Коррекция заикания у младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нина Алексеевна Чевелева 1966 г.  создала методику «Аналог методик с дошкольниками»  Отличие более сложный материал

1978г.  «Исправление заикания у школьников в процессе обучения» для работы в условиях речевой школы V вида (1отд. Алалики; 2-отд заикающиеся) Воспитание речи от ситуации далее к контекстной. 4 этапа = 4 четвертям

1этап учатся определять и называть в лаконичной форме предметы, действия (сопряженная речь)

2этап учатся анализировать, сравнивать между собой предметы, действия, события и выражать итоги в речи (завершающая речь)

3этап учатся рассуждать, делать, умозаключать самостоятельно выводы

4этап учатся овладевать развернутыми логическими особенностями изложения своих мыслей.

Алла Васильевна Ястребова методика строится на положении о том, что основная особенность  всех заикающихся в учебной деятельности неустойчивость всех психических процессов.

Объясняется

1. импульсивностью

2. неорганизованностью строить учебную деятельность

3. отвлекаемостью

4. неумением применять волевое усилие

Предлагает развивать у младших школьников информационную и регуляторную сторону речи

Коррекция информационного аспекта заключает  упорядочить знания, умения и навыки, необходимые для восприятия переработки и передачи информации.

Коррекция регуляторного аспекта заключается, чтобы организовать умения инавыки заикающегося таким образом, чтобы они могли воздействовать на других людей при передачи информации и способностей саморегуляции

3 этапа работы по 5 ступеней каждая

I этап

Цель: Научить заикающегося усваивать, передавать информацию.

Ступень

Задача уточнить и сформировать навыки активно видеть, слушать, понимать запоминать.

Ведущая роль – логопед

Средство помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда

                             - наглядность

                             - речь и поведение логопеда

Ступень

Задача сформировать умения и навыки, усваивание информации, тонной и четкой передачи в условиях межличностного общения в ситуациях коммуникативной деятельности

Средства помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда

                      - наглядность

                             - речь и поведение логопеда

вводятся средства - усложняющие коммуникативную деятельность

                                  - вопросы ловушки (с какого звука начинается слово, если начинается с буквы эм)

                                  - задание с конкретными данными

Ступень

Задача усваивать и передавать информацию соблюдая правила партнерства

Средства помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда

                      - наглядность

                      - речь и поведение логопеда

вводятся средства - усложняющие коммуникативную деятельность

                               - вопросы ловушки ( с какого звука начинается слово, если начинается с буквы эм)

                                  - задание с конкретными данными

новые усложняющие средства- самостоятельный выбор решения

                                  - изменения темпа деятельности

                                  - повышение личной ответственности за деятельность

                                  - выход к доске

4 + 5 ступень

Задача сформирование и закрепление навыка обмена информацией в межличностном общении, при соблюдении права партнерства.

Средства помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда

                             - наглядность

                             - речь и поведение логопеда

вводятся средства - усложняющие коммуникативную деятельность

                                  - вопросы ловушки ( с какого звука начинается слово, если начинается с буквы эм)

                                  - задание с конкретными данными

новые усложняющие средства

                                  - самостоятельный выбор решения

                                  - изменения темпа деятельности

                                  - повышение личной ответственности за деятельность

                                  - выход к доске + повышение ответственности за качество чтения

                                  - введение коллективных форм деятельности.

П этап

Цель воспитание у заикающихся функции регуляции и дифференциации воздействия в общении с другими людьми (отработка навыка свободного общения)  5 ступеней, 25 занятий

Ступень

Задача научить оформлять задание участников совместной деятельности

Средства помощи - инструктирующие схемы с указанием последовательного выполнения речевой деятельности

2 + 3 ступень

Задача выработка умений и навыков общения без заикания в процессе дифференцировки опроса

4 + 5 ступень

Задача формирование самоконтроля (поведение, собственное высказывание)

Ш этап

Цель закрепление навыков общения

Ступень

Задача отработка средств регуляции собственных высказываний и поведения

Ступень

Задача закрепление умений и навыков дифференциального воздействия на собеседника в межличностном общении, в зависимости от цели и задач общения

Ступень

задача формирование навыка полемического высказывания, т.е в условиях дискуссии.

 

Коррекция заикания у подростков и взрослых Коллективно педагогический метод

Иван Тартаховский 1929г.

Основные положения метода

1. создание благоприятных условий для физического развития и материальной базы

2. комплектование групп в зависимости от возраста и интеллекта

Основа метода психотерапевтические беседы, не скрывать свой дефект, а преодолевать. представить себя слепым, в то же время смотреть человеку в глаза, держаться прямо, уверенно.

Первые дни режим молчания + психотерапевтическая борьба с неверием и пессимизмом

1. воспитание плавной замедленной речи начинается с шепота

2. выступление с сообщениями в своей группе

3. выступление с сообщениями в другой группе

4. чтение книг и журналов неграмотным

5. выступление перед здоровой публикой с докладом

6.наиболее удачно выздоровевшие привлекаются к работе с другими заикающимися

+ в методике

- ежедневно в коллективной форме (впервые) проводится анализ речевых успехов и неудач

- в методике

- снижена роль логопеда

 

Методика З.С.Ходоровой.

В условиях поликлиники. подростки.3 месяца; по 3 раза в неделю; по 45 минут; 12-14 человек в группе;3 периода

1 период 1 месяц

1. 2 недели режим молчания, в момент психотерапевтические беседы (о сущности заикания, причины, характеры и цели занятий)

2. воспитывается замедленная речь. (Логопед говорит в нормальном темпе)

Материал:

- счетные, фразовые зарядки

- небольшие стихи

- собеседования

- хоровое и индивидуальное чтение

К концу месяца подросток выступает с самостоятельно выученными уроками и с подготовленной речью.

Из числа заикающихся выбираются отличники по речи, которые в конце каждого занятия выступают с оценкой речи товарища.

П период 2 месяца

Выступления с подготовленным и неподготовленным рассказом

- чтение газет, журналов в слух

- совместная конференция с родителями каждые 2 недели

Ш период 1 неделя.

Отчетный Проводится и готовится отчетная заключительная конференция, где каждый выступает с докладом о себе.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 223.