Биография Патриарха Алексия (Симанского).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября 1877 года в Москве, в благочестивой и просвещенной старинной дворянской семье. Отец Первосвятителя Владимир Андреевич служил сино­дальным чиновником, впоследствии удостоился высокого придворного чина камергера. Родной теткой Патриарха была игуменья Леонида (Озерова), на­стоятельница Новодевичьего монастыря.

В 1888 году, получив хорошее домашнее образование, Сергей Симанский поступил в гимназический класс Лазаревского института восточных языков, а оттуда перешел в привилегированный Николаевский лицей. Уже в лицее мальчика отличала особая любовь к храму. Святитель вспоминает о своем от­рочестве: «Как отрадно было после молитвы приложиться к любимой иконе и получить благословение батюшки! Сколько благодатных, теплых воспомина­ний оставалось в душе от таких знаменательных событий, неразрывно связан­ных с храмом, как говение на первой и на 2-ой неделе Великого Поста или на Пасхальной Седмице». Огромное влияние на формирование души отрока оказал лицейский законоучитель протоиерей Иоанн Соловьев. Уже в лицей­ские годы юноша хотел посвятить жизнь служению Церкви, но по настоянию родителей, окончив лицей с серебряной медалью, в 1896 году поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил со сте­пенью кандидата права. Военную службу проходил (вольноопределяющимся) в гренадерском Самогитском полку.

На Покров в 1900 году Сергей Владимирович поступил в Московскую ду­ховную академию. В академии будущий Патриарх слушал лекции выдающих­ся ученых В.Ключевского, Н.Аптерева, А.Голубцова. Неизгладимое впечатле­ние на духовное развитие аскетически настроенного юноши оказал ректор академии епископ Арсений (Стадницкий), впоследствии митрополит, выдаю­щийся церковный деятель, в 1917 году один из трех кандидатов на Патриар­ший Престол. Это был человек редкого ума, бесстрашия, воли, талантливый церковный историк и публицист, проповедник с несравненным даром слова. Требовательный, но справедливый ректор оценил способности и благочести­вую настроенность студента из дворян и полюбил его.

9 февраля 1902 года Сергей Владимирович принял постриг от руки рек­тора с наречением имени святителя Московского Алексия. Вскоре он был ру­коположен в иеродиаконы, а 21 декабря 1903 года – в иеромонахи. В 1904 году иеромонах Алексий закончил духовную академию, получив степень кан­дидата богословия за курсовое сочинение «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета (Дроздова)».

Началось обычное для ученого богослова-монаха административно-педаго­гическое служение Церкви. Иеромонах Алексий был назначен инспектором Псковской духовной семинарии, и в Пскове служба его проходила под архи­пастырским окормлением епископа Арсения, занимавшего тогда уже Псков­скую кафедру.

16 сентября 1906 года иеромонах Алексий был назначен ректором Туль­ской семинарии с возведением в сан архимандрита. Вручая жезл новому ар­химандриту, епископ Арсений сказал: «Возлюбленный брат, помни, что не из­бежишь неправды и клеветы человеческой. Будешь исполнять свой долг и по­ступать по закону – заслужишь нарекания в формализме, придирчивости. Бу­дешь относиться к людям только с любовью, снисходительно – не избежишь обвинения в том, что не держишь как следует бразды правления. Где же най­ти утешение? – спросишь ты, испытав на опыте тяготы начальствования. Оно только в молитве и в сознании исполненного долга». Прибыв в Тулу на По­кров Божией Матери, архимандрит Алексий прямо с вокзала направился в семинарскую церковь и совершил литургию. Перед молебном по случаю нача­ла учебного года, он обратился к воспитаниикам со словами назидания: «Не забывайте молитвы, которая есть дыхание благодатной жизни. К Небесному Учителю возводите взор ума вашего. К Нему простирайте воздыхание сердца, когда приступаете к учению, когда вас постигают скорби...». Ректор семина­рии преподавал Новый Завет. В Туле зрел проповеднический, административ­ный и педагогический талант будущего Предстоятеля Русской Церкви.

При прощании с ректором в 1911 году один из его учеников сказал: «Вы поступили... именно в то время, когда в духовной школе особенно чувствова­лась нужда в хороших начальниках, наставниках и руководителях... В Вас мы сразу же нашли приветливого, отзывчивого ко всем нашим юношеским за­просам начальника и доброго воспитателя – человека... Ревностно относясь к поддержанию и укреплению в нас необходимого религиозного чувства и на­правления, Вы создали особенно торжественное и величественное богослуже­ние... Вы так бережно обращались с душой каждого, боясь излишней суровос­тью запугать ее, оттолкнуть от себя». Из Тулы архимандрит Алексий был пе­реведен в Новгород ректором семинарии и настоятелем древнего монастыря преподобного Антония Римлянина. Ректорские труды под руководством его учителя, теперь уже Новгородского архиепископа Арсения, продолжались ме­нее двух лет.

