Внутренняя жизнь Русской Православной Церкви в период послевоенных лет.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

10 апреля 1945 года состоялась встреча Патриарха Алексия, кото­рого сопровождали митрополит Николай и протопресвитер Н.Ф.Кол­чицкий, с главой Правительства И.В.Сталиным. На встрече обсужда­лись вопросы, связанные с патриотической деятельностью Церкви на завершающем этапе Великой Отечественной войны, расширением сети духовно-учебных заведений и церковно-издательской деятельностью.

9 мая, получив первое известие о капитуляции Германии, Патриарх Алексий обратился к пастве со словами радости о победе русского ору­жия: «Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими вра­гами человечества, и православная Русь после беспримерных бранных подвигов... ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к самому источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру». Победа в Великой Отечественной войне, освобождение порабощен­ных народов Балкан от немецкой оккупации открывала возможность для упрочения братских сношений с Сербской, Румынской, Болгарской и Греческой Церквами. Благодаря посредничеству Патриарха Алексия пало средостение, разделявшее Болгарскую Церковь и Константино­польскую Патриархию. 21 февраля 1945 года Вселенский Патриарх Вениамин вместе с Синодом рассмотрел просьбу новоизбранного главы Болгарской Церкви – митрополита Софийского Стефана о снятии от­лучения с болгарского клира и народа и признании болгарской автоке­фалии и уважил эту просьбу. С этих пор возобновилось каноническое общение Болгарской Церкви со Вселенским Православием.

В апреле 1945 года в Болгарию отправилась делегация Русской Цер­кви во главе с архиепископом Псковским Григорием; визит содейство­вал укреплению братских уз между единоверными и единокровными славянскими народами.

Одновременно в Югославию отправлена была другая церковная де­легация во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным). Во время пребывания в Югославии епископа Сергия с Патриаршей Церковью воссоединилась большая группа русских священников-эмиг­рантов, находившихся ранее в юрисдикции Карловацкого Синода.

Встреча епископа Сергия с сербскими иерархами проложила путь к передаче Мукачевско-Пряшевской епархии (без Пряшева) Русской Православной Церкви. Это событие состоялось 22 октября 1945 года. Оно было обусловлено как историей Закарпатья, которое в древности входило в состав Киевской Руси, так и тем обстоятельством, что по до­говору с Чехословакией, освобожденной Советской Армией, Карпат­ская Русь была возвращена нашему государству. На Мукачевскую кафе­дру был поставлен епископ Уманский Нестор (Сидорук).

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны в октябре года в Чехословакию для восстановления там православных при­ходов был командирован архиепископ Орловский Фотий (Тапиро). Начались переговоры между Сербской и Московской Патриархией о передаче Чешской епархии в юрисдикцию Русской Церкви. В марте года Архиерейский Собор Сербской Церкви дал согласие на то, чтобы Московская Патриархия направила в Прагу епископа для возглавления Чешской епархии.

5 апреля 1946 года в Пряшеве состоялся Собор представителей униатского духовенства и мирян, на котором решено было воссоеди­ниться с Православной Церковью. После этого Экзархат Русской Пра­вославной Церкви в Чехословакии имел уже 4 епархии. Осенью 1951 года в Праге состоялся церковный Собор под председательством Эк­зарха митрополита Елевферия, на котором было решено ходатайствовать перед Патриархией о даровании Чехословацкой Церкви автокефа­лии. Ходатайство было удовлетворено. Первоиерархом новой Помест­ной Церкви стал митрополит Елевферий (Воронцов).

В июне 1948 года в Москву прибыла делегация Польской Право­славной Церкви во главе с архиепископом Белостокским и Вельским Тимофеем (Шретером). Делегация просила Патриарха Алексия при­нять Польскую Церковь в молитвенно-каноническое общение, которое прекратилось четверть века назад из-за самочинного отделения еписко­пов Польши от Матери-Церкви. 22 июня Священный Синод издал акт, по которому Польская Церковь принималась в общение и одно­временно ей была дарована автокефалия. Митрополит Варшавский Ди­онисий (Валединский), восстановив общение с Московской Патриар­хией, ушел на покой. Первым главой автокефальной Польской Право­славной Церкви стал митрополит Макарий (Оксиюк).

30 апреля 1957 года Священный Синод признал автономию Фин­ляндской Православной Церкви – дочери Русской Церкви – и ее при­надлежность Константинопольскому Патриархату.

