баттаризм тяжелое расстройство темпа речи, сопровождающаяся неправильным формированием фразы (аграмматизмы)

Баттаризм = парафазия

Слова произносятся:

1. не четко

2. не договаривает

3. нарушение речевого дыхания

Сопровождается быстрота гримасами, движениями рук и всего тела. Страдает синтаксис, последовательность выражения мысли. Баттаризм принято считать одним из проявлений общей повышенной возбудимости. Чаще у детей невропатов, от заикания отличается отсутствием судорог, боязни речи

Отличие

            Параметры 1. осознание дефекта   2.  речь при напряж-ии 3. привлечение вним-я 4. треб.точн.ответов  5. письмо     6. чтен.знаком.текста   7. чтен.незаком.текста 8. речь в незнак.ситуац. 9. желание лечится Тахилалия Нет Лучше Лучше Лучше Торопливое Хуже Лучше Лучше Нет или слабое Заикание Да Хуже Хуже Хуже Заторможенное Лучше Хуже Хуже Большое

Дата: 2019-11-01, просмотров: 274.