28 апреля в Софийском соборе состоялась хиротония архимандрита Алек­сия во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. Хиротонию возглавил высокий гость России – Патриарх Антиохийский Григорий IV. В слове при наречении ставленник сказал: «Служение епископа есть путь стра­даний и Креста, потому что оно есть последование за Пастыреначальником – Христом, потому что оно есть продолжение того дела спасения людей, на ко­торое послал Спаситель своих учеников и апостолов, кровью и смертью запечатлевших свое посланничество... И я восхожу на епископскую кафедру, кото­рую святой Григорий Богослов... назвал «завидною и опасною высотою», испо­ведуя свое недостоинство, свою немощь, свою духовную нищету... Я благода­рю Бога за то, что дает нам редкое, исключительное счастье иметь во главе моих рукоположителей великого представителя древнейшей святой Антиохийской Церкви Блаженнейшего Патриарха Григория... Твоих усердных мо­литв, святой владыко Церкви Новгородской, архипастырь и благодетель мой, я с особым дерзновением прошу и молю. Под твое мудрое и надежное руко­водство всеблагий Промысл поставил меня еще тогда, когда из мира я всей душой устремился на путь святого иночества... и с тех пор вся моя иноческая жизнь связана с тобою... Научи меня твоей любви к пастве, твоей неоскудева­ющей архипастырской ревности, твоей твердости и мудрости, твоему неот­ступному стоянию за правду...».

Когда началась Первая мировая война, епископ Алексий воодушевлял свою паству на самопожертвование ради Отчизны. В речи перед войсками, уходив­шими на фронт, епископ сказал: «Настал час воли Божией, наступила грозная година испытаний для нашего дорогого Отечества. Грозный и лукавый враг дерзновенно поднял меч свой на нас и угрожает нашему священному достоя­нию... быть может, Промысл Божий готовит нам великий жребий подавить ту вековую неправду и то беззаконие, которые тяготели над государствами Европы...». Будущий Предстоятель Русской Церкви устраивает лазареты, слу­жит в них молебны и панихиды по усопшим. В ту пору архиепископ Арсений подолгу бывал в Петербурге, участвуя в деятельности Священного Синода и Государственного Совета, и викарный епископ управлял епархией.

Получив в феврале весть об отречении Императора Николая II, епископ Алексий обращается к пастве е воззванием: «Твердо веруя, что за крестом внешних испытаний и внутренних нестроений дорогой Родины нашей насту­пит светлое воскресение и обновление Великой России, православное духовен­ство города Новгорода призывает всех объединиться в общей горячей молитве к милосердному Господу, да благословит Он в эти тяжелые минуты созида­тельную работу нового строя». В тяжкие годы гражданской войны епископ оставался в своей епархии, большую часть времени самостоятельно управлял ею. В Новгороде на его долю выпали суровые испытания.

В феврале 1921 года Патриарх Тихон назначил епископа Алексия первым викарием Петроградской епархии с титулом епископа Ямбургского. А вскоре после этого разразился обновленческий раскол. 29 мая 1922 года, после арес­та митрополита Вениамина, епископ Алексий вступил в управление Петро­градской епархией. Желая разрядить ситуацию, управляющий епархией снял отлучение с взбунтовавшихся клириков: протоиереев А.Введенского, А. Бояр­ского и священника Е.Белкова. Обновленческое Высшее Церковное Управле­ние через протоиерея В.Красницкого, заместителя Председателя Высшего Церковного Управления, в ультимативной форме потребовало от епископа Алексия подчиниться ему: «Предлагаю вам, - писал самозванец, - немедленно вступить в обязанности Председателя Епархиального управления, без чего не может быть осуществлено Вами управление Ленинградской епархией. Ленин­градское Епархиальное управление должно действовать строго по указанию Высшего Церковного Управления». Епископ Алексий отказался подчиниться самочинному раскольническому центру, и был им «уволен на покой». По про­искам живоцерковников он в октябре 1922 года подвергся административной высылке в Казахстан в город Каракалинск.

Весной 1926 года на Благовещенье епископ Алексий вернулся в Ленин­град. Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий назначил его управля­ющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже Хутынского. Митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) находился тогда в Ташкенте. Обновленческая скверна не захватила Новгородской епар­хии; в Новгороде им принадлежал лишь один храм – Знаменский собор.

Митрополит Сергий включил архиепископа Алексия в учрежденный им в 1927 году Временный Патриарший Синод. Вместе с Заместителем Местоблю­стителя архиепископ Алексий участвовал в составлении знаменитой «Деклара­ции» от 29 июля 1927 года.