12 мая 1945 года в Румынию отправилась делегация Русской Церк­ви во главе с епископом Кишиневским Иеронимом. Эта поездка была особенно необходима потому, что румынский народ вовлечен был в братоубийственную войну против единоверного русского народа.

22 мая 1945 года впервые за всю историю России Патриарх Мос­ковский отправился в паломничество на Святую Землю. Среди лиц, сопровождавших Святейшего в этой поездке, были митрополит Кру­тицкий Николай, архиепископ Тульский Виталий, протопресвитер Н.Ф.Колчицкий. Православные арабы встречали гостей из Москвы с ликованием. Патриарх Иерусалимский Тимофей, приветствуя гостя, сказал: «Эту счастливую встречу двух Патриархов во всечестном храме Воскресения Христова принимаем как дар Божий. Это первый раз, когда Российский Патриарх приезжает как поклонник Живоносного гроба Господня. За это мы от всего сердца благодарим Бога». Патри­арх Алексий поклонился святыням Иерусалима и его окрестностей, побывал на Масличной горе в Гефсимании. Из Палестины русская церковная делегация направилась в Кипр, где состоялась встреча с Александрийским Патриархом Христофором. В Александрии Патри­арх Алексий был гостем русской колонии. В день Вознесения Господ­ня состоялось принятие александрийской православной общины в юрисдикцию Московской Патриархии. Во время поездки по Ближне­му Востоку Патриарх Алексий посетил Бейрут и Дамаск, беседовал с Патриархом Антиохийским Александром III, выпускником Киевской духовной академии, верным другом России, прекрасно знавшим рус­ский язык. Из Сирии Патриарх возвратился в Москву, а сопровождавший его митрополит Николай отправился в Англию, где встречался с королем Георгом VI, архиепископом Кентерберийским и с эмиг­рантской русской общиной. Важнейшей заботой священноначалия в первые послевоенные годы было окончательное преодоление внутрен­них расколов. В 1945-46 годы последние обновленческие приходы пе­реходят в ведение Патриархии. В Москве позже всех принесли покая­ние перед Матерью-Церковью клирики храма преподобного Пимена Великого. Под омофор Патриарха возвращаются и многие из тех, кто отделился от Патриархии после издания знаменитой «Декларации 1927 года». Епископ Афанасий (Сахаров), имевший особенно высо­кий авторитет среди оставшихся в живых «непоминающих» клириков, находясь тогда кратковременно на свободе, узнав об избрании и ин­тронизации Патриарха Алексия, вместе со своим духовником иеромо­нахом Иераксом поздравили Святейшего и просили принять их в об­щение. Своим пасомым епископ Афанасий писал: «Помимо Первоиерарха Русской Церкви никто из нас – ни миряне, ни священники, ни епископы – не может быть в общении со Вселенской Церковью. Не признающие своего Первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь».

В послевоенные годы от прежних «непоминающих» в отделении от Церкви осталось несколько малочисленных подпольных общин, назы­вавших себя «истинно православными христианами», главным обра­зом, в Воронежской и Тамбовской епархиях, на Северном Кавказе и в Казахстане.

Еще в марте 1945 года была преодолена эстонская схизма; во время немецкой оккупации митрополит Эстонский Александр (Паулус) на­рушил клятву верности Московской Патриархии, данную 30 марта 1941 года, и самочинно отделился от Матери-Церкви. Для упраздне­ния раскола в Таллинн был направлен архиепископ Псковский Григо­рий (Чуков). 6 марта в Никольском храме Таллинна состоялось воссо­единение с Русской Православной Церковью Эстонской Церкви, во­шедшей в нее на правах епархии. Ее возглавил архиепископ Павел (Дмитровский). Из богослужебной практики Эстонской епархии уст­ранены были новшества, заимствованные у протестантов: пение гим­нов, органная музыка.

Важнейшим событием церковной жизни 1946 года явился Львов­ский Собор. Во время Великой Отечественной войны часть униатского духовенства скомпрометировала себя сотрудничеством с оккупацион­ным режимом. Греко-католическая иерархия была связана с сепара­тистским оуновским движением, которое возглавил Степан Бендера. В результате многие священнослужители-униаты, в том числе и еписко­пы, подверглись репрессиям. Часть униатского духовенства была репрессирована за действительную связь с сепаратистским оуновским движением, многие пострадали невинно.

