Нина Алексеевна Чевелева 1966 г. создала методику «Аналог методик с дошкольниками» Отличие более сложный материал
1978г. «Исправление заикания у школьников в процессе обучения» для работы в условиях речевой школы V вида (1отд. Алалики; 2-отд заикающиеся) Воспитание речи от ситуации далее к контекстной. 4 этапа = 4 четвертям
1этап учатся определять и называть в лаконичной форме предметы, действия (сопряженная речь)
2этап учатся анализировать, сравнивать между собой предметы, действия, события и выражать итоги в речи (завершающая речь)
3этап учатся рассуждать, делать, умозаключать самостоятельно выводы
4этап учатся овладевать развернутыми логическими особенностями изложения своих мыслей.
Алла Васильевна Ястребова методика строится на положении о том, что основная особенность всех заикающихся в учебной деятельности неустойчивость всех психических процессов.
Объясняется
1. импульсивностью
2. неорганизованностью строить учебную деятельность
3. отвлекаемостью
4. неумением применять волевое усилие
Предлагает развивать у младших школьников информационную и регуляторную сторону речи
Коррекция информационного аспекта заключает упорядочить знания, умения и навыки, необходимые для восприятия переработки и передачи информации.
Коррекция регуляторного аспекта заключается, чтобы организовать умения инавыки заикающегося таким образом, чтобы они могли воздействовать на других людей при передачи информации и способностей саморегуляции
3 этапа работы по 5 ступеней каждая
I этап
Цель: Научить заикающегося усваивать, передавать информацию.
Ступень
Задача уточнить и сформировать навыки активно видеть, слушать, понимать запоминать.
Ведущая роль – логопед
Средство помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда
- наглядность
- речь и поведение логопеда
Ступень
Задача сформировать умения и навыки, усваивание информации, тонной и четкой передачи в условиях межличностного общения в ситуациях коммуникативной деятельности
Средства помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда
- наглядность
- речь и поведение логопеда
вводятся средства - усложняющие коммуникативную деятельность
- вопросы ловушки (с какого звука начинается слово, если начинается с буквы эм)
- задание с конкретными данными
Ступень
Задача усваивать и передавать информацию соблюдая правила партнерства
Средства помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда
- наглядность
- речь и поведение логопеда
вводятся средства - усложняющие коммуникативную деятельность
- вопросы ловушки ( с какого звука начинается слово, если начинается с буквы эм)
- задание с конкретными данными
новые усложняющие средства- самостоятельный выбор решения
- изменения темпа деятельности
- повышение личной ответственности за деятельность
- выход к доске
4 + 5 ступень
Задача сформирование и закрепление навыка обмена информацией в межличностном общении, при соблюдении права партнерства.
Средства помощи - организующие и регулирующие высказывания логопеда
- наглядность
- речь и поведение логопеда
вводятся средства - усложняющие коммуникативную деятельность
- вопросы ловушки ( с какого звука начинается слово, если начинается с буквы эм)
- задание с конкретными данными
новые усложняющие средства
- самостоятельный выбор решения
- изменения темпа деятельности
- повышение личной ответственности за деятельность
- выход к доске + повышение ответственности за качество чтения
- введение коллективных форм деятельности.
П этап
Цель воспитание у заикающихся функции регуляции и дифференциации воздействия в общении с другими людьми (отработка навыка свободного общения) 5 ступеней, 25 занятий
Ступень
Задача научить оформлять задание участников совместной деятельности
Средства помощи - инструктирующие схемы с указанием последовательного выполнения речевой деятельности
2 + 3 ступень
Задача выработка умений и навыков общения без заикания в процессе дифференцировки опроса
4 + 5 ступень
Задача формирование самоконтроля (поведение, собственное высказывание)
Ш этап
Цель закрепление навыков общения
Ступень
Задача отработка средств регуляции собственных высказываний и поведения
Ступень
Задача закрепление умений и навыков дифференциального воздействия на собеседника в межличностном общении, в зависимости от цели и задач общения
Ступень
задача формирование навыка полемического высказывания, т.е в условиях дискуссии.
Коррекция заикания у подростков и взрослых Коллективно педагогический метод
Иван Тартаховский 1929г.
Основные положения метода
1. создание благоприятных условий для физического развития и материальной базы
2. комплектование групп в зависимости от возраста и интеллекта
Основа метода психотерапевтические беседы, не скрывать свой дефект, а преодолевать. представить себя слепым, в то же время смотреть человеку в глаза, держаться прямо, уверенно.
Первые дни режим молчания + психотерапевтическая борьба с неверием и пессимизмом
1. воспитание плавной замедленной речи начинается с шепота
2. выступление с сообщениями в своей группе
3. выступление с сообщениями в другой группе
4. чтение книг и журналов неграмотным
5. выступление перед здоровой публикой с докладом
6.наиболее удачно выздоровевшие привлекаются к работе с другими заикающимися
+ в методике
- ежедневно в коллективной форме (впервые) проводится анализ речевых успехов и неудач
- в методике
- снижена роль логопеда
Методика З.С.Ходоровой.
В условиях поликлиники. подростки.3 месяца; по 3 раза в неделю; по 45 минут; 12-14 человек в группе;3 периода
1 период 1 месяц
1. 2 недели режим молчания, в момент психотерапевтические беседы (о сущности заикания, причины, характеры и цели занятий)
2. воспитывается замедленная речь. (Логопед говорит в нормальном темпе)
Материал:
- счетные, фразовые зарядки
- небольшие стихи
- собеседования
- хоровое и индивидуальное чтение
К концу месяца подросток выступает с самостоятельно выученными уроками и с подготовленной речью.
Из числа заикающихся выбираются отличники по речи, которые в конце каждого занятия выступают с оценкой речи товарища.
П период 2 месяца
Выступления с подготовленным и неподготовленным рассказом
- чтение газет, журналов в слух
- совместная конференция с родителями каждые 2 недели
Ш период 1 неделя.
Отчетный Проводится и готовится отчетная заключительная конференция, где каждый выступает с докладом о себе.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 271.