18 мая 1932 года архиепископ Алексий вместе с двумя другими членами Синода был возведен в сан митрополита с титулом Старорусского. В конце года в связи с тем, что после кончины митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова), проживавший более 10 лет в Ташкенте митрополит Арсений был назначен на Ташкентскую кафедру, митрополит Алексий стал титуловаться по имени епархии, которой он управлял уже в течение 6 лет, а в году после ухода на покой митрополита Ленинградского Серафима (Чи­чагова), владыка Алексий был переведен на Ленинградскую кафедру. 28 октя­бря 1933 года он совершил богослужение в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Ленинград был главным оплотом обновленчества; в этом городе прочную опору имели и иосифляне, не поминавшие за богослужением имени митропо­лита Сергия. Новому митрополиту пришлось много потрудиться над охране­нием канонического строя церковной жизни в своей особенно сложной епар­хии. Все время, свободное от административных попечений, митрополит Алексий посвящал богослужениям в городских церквах. По воспоминаниям современников, он часто служил в маленьких окраинных церквах по священ­ническому чину. Обновленческий лжемитрополит Николай Платонов, впос­ледствии ренегат и пропагандист атеизма, часто выступал с наглыми личными нападками на православного митрополита; но его старания вызвать Владыку на спор оставались тщетными. Святитель ни разу не ответил на его бранные выпады. Своим необычайно высоким авторитетом у паствы митрополит Алек­сий обязан был в значительной мере совершенному отсутствию желания ис­кать популярность, льстить народу, заискивать перед ним.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны митрополит Алексий был вызван в Патриархию в Москву. 10 августа 1941 года он произнес в Мос­кве слово, проникнутое традиционным для русского духовенства глубоким и подлинным патриотическим чувством: «Русский человек бесконечно привязан к своему Отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему свойст­венна тоска по Родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта. Когда Родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского чело­века эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, на священный долг, смот­рит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, которую он не в силах, остановить, которую он должен до конца ис­пытать... Мы веруем, что и теперь Великий Предстатель за землю Русскую преподобный Сергий простирает свою мощь и свое благословение русским воинам. И эта вера дает нам всем неиссякаемые силы для упорной и неустан­ной борьбы. И какие бы ужасы не постигли нас в этой борьбе, мы будем не­поколебимы в нашей вере в конечную победу правды над злом в окончатель­ную победу над врагом».

Вскоре после этого митрополит Алексий вернулся в свой кафедральный го­род. Девятьсот блокадных дней провел он со своей паствой, вместе с наро­дом, в осажденном, вымирающем и замерзающем городе. Непрерывные бом­бежки и артобстрелы, трупы умерших от голода непогребенных жителей на каждом шагу..., но городские церкви были переполнены молящимися людьми. Митрополит Алексий был все время в храме, одно время он даже жил на колокольне Никольского собора. Служил литургию, молебны, а в будние дни, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. Всякий мог тогда прий­ти к нему со своим горем, и он принимал пасомых и утешал их беседами. В своих проповедях и посланиях к пастве митрополит внушал им надежду на избавление и победу.

В пасхальном послании 1943 года святитель написал: «Во всех нас загово­рил русский, сын одного Отечества, и встали не за себя, не за личные блага, а за Мать-Родину, которой грозит разорение и гибель... А над всем сим - непо­колебимая вера, присущая русскому православному человеку, вера в бесконеч­ную милость Божию, сильную превозмочь гордость насилия и даровать победу народу, явившему столь великую крепость духа в годину тяжкой опасности».

4 сентября 1943 года митрополит Алексий участвовал в беседе трех вид­нейших иерархов Русской Церкви с Председателем Совмина СССР, а 12 сен­тября 1943 года состоялось избрание Патриарха. После кончины Патриарха Сергия, митрополит Алексий по завещанию Первосвятителя и с согласия Святейшего Синода взял на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола.

2 февраля 1945 года Поместный Собор избрал митрополита Московского Алексия Патриархом Московским и всея Руси. Первосвятительское служение великого старца продолжалось 25 лет. Господь даровал ему редкое долголетие.

Перед отпеванием блаженнопочившего Патриарха, митрополит Крутиц­кий и Коломенский Пимен произнес надгробное слово. Он сказал: «...Шест­вие Святейшего Патриарха Алексия в потусторонний мир начинается с тех мест на земле, которые он очень любил и о которых проявлял любвеобильную заботу. Это обитель преподобного Сергия Радонежского, в которой прошла юность Святейшего Патриарха, его годы учения в духовной академии, время монашества и монашеского искуса, а затем и настоятельство, так как во вре­мя Патриаршества Святейший Патриарх Алексий являлся одновременно и свяшенноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры... Имя Святейшего Патри­арха известно как имя усердного делателя непрестанной молитвы... Он с бла­гоговением и слезами на глазах стоял перед ракой преподобного Сергия, воз­нося горячие молитвы о Русской Православной Церкви и ее чадах...».

 

Вопрос 48

Дата: 2019-11-01, просмотров: 214.