По инициативе униатского священника Гавриила Костельника, в мае 1945 года во Львове образовалась инициативная группа униатского духовенства. Во главе группы стояли также священники Антоний Пельвецкий и Михаил Мельник. К марту 1946 года группа насчитывала уже 986 священников. Целью ее было упразднение унии и воссоединение греко-католиков с Православной Церковью. В канун Собора руководи­тели инициативной группы воссоединились в Киеве с Матерью-Церко­вью. Во Владимирском соборе Киева была совершена хиротония иеро­монаха Антония Пельвецкого во епископа Станиславского и иеромона­ха Михаила Мельника – во епископа Самборско-Дрогобычского.

Львовский Церковный Собор открылся 8 марта. В нем участвовало 216 священников и 19 мирян. Председательствовал протопресвитер Гавриил Костельник. Собор возглавил Экзарх Украины митрополит Киевский Иоанн, епископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор (Сидорук), а также новохиротонисанные епископы Антоний и Михаил. Собор вы­нес постановление: «Церковная уния была навязана нашему народу в XVI столетии римско-католической шляхетской Польшей, как мост, ведущий к колонизации и латинизации нашего украинского и бело­русского народа; ...в теперешней нашей ситуации, когда, благодаря ге­роическим подвигам и славной победе Советского Союза, все украин­ские земли объединены и украинский народ стал хозяином на всех своих землях, было бы неразумно в дальнейшем поддерживать униат­ские тенденции... Исходя из этих положений, Собор постановил от­менить постановления Брестского Собора 1596 года, ликвидировать унию, отойти от Рима и возвратиться в нашу отцовскую Святую Пра­вославную веру и Русскую Православную Церковь». Воссоединение униатского духовенства состоялось в храме святого Юра 9 марта. Миллионы мирян, тысячи священнослужителей через три с половиной века после насильственного отторжения от Православия вернулись в лоно Матери-Церкви.

Главный деятель воссоединения протопресвитер Гавриил Костель­ник родился в 1886 году. Происходил он из бачванских (югославских) русин. Образование получил на богословском факультете Загребского университета, во Львовской духовной академии и на философском фа­культете во Оренбурге, где его удостоили докторской степени. Это был превосходно образованный богослов, церковный историк, философ и поэт. В сан пресвитера он был рукоположен в 1913 году и с тех пор священствовал во Львове до 1930 года, состоял профессором Львовской Богословской академии. Изучение творений святых отцов убедило его в том, что Православие хранит в неповрежденной чистоте веру Древ­ней Церкви. Свои богословские воззрения Костельник высказывал в печатных трудах, и в 1930 году был за это лишен профессорской кафе­дры. Хотя его лишили возможности публиковать свои работы, посвя­щенные критике католической доктрины, в 30-е годы он написал большую часть своих богословских трудов. У отца Гавриила сложилось твердое убеждение в богословской несостоятельности и беспочвеннос­ти унии, в ее антицерковной и антинациональной природе и в неиз­бежности ее гибели. После окончания войны протопресвитер Гавриил Костельник сразу же приступил к великому делу воссоединения укра­инских греко-католиков с Православной Церковью-Матерью. Ревност­ные труды по укреплению церковного единства в Галиции он продол­жил и после Львовского Собора.

20 сентября 1948 года великого поборника Православия настигла месть врагов Церкви. Он был убит возле храма Преображения, в кото­ром только что совершил Божественную литургию, своей кровью запе­чатлев верность Вселенскому Православию.

Через три года после Львовского Собора состоялся Собор униатско­го духовенства в Ужгороде, в результате которого с Православной Цер­ковью воссоединились униаты Закарпатья. Воссоединенная епархия слилась с расположенной на той же территории Мукачевской епархи­ей. Так уния прекратила свое легальное существование в пределах СССР.

Одни из бывших греко-католиков Галиции и Закарпатья с искрен­ним убеждением воссоединились с единокровными братьями в лоне Православной Церкви, к которой искони принадлежали их предки, другие же присоединились не по убеждению, а по обстоятельствам времени, ввиду запрета на легальное существование Униатской церк­ви, или не придавая особой важности вероисповедным различиям между Православием и Католицизмом, либо по соображениям оппор­тунистического характера. Горстка униатов осталась вне Православной Церкви.

Большая заслуга в деле созидания вероисповедного единства укра­инского народа принадлежит митрополиту Киевскому и Галицкому Иоанну. Его мирское имя – Иван Александрович Соколов. Он родился в семье диакона в 1877 году, богословское образование получил в Пе­рервинском духовном училище и в Московской семинарии. По окон­чании семинарии учительствовал в начальной школе при Угрешском монастыре. В 1901 году принял священство. В 1912 году священник Иоанн Соколов заочно закончил Институт археологии, защитив дис­сертацию на тему: «Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII века по крюковым и нотным книгам». Овдовев в 1915 году, отец Иоанн продолжал священствовать в Москве в трудные годы мировой и гражданской войн и послевоенной разрухи.

В 1928 году он принял постриг и тогда же был хиротонисан в ви­карного епископа Московской епархии; впоследствии занимал Брян­скую, Вологодскую и Архангельскую кафедры. Но в 1939 году вынуж­ден был оставить архиерейское служение. В начале войны Преосвя­щенный Иоанн оказался в Ульяновске, возле Главы Русской Церкви – Патриаршего Местоблюстителя. Там он вступил в управление ульянов­ской епархией, в 1942 году был переведен в Ярославль, а в 1944 году, после назначения митрополита Николая на Крутицкую кафедру, был возведен в сан митрополита Киевского и назначен Экзархом Украины.

Ему предстояло много потрудиться над умиротворением верующего украинского народа и устроением церковной жизни на Украине, рас­строенной раскольническими действиями епископа Поликарпа и дру­гих самочинников. Митрополит Иоанн взял на себя тяжелую ношу по очищению украинского клира от самозванцев, получивших незаконное посвящение от запрещенных епископов. И, наконец, под его общим руководством осуществлялось воссоединение греко-униатов в Галиции и Закарпатье. В течение 20 лет, до 1964 года, митрополит Иоанн под­визался на старейшей русской епископской кафедре. Несмотря на преклонный возраст и крайнюю занятость административными труда­ми, он часто служил в соборах и монастырских церквах, за богослуже­ниями проповедовал. Митрополит Иоанн скончался на покое в Киеве 29 марта 1968 года, переступив за 90-летний рубеж своей многотруд­ной и многоплодной жизни.

В послевоенные годы Русская Православная Церковь, преодолевая внутренние расколы и отдаления, приобрела небывало высокий авто­ритет в православном мире.

К 1949 году епископат Русской Церкви насчитывал уже 74 архи­ерея, занимавших кафедры в пределах нашей страны. Среди них – Па­триарх Алексий, митрополиты: Крутицкий – Николай, Киевский – Ио­анн, Ленин-градский – Григорий, Рижский – Вениамин (Федченков), Новосибирский – Варфоломей (Городцев); 21 архиепископ, в том чис­ле один викарный, 40 епархиальных и 7 викарных епископов.

Смерть И.В.Сталина в 1953 году вызвала глубокие перемены в жиз­ни Советской страны, которые были названы оттепелью. Эти переме­ны не обошли стороной и Русскую Православную Церковь. Из лаге­рей, в которых томились миллионы узников, начали выпускать невинно осужденных, вначале по амнистии, потом большинство осужденных – по реабилитации. В слове, сказанном в московском храме святого Илии Пророка в праздник Иконы Божией Матери «Нечаянная ра­дость» в 1956 году, митрополит Николай прикровенно коснулся волно­вавшей тогда людей радостной темы возвращения из лагерей людей, уже оплаканных близкими, наравне с покойниками: «Нечаянная ра­дость – это неожиданная радость, - сказал святитель. – Пропал без вес­ти человек, годы о нем не слышал никто, близкие считают его погиб­шим – и вдруг он дает о себе весть или является сам. Опять милость Божия! Нечаянная радость!»

Освобождены были и священнослужители – те, кто оставался в узах с еще довоенных времен, и те, кто был арестован после войны – либо за то, что во время войны, находясь на занятой врагом территории, совершал богослужения по разрешению оккупационных властей, либо как «повторник», либо по клеветническим доносам. Среди выпущен­ных на волю священнослужителей были и архиереи: митрополит Мануил (Лемешевский), арестованный в четвертый раз в 1948 году и вы­пущенный на волю в 1955 году, камчатский миссионер митрополит Нестор (Анисимов), арестованный сразу же после своего возвращения из Китая на Родину, епископ Вениамин (Новицкий), проведший в за­ключении 10 послевоенных лет; епископ Афанасий (Сахаров), кото­рый, по его собственным словам, в общей сложности провел «в узах и горьких работах» 254 месяца.

 

Вопрос 49

Дата: 2019-11-01, просмотров: